МБДОУ«Еткульский детский сад « Золотой ключик»
Планработы по самообразованию
на2021 — 2022 учебный год
«Формированиедружеских взаимоотношений в детском коллективе
Старшаягруппа
Воспитатель:Шаймарданова.АД.
с.Еткуль
2022– 2022
Актуальность.
Актуальностьтемы, наблюдая за детьми во время общения, мною было замечено, что не все детиумеют сотрудничать. Некоторым детям тяжело договариваться, отстаивать своюточку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В дружеских взаимоотношениях,возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другогоребенка, просто подойти и предложить помощь. Эти проблемы наиболее частовстречаются в детском коллективе. Детям еще трудно определять настроениедругого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенка, которыйв настоящий момент в ней нуждается. Важно познакомить детей с правиламиповедения. И научить использовать правила как ориентиры формирования мнениядетей о поведении сверстников. Воспитания доброжелательных взаимоотношений.
Даннаятема, дружеские взаимоотношения определяется той ролью, которую имеет дружба. Вразвитии личностных качеств ребенка, в становлении его общения со сверстниками,в развитии ребенка с его чувствами и желаниями, потребностями, которыереализуются в детском обществе. Ведь именно в детском обществе ребенокполучает первые представления о коллективе, приобретает навыки поведения в нем.Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается снеобходимостью примерять на практике нормы поведения, проявлятьдоброжелательное отношение к другим. Что бы понять других людей необходимоиметь хорошее развитое мышление и эмоционально — волевые процессы. Следовательно,одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитаниекультуры поведения, умение вести себя в обществе как со взрослыми, так и сосвоими сверстниками. Когда человек осознает, как осознал это Аристотель, что«дружба– самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни бездрузей, даже если б он имел все остальные блага» — вот та благородная цель,ради которой стоит работать, отдавать детям силы и знания. Большое значениеприобретает изучение ребенка в его отношений со сверстниками в группе детскогосада, т. к. дошкольный возраст особо ответственный период в воспитании.
Цель:
Создать доброжелательную, комфортную обстановку в коллективедетей, научить их бережно относится к своим товарищам, проявлять доброту и внимание,научить общаться друг с другом;
Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступкисверстников через художественные образы и сюжеты; Систематизировать и обобщатьправила культуры общения со сверстниками;
Задачи:
— Повышать популярность у отдельных детей среди сверстников.
— Обогащать словарь детей «вежливыми» словами;
— у детей радость от совместно проведенных мероприятий.
— развивать интерес детей к художественной литературе.
Формыработы:
Совместная работас детьми:
— Рассматриваниекниг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовыхизделий.
— Наблюдения.
— подарков.
— художественнойлитературы.
— Дидактическиеигры.
— Просмотрслайд. фильмов.
Этапы работы:
1 ЭТАП информационно-аналитический(вводно-ознакомительный)
изучение научной иучебно – методической литературы
2 ЭТАП — внедрениев практику.
3 ЭТАП —представление опыта работы по теме.
Ожидаемыйрезультат.
— Снизитьдетскую конфликтность,
-Наладить дружеские взаимоотношения между детьми,
-Создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе,
-Обогатить опыт детей выражать свои эмоции, понимать состояние других людей.
Перспективныйплан работы.
Сроки |
Методы и приемы |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Результат |
Сентябрь |
1. Изучение нормативно-правовой документации. 2. Изучение литературы по теме самообразования 3. Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы)4.Просмотр слайдов, роликов о дружеских взаимоотношениях.
|
Чтение зарубежной литературы и ознакомление с писателем: Шарль.П., Андерсен., «Ослиная шкура»., «Свинопас».Обсуждение рассказов. Стихотворение С.Я.Маршака « Книжка про книжку»
Этические беседы «Береги книгу». Игра « Пирамида дружбы» Игра « Доскажи словечко»
|
Консультации « Воспитание дружбы между мальчиками и девочками»
|
Приложение |
Октябрь |
Работа с методической литературой. Изучение методической литературы.
|
Этические беседы о дружбе: «Урок дружбы», «Не будь жадным», « К чему ведут ссоры в игре» Рассказ М.Пляцковского « Урок дружбы» стихотворения А. Кузнецова «Подружки». Просмотр м/ф «Последний лепесток». Игра « Слушай внимательно» « Комплименты» Определение детьми положительных и отрицательных качеств друга. Опрос детей: « Что же такое дружба». Игровая ситуация : « Какими качествами должен обладать твой друг» |
Консультации для родителей «Детская дружба». |
Игра «Вежливые слова» |
Ноябрь |
Работа с методической литературой. Изучение интернет ресурсов по теме самообразования |
Этические беседы о вежливости: «Чего не знал воробышек», «Вежливая просьба», «Фея учит вежливости». Чтение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Кто наказал его». Просмотр м/ф «Котёнок по имени Гав». Игра « Вежливые слова»
|
Выставка литературы и наглядного материала. |
Игровая ситуация : « Какими качествами должен обладать твой друг» |
Декабрь |
Работа с методической литературой. Изучение интернет ресурсов по теме самообразования |
Этические беседы о дружбе: «Вместе тесно, а врозь скучно», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Каждая ссора красна примирением». Чтение сказки А. Нееловой «Тысячесвет». Чтение отрывка из рассказа А.Гайдара « Чук и Гек» Стихотворение Л.Яковлев « Ссора» НОД Рисование на шариках лица друга. Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532
|
Представление родителям игр, упражнений по теме. |
Выставка детского творчества |
Январь |
Работа с методической литературой. Изучение интернет ресурсов по теме самообразования |
Этические беседы о взаимопомощи: «Зайчик, который всем помогал», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь». Просмотр м/ф «Просто так». |
Выставка литературы и наглядного материала.
|
Приложение
|
Февраль |
Работа с методической литературой.
