План-конспект группового занятия сэлементами дифференцированного обучения младших школьников с учетомпсихофизиологических особенностей.
Тема: «Восприятие формы, цвета и размерапредметов окружающей действительности
Цели занятия:
· развитие различныхвидов восприятия (формы, цвета, размера и др.);
· формированиемыслительных действий: сравнения, обобщения, анализа и синтеза и т.д.;
· развитиеручной умелости, навыков опрятности и аккуратности у обучающихся.
Оборудование:
· карточки сгеометрическим материалом;
· аромолампа сароматическим маслом хвойных растений;
· алгоритмрассказа — описания по вопросам;
· счётныепалочки разной длины;
· образецвыкладывания ели при помощи счётных палочек;
· индивидуальныекарточки с логическими цепочками;
· раздаточныйгеометрический материал на каждого ученика;
· CD -проигрыватель с музыкальным сопровождение к динамической паузе;
· индивидуальнаякарточка по нахождению причинно-следственных связей и исключению лишнего;
· игровоеграфическое задание на каждого ученика;
· «волшебныекамни»
· канцелярскиепринадлежности (белая бумага формата А4, клей, цветная бумага, шаблоныгеометрических фигур, ножницы, простой карандаш, цветные карандаши, маркеры,трафаретная линейка с геометрическим материалом).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент начала занятия
1.1. Психологическаяигра «Волшебный камешек»
Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивнуюработу.
Педагог: «Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх,закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебныйкамешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупныйили мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..»
(учитель кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. Приэтом дети не должны открывать глаза и двигаться. Учитель напоминает, что всётело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свойкамень.
Педагог:«Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись вашихладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что выне делаете, у вас обязательно всё будет получаться».
1.2.Сообщение темы и цели занятия (фронтальная работа)
Дидактическаяигра «Узнай и прочитай».
Цель: актуализация ранее полученных знаний, развитие зрительноговосприятия формы и цветового гнозиса.
Примечание: на доске расположены различные элементыгеометрических фигур, у детей на партах даны недостающие элементы деталейгеометрических фигур, расположенных на доске. Изначально дети должны узнатьпредставленные геометрические фигуры. Затем, при соединении геометрическихфигур и их осколков, на каждой геометрической фигуре и осколкахпоявляются слоги, если правильно соединить фигуру и её осколок, то из слоговполучатся слова.
– Ребята,посмотрите, пожалуйста, внимательно, что вы видите на доске? («Геометрическиефигуры»)
– Назовите те из фигур, которые вам знакомы?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют здесь 3 угла?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур не имеют углов?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют здесь 4 угла?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют прямые углы?
– Ребята, обратите внимание, фигуры, то у нас не простые, на них что-тонаписано. У вас на партах даны слоги или слова, из которых вы при помощиосколков элементов геометрических фигур должны составить слова. (Детисоотносят геометрическую фигуру на доске и осколок на парте и выходя к доске,соединяют их, образуя слова).
Детисоставляют из осколков геометрических фигур с соблюдением сочетания цветаслова. Затем прочитывают получившееся слово, называют геометрическую фигуру иназывают её признаки.
– Ребята,прочитайте ещё раз про себя получившиеся слова (шары, бусы, подарки, Дед Мороз,гирлянда, мишура).
– Назовите те слова, которые вам непонятны.
– Подумайте и скажите, каким, одним словом их можно объединить? К какомусобытию относятся все эти предметы? (Новый год)
– Молодцы! Ребята, сегодня мы с Вами действительно будем говорить о праздникеНовый год.
– Сегодня на занятии мы с Вами закрепим наши знания о размере, форме и цветеокружающих нас предметов.
2. Основнаячасть занятия
2.1.Актуализация ранее имеющихся представлений у детей по данной теме. Беседа педагогаи детей.
Цель: развитие представлений детей по заданной теме,формирование связной речи обучающихся.
– Ребята,скажите, пожалуйста, вы любите праздник Новый год и за что?
– А когда он наступает?
– В какое время года мы отмечаем этот праздник?
– В каком месяце?
– А как вы считаете, без чего не наступит настоящий Новый год? (Безёлки).
2.2.Ароматерапия и дыхательная гимнастика по профилактике острых респираторныхзаболеваний.
Цель: развитие различных анализаторных систем обучающихся.
– Детивыдыхают при помощи диафрагмального дыхания пары масла хвойных растений.
– Ребята, сделайте, пожалуйста, три глубоких вдоха.
– Как вы считаете, какой аромат появился в нашей классной комнате?
2.3.Гимнастика для глаз.
Инструкция: На фронтальной стене кабинета, на разномуровне, размещаются иллюстрации с изображением елей разного размера. Учительпросит детей найти глазами самую маленькую, самую большую, самую пушистуюель, найти ель, запорошенную снегом, найти ель, украшенную новогоднимиигрушками и т.д.
2.4.Составление рассказа описания «Ель»
Цель: развитие основных мыслительныхопераций (анализа, синтеза, исключения) и связной речи, развитие логическогомышления, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Инструкция: Вам предлагается рассказ из картинок. Выдолжны выстроить серию по схеме, которая дана внизу, зачеркнув лишние картинкииз предложенного набора, не относящиеся к данному сюжету.(Проверка выполнениязадания).
