Утверждаю_______
Зав. МБДОУ №5 «Дружба»
|
МагомедоваП.М.
По программе
Вторая младшая группа
Воспитатели: Магомедова Мелахат. Ф.
Мамалиева Фарида.Р
2021—2022гг.
Формирование элементарных математических редставлений
Сентябрь |
|
Тема |
Задачи |
Занятия №1 |
|
Занятия №2 |
Воспитатель проводит дидактические игры с целью уточнения знаний детей в области математики. |
Занятия №3 |
Закрепление умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова «большой», «маленький». |
Занятия № 4 |
Закрепление умения различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова «большой», «маленький». |
Октябрь |
|
Занятия №1 |
Закреплять умение различать количество предметов, используя слова «один», «много», «мало». |
Занятия №2 |
Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделением из нее одного предмета; учить понимать слова «много», «один», «ни одного». |
Занятия №3 |
Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «Сколько?» и определять совокупности словами «один», «много», «ни одного». Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно – двигательным путем. |
Занятия №4 |
Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами «один», «много», «ни одного». Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно – двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький. |
Ноябрь |
|
Занятия №1 |
Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами «длинный – короткий», «длиннее – короче». Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами «один», «много», «ни одного». |
Занятия №2 |
Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «Сколько?», используя слова «один», «много». Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «длинный – короткий», «длиннее – короче». |
Занятия №3 |
Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами «один», «много». Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат. |
Занятия №4 |
Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами «один», «много». Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. |
Декабрь |
|
Занятия №1 |
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами «длинный – короткий», «длиннее – короче», «одинаковые по длине». Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке. |
Занятия №2 |
Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами «длинный – короткий», «длиннее – короче». |
Занятия №3 |
Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов «помногу», «поровну». Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки. |
Занятия №4 |
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения «помногу», «поровну», столько – сколько». Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова «длинный – короткий», «длиннее – короче». |
Январь |
|
Занятия №1 |
Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «широкий – узкий», «шире – уже». Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами «помногу», «поровну», «столько – сколько». |
Занятия №2 |
Учитьсравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами «широкий – узкий», «шире – уже». Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами «помногу», «поровну», «столько – сколько». Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. |
Занятия №3 |
Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами «помногу», «поровну», «столько – сколько». Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами «широкий – узкий», «шире – уже», «одинаковые по ширине». |
Занятия №4 |
Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами «помногу», «поровну», «столько – сколько». Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом. |
Февраль |
|
Занятия №1 |
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами «помногу», «поровну», «столько – сколько». Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами «вверху – внизу». |
Занятия №2 |
Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова « высокий – низкий», «выше – ниже». |
Занятия №3 |
Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «высокий низкий», «выше – ниже». Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «поровну», «столько – сколько». |
Занятия №4 |
Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами «больше – меньше», «столько – сколько». Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами «высокий – низкий», «выше – ниже». |
Март |
|
Занятия №1 |
Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «больше – меньше», «столько – сколько», «поровну». Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник. |
Занятия №2 |
Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями «поровну», «столько – сколько», «больше – меньше». Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. |
Занятия №3 |
Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами «столько – сколько», «больше – меньше». Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь. |
Занятия №4 |
Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. |
Апрель |
|
Занятия №1 |
Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. |
Занятия №2 |
Закреплять умение детей воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами «большой», «маленький»; различать пространственные направления, от себя и обозначать их словами «впереди – сзади», «слева – справа». |
Занятия №3 |
Учить детей различать одно и много движений и обозначать их количество словами «один», «много». Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами «впереди – сзади», «вверху – внизу», «слева – справа». Совершенствовать умение детей составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. |
Занятия №4 |
Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами «много» и «один». Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер. |
Май |
|
Занятия №1 |
Упражнять детей в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами «большой», «маленький». Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и тд. |
Занятия №2 |
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб. |
Занятия №3 |
Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы. |
Занятия №4 |
Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы. |
Развитие речи
Месяц
|
Тема |
Программное содержание |
Сентябрь |
Тема: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».
|
Формирование у детей симпатии к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры); осознания того, что каждый из них – замечательный ребенок и взрослые их любят. |
|
Тема:Чтение русской народной сказки «Кто, петух и лиса». |
Знакомство детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской). |
|
Тема: звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись». |
Упражнения в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизация в речи детей обобщающих слов. |
|
Тема: Звуковая культура речи: звук у. |
Упражнения в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отработка плавного выхода; побуждения произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию). |
Октябрь |
Тема:Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). |
Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами. |
|
Тема: Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова» |
Познакомить со сказкой «Колобок» (обр. К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии. |
|
Тема: Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». |
Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о. |
|
Тема: Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…». |
Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А . Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору. |
Ноябрь
|
Тема: «Дождик». Стр. 14 Дидактическое упражнение «Что из чего получается». |
Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии. |
|
Тема:Звуковая культура речи: звук и. |
Упражнять детей в четк4ом и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). |
|
Тема: Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). |
Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т. |
|
Тема: Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке». |
Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака. |
Декабрь
|
Тема: «Храбрый козлик» стр. 34 |
Познакомить детей с Дагестанской даргинской сказкой «Храбрый козлик», с образом храброго козлика Упражнять в выразительном чтении отрывками сказки. |
|
Тема: Повторение сказки «Храбрый козлик». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек». |
Помочь детям вспомнить сказку «Храбрый козлик». Упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек). |
|
Тема: Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет, стихотворения А. Босева «Трое». |
Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А. Босаева «Трое» (пер. с болг. В. Викторова). |
|
Тема: Игра – инсценировка «У матрешки – новоселье». |
Способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвета. |
Январь |
Тема: Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди». |
Познакомить детей со сказкой «Гуси – Лебеди» (обр. М. Булатова), вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку. |
|
Тема: Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди» и сюжетных картин (по выбору педагога). |
Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Формировать у детей умение рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предложения. |
|
Тема: звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Встань словечко». |
Упражнять детей в четком произношении звуков м, мьв словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии. |
|
Тема: Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка». |
Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь. |
Февраль |
Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» |
Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обр. В. Даля), помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец). |
|
Тема:Звуковая культура речи: звуки б, бь. |
Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словазах). |
|
Тема:Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились». |
Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились», учить выразительно, читать стихотворение. |
|
Тема: Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». |
Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления). |
Март |
Тема: Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…». |
Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она». Совершенствовать диалогическую речь. |
|
Тема: Звуковая культура речи: звуки т, п, к. |
Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п, к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. |
|
Тема:Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». |
Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой). Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки. |
|
Тема: Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось»). |
Продолжать учить рассматривать сюжетную картину, помогая определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов). |
Апрель |
Тема: Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?». |
Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года. |
|
Тема: Звуковая культура речи: звук ф. |
Формировать у детей умение отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком. |
|
Тема:Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка – рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). |
Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка – рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено. |
|
Тема: Звуковая культура речи: звук с. |
Отрабатывать четкое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог.