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования |
Этические беседы о доброжелательности: « Добрые дела», «Он сам наказал себя», «Хорошие товарищи».
Чтение рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья». Стихотворение С.Михалкова « Хорошие товарищи» Просмотр м/ф «Кот Леопольд».
Этические беседы на тему «Правда — неправда»: «Доброе дело — правду говорить смело», Чтение сказки Е. Бехлерова «Капустный лист». Рассказ Л.Толстого « Смело» Просмотр м/ф «Умка». Сочинение своих сказок, рассказов о дружбе, рисование иллюстраций к ним.
|
Тест родителей на тему «Хороший ли друг ваш ребенок». |
Приложение |
Март |
Работа с методической литературой.
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования
|
Представление родителям игр, упражнений по теме. |
Прослушивание сказок, рассказов о дружбе, просмотр иллюстрации рисунков.
|
|
Апрель |
Работа с методической литературой
Изучение интернет ресурсов по теме самообразования |
Этические беседы на тему «Спасибо за правду». «Правда всегда узнается». «Правила дружбы знай и строго их соблюдай».
В. Драгунского «Тайное становится явным». Просмотр м/ф «Голубой щенок». Игра « Дружба начинается с улыбки»
|
Оформление папки-передвижки «Умеет ли ваш ребенок дружить?». |
Игра» Дружба начинается с улыбки» |
Май |
Повышение знаний, сбор материала.
Работа с методической литературой |
Чтение рассказа С. Баруздина «За обедом». Чтение рассказа Л. Толстого «Кто разбил?», «Косточка». Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи». Конкурс: «Правила дружбы надо знать и четко их соблюдать!». Исполнение песни «Настоящий друг». |
|
Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (в виде презентации). |
Литература:
1. Азбука нравственного воспитания. /Подред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. -М. 1979.
2. Анисимова И. М. Хорошие манеры длядетей. СПБ., 1996.
3. Богомолова М. И. Концепция развития ивоспитания ребенка в истории педагогических учений. — Казань, 2001.
4. Богомолова М. И. Цель воспитания какпедагогическая категория в истории зарубежной и отечественной педагогики. Наб.Челны, 1995.
5. Богуславская Н. Е., Купина Н. А.Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург,1997.
6. Буре Р. С., Островская Л. Ф.Воспитатель и дети. — М., 1985.
7. Васильева — Гангнус Л. П. Азбукавежливости. — 3-е изд. — М.: Педагогика, 1989.
8. Ватутина Н. Я. Ребенок поступает вдетский сад. — М., 1983.
9. Волина В. Как стать хорошим. СПБ., 2001.
10. Воспитание дошколыников в семье.Вопросы теории и методики /Под ред. Т. А. Марковой. — М., 1976.
11. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы сдетьми 4-6 лет. Занятия с элементами психо — гимнастики. Практическое пособиедля психологов, воспитателей, педагогов. — М.:Тном, 2001.
12.Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. — №2.
13.Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. — №3.
14.ГоршковаЕ. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. — 2011. — №12.
15.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.Ярославль: Академия развития, 2013.
.Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольниковсо сверстниками: дисс. канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010.
Муниципальное бюджетноедошкольное образовательное учреждение детский сад « Золотой ключик» с.Еткуль.
Отчет по самообразованиювоспитателя.
Шаймарданова АльбинаДенисламовна
За 2021 -2022 учебный год
Тема:«Формированиедружеских взаимоотношений в детском коллективе
Старшая группа
Актуальность темы. Наблюдая задетьми во время общения, мною было замечено, что не все дети умеютсотрудничать. Некоторым детям тяжело договариваться, отстаивать свою точкузрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной деятельности,возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другогоребенка, просто подойти и предложить помощь. Эти проблемы наиболее частовстречаются в детском коллективе. Детям еще трудно определять настроениедругого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенка, которыйв настоящий момент в ней нуждается. Важно познакомить детей с правиламиповедения. И научить использовать правила как ориентиры формирования мнениядетей о поведении сверстников. Воспитания доброжелательныхвзаимоотношений.
Данная тема дружеских взаимоотношенийопределяется той ролью, которую имеет дружба. В развитии личностных качествребенка, в становлении его общения со сверстниками, в развитии ребенка с егочувствами и желаниями, потребностями, которые реализуются в детском обществе. Ведь именно в детском обществе ребенок получает первые представления околлективе, приобретает навыки поведения в нем. Именно в условиях общения сосверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью примерять напрактике нормы поведения, проявлять доброжелательное отношение к другим. Что быпонять других людей необходимо иметь хорошее развитое мышление и эмоционально -волевые процессы. Следовательно, одним из направлений в нравственном развитииребенка является воспитание культуры поведения, умение вести себя в обществекак со взрослыми, так и со своими сверстниками. Когда человек осознает, какосознал это Аристотель, что «дружба– самое необходимое для жизни, так как никтоне пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага» -вот та благородная цель, ради которой стоит работать, отдавать детям силы изнания. Большое значение приобретает изучение ребенка в его отношений сосверстниками в группе детского сада, т. к. дошкольный возраст особоответственный период в воспитании.
