X-PDF

План – конспект открытого урока на тему: «Работа над метроритмом на начальном этапе обучения в классе домры»

Поделиться статьей

Управлениекультуры, молодежи и спорта

Администрацииг.Свердловска и Свердловского района

ГУ ДО ЛНР  «Свердловскаядетская школа искусств № 3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План – конспект

открытого урока на тему:

«Работа над метроритмом наначальном этапе обучения в классе домры»

 

 

 

 

 

 

                                                                       Провела:

                                                                                 преподаватель

                                                                                        высшей категории

                                                                                     отдела  народных                                                                                                        

                                                                                инструментов

                                                                                      Проценко Тамара

                                                                                Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Свердловск

2022 — 2023 уч.г.

 

Дата проведения: 08.02.2022г.

Место проведения: ГУ ДО ЛНР «Свердловская детская школа искусств №3»

ФИО преподавателя: Проценко Тамара Владимировна

Концертмейстер: Манзык Виктория Валериевна

Квалификационная категория: специалист высшей категории

Педагогический стаж: 31 год 9 месяцев

ФИО уч-ся, класс: КапитоновВладимир — 1 класс

Предмет: домра

Тема урока: «Работа над метроритмом наначальном этапе обучения в классе домры»

 

Тип урока: обучающий

Цель урока: добиться точного и уверенного исполнения метроритмическихпостроений с учётом особенностей домрового исполнительства на материалеупражнений и изучаемых произведений

 

Задачи урока:

 

I. Обучающие:

— научить самостоятельно отрабатывать при помощи различныхупражнений и приемов метроритмических сочетаний

II. Развивающие:

— развить ощущение длинных и коротких длительностей посредствомритмического прохлопывания, декламации и т.д. Развить чувства метроритма.

III. Воспитательные:

— воспитать навыки художественного, образного восприятия иисполнения изучаемых произведений через ритмический рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

Учебный материал:

 

1.   Д. Кабалевский «Прогулка»

2.   С. Луканюк «Полька»

 

 

План урока

 

 

1.               Введение

2.     Основная часть – работа над упражнениями, гаммой, музыкальнымпроизведением.

 

3.    Рефлексия.

 

4.    Домашнеезадание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

 

1.    Введение.

Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звукиразличаются между собой не только своей высотой, но ещё и длительностью, т.е.временной протяжённостью. Редко встречаются мелодии, звуки которых состоятстрого одинаковые по протяжённости. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочитаниемразличных нот: длинных и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.

         Ритм – это чередование звуков и пауз разнойпротяженности.

Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердцачеловека, и единицы музыкального времени называют таким словом, как – пульс. Пульсв музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми,могут быть медленными, главное, чтобы они были равномерными. Удары пульсавсегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Этоявление можно сравнить с ударением в слова. Расстояние от одной сильной доли доследующей сильной доли в музыке называется тактом.

Сильный удар всегда считается как «раз», т.е. становится первымначальным, а уже после идут слабые удары – «два», «три» (если есть). Такой счетдолей в музыке называется метром. Не для кого не секрет, чторазвитие метроритмических навыков и умений являются залогом формированияграмотного и профессионального музыканта.

 

2.    Основная часть.

 И сегодня мы покажем некоторые виды работы по развитиюметроритмических навыков и поможет мне в этом учащийся 1 класса КапитоновВладимир.

Первое упражнение с которогомы начнем – это упражнение на развитие координации, так как взаимосвязькоординации рук, взаимосвязь слуха и ритма, физических и физоологическихособенностей очень важна.

Упражнение«Перевертыши» (1.ритмично переворачиваем руки – ладонивниз, ладно вверх 2. ритмично переворачиваем одну руку ладошкой вниз,  другуюладошкой вверх 3.рпитмично переворачиваем ладони, чередуя хлопком).

Упражнение«Кулачек» (1.руки зажимаем в кулачки и ритмично разжимаем ладошками вниз2.одна рука – кулачек, другая ладошкой вниз – чередуем со счетом 3.чередуемчерез хлопок). Это достаточно не простые упражнения, так как приходится следитьза многими составляющими.

Упражнениес мячом – прежде чем взять инструмент нужно повторить ноты. Этоупражнение развивает нотную и звуковысотную ориентацию, так же идетметроритмическая организация, координационные навыки (назвать ноту следующуюнаверх после названной и наоборот следующую на низ после названной).