|
Май |
Тема: Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца». Литературная викторина. |
Познакомить детей с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. |
|
Тема: Звуковая культура речи: звук з. |
Упражнять детей в четком произношении звука з. |
|
Тема: Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья». |
Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течении года; запомнить новое стихотворение. |
|
Тема: Звуковая культура речи: звук ц. |
Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. |
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование
Месяц
|
Тема |
Программное содержание |
Сентябрь |
Тема: «Знакомство с карандашом и бумагой».
Материалы. Цветные карандаши, альбомные листы. |
Формирование умения рисовать карандашами; правильно держать карандаш, вести им по бумаге, не сжимая слишком сильно на бумаге и не сжимая его сильно в пальцах. Привлечение внимания детей к следам, оставляемым карандашом на бумаге; предложения провести пальчиками по нарисованным линиям и конфигурациям. Формирование умения видеть сходство штрихов с предметами. Развитие желания рисовать. |
|
Тема: «Идет дождь».
Материалы. Карандаши синего цвета, бумага размером ½ альбомного листа. |
Формирование умения передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закрепление умения рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развитие желания рисовать. |
|
Тема: «Привяжем к шарикам цветные ниточки».
Материалы. Краски гуашь, альбомные листы, банки с водой, кисти, салфетки. |
Формирование умения правильно держать карандаш; рисовать прямые линии сверху вниз; вести линии неотрывно, слитно. Развитие эстетического восприятия. Формирование умения видеть в линиях образ предмета. |
|
Тема: «Красивые лесенки» (вариант «Красивый дагестанский полосатый коврик»).
Материалы. Бумага размером ½ альбомного листа (или формат А4); краски гуашь четырех цветов (на разные столы краски двух цветов в разной комбинации, красиво сочетающиеся), банки с водой, кисти, краски. |
Формирование у детей умения рисовать линии сверху вниз; проводить их прямо, не останавливаясь; набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к тряпочке. Продолжение знакомства с цветами. |
Октябрь |
Тема:«Разноцветный ковер из листьев».
Материалы.Осенние листья деревьев. Бумага размером ½ альбомного листа, краски гуашь (желтая, красная), банки с водой, кисти. |
Развивать эстетическое восприятие. Учить правильно, держать кисть, опускать ее в краску всем вопросом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге. |
|
Тема: «Цветные клубочки».
Материалы. Клубок ниток. Цветные карандаши или цветные мелки, фломастеры, альбомные листы. |
Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша (фломастера) от бумаги; правильно держать карандаш; в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Обращать внимание детей на красоту разноцветных изображений. |
|
Тема:«Колечки» («Разноцветные мыльные пузыри»).
Материалы. Цветные карандаши, бумага размером ½ альбомного листа. |
Учить правильно, держать карандаш, передавать в рисунке округлую форму. Отрабатывать кругообразное движение руки. Учить использовать в процессе рисования карандаши разных цветов. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. |
|
Тема: «Раздувайся, пузырь…».
Материалы. Краски гуашь (на каждый стол две разные краски), альбомные листы, банки с водой, кисти, салфетки. |
Закреплять умение детей передавать в рисунке образы подвижной игры. Закреплять умение рисовать предметы круглой формы разной величины. Формировать умение рисовать красками, правильно держать кисть. Закреплять знание цветов. Развивать образные представления, воображение. |
Ноябрь |
Тема: «Красивые воздушные шары (мячи)».
Материалы. Цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы на каждого ребенка или длинный лист бумаги для коллективной композиции. |
Учить детей рисовать предметы круглой формы. Учить правильно держать карандаш, в процесс рисования использовать карандаши разных цветов. Развивать интерес к рисованию. Вызвать положительное эмоциональное отношение к созданным изображениям. |
|
Тема: «Разноцветные колеса» («Разноцветные обручи»).
Материалы. Колечки (обручи). Краски гуашь разных цветов (по две разные краски на каждый стол), бумага размером ½ альбомного листа (или большего формата, если кисти размера 10 и больше), банки с водой, кисти, салфетки. |
Учить детей рисовать предметы круглой формы слитным неотрывным движением кисти. Закреплять умение промывать кисть, промакивать ворс промытой кисти о тряпочку. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. Учить рассматривать готовые работы. |
|
Тема: «Нарисуй что – то круглое».
Материалы.4-5 разных игрушек круглой формы, которые дети раньше не рисовали. Краски гуашь, альбомные листы, банки с водой, кисти, салфетки. |
Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение пользоваться красками, правильно держать кисть. Учить промывать кисть перед тем, как набрать другую краску, и по окончании работы. |
|
Тема: «Нарисуй, что хочешь, красивое».
