Когда Адлераспрашивали, чем можно объяснить его диагностические удачи даже в тех областях,в которых он не специализировался, он отвечал с лукавинкой в глазах:Может быть, тем, что мне удается за болезнью заметитьпациента
Первичное интервьюс детьми по А. Адлеру.
Интервью принятосчитать основным методом психологического консультирования. Интервью впсихологии – это специальный метод анализа уникальной ситуации клиента с цельюсоздания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств,мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннегомира. Многие начинающие педагоги-психологи сталкиваются с проблемой: как жепровести первичное интервью?
Основатель школы индивидуальной психологии А.Адлер предложилсвою схему диагностического интервью.
Адлер считал, чтоначинать изучение личности пациента можно с чего угодно. Мы не можемокончательно определить значение какого-либо одного признака, прежде чем неувидим его места в структуре целого; но каждый признак говорит нам то же самое,каждый признак подталкивает нас к решению… Мы всегда должны слушать целое. Мыдолжны собирать намеки из множества малых признаков: из того, как человеквходит в комнату, как он здоровается с нами и пожимает руку, как он улыбается,как он ходит. В какой-то момент мы можем сбиться с пути, но тут явятся другиепризнаки, которые помогут нам исправить ошибку или утвердиться в решении(цит. по: Сидоренко, с. 63).
А. Адлер считал пять относительно достоверных источников данных о личности клиента:
1) самые ранниедетские воспоминания;
2) сновидения игрезы;
3) порядок рожденияребенка в семье;
4) трудности детства;
5) характерэкзогенного фактора, обусловившего данное нарушение или болезнь.
Структураинтервью.
Предлагая схемупервичного интервью для детей, Адлер считал, что она может помочь в определениижизненного стиля ребенка, в установлении тех влияний, которые действовали нанего в процессе его формирования, и в обнаружении внешних проявлений жизненногостиля в решении задач жизни. Схема эта не формальна, и не обязательно жестко ейследовать. Помимо всего прочего, замечал Адлер, она может послужить проверкой иобобщением понимания принципов индивидуальной психологии
1. Расстройства
а) С каких порпоявились причины для жалоб?
В каком состоянии,объективно и психологически, находился ребенок, когда впервые были отмеченырасстройства?
(Психотерапевтуследует обращать пристальное внимание на следующие причины: 1) изменение среды;2) начало обучения в школе; 3) смена школы; 4) смена учителя; 5) рождение братаили сестры; 6) неудачи в школе; 7) новые друзья; 8) болезни самого ребенка илиего родителей; 9) развод, повторный брак или смерть родителей.)
б) Обращало личто-нибудь на себя внимание в ребенке в его ранние годы?
Были ли этоментальная или физическая слабость, трусость, легкомыслие, скрытность,неуклюжесть, ревность, зависимость от других при еде, одевании, умывании,отходе ко сну?
Боялся ли ребенокоставаться один? Боялся ли он темноты?
Понимал ли он своюполовую принадлежность, первичные, вторичные и третичные половые признаки?
Как он относился кпротивоположному полу?
Насколько он былосведомлен о своей половой роли?
Не является ли онпасынком или падчерицей, незаконнорожденным, отданным кому-либо на воспитаниеили сиротой? Как относились к нему те люди, которые его воспитывали?По-прежнему ли он в контакте с ними?
Вовремя ли оннаучился ходить и говорить? Не было ли трудностей?
Нормально липоявлялись зубы?
Были ли какие-нибудьособые трудности в обучении письму, рисованию, арифметике, пению или плаванию?
Был ли он особеннопривязан к какому-либо определенному лицу?
Кто это был: отец,мать, бабушка, дедушка или няня?
(Психотерапевтуследует обращать внимание на: 1) любую враждебность по отношению к жизни; 2)причины, способные пробудить ощущения недостаточности; 3) тенденцииотгораживаться от трудностей и от людей; 4) такие черты, как эгоизм,сензитивность, терпеливость, повышенная эмоциональность, активность, жадность иосторожность.)
