План – конспект открытогоурока — 8 класс
Тема: Пищеварение в ротовойполости
Типурока: комбинированный.
Формаурока: урок – путешествие.
Методы: частично-поисковыйметод, объяснительно-иллюстративный.
Приёмы:
1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);
2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерныхпрограмм);
3. практические (групповая работа с учебником и дополнительнойлитературой, использование инструктивных карточек, лабораторная работа).
Цели:
-образовательные (предметные): обеспечитьусвоение знаний о:
· механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
· свойствах ферментов;
· рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;
· строении и типах зубов.
-развивающие (метапредметные): продолжитьработу над формированием у учащихся:
· осмысления учебного фактического и дополнительного материала;
· навыков частично-поисковой деятельности;
· умение применять полученные знания на практике в собственнойжизни;
· умения работать в должном темпе.
-воспитательные (личностные):
· воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
· формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать другдруга;
· познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта,профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина напищеварение в ротовой полости.
Оборудование:компьютер, карточки с обозначением станций, лимон, накрахмаленный бинт,чашки Петри со слабым раствором йода, ватные палочки, карточки с тестами.
Ход урока.
Вступительноеслово учителя: сегодня у нас необычный урок –к нам
пришлигости. Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мнесвою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урокпрошел интересным, мы многому научились. А совершим урок -экскурсию путешествуя на поезде знаний по определенному маршруту спересадками на разных станциях.
Чтобы сесть на поезд, нужнопройти испытания по предыдущей теме. Итак, в путь!
Из всех приключении, уготованных нам
жизнью, самое важное иинтересное –
отправиться в путешествие внутрь самого
себя, исследовать неведомую часть себя самого.
Ф. Феллини
Станция«Испытательная»
-С какой темой мы знакомились на прошлом уроке?
(Питаниеи пищеварение)-
1.Что такое пищеварение.? Назовите органы пищеварения. работа по таблице у доски.
2.Назовитежелезы пищеварения.
3.Продуктыпитания и питательные вещества,это одно и тоже?
4.—Исключителишнее!
1.Сыр, масло,молоко, мясо ,белки
2. Глотка,пищевод, печень, желудок, кишечник.
3.Сыр, белки,жиры, углеводы, минеральные соли.
4.Язык,зубы,слюна,тонкий кишечник, рот.
-Отлично! Посадка завершена!
Актуализациятемы урока:
-Посмотрите! (Учитель показывает лимон)
— Чтовы ощущаете? (Выделение слюны)
— Кудаона выделяется? (В ротовую полость)
«Вот- те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!» — говорил так о слюне великийрусский физиолог Иван Петрович Павлов.Действительно, жидкость, которой в суткиу человека выделяется около 2 литров, является уникальной и выполняет многоважных функций.
-Сегодня мы совершим экскурсию по маршруту верхнего этажа пищеварения….Какому….. ученики обозначают тему….
«Пищеварениев ротовой полости». (ученики записывают тему в тетрадь)
Эпиграфомсегодняшнего урока будут слова Сократа…
Древнегреческий философ Сократ говорил:
«Мыживем не для того, чтобы есть, а едим, для того, чтобы жить.»
Ужев древности ученые и философы задумывались над проблемой пищеварения.
Ребята,а что бы вы хотели узнать по данной теме? Пригодятся вам эти знания в жизни?Именно об этом мы будем говорить на уроке. Целью нашего занятия будет изучениепроцессов, протекающих в ротовой полости, строение и функции органов,составляющих ее.
Станция «Познавательная»
(Демонстрациявидеофрагмента «Пищеварение в ротовой полости»)
-Ротовая полость – часть пищеварительной системы. Какие же органы составляют ее?
-Итак что же происходит в самом верхнем этаже пищеварительнойсистемы?…… ( С помощью ротовой полости человек оцениваетвкус, температуру, консистенцию пищи. В ротовой полости пища смачивается слюнойи пережевывается, то есть происходит ее химическая и механическая обработка. )
— Чтоотвечает за механическую обработку пищи?…..(Зубы)
-За механическую обработку отвечают зубы. Они размельчают и перетирают пищублагодаря движению нижней челюсти относительно неподвижной верхней. ЕщеСервантес говорил: «Рот без зубов — все равно что мельница без жерновов».
Зубы- это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб — живой орган.