– Ребята, посмотрите внимательно и сочините небольшой рассказ о том, что у насполучилось по сюжету?
– Как вы считаете, можно ли рубить дерево в лесу, ради нескольких праздничныхдней?
– Как можно было бы поступить в этой ситуации и не причинить вред растению?
– Ребята,как Вы считаете, как ель попадает к нам на новогодний праздник?
2.5. Конструированиес помощь строительного конструктора, используя палочки разной длины, стилизованнойели (по образцу)
Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки впространстве, развитие зрительного восприятия и кратковременной памяти.
– Ребята,посмотрите, что вы видите на доске? (Ель)
– Изкаких элементов/частей она состоит?
– Посчитайте, сколько деталей конструктора нам понадобится, чтобы построитьтакую же ель, как на образце?
– Скажите, пожалуйста, одинаковые ли детали нам понадобятся или разные?
– Чем детали отличаются между собой?
– Какие по величине будут верхние ветви ели, нижние?
– Далее учитель обращает ещё раз внимание детей на образец, просит внимательнопосмотреть и запомнить. Затем убирает образец и просит построить ель по память,затем дети сравнивают образец и то, что у них получилось.
2.6.Графическое задание 9-й лишний
Цель: развитие основных мыслительных операций, тренировкаграфических навыков.
– Ребята,посмотрите, пожалуйста, на рисунок. Что вы здесь видите?
– Скажите, эти ели одинаковые или разные?
– Чем они отличаются?
– Покажите самую высокую/низкую ель?
– Сколько веток у самой высокой/низкой ели?
– Посмотрите внимательно, и дорисуйте недостающую в цепочке ель.
2.7.Динамическая пауза.
Инструкция: Дети под музыку говорятчетверостишия, заученные наизусть и делают двигательные упражнения наразвитие общей моторики.
Маленькаяёлочка
Росла без печали,
Буйны ветры ёлочку
Ласково качали.
Закружилиёлочку
Зимние метели,
Каждую иголочку
В серебро одели.
Примечание: исходное положение – сидя на мяче, напряжённые руки в стороны – «ёлочка». В первом четверостишии – выполнениеповорота туловища вправо и влево. Напряжённые руки находятся пи этом в четырёхположениях:
1-ястрочка: в стороны – вниз;
2-я строчка: в стороны;
3-я строчка: в стороны – вверх;
4-я строчка: вверх.
Вовтором четверостишии руки мягкие, пластичные также находятся в четырёхположениях, но повороты туловища (скручивание позвоночника) начинается изположения руки вверх, причём к последней строчке руки переходят в исходноеположение.
2.8.Аппликация ели с помощью геометрических фигур
Цель: развитие ручной умелости и зрительно-пространственнойориентировки на листе бумаги.
– Ребята,подумайте и скажите, при помощи каких геометрических фигур мы можемсконструировать ель?
– Как вы считаете, какие по размеру треугольники нам понадобятся?
– Если мы будем вычерчивать ель по шаблонам, то на верху какой по размерутреугольник мы возьмём?
– Какой по размеру треугольник будет следующим?
– Какой треугольник будет нижним?
– Рассматривание образца
– Как вы считаете, какого цвета треугольники нам понадобятся?
– Далее дети выкладывают шаблоны геометрических фигур на парте, в соответствиис образцом.
– Вычерчивание треугольников на цветной бумаге.
– Повтор техники безопасности при работе с ножницами.
– Вырезание деталей для аппликации.
– Приклеивание шаблонов геометрических фигур в центре 1/2 листа А4.
2.9.Графическое задание «Укрась ёлку»
– Ребята,скажите, что ещё мы с вами забыли сделать, чтобы наша ель стала праздничной?
– Кто знает, чем украшают ёлку к Новому году?
– Ребята, посмотрите на нашу ель.
– Как вы считаете, на какие геометрические фигуры похожи наши ёлочныеукрашения?
– Одинаковые ли шары на ёлке? Чем они отличаются?
– Где расположены маленькие шары?
– Какого они цвета?
– Где большие? Какого они цвета?
(Работас трафаретной линейкой по вычерчиванию геометрических фигур – ёлочныхукрашений. Вырезание и наклеивание по образцу).
2.10.Анализ аппликации.
– Ребята,посмотрите, мы с вами сделали аппликацию.
– Как вы считаете, на что она похожа? (На открытку).
– Кому мы можем подарить открытку?
– Когда люди дарят друг другу открытки?
Подпишите,пожалуйста, открытку, тому человеку, которого вам хотелось бы поздравить спраздником.
3.Итог занятия
– Ребята,что мы сегодня на занятии узнали нового?
– Чему мы научились?
Окончаниезанятия «Волшебные камни»
Инструкция: «Ребята, наше занятие подошло к концу,теперь возьмите в руки камни, которые я раздала вам в начале занятия, давайтеобменяемся ими друг с другом и подарим своему соседу приятныеслова-комплименты».