в) Много литрудностей было с ребенком?
Чего и кого он большевсего боялся?
Вскрикивал ли он поночам?
Мочился ли он впостель?
Доминирует ли он? Поотношению к более слабым детям или также и по отношению к более сильным?
Выказывал ли онсильное желание лежать в постели с одним из родителей?
Был ли он умным исообразительным?
Часто ли его дразнилии смеялись над ним?
Гордится ли он своейвнешностью — волосами, одеждой, обувью?
Ковыряет ли он в носуи грызет ли ногти?
Жаден ли он до еды?
Доводилось ли емуукрасть что-нибудь?
Были ли у неготрудности с дефекацией?
(С помощью этихвопросов психотерапевт пытается выяснить, насколько активно ребенок стремится кпревосходству и не помешала ли адаптации его первичных потребностей к культуренепокорность.)
2. Социальныеотношения
а) Легко ли онначинал дружить? Или он был склонен к ссоре, мучил людей и животных? Были ли унего привязанности к мальчикам и девочкам старше или младше его?
Любит ли он бытьлидером или склонен изолировать себя?
Коллекционирует ли ончто-нибудь?
Является ли он скупымили жадным в отношении денег?
(Эти вопросы отражаютспособность ребенка вступать в контакт и степень утраты им смелости иуверенности.)
б) Каков он сейчас вовсех этих отношениях? Как он ведет себя в школе? Нравится ли ему туда ходить?Не опаздывает ли он?
Возбужден ли он передшколой и стремится ли туда?
Случается ли, что онтеряет свои книги или портфель?
Волнуется ли он поповоду домашних заданий и экзаменов?
Случается ли, что онзабывает или отказывается выполнять заданное на дом?
Тратит ли он времяпопусту?
Можно ли его назватьленивым или праздным?
Бывает ли ему трудноили вообще невозможно сосредоточиться?
Бывают ли у негоповеденческие проблемы в классе?
Как он относится кучителю? Он критичен, высокомерен или индифферентен по отношению к нему?
Просит ли он другихпомочь ему с уроками или ждет, пока помощь будет ему предложена?
Честолюбив ли он вкаком-либо виде спорта? Не считает ли он себя совершенно неспособным илинеспособным к чему-то конкретно?
Много ли он читает?Какого типа литературу он предпочитает?
Можно ли сказать, чтоон плохо успевает по всем предметам?
(Эти вопросыраскрывают степень готовности ребенка к школе, особенности его школьной жизни иего отношение к возникающим проблемам.)
б) Нужна точнаяинформация о домашних условиях, заболеваниях в семье, алкоголизме, криминальныхнаклонностях, неврозах, дебильности, сифилисе, эпилепсии, уровне жизни, случаяхсмерти в семье — с указанием возраста ребенка в это время.
Не сирота ли он?
Кто доминирует всемье?
Является ливоспитание строгим, придирчивым или избаловывающим?
Не боится ли ребенокжизни? Какой надзор за ним осуществляется? Может быть, у ребенка есть мачехаили отчим?
(Благодаря этимвопросам психотерапевт может оценить семейную ситуацию ребенка и специфику техвпечатлений, которые он оттуда выносит.)
в) Каково месторебенка в последовательности рождения братьев и сестер? Является ли он старшим,младшим, единственным ребенком, единственным мальчиком из всех, единственной девочкойиз всех?
Отмечались лиревность, частый плач, злобный смех, склонность к глухому протесту по отношениюк остальным детям?
(Ответы на этивопросы значимы для понимания характера ребенка и его отношения к людямвообще.)
3. Интересы
а) Какие мысли были уребенка по поводу выбора профессии?
Каковы профессиичленов его семьи?
Удачен ли брак егородителей? Что он думает о супружестве?
(Эти вопросыпозволяют психотерапевту сделать заключение о том, насколько смело и уверенноребенок относится к будущему.)
б) Какие у неголюбимые игры, литературные произведения, исторические и литературные герои?