Зубимеет коронку, расположенную над десной, шейку и корень, находящийся внутридесны. Коронки покрыты крепкой эмалью желтовато-белого цвета. Под эмальюрасполагается плотное вещество — дентин. Дентиновые клетки обеспечивают жизньзуба, их гибель означает его смерть. Внутри находится полость, заполненнаямякотью — пульпой, которая пронизана кровеносными сосудами и нервными окончаниями.
Сколькоу человека зубов? (32)
Уноворожденного младенца вообще нет зубов. Обычно они появляются на 7-м месяцежизни; к одному году ребенок имеет 8 зубов, а к трем годам — 20. Это молочныезубы. Такое название дал Гиппократ. Он считал, что эти зубы образуются изматеринского молока. После выпадения молочных к 6-7 годам их сменяютсоответствующие постоянные. Кроме того, к 18-25 годам,а в настоящий периодвремени ,как констатируют стоматологи и к 14 годам- у человека появляютсязубы мудрости. У 10% людей их вообще нет. Бывают случаи, когда они появляютсятолько к 60-70 годам. Нам эти зубы не обязательны, а нашим предкам,потреблявшим грубую пищу они были необходимы.
Зубыразличны по форме коронки и выполняемым функциям. Четыре резца имеют долотообразнуюкоронку и одиночный корень. Клыки — по 2 на каждой челюсти — имеют коронку сдвумя режущими краями, сходящимися под углом, корень одиночный. Малые коренныезубы — по 4 на каждой челюсти — лежат за клыками, корень одиночный. Большихкоренных зубов на каждой челюсти 6. Форма коронки кубовидная, верхние зубыимеют три корня, нижние — два. Расположение зубов можно записать в видеформулы.
3 2 1 2
2 1 2 3
верхняя челюсть
3 2 1 2
2 1 2 3
нижняя челюсть
Вопросы.
1.Сколько зубов у взрослого человека?
2.Каково внешнее строение зуба?
3.Как различаются зубы по форме коронки?
4.Почему в больнице, когда удаляют зуб, идет кровь и вы испытываете боль?
Вротовой полости параллельно механической происходит химическая обработка пищи спомощью слюны.
Станция«Экспериментальная»
Нажмитена щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Чувствуете, как во ртупоявляется слюна? Это место положения околоушных желез. Нажмите под нижнейчелюстью с левой и правой сторон, отступая на 2-3 см от ее углов к центру, покане почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной. Это место положения подчелюстнойслюнной железы.
Подъязычнаяжелеза лежит глубоко. Ее прощупать не удастся.
Работав тетрадях— —Обозначьте на рисунке слюнные железы — выполняютзадание в тетрадях
Припотреблении разных продуктов питания выделяется неодинаковое количество слюны.Это зависит от консистенции пищи. Когда мы едим мясо, выделяется 1, 1 мл слюны,хлеба – 2 мл, сухарей – 3 мл. Состав слюны зависит от функционального состоянияи возраста человека. Внешне она похожа на воду, но в 18-35 раз более вязкая.
Познакомимсяс ее составом.
Составслюны.
Наиболееважны — муцины — сложные белки, содержащие полисахариды. Онипридают слюне вязкость и клейкость, что способствует смачиванию и склеиваниюпищевого комка и облегчает его проглатывание.
Лизоцим убиваетмикробы. Поэтому животные зализывают раны.
ФерментАмилаза в ротовой полости производит расщепление углеводов. Проведемэксперимент и проверим, на что действуют ферменты слюны.
(Записьвыделенных терминов в тетрадь.)
Лабораторнаяработа «Действие слюны на крахмал»Цель эксперимента:показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.
Оборудование:накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, ватные палочки, чашкиПетри с раствором аптечного йода (5% -ый йод + вода).
Ходработы.
1. Ватную палочку смочите слюной. Напишите букву на накрахмаленномбинте.
2. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите некоторое время,чтобы он нагрелся (1-2 мин).
3. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.
Чтопроисходит с бинтом? Участки, где остался крахмал окрасятся в синий цвет.Места, обработанные слюной, останутся светло-коричневыми, так как крахмал в нихраспался до глюкозы под действием фермента α-амилазы. Глюкоза действием йода недает синего окрашивания. Запишем вывод в тетрадь
Вопросы.