Материалы.Цветные карандаши, альбомные листы. |
Вызвать желание рисовать. Развивать умение самостоятельно задумывать содержание рисунка, осуществлять свой замысел. Упражнять в рисовании карандашами. Учить радоваться своим рисункам и рисункам товарищей; называть нарисованные предметы и явления. Воспитывать самостоятельность, развивать творчество. |
Декабрь |
Тема: «Снежные комочки, большие и маленькие» («Ватные комочки»).
Материалы.Листы цветной бумаги формата А4 или немного больше (в зависимости от размера кистей), белая гуашь, банки с водой, кисти, салфетки. |
Закреплять умение детей рисовать предметы круглой формы. Учить правильным приемам закрашивания красками (не выходя за контур, проводить линии кистью сверху вниз или слева направо). Учить повторять изображение, заполняя свободное пространство листа. |
|
Тема: «Деревья на нашем участке».
Материалы. Белая бумага размером ½ альбомного листа (или большой лист для коллективной композиции), краски гуашь, банки с водой, кисти, салфетки. |
Учить передавать в рисовании образ дерева; рисовать предметы, состоящие из прямого вертикального изображения по всему листу бумаги, рисовать крупно, во весь лист. Продолжать учить рисовать красками. |
|
Тема: «Елочка».
Материалы. Бумага размером ½ альбомного листа, гуашь темно – зеленого цвета, кисти, банки с водой, салфетки. |
Закреплять умение передавать в рисовании образ елочки; рисовать предметы, состоящие из линий (вертикальных, горизонтальных или наклонных); пользоваться красками и кистью (промывать кисть в воде и промокать ее о тряпочку, прежде чем набрать краску другого цвета). |
|
Тема: «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров».
Материалы. 3-4 дымковские игрушки, украшенные простыми узорами. Альбомные листы, краски гуашь (2-3 цветов, по одной на двух сидящих рядом детей), кисти, вода, салфетки. |
Познакомить с народными дымковскими игрушками. Вызвать радость от рассматривания яркой, нарядной расписной игрушки. Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет. |
Январь |
Тема:«Новогодняя елка с огоньками и шариками».
Материалы. Альбомные листы; краски гуашь зеленая, желтая, розовая, голубая, белая; кисти, банки с водой, салфетки. |
Учить детей передавать в рисунке образ нарядной елочки; рисовать елочку крупно, во весь лист; украшать ее, используя приемы примакивания, рисования круглых форм и линий. Развивать эстетическое восприятие, образные представления. Познакомить с розовым и голубым цветами. Вызывать чувство радости от красивых рисунков. |
|
Тема: «Украсим рукавичку – домик» (интегрированное занятие по мотивам театрализованного действия).
Материалы. Вырезанные из бумаги педагогом рукавички, краски гуашь 4-5 цветов, кисти, банки с водой, салфетки. |
Учить создавать сказочный образ. Закреплять умение украшать предмет, использовать в процессе рисования краски разных цветов; чисто промывать кисть и осушать ее о салфеточку, прежде чем взять другую краску. |
|
Тема:Рисование по замыслу.
Материалы.Кисти, краски гуашь, вода, салфетки, альбомные листы, тонированные в разные цвета. |
Учить задумывать содержание рисунка, использовать усвоенные приемы рисования. Учить заполнять изображениями весь лист. Вызвать желание рассматривать рисунки, обсуждать их; радоваться красочным изображениям, их разнообразию. |
|
Тема: «Украсим дымковскую уточку».
Материалы. 2-3 дымковские игрушки. Вырезанные педагогом из белой бумаги уточки (длина силуэта уточки 10-12см), краски гуашь 2 цветов (разные сочетания красок на каждом столе), кисти, салфетки, банки с водой. |
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку. Вызывать радость от получившегося результата; от яркости, красоты дымковской росписи. |
Февраль |
Тема: «Мы слепили на прогулке снеговиков».
Материалы.Тонированная бумага (бледно-голубая, серая); краски гуашь, банки с водой, кисти, салфетки, фломастеры. |
Вызывать желание создавать в рисунке образы забавных снеговиков. Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; навык закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз или слева направо всем ворсом кисти. |
|
Тема: «Светит солнышко».
Материалы. Тонированная бумага (бледно- голубая, серая), краски гуашь желтая, белая, красная, коричневая; кисти, банки с водой, салфетки. |
Учить передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями. Закреплять умение отжимать лишнюю краску о край розетки (баночки). Учить дополнять рисунок изображениями, соответствующими теме. Развивать самостоятельность, творчество. |
|
Тема: «Самолеты летят».
Материалы. Листы бумаги светло-голубого тона, краски гуашь светло-серого цвета, банки с водой, салфетки. |
Закреплять умение рисовать предметы, состоящие из нескольких частей; проводить прямые линии в разных направлениях. Учить передавать в рисунке образ предмета. Развивать эстетическое восприятие. |
|
Тема: «Деревья в снегу» (вариант «Зимний лес» — коллективная работа).
Материалы. Альбомные листы, краски гуашь, банки с водой, кисти, салфетки. |
Учить детей передавать в рисунке картину зимы. Упражнять в рисовании деревьев. Учить располагать на листе несколько деревьев. Закреплять умение промывать кисть. Развивать эстетическое восприятия. |
Март |
Тема: «Красивые флажки на ниточке» (вариант «Лопаточки для кукол»).
Материалы. Флажки на ниточке (разноцветные). Цветные карандаши (фломастеры), полоска бумаги размером 10Х20 см с проведенной воспитателем линией – ниточкой. |
Учить детей рисовать предметы прямоугольной формы отделёнными вертикальными и горизонтальными линиями. Познакомить с прямоугольной формой. Продолжать отрабатывать приемы рисования и закрашивания рисунков цветными карандашами. |
|
Тема: «Нарисуйте, кто что хочет, красивое».
