МБДОУ«Еткульский детский сад « Золотой ключик»
Планработы по самообразованию
на2020-21 учебный год
«Развитиепространственного и логического мышления у детей дошкольного возраста с помощьютехники оригами»
Воспитатель:Шаймарданова.А.Д
с.Еткуль
2020
Актуальность.
Японская мудрость
« Великий квадрат не имеет пределов.»
Попробуй простую фигуру сложить.
И вмиг увлечет интересное дело.
Психологами и педагогами давно известно, что работа руками ипальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участковголовного мозга, которые отвечают за внимание, память и речь. Одним извариантов такого творчества является оригами.
« Оригами– это древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц, сложениеразличных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Доступность бумагикак материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладеваютразличными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание,многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детейспособность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуетсямелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того,чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развиваетмозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Оригамиспособствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться напроцессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оно имеет огромноезначение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения,художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок,чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления,приемы и способы складывания. В процессе конструирования у ребенка возникаетнеобходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания)с словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения впрактическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригамисовершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригамиспособствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, детивключаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочнымигероями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не вседостоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Простейшиеспособы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам,по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, апотом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
Складывая бумажные фигурки,дети отрабатывают точность и аккуратность. Для того, чтобы фигурка получиласьправильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеальноровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работыножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги,навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательнымразглаживанием сгибов и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогаютприобретать бумажные фигурки это усидчивость. Бумажные игрушки требуют отсвоего создателя кропотливой работы, а у детей даже самые простые модели невсегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придетсяпостараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенкаконцентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха. Все этикачества пригодятся при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьнымтребованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажныхшедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивноемышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригамисвязано не только с мелкой моторикой, но и происходит напрямую. Память ребенкатренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужносовершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку. Интерес детей коригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку.Полученные фигурки дети используют по прямому назначению для игр, в том числеролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что самопо себе является развивающим занятием.
Цельсамообразования:
Изучить особенности методови приёмов конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста.Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства икомпетентности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцеврук детей дошкольного возраста.
Задачи: Задачи:
1Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу
2.Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов.
3.Обучить детей различным приёмам преобразования бумаги.
4.Использование детских поделок для оформления выставок в группе.
5.Обучение созданию выразительных образов и формирование художественного вкуса.Развитие творческих способностей и детского творчества.
Формыработы:
Совместная работас детьми:
• Рассматриваниекниг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовыхизделий.
• Наблюдения.
•Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
• Организациявыставок.
• Изготовлениеподарков.
• Чтениехудожественной литературы.
• Дидактическиеигры.
Самостоятельнаядеятельность детей.
• Рассматриваниефотографий поделок, иллюстративного материала
• Созданиеподелок.
Для занятий оригами необходимо заранее подготовить:разноцветную бумагу; ножницы с тупыми концами; клей или клей-карандаш,кисточки, клеёночки, салфетки. В начале занятий рекомендуется проводитьпальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятиянапряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминутоквоспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература поданному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Ожидаемыйрезультат.
Врезультате обучения по данной программе дети:
–научатся различным приемам работы с бумагой;
–будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
–научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
–разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторикурук и глазомер;
–познакомятся с искусством оригами;
Перспективныйплан работы.
Сроки |
Методы и приемы |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Результат |
|
Сентябрь |
1. Изучение нормативно-правовой документации. 2. Изучение литературы по теме самообразования 3. Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы) 4.Просмотр слайдов, роликов о том, какие поделки можно сделать из бумаги.
|
Вне занятий. . Беседы на тему: «Из чего изготавливают бумагу» «Свойства бумаги».
|
Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей. |
Просмотр видео « Как изготавливается бумага», С детьми проведены опыты о свойствах бумаги. Приложение №1,2 |
|
Октябрь |
Изучение методической литературы. Знакомство со схемой. Учить работать по схеме
|
Вне занятий . Беседа на тему « Знакомство с искусством оригами» Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532
|
|
Приложение №3 |
|
Ноябрь |
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования |
Тематическая неделя «Здоровейка» Тема НОД « Мои любимые овощи (Кукуруза)» |
Выставка литературы и наглядного материала. |
|
|
Декабрь |
Работа с методической литературой
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования |
Тематическая неделя « Новогодний калейдоскоп» Тема НОД «Зонтик», «Елочка» |
Влияние оригами на развитие умственных способностей у детей. |
Приложение№4,5 |
|
Январь |
Работа с методической литературой
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования |
Тематическая неделя « Зимние чудеса» Тема НОД «Снежинки» « Снеговик» |
Памятка для родителей «Чего нельзя Что нужно делать для поддержания интереса детей к познанию конструирование по технике оригами.
|
Разработка тематических планов Приложение№7,8
|
|
Февраль |
Работа с методической литературой
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования |
Тематическая неделя « Растем крепкими, здоровыми, жизнерадостными» Тема НОД «Птичка — невеличка», «Пшеница(колосок)», « Кораблик»
Тематическая неделя « Весна идет – весне дорога» Тема НОД «Бабочка», «Цветы» |
|
Приложение №9,10,11 |
|
Март |
Работа с методической литературой
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования
|
Представление родителям игр, упражнений по заданной теме. |
Разработка тематических планов. Приложение №12,13 |
||
Апрель |
Работа с методической литературой
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования |
Тематическая неделя «Природа родного края» Тема НОД « Ракета», «Грибы» |
Консультация « Влияние оригами на развитие» |
Разработка тематических планов Приложение №14,15 |
|
Май |
Повышение знаний, сбор материала
Работа с методической литературой |
Мониторинг исследова — тельской деятельности дошкольников. |
Выставка детского творчества |
Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (в виде презентации). |
Литература:
1. О. Щеглова, А. Щеглова «Оригами длявсех».
2. Т. Б. Сержантова «366 Моделей оригами».
3. Н. С. Васина «Бумажные цветы» Р. А.Туфкрео, М. В. Кудейко «Коллекция идей».
4. Соколова.С.В. « Оригами длядошкольников» Санкт – Петербург 2001 г.
5. Богатеева.З.А. «Чудесные поделки избумаги пособие для воспитателей детского сада» М.Просвещение 1993 г. 206стр.
http://nsportal.ru/detskii-sad
http://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-cvetihttp://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-iris