1. Какие слюнные железы наиболее важны для химической обработки пищи?(Подъязычные,околоушные, поднижнечелюстная)
2. Почему животные зализывают раны? (обеззараживают слюной)
3. Наличие каких органических веществ придает слюне вязкость иклейкость? (Муцины)
4. Какое органическое вещество расщепляется в ротовой полости поддействием ферментов слюны? (Углевод крахмал)
Физкультминутка
Станция«Историческая»
Слюнавыделяется, когда в рот попадает пища, а также когда мы
голодныи видим еду или думаем о ней. Что и как контролирует отделение слюны. Я приведудва примера. Когда вы едите конфеты, у вас выделяется слюна? Этопищеварительный безусловный рефлекс. А вот другой. (Еще раз показываетлимон)Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахепищи или мыслях о еде.
Блестящиеисследования слюнных желез провели Иван Петрович Павлов и его ученики. Ими быларазработана простая и остроумная операция с наложением фистулы на околоушнуюслюнную железу. «Плевая желёзка» — так назвал ее И.П.Павлов. (Портрет надоске)
Станция«Профилактическая»
Итак,в ротовой полости пища проходит частичную механическую и химическую обработку.А чтобы содержать ее в порядке , необходимо соблюдать нехитрые правила гигиены.
Демонстрация видеофильма «Уходза полостью рта»
Памятка
Правилаухода за зубами
· Чистить зубы ежедневно утром и перед сном.
· После еды полоскать рот и пользоваться зубной палочкой или нитью.
· Необходимо иметь индивидуальную зубную щётку и менять её черезкаждые 3-4 месяца.
· Не следует применять для чистки зубов растворы кислот и щелочей.
· Каждые 6 месяцев необходимо проходить осмотр у стоматолога.
· При жевании необходимо пользоваться равномерно……………….
· Не грызите зубами …….. и не ковыряйте в зубах…….
· Не употребляйте сразу после горячей пищи холодную.
Станция«Конечная»
Рефлексия (выберитеправильный ответ)
1. Вкаком порядке расположены органы пищеварения?
а)ротовая полость – желудок – пищевод — толстая кишка — тонкая кишка — толстаякишка;
б)ротовая полость – пищевод — желудок — тонкая кишка — толстая кишка – прямаякишка;
в)ротовая полость – пищевод — желудок – толстая кишка — тонкая кишка – прямаякишка.
2. Вротовой полости происходит:
а)завершение переваривания пищи;
б)механическая переработка пищи и начальное расщепление крахмала;
в)переваривание жиров.
3. Какимвеществом покрыта коронка зуба:
а)прочным цементом; б) дентином; в) эмалью.
4. Всегоу взрослого человека:
а)32зуба; б) 36 зубов; в) 30 зубов.
5. Языкучаствует:
а)в механической обработке пищи;
б)в химической обработке пищи;
в)в механической обработке и апробировании её.
Обобщение учителем—
Конечно,пища важна для жизни человека. Энергия, которую мы получаем с пищевымипродуктами, нужна для работы всех систем органов нашего организма. Но для полноценнойжизни человек должен творить, писать картины, сочинять музыку, быть простохорошим рабочим, учителем, инженером, врачом и не возводить еду в культ.
Пищав организме расщепляется,
Ввещества простые превращается,
Пищипроисходит усвоение
Ивиной тому (пищеварение)
Домашнее задание: П.31, записи в тетради,
( Подводятся итоги урока,выставление оценок)
Используемаялитература
1. Колесов Д.В. Биология: Человек.8кл.:учебник /Д.В.Колесов, Р.Д.Маш,И.Н.Беляев, — М: Дрофа, 2014. – 416с.: ил.
2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 8класс.- 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014, -432с. – (В помощь школьномуучителю).
3. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: Учебник/Н.И.Федюкович.-Изд. 8-е. – Ростов н/Д.:Феникс, 2006 – 480с
Используемаялитература
1. Билич Г. А., Крыжановский В. А.Биология. Полный курс. В 3-х т. Том1. Анатомия/Г. А. Билич, В. А. Крыжановский. – 4-е изд, испр.-М.:ИздательстваОникс, 2007:-864 с
2. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: Учебник/Н.И.Федюкович.-Изд. 8-е. – Ростов н/Д.:Феникс, 2006 – 480с
3. Ламберт Д. Тело человека/Д. Ламберт. Пер. с англ. Е. Ю. Гупало. –М.:ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательства АСТ», КолесовД.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология, 8. – М.: Дрофа.
2002-256с
4.Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология,8. – М.: Дрофа.
5.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология, 8. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
Дополнительныерекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-портал Shkolo.ru (Источник).
2. Медицинская информационная сеть (Источник).