Материалы.Бумага формата А4, цветные карандаши, фломастеры, краски гуашь (цвета на выбор детей), кисти, баночки с водой, салфетки. |
Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть и выделять красивые предметы, явления. Закреплять умение детей рисовать разными материалами, выбирая их по своему желанию. |
|
Тема: «Знакомство с балхарским орнаментом».
Материалы. Балхарские изделия, таблицы с элементами балхарской росписи, бумага, кисти, краска гуашь, фломастеры. |
Познакомить детей с некоторыми элементами балхарской росписи. Формировать умение выполнять несложные узоры кистью на бумаге. Развивать наблюдательность, чувство ритма в процессе выполнения узора. |
|
Тема: «Нарисуй что- то прямоугольной формы».
Материалы. Альбомные листы, цветные карандаши. |
Учить самостоятельно, задумывать содержание рисунка, применять полученные навыки изображения разных предметов прямоугольной формы. Учить отбирать ля рисунка карандаши нужных цветов. Упражнять в рисовании и закрашивании предметов прямоугольной формы. Развивать чувство цвета, воображение. |
Апрель
|
Тема: «Знакомство с унцукульским орнаментом».
Материалы. Изделия унцукульских мастеров, методическая таблица с элементами орнамента, бумага, карандаш, фломастеры, кисть и краска гуашь. |
Познакомить детей с отдельными элементами унцукульского орнамента. Формировать умение создавать узоры на бумаге из одного – двух элементов. Содействовать осмысленному использованию графических средств: точки, линии, штриха в узоре. Прививать чувство композиции, ритма. |
|
Тема: «Скворечник» (вариант «Домик для собачки»).
Материалы. Белая бумага размером ½ альбомного листа (разрезанного по горизонтали), цветные карандаши. |
Учить детей рисовать предмет, состоящий из прямоугольной формы, круга, прямой крыши; правильно передавать относительную величину частей предмета. Закреплять приемы закрашивания. |
|
Тема: «Красивый коврик».
Материалы. Цветные карандаши (фломастеры), квадратные листы бумаги (сторона 10см) (по 2-3 листа на каждого ребенка). |
Упражнять детей в рисовании линий разного характера (прямых, наклонных, волнистых и др.). учить пересекать линии; украшать квадратный лист бумаги разноцветными линиями, проведенными в разных направлениях. |
|
Тема: «Красивая тележка» (вариант «Красивый поезд»).
Материалы. Бумага размером ½ альбомного листа, цветные карандаши. |
Продолжать формировать умение изображать предмет, состоящий из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Упражнять в рисовании и закрашивании красками. Поощрять умение выбирать краску по всему вкусу; дополнять рисунок деталями, подходящими по содержанию к главному изображению.
|
Май |
Тема: «Картинка о празднике».
Материалы.Тонированная бумага формата А4 (бледно-желтая, бледно-зеленая), краски гуашь красная, желтая, голубая, зеленая, белая; кисти, банки с водой, салфетки. |
Продолжать развивать умение на основе полученных впечатлений определять содержание своего рисунка. Воспитывать самостоятельность, желание рисовать то, что понравилось. Упражнять в рисовании красками. |
|
Тема: «Одуванчики в траве».
Материалы. Альбомные листы бумаги зеленого тона, краски гуашь желтая, зеленая; кисти, банки с водой, салфетки. |
Вызывать желание передавать в рисунке красоту цветущего луга, форму цветов. Отрабатывать приемы рисования красками. Закреплять умение аккуратно промывать кисть, осушать ее тряпочку. Развивать эстетическое восприятие, воображение. |
|
Тема: Рисование красками по замыслу.
Материалы. Тонированная бумага; краски гуашь, красная, белая, голубая, желтая, зеленная; кисти, банки с водой, салфетки. |
Развивать самостоятельность в выборе темы. Учить детей вносить в рисунок элементы творчества, отбирать для своего рисунка нужные краски, пользоваться в работе полученными умениями и навыками. |
|
Тема: «Платочек» («Высокий новый дом», «Платье для куклыАсият»).
Материалы.Белая бумага размером 15Х15 см; краски гуашь красная, синяя, желтая, зеленая, голубая, розовая; кисти, банки с водой, салфетки. |
Учить детей рисовать на платье узор, состоящий из вертикальных и горизонтальных линий, добиваясь слитного, непрерывного движения. Учить самостоятельно подбирать сочетания красок для платочка (платья); при рисовании дома передавать его основные части: стены, окна и др. |
Лепка .Аппликация.
Месяц |
Тема |
Программное содержание |
Сентябрь |
Занятие №1 Лепка «Знакомство с глиной, пластилином».
Материалы. Глина, доски или клеенки. |
Формирование представлений о том, что глина мягкая, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Формирование умения класть глину и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развитие желания лепить. |
|
Занятия №2 Аппликация«Большие и маленькие мячи».
Материалы.Бумажные круги – мячи большие и маленькие, круг из бумаги (белой или светлого оттенка любого цвета) – тарелка (диаметр 15см), кисти для клея, салфетки, клей. |
Формирование умения выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закрепление представлений о предметах круглой формы, их различии по величине. Формирование умения аккуратно наклеивать изображения. |
|
Занятия №3 Лепка «Палочки» («Конфетки»).
Материалы. Небольшие комочки глины, доски.
|
Формирование умения отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Закрепление умения работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить. |
|
Занятия №4 Аппликация «Шарики катятся по дорожке» (вариант «Овощи (фрукты) лежат на круглом подносе»).
Материалы. Полоски белой бумаги 15х6см, бумажные кружки разных цветов на разные столы (диаметр 4см), клей кисти для клея, клеенки (на каждого ребенка). |
Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами одной и другой руки, называя ее (круглый шарик (яблоко, мандарин и др.)). Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали, брать на кисть немного клея, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью). |
Октябрь |
Занятия №1 Лепка «Колобок».