Упражнение«Наша Таня громко плачет» . Бросаем мяч проговариваемстихотворение вслух:

 «На-шаТа-ня/ Гром-ко пла-чет

У-ро-ни-ла/Вреч-ку мя-чик

Ти-шеТа-неч-/ка не пла-ч

Не-у-то-нет/Вреч-кемя-ч»

Упражнение«Как у дяди Ярмолая». Хлопать в ладоши (короткиеноты в ладоши, длинные по коленям)

Как удяди Ярмолая

Всясемейка не большая

Толькосам и да сама

Толькокум да и кума

Да двасына с усами

Да дведочери с косами

Да двевнучки на печи

Уплетаюткалачи

Ручкинемного размяли, теперь берем инструмент и будем делать упражнения наинструменте.

Упражненияна инструменте:

«Альпинист» — на струне «ре» вторымпальцем по полутонам от ноты «фа» через открытую струну (фа-ре, фа# -ре,соль-ре и т.д.). Играем вверх выделяя сильную долю со счетом вслух фа-ре-фа#-ре,соль-ре-соль#-ре и т.д.).

«Сосиски» — на струне «ля» (2-4 пальцы со-сис-ки

                                                                    до-ре-до, до#-ре#-до# и т.д.)

«Коромысло» — на струне «ля» (1-4 пальцыси-ля-ре-ля). Что такое коромысло? Это деревянная дуга, которую надевают нанего, с одной и с другой стороны надеваются ведра, чтобы легче было носитьводу. А еще коромысло по форме похоже на радугу. Наша задача состоит в том,чтобы в воздухе рисовать радуги. А слова такие: «Коромысло на дуге нависло. Иобязательно за большим пальцем, чтобы он успевал вздохнуть.

Упражнение на длительности нот.

Повторяем какие мы знаем длительности нот – целая, половинная,четвертная, восьмая (руки – целые, ноги – половинные, руки – четвертные, ноги –половинные, руки – целые, ноги – восьмые и т.д.). мы показали лишь нескольковидов работы по развитию метроритмических навыков, на самом деле их огромноеколичество.

Следующим методом  освоение ритма является работа с гаммами.

Гамма Ре мажор — играем в одну октаву, ударами вниз, вверх, дубльштрих,переменный штрих, следующий метод — это изучение ритмического рисунканепосредственно в произведениях. Проигрываем произведения со счётом вслух  Д.Кабалевский «Прогулка», С. Луканюк «Полька».

 

3.    Рефлексия.

Повторение и обобщение пройденного материала урока.

Преподаватель задает наводящие вопросы, ученик дает ответы.

 

4.    Домашнее задание. 

Домашнее задание на следующий урок.

1.    Повторять упражнения и гамму Ре мажор.

2.    Пьесу Луканюка «Полька» — играть ритмично, в сдержанном темпе,выделяя сильные и слабые доли, Д. Кабалевский «Прогулка» — закрепить пройденныйматериал.              

 

Списоклитературы

 

 

 

1.        Андреева М.П. От примы до октавы. 1 класс. Сборник мелодий дляпения и музыкального разбора на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ. – М.:Советский композитор, 1983.

 

2.       Артёмкина Т.Е. Формирование коммуникативных навыков у младшихшкольников средствами фольклора. Автореферат диссертации на соискание ученойстепени кандидата педагогических наук. – Нижний Новгород, 2014.

 

3.       Бабич О.В. Воспитание чувства метро-ритма у детей 6-7-летнеговозраста на уроках фортепиано и сольфеджио. – http://ocvvr.com/

 

4.     Бергер Н.А. Рождённый движением (О ритме в жизни и в искусстве)// Известия РГПУ. – 2009. – № 89. – С. 178-189.

 

5.    Стеблякова Л.А. Изучение метроритма на уроках сольфеджио:Учебно-методическое пособие по сольфеджио для ДМШ и ДШИ. – Сеть творческихучителей. – http://it-n.ru/

 

6.    Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика.– М.: Академия, 2003.

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика

 

         КапитоновВладимир – поступил в число учащихся 1 класса 01.09.2022г. Учащийся имеетхорошие музыкальные данные, обладает музыкальной памятью, ритмически устойчив.На протяжении всего учебного периода зарекомендовал себя как добросовестный,старательный ученик. Усидчив, выполняет все требования преподавателя.Музыкальный аппарат свободный, на уроках активен, участвует в работе. Домашнеезадание выполняет старательно и систематически. Присутствует контроль состороны родителей.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет