Курс «Методика организации досуговой деятельности детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря»
Целевая аудитория: участники студенческих педагогических отрядов, сформированных на базе высших и средних специальных учебных заведений г. Пензы и Пензенской области (вожатые, аниматоры, младшие воспитатели)
Лекция № 2
Периодизация лагерной смены
Основой деятельности детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) является лагерная смена. В этом понятии заключен основной педагогический смысл лагерной жизни, можно даже сказать, что вся жизнедеятельность лагеря фокусируется в лагерной смене.
Приезжая в лагерь, дети приезжают на определенную смену. Детские впечатления от лагеря — это впечатления от конкретной смены, в которой был ребенок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному.
Смена — это очень точное название для периодов жизнедеятельности такой специфической педагогической системы, как детский лагерь, и такого специфического объединения, как временный детский коллектив (ВДК).
Смена в лагере — это смена ребенком своего окружения, стиля жизнедеятельности, а порой и изменение себя.
Для большинства взрослых смена — это тоже смена стиля жизни, смена привычных форм и методов работы (по своей сути, каждая смена должна отличаться от другой идеей, делами, оформлением и т. д.).
Таким образом, смена в лагере — определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.
Название периода | Время (длительность) | Содержание | Цели и задачи | Формы работы вожатого | Примерные мероприятия |
Подготовительный | До приезда в ДОЛ. Продолжительность может бытть разной: от пары дней до двух недель. | Эмоциональная «настройка» ребенка и педагогического работника (вожатого) на предстоящую смену. Ребенок и вожатый определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. Подготовка вожатых к работе в ДОЛ (теория, практика, сдача экзаменов, педагогическая олимпиада) | -Разработка программы лагерной смены . — составление план-сетки внутриотрядных и общелагерных мероприятий . -формирование у вожатых теоретических и практических навыков работы в ДОЛ. | -моделирование содержания, основных форм и методов работы, системы управления, логики развития смены | Лекционные и практические занятия для вожтых |
Организационный | Первые 3-4 дня смены | Адаптация детей и подростков к новым условиям жизни, освоение территории, знакомство с окружением, предстоящей деятельностью | -знакомство детей друг с другом . -знакомство с законами и традициями ДОЛ и отряда, территорией . -первоначальное сплочение ВДК . -создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, в смене . -проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят . -формирование основ самоуправления в детском объединении. | Игры на знакомство, визитки с именами | «Эволюция», «Подари мне на рождество», «Дрозд», «Имя, цвет, ассоциация» |
Игры на снятие эмоционального напряжения | «Куколка», «Фигура», «Апельсин» | ||||
Игры на сплочение, доверие, взаимодействие | «Рука к руке», «Атомы-молекулы», «Коленочки», Групповой автопортрет» | ||||
Игры на выявление лидеров | «Презентация», «Скульптура», «Аббревиатура» | ||||
Коллективно-творческие дела (КТД) — экскурсии | «Разведка», «Разведка интересных дел», «Марш-старт» | ||||
«Огонек» знакомства | «Звездопад», «Любит, умеет, знает, надеется», «Расскажи мне о себе» | ||||
Основной | 5-19 дни смены | Период личностной самореализации ребенка | — овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы . — создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала . — развертывание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков . — корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности . — создание условий для деятельности органов детского самоуправления . — организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в ее разработке и проведении . — создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах детского самоуправления . -показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы . — показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений . — корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий . — анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разнообразных видах деятельности. | Игры на принятие социальных ролей | Проигрывание соц.ролей в ДОЛ |
Игры на повышение самооценки | «Без ложной скромности», «Цветок», «Самого себя любить» | ||||
Игры на формирование поведения в конфликтных ситуациях | «Ковер мира», «Камушек в ботинке», «Спустить пар» | ||||
Игры на командную работу | «Енотовы круги», «Досчитать до 18», «Построй фигуры» | ||||
Тренинги (на командообразование, личностного роста) с элементами арт-терапии, игровой терапии | «Веревочный курс», «Вместе мы сила», «Я лучший» | ||||
игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, клубные занятия, трудовые акции, КТД и т.д. | «Книга рекордов Гиннеса», «Макетирование», «Семь – Я», «Синема», «Кинофест», «Кельтское колесо», эстафеты, «Веселые старты», «Олимпийские игры» | ||||
Тематические и конфликтные огоньки, огоньки анализа дня | «Черно-белый и цветной кадр дня», «Если б я был вожатым», «Ниточка», «Любовь», «Дружба», «Счастье», «Песня» и т.д. | ||||
Итоговый | Последние 3-4 дня смены | Подведение итогов и самоанализ ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей послелагерной жизни. | — групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений . — оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе . — создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены . — стимулирование положительных изменений в личности участника смены как фактора его реадаптации к возвращению домой . — организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом . — диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития. | деловые игры, пресс-конференции, творческие дела («для дома», «для лагеря») Прощальный «огонек» итоговый сбор отряда | «Подарок мне», «Подарок отряду», «Подарок домой» «Живой огонь», «Созвездие», «Паутинка» |
Постлагерный | Срок неопределенный, зависит от конкретных обстоятельств | Рефлексия, всесторонний анализ того, что было на смене | На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребенок, подросток окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы в данный период влияют на отношение ребенка к лагерной жизни. |
Домашнее задание:
1 группа – игры на знакомство
2 группа – игры на сплочение
3 группа – игры на выявление лидеров