Материалы. Полоса – дорожка (зеленая, светло – коричневая или светло – серая). Глина, доски, палочки. |
Вызвать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с глиной. Учить рисовать палочкой на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот). |
|
Занятия №2 Аппликация«Большие и маленькие яблоки на тарелке».
Материалы.Яблоки большие и маленькие. Круги – тарелочки, вырезанные из белой бумаги (диаметр 15 – 18см), бумажные кружочки одного цвета (зеленые, желтые или красные) (диаметр кружков 3см и 2 см), кисти для клея, салфетки. Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518 |
Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы). |
|
Занятия №3 Лепка«Балхарской посуды».
Материалы.Балхарская керамическая посуда, таблицы,глина (пластилин)для лепки, блюдца с водой, доски, кисть, гуашь. |
Учить детей раскатывать глину между ладонями прямимы движениями, делать палочки, соединять их в кольца и лепить посуду ленточным способом. Познакомить с приемами рельефного украшения. Прививать интерес к занятиям по лепке. Приучать детей к аккуратности в работе с глиной (завернуть рукава перед лепкой, после лепки аккуратно сложить все изделия на стол, вымыть руки). |
|
Занятия №4 Аппликация«Ягоды и яблоки лежат на блюдечке».
Материалы.Круг из бумаги белого цвета (диаметр 20см), бумажные кружки красного цвета (диаметр 2см) и желтовато – зеленого цвета (диаметр 4-6см), клей, кисти для клея, салфетки. |
Закреплять знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем, применении салфеточки для аккуратного наклеивания. Учить свободно, располагать изображения на бумаге. |
Ноябрь |
Занятия №1 Лепка«Крендельки».
Материалы.Крендельки. Глина, доски. |
Закреплять прием раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить детей по-разному свертывать получившуюся колбаску. Формировать у детей умение рассматривать работы, выделять сходство и различия, замечать разнообразие созданных изображений. |
|
Занятия №2 Аппликацияна полосе«Шарики и кубики»
Материалы. Полоска бумаги размером 6х18см, круги (диаметр 3см) и квадраты размером 3х3см (одного цвета на каждый стол), клей, кисти для клея, салфетки. |
Познакомить детей с новой для них формой – квадратом. Учить сравнивать квадрат и круг, называть их различия. Учить наклеивать фигуры, чередуя их. Закреплять правильные приемы наклеивания. Уточнить знание цветов. |
|
Занятия №3 Лепка«Пряники».
Материалы.Крендельки. Глина, доски. |
Закреплять умение детей лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками. Развивать желание делать что-либо для других. |
|
Занятия №4 Лепка«Печенье».
Материалы.Глина, доски, палочки для рисования узора на печенье. |
Закреплять умение детей раскатывать глину круговыми движениями; сплющивать шарик, сдавливая его ладонями. Развивать желание лепить. Продолжать отрабатывать освоенные навыки лепки. Закреплять умение аккуратно работать с глиной (пластилином). Развивать творчество. |
Декабрь |
Занятия №1 Лепка «Лепешки, большие и маленькие».
Материалы. Глина, доски, палочки для украшения вылепленных лепешек. |
Продолжать учить детей отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска глины; раскатывать комочки глины круговыми движениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Развивать творческие способности. |
|
Занятия №2 Аппликация«Пирамидка».
Материалы. Пирамидка (желательно, состоящая из шаров или колец одного цвета). Альбомные листы, бумажные кружки (разных цветов на разные столы), клей, кисти для клея, салфетки. |
Учить детей передавать в аппликации образ игрушки; изображать предмет, состоящий из нескольких частей; располагать детали в порядке уменьшающейся величины. Закреплять знание цветов. Развивать восприятие цвета, творческие способности. |
|
Занятия №3 Лепка «Башенка» («Пирамидка из дисков (колец)»).
Материалы. Башенка, состоящая из 4-5 колец одного цвета. Глина, доски. |
Продолжать учить детей раскатывать комочки глины между ладонями круговыми движениями; расплющивать шар между ладонями; составлять предмет из нескольких частей, накладывая одну на другую. Закреплять умение лепить аккуратно. |
|
Занятия №4 Аппликация«Знакомство с ковровым искусством Дагестана».
Материалы. Репродукции различных ковровых изделий. Небольшие коврики, материал (ковровая пряжа), инструменты (нож – крючок, колотушка), детский ткацкий станок. |
Познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана – ручное ковроткачество. Раскрыть некоторые его особенности – материал, специфика орнамента (растительный, геометрический, зооморфный и антропоморфный мотивы), цвет, элементы, композиции. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, труду мастериц. |
Январь |
Занятия №1 Лепка«Мандарины и апельсины».
Материалы.Мандарины и апельсины (или другие предметы круглой формы разной величины). Глина, доски. |
Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывая глину кругообразными движениями между ладонями. Учить лепить предметы разной величины. |
|
Занятия №2 Аппликация «Красивая салфеточка».
Материалы.Два образца салфеток, разные по цветовому решению. Белая бумага размером 15х15см, бумажные кружки разной величины (диаметр 3см и 2см), хорошо сочетающиеся по цвету (по 2 цвета на стол, разные сочетания на разные столы), кисти, клей, салфетки. |
Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине листа большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны – маленькие кружки другого цвета. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства, творческие способности. |
|
Занятия №3 Аппликация«Снеговик».
Материалы.Бумага голубого или серого цвета размером ½ альбомного листа, 2-3 бумажных кружка разного диаметра, дополнительные детали (шапка, палка, нос и др.), кисти для клея, клей, салфетки, цветные карандаши. |
Закреплять знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании. |
|
Занятия №4 Лепка «Маленькие куколки гуляют на снежной поляне».