Нравится ли емупортить игру других детей?
Уходит ли он вфантазии? Или у него холодная голова и он отвергает фантазии?
(Эти вопросыпозволяют установить, имеются ли у ребенка модели превосходства.)
4. Воспоминания исновидения
а) Каковы ранниевоспоминания ребенка?
Каковы егоповторяющиеся или значимые для него сновидения?
Это сны о падении,полете, беспомощности, опоздании на поезд, погоне; о том, что он в плену или взаточении, или это страшные сны?
(Эти данные помогаютобнаружить склонность к изоляции, внутренний призыв к осторожности,честолюбивые импульсы, тенденции к пассивности и предпочтению определенныхлюдей.)
5. Поведение,свидетельствующее об утрате смелости и уверенности
а) По отношению кчему ребенок потерял воодушевление?
Чувствует ли он себяпренебрегаемым?
Реагирует ли он навнимание, похвалы?
Есть ли у негокакие-либо суеверия?
Старается ли онизбегать трудностей?
Пытается ли онпробовать свои силы в разных областях только для того, чтобы потом все бросить?
Можно ли сказать, чтоон не уверен в своем будущем?
Верит ли он в дурноевлияние наследственности?
Можно ли сказать, чтосреда систематически лишала его смелости и воодушевления?
Является ли еговзгляд на жизнь пессимистическим?
(Ответы на этивопросы позволяют получить данные о том, потерял ли ребенок уверенность в себеи не ищет ли выхода в ошибочном направлении.)
б) Есть ли у ребенкакакие-либо вредные привычки?
Гримасничает ли он?
Ведет ли он себяглупо, по-детски или смешно?
(Ответы на этивопросы говорят о попытках ребенка привлечь к себе внимание.)
6. Недостаточностьорганов
а) Наблюдаются ли уребенка нарушения речи?
Является ли онбезобразным, неловким, косолапым? Может быть, ноги у него кривые или Х-образные,с вывернутыми вовнутрь коленями?
Был ли у него рахит?
Может быть, он плохоразвит?
Является ли онслишком приземистым, высоким или маленьким?
Есть ли у негонедостатки зрения или слуха?
Не является ли онумственно отсталым?
Не левша ли он?
Храпит ли он поночам?
Может быть, онотличается особой красотой?
(Эти вопросызатрагивают жизненные трудности, которые обычно переоцениваются ребенком. Из-заних он может надолго лишиться смелости. Аналогичное неправильное развитие можновидеть и у очень красивых детей. Они приходят к убеждению, что должны получатьот других все без всяких усилий, и таким образом упускают шанс правильноподготовиться к жизни.)
7. Комплекс (симптом)недостаточности
а) Говорит ли ребенокоткрыто об отсутствии у себя способностей, отсутствии таланта кучебе в школе? К работе? Или к жизни?
Бывают ли у негомысли о самоубийстве?
Есть ли какая-либосвязь во времени между его неудачами и возникновением нарушений поведения(своеволие, вступление в асоциальную группу)?
Не переоценивает лион внешний успех?
Является ли онпокорным, нетерпимым или бунтарем?
(Ответы на этивопросы позволяют определить формы выражения утраты смелости и уверенности вразных областях. Такие признаки часто появляются после того, как попыткиребенка пробиться вперед привели к разочарованию. Произойти это может не толькоиз-за его собственной несостоятельности, но и по причине недостаточногопонимания со стороны окружающих.)
8. Ценные качества
а) Назовите теобласти, в которых ваш ребенок является успешным.
(Очень важно, чтобыпсихотерапевт правильно понял ответ на этот вопрос, так как не исключено, чтоинтересы, склонности и подготовка ребенка указывают направление,противоположное направлению его нынешнего развития.)
Можно заметить, чтосистема опроса, предложенная Адлером, представляет собой некое подобие спирали,в которой психотерапевт, как минимум дважды, возвращается к одним и тем жефактам и сторонам жизни ребенка, рассматривая их всякий раз под разным углом зрения.
.