Материалы. Пластилин или глина, палочки, доски (на каждого ребенка), подставка для коллективной композиции – небольшой картонный прямоугольник, покрытый ватой. |
Формировать у детей умение лепить предмет, состоящий из двух частей: столбика (шубка) и круглой формы (голова); раскатывать глину между ладонями прямыми и кругообразными движениями, соединить части предмета приемом прижимания. Развивать творческие способности. |
Февраль |
Занятие №1 Лепка «Воробушки и кот» (по мотивам подвижной игры).
Материалы. Игрушечные кот и воробушек. Глина (пластилин), доски, палочки для дорисовывания деталей. |
Продолжать формировать умение отражать в лепке образы подвижной игры. Развивать воображение и творчество. Закреплять полезные ранее навыки и умения в процессе создания образом игры в лепке и при восприятии общего результата. |
|
Занятия №2 Аппликация «Узор на круге».
Материалы. Бумажный круг диаметром 12см, 4 бумажных кружка диаметром 2,5 см и 4 бумажных кружка диаметром 1,5см, кисти для клея, клей, салфетки. |
Учить детей располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине; составлять узор в определенной последовательности: вверху, внизу, справа, слева – большие круги, а между ними – маленькие. Закреплять умение намазывать клеем всю форму. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность. |
|
Занятия №3 Аппликация «Цветы в подарок маме, бабушке».
Материалы. Бумажные кружки разных цветов и оттенков (диаметр 2-3см), палочка – стебелек и полоски – листочки зеленого цвета, ½ альбомного листа любого мягкого тона, кисти для клея, клей. |
Учить детей составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок). Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. |
|
Занятия №4 Лепка «Большие и маленькие птицы на кормушке».
Материалы. Игрушечные птицы (разные, большие и маленькие), иллюстрации с изображением птиц. Глина (пластилин), доски, палочки ля изображения деталей (на каждого ребенка), подставка – кормушка. |
Продолжать формировать у детей желание передавать в лепке образы птиц, правильно передавая форму тела, головы, хвоста. Закреплять приемы лепки. Развивать умение рассказывать о том, что слепили. Воспитывать творчество, инициативу, самостоятельность. Развивать воображение. |
Март |
Занятия №1 Лепка «Балхарские игрушки».
Материалы.Образцы глиняных игрушек и репродукции. Методические таблицы с изображением последовательности лепки и выполнения росписи изделий. Глина, стеки, блюдце с водой, подкладная доска, кисть, гуашь. |
Ознакомить детей с глиняной игрушкой балхарских мастериц. Углубить знания о пластической выразительности формы, приемах стилизации, декоративного решения образа. Учить детей приемам лепки игрушки. Воспитывать любовь к народной игрушке, способствовать развитию творческого воображения. |
|
Занятия №2 Аппликация«Флажки».
Материалы.Бумага размером ½ альбомного листа, бумажные прямоугольники размером 3х4см, полоски бумаги размером 1х8см, дополнительные листы бумаги и детали флажков, кисти для клея, клей, салфетки. |
Закреплять умение детей создавать в аппликации изображение предмета прямоугольной формы, состоящего из двух частей; правильно располагать предмет на листе бумаги, различать и правильно называть цвета; аккуратно пользоваться клеем, намазывать им всю форму. |
|
Занятия №3 Лепка «Угощение для кукол, мишек, зайчиков».
Материалы. Глина (пластилин, пластическая масса), доски, палочки для украшения изделий, бумажные тарелочки для раскладывания угощений.
|
Развивать умение детей выбирать из названных предметов содержание своей лепки. Воспитывать самостоятельность. Закреплять приемы лепки. Формировать желание лепить что-то нужное для игры. Развивать воображение. |
|
Занятия №4 Аппликация«Салфетка»
Материалы. Образец салфетки. Бумажные квадраты 12х12см; бумажные кружки (диаметр 2 см) и квадратики со стороной 2 см одного цвета (на каждый стол свой цвет), клей, кисти для клея, салфетки. |
Учить составлять узор из кружков и квадратиков на салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики – между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение наклеивать детали аккуратно. |
Апрель |
Занятия №1 Лепка «Зайчик (кролик)» (вариант «Наш игрушечный зоопарк» — коллективная работа).
Материалы.Кусок глины в виде толстой палочки, доски. |
Развивать интерес к лепке предметов, состоящих из нескольких частей. Учить делить комок глины на нужное количество частей: при лепке туловища и головы пользоваться приемом раскатывания глины кругообразными движениями между ладонями, при лепке ушей – приемами раскатывания палочек и сплющивания. Закреплять умение прочно соединять части, прижимая их друг к другу. |
|
Занятия №2 Аппликация«Скворечник».
Материалы. Скворечник (сделанный педагогом из бумаги). Альбомные листы; краски гуашь зеленая, желтая, коричневая; кисти, банки с водой, салфетки. |
Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие. |
|
Занятия №3 Лепка «Красивая птичка» (по дымковской игрушке).
Материалы.Игрушечная птичка. Глина, доски. |
Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей. Закреплять прием прощипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик); умение прочно скреплять части, плотно прижимая и друг к другу. |
|
Занятия №4 Лепка «Миски трех медведей».
Материалы.3 игрушечных медведя разной величины. Глина, доски. |
Учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания глины кругообразными движениями. Учить сплющивать и оттягивать края мисочки вверх. Закреплять умение лепить аккуратно. |
Май
Р. К. |
Занятия №1 Лепка «Угощение для куколАсият, Патимат, Фатимат».
Материалы.Глина (пластилин), доски. |
Закреплять умение детей отбирать из полученных впечатлений то, что можно изобразить в лепке. Закреплять правильные приемы работы с глиной. Развивать воображение, творчество. |
|
Занятия №2 Аппликация «Скоро праздник придет»
Материалы.Бумажные флажки красного цвета размером 6х4см, разноцветные бумажные кружки, черный карандаш для рисования ниточек к шарам, клей, кисти для клея, салфетки. |
Учить составлять композицию определенного содержания из готовых фигур, самостоятельно находить место флажкам и шарикам. Упражнять в умении намазывать части изображения клеем начиная с середины; прижимать наклеенную форму салфеткой; красиво располагать изображения на листе. |
|
Занятия №3 Лепка«Утенок».
Материалы.Игрушечный утенок. Глина, доски. |
Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв). Упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания. Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу.
|
|
Занятия №4 Аппликация «Цыплята на лугу»
Материалы.Иллюстрация, на которой изображены цыплята на лугу. Бумага зеленого цвета размером ½ листа ватмана (или полоса обоев), бумажные кружки (диаметром 2 и 4 см), полоски коричневой бумаги для ног, глаз, клюва; клей, кисти для клея, клеенки, салфетки. |
Учить детей составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе; изображать предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания. |
Ознакомление с окружающиммиром
Месяц |
Тема. |
Программное содержание |
Сентябрь |
Занятия №1 Ознакомление с окружающим миром Тема: «Хорошо у нас в детском саду».
Материалы. Письмо с приглашением на экскурсию по детскому саду. |
Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения. |
|
Занятия №2 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Няня моет посуду».
Материалы. Кукла Асият, фотографии. |
Знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени и отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду. |
|
Занятия №3 Ознакомление с природой. Тема: «Овощи с огорода».
Материалы.Игрушки=Дедушка и Бабушка, корзина с муляжами овощей (огурец, помидор, морковь, репа), атрибуты для инсценировки русской народной сказки «Репка»; овощи, нарезанные небольшими кубиками. (Внимание! Необходимо произвести термическую обработку овощей на кухне ДОУ.) |
Формирование умения различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширение представлений о выращивании овощных культур. Формирование желания участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка». |
|
Занятия №4 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Что мы делаем в детском саду».
Материалы.Колобок (игрушка), фотографии детей группы, воспитателей и помощника воспитателя. |
Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей; учить называть воспитателей по имени и отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю. |
Октябрь |
Занятия №1 Ознакомление с предмет. И социальным окружением. Тема: «Папа, мама, я – семья».
Материалы.Кукла Асият, фотоальбом с семейными фотографиями детей группы. |
Формирование первоначальных представлений о доме и семье.Воспитание у ребенка интереса к собственному имени. |
|
Занятия №2 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Чудесный мешочек».
Материалы. Мешок с предметами: кукольной посудой (кастрюля, сковородка, половник, нож, ложка, вилка) и муляжи овощей (морковь, огурец, редис, помидор); два подноса с символами «Рукотворный мир» и «Природный мир». |
Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Формировать уважение к маме, желание помогать ей в работе по дому. |
|
Занятия №3 Ознакомление с природой. Тема: «Меняем воду в аквариуме».
Материалы.Аквариум с рыбой, аквариум с водой, корм для рыб, стеклянный сачок. Игрушка Незнайка. |
Расширять знания детей о декоративных рыбках. Дать элементарные представления об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру. |
|
Занятия №4 Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Мой родной город».
Материалы.Фотографии домов, в которых живут дети, здания детского сада; иллюстрации с изображением различных домов (деревянные, кирпичные), улиц, деревьев, машин; письмо от Незнайки. |
Учить детей называть родной город Дагестанские Огни. Дать элементарные представления о родном городе. Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу. |
Ноябрь |
Занятия №1 Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Город Дербент».
Материалы.Картинки с изображением древнейшего города Дербента. |
Формировать представления о достопримечательностях города Дербента. Развивать чувство восхищения красотой города, гордости за него. Привлекать внимание к современным зданиям: домам, театрам, школам. |
|
Занятия №2 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Теремок».
Материалы.Деревянные брусочки. |
Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности. |
|
Занятия №3 Ознакомление с природой. Тема: «В гостях у бабушки».
Материалы.Панорама деревенского двора. Игрушки – домашние животные (корова, коза, курица, петух, цыплята, собака, кошка, и котята). Картинки: зеленая трава, мясная косточка, молоко, пшено. Печеные оладьи. Костюм для бабушки. |
Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно, обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным. |
|
Занятия №4 Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Варвара — краса, длинная коса».
Материалы.Предметы для ухода за волосами; три сумочки: в первой – предметы для шитья (нитки, ножницы, и гольца, пуговица), во второй – предметы для ремонта (молоток, клещи, гвозди), в третьей – предметы для ухода за волосами.
|
Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме. |
Декабрь |
Занятия №1 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Подарки для медвежонка».
Материалы. Медвежонок (игрушка), столик из бумаги, столик из дерева, одежда для медвежонка. |
Закреплять знания детей о свойствах различных материалов, структуре их поверхности. Совершенствовать умения детей различать материалы, производить с ними разнообразные действия. |
|
Занятия №2 Ознакомление спредметным и социальным окружением. Тема: «Транспорт».
Материалы. Картинки с изображением самолета, автомобиля, автобуса; фланелеграф, игрушки – самолет, автомобиль, автобус. |
Формирование умения определять и различать транспорт, виды транспорта, их основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.). |
|
Занятия №3 Ознакомление с природой. Тема: «Подкормим птиц зимой».
Материалы. Кормушка на улице, корм для птиц. (Внимание! Привлечь птиц на участок можно, если выносить корм ежедневно рано утром (в7-8 часов). Корм должен быть сухим, чтобы он не замерз. Не рекомендуется использовать в качестве корма каши, макароны, картофель и свежий хлеб). |
Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах. |
|
Занятия №4 Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Наш зайчонок заболел».
Материалы.Сумка доктора Айболит с предметами (градусник, горчичники, йод и т.д.), зайчик (игрушка). |
Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать у детей уважение к маме. |
Январь |
Занятия №1 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Деревянный брусочек».
Материалы.Кукла, деревянные брусочки (по количеству детей), предметы, сделанные из дерева (ложка, карандаш, матрешка, стул); емкость с водой. |
Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять свойства дерева. |
|
Занятия №2 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Приключения в комнате».
Материалы.«Живая картина» — «комната» (или фланелеграф) с плоскостными картинками: мебель, мольберт, котенок, корзина, клубочки, цветы на подоконнике, предметы – помощники в домашнем хозяйстве, фигурка мамы. |
Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, а другие созданы природой. |
|
Занятия №3 Ознакомление с природой. Тема: «В январе, в январе много снега во дворе…».
Материалы. Ведро, морковка, метла ля украшения снеговика, вылепленного из снега. Ведро для снега. |
Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас. |
|
Занятия №4 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Радио».
Материалы.Микрофон; предметные картинки (яблоко, ботинок, стул, кастрюля, мяч, цветок, огурец, смородина, кот, шуба); алгоритм описания предмета; две карточки с условными символами: «Рукотворный мир», человек и «природный мир» — дерево. |
Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово для группы предметов. |
Февраль |
Занятия №1 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Как мы с Фунтиком возили песок».
Материалы.Игрушечные машины, кукла Фунтик, картинка с шофером и машиной, фотографии отцов и дедушек ребят. |
Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить грузы и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе. |
|
Занятия №2 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Кто в домике живет?».
Материалы.Домик, кукла Катя. |
Учить детей запомнить имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения. |
|
Занятия №3 Ознакомление с природой. Тема: «У меня живет котенок».
Материалы.Настоящее животное – котенок, вода, молоко, рыба, конфета. |
Продолжать знакомить детей с домашними животными. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Учить делиться полученными впечатлениями. |
|
Занятия №4 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Вот так мама, золотая прямо!».
Материалы.Кукла Катя, вязаные шапочка и шарфик, кукла в новом платье, коврик, отремонтированная кукольная коляска или игрушечная машина. |
Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них. |
Март
|
Занятия №1 Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Живая природа Дагестана».
Материалы. |
Познакомить с некоторыми объектами живой природы, характерными для данной местности: птицами, прилетающими на участок (сорока, воробей, голубь, ворона). Формировать элементарные представления об особенностях внешнего вида и строения птиц, (цвет, части и форма тела, величина), о среде, месте, условиях их обитания, особенностях движения, питания, потребностях. |
|
Занятия №2 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Смешной рисунок».
Материалы.Чистые листы бумаги, краски, карандаши, кисти. |
Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности. |
|
Занятия №3 Ознакомление с природой. Тема: «Уход за комнатным растением».
Материалы.Два комнатных растения (цветущая кливия и кливия, которая в данный момент не цветет), леечка с длинным носиком, тряпочки для протирания листьев (на каждого ребенка), тазик с водой. Игрушка Незнайки. |
Расширять представления детей о комнатных растениях (о кливии). Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними. |
|
Занятия №4 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Одежда».
Материалы.Посылочный ящик, предметы кукольной одежды (рубашка, платье, шуба, юбка, кофта, брюки), муляжи овощей (морковь, помидор, огурец, репа), поднос, коробочка, предметные картинки (мебель, одежда, транспорт). |
Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам. |
Апрель |
Занятия №1 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Тарелочка из глины».
Материалы.Сухая глина, емкость для замешивания, песок, глиняная посуда. |
Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности. |
|
Занятия №2 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Мебель». Материалы.Посылочный ящик, предметы кукольной мебели (стул, стол, кровать, диван, шкаф); кукольная комната, кукла Катя в кроватке; муляжи овощей (огурец, морковь, репа) и фруктов (яблоко, груша, банан), 2 подноса. |
Формирование умение определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам. |
|
Занятия №3 Ознакомление с природой. Тема: «Прогулка по весеннему лесу».
Материалы.Панорама весеннего леса. Игрушки: Лесовик, ежик, зайчик, лиса, белочка; печатки – тычки; черная гуашь; силуэты божьи коровок. |
Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связах в природе. |
|
Занятия №4 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Что лучше: бумага или ткань?».
Материалы.Кукла Даша, сделанная из ткани; кукла Маша, сделанная из бумаги; образцы бумаги и ткани; емкости с водой; утюг, бумажные платья – силуэты. |
Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет, и способом использования предмета. |
Май |
Занятия №1 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Найди предметы рукотворного мира». Материалы.Две коробочки с условными символами «рукотворный мир» и «природный мир»; большая коробка, в которой лежат картинки с изображением посуды (кувшин, сковородка, тарелка, кружка, ложка, вилка) и животных (белка, еж, заяц, кошка, собака). |
Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. |
|
Занятия №2 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Подарок для крокодила Гены». Материалы. Мука, дрожжи, сахар, молоко, картофельная начинка для пирожков; Чебурашка (игрушка). |
Познакомить с трудом повара, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе. Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.
|
|
Занятия №3 Ознакомление с природой. Тема: «Экологическая тропа».
Материалы.Объекты экологической тропы: дерево, кустарник, травянистые растения. Игрушка Лесовик. Детские лейки и лопатки. Лопата для взрослого. Саженец яблони. Яблоки. |
Расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представления о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки.
|
|
Занятия №4 Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Опиши предмет». Материалы.Алгоритм описания предмета: принадлежность к природному цвет, форма, основные части, размер, легкий или тяжелый, материал, назначение; кукла; коробка с кукольной обувью (тапочки, сапожки, туфли, ботинки) и одеждой (платье, кофта, пальто, шапка,); два подноса; корзина с муляжами (морковь, помидор, свекла, лук, капуста) и фруктов (яблоко, груша, апельсин.) |
Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно – следственные связи между предметами. |
