План-конспектурока
Согласованозам.директора поУВР Ковалева И.Б.
Предмет:Литературное чтение
Учитель:КурукчиЛ.М.
Класс:2
Номерурока: 21
Дата:16.11.2021
Темаурока:Л.Н.Толстой «Филипок», «Правда всего дороже» .
Планируемыерезультаты:
Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослымии сверстниками в разных социальных ситуациях, умением сравнивать поступкигероев литературных произведений со своими собственными поступками.
Метапредметные:
познавательные: пользуются справочными источниками длянахождения необходимой, дополнительной информации;
регулятивные: планируют,контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачейи условиями ее реализации, определяют наиболее эффективный способ достижениярезультата;
коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию;осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числетворческого характера.
Предметные (объем освоения и уровень владениякомпетенциями): научатся: характеризовать героев рассказа наоснове анализа их поступков, собственных впечатлений о герое; получатвозможность научиться: пересказывать текст подробно, выборочно;составлять устно текст-описание героя.
Оборудованиеурока: ноутбук,проектор.
Типурока:комбинированный.
I.Организационныйэтап
— Урок я хочу начать счтения отрывка из стихотворения
В. Радина «Дети икнига».
Книги учат детей
Всем премудростямжизни –
Как быть Человеком,
И быть нужнымОтчизне,
И как правду отлжи
Все должныотличать.
Как бороться сврагом
И как злопобеждать.
В.В. Радин
Чемуучат книги?
(Книгиучат нас доброте, вежливости. Учат любить своих родных, беречь природу).
Как вы думаете,так ли это важно уметь читать?
Речевая разминка
Под горой усосновой опушки
Жили-были четырестарушки.
Жили-были четырестарушки,
Все четыре большиеболтушки
-Дети, а скажите для чего нам нужна речевая разминка? (ответы детей)
II. Постановкацели и задач урока.
Мотивацияучебной деятельности учащихся.
— На прошлом урокевы познакомились с биографией Л. Н. Толстого. А что вам особенно запомнилось?
-Лев Николаевичсоздал школу для крестьянских детей в Ясной поляне. И рассказ который мысегодня прочитаем с этим связан. Как вы думаете, о ком будет рассказ?
Сообщение темы,цели детьми.
Сегодня мы продолжим знакомиться створчеством русского писателя Л.Н. Толстого.
Прочитайтеназвание следующего произведения этого автора. («Филиппок»).
Рассмотритеиллюстрацию на странице 109.
- Кого вы видите на переднем плане?
- Опишите мальчика. Какой он?
- Кого вы видите на заднем плане?
- Кто изображен слева?
- Опишите, какой он?
- Где происходит действие? Почему вы так думаете?
III Актуализациязнаний.
Проверкадомашнего задания.
Скаким произведением Л.Н Толстого мы познакомились на прошлом уроке?
Чемуучит это произведение?
Пересказпроизведения по цепочке.
IV.Первичное усвоение знаний.
1. Работа надбылью «Филипок».
– Сегодня мыпрочитаем еще одну быль Л. Н. Толстого «Филипок». Как вы думаете, о чем (о ком)будет эта быль?
1) Чтениепроизведения учителем.
Кто главный герой?
Почему мама не пускала Филиппка в школу?
Почему дорога в школу была нелегкой?
Почему Филиппок ничего не смог ответить учителю?
Почему Филиппок стал ходить в школу?
3)словарная работа с использованим ЭОС:
подённый – работа с оплатой по отработанным дням
Слободка – пригород, населённый пункт, очень близкий кгороду.(большое село, деревня)
Сенцы, сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Полы– нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
Постреленок –непоседа, шалун.
Бедовый– шустрый, смелый
V. Первичнаяпроверка понимания
1)Высказывания учащихся.
— С чегоначинается рассказ?
-Почему Филипок неходил с ребятами в школу?
– Каким выпредставляете себе Филипка?
– Проследите за его действиями (выборочное чтение).
– Что пережил Филипок, когда бежал в школу? Почему?
-Что приключилосьс мальчиком по дороге?
-Как развивалисьсобытия в школе?
Физминутка
VI.Первичноезакрепление изученного материала.
– Вспомните, что переживали вы, когда в первый раз пришли в школу.
– Как вы думаете, каким вырастет этот мальчик?
– Как автор относится к своему герою?
-Чем закончилсярассказ?
5абзац.
Почемуна вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал?
Какиеслова употребил автор?
Найдитев тексте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка.
Такнапугался, что говорить не мог.
Вгорле от страха пересохло.
Как выпонимаете эти выражения?
6абзац.
Чтоузнали из этого абзаца? (У Филиппка есть брат Костя, Филиппок давно просится вшколу, он украдкой пришёл).
Каквы понимаете смысл слова «украдкой»?
Определениеназвания рассказа
-Посмотрите на рисунок.
-Прочитайтеслова.
(мальчик,чашка, разбил)
-Прочитайте пословицу.
Правда светлее солнца.
-Объясните смысл пословицы.
(Если сказать правду, то на душе будет светло и тепло. Светлее и теплее, чем отсолнца ).
Можноли догадаться, о чём пойдёт речь в следующем произведении?
(Да. Мы будем говорить о хороших поступках и о плохих. Разберёмся, что хорошо,а что плохо ).
(Высказываниядетей)
— Молодцы! Выправильно мыслите.
— Мы познакомимсяс рассказом Л.Н.Толстого «Правда всегда дороже».
-Какую цель ставим?
(Продолжитьотрабатывать навыки чтения.
Учиться работать стекстом).
VII. Проверкапервичного восприятия текста.
-Каким вам показался этот рассказ?
(интересным, грустным, поучительным).
— Что особенно понравилось в рассказе?
(Мальчик сказалправду)
Анализпроизведения.
1 Чтение рассказапо «цепочке».
2.Анализпроизведения.
Кто являетсяглавным героем рассказа?
(Мальчик)
Что случилось смальчиком?
(Он разбилчашку).
Как поступилмальчик?
(Сказалправду).
Как вы оцениваетепоступок мальчика?
(Онпоступил хорошо, правильно).
Еслибы вы оказались на месте мальчика,
как бы вы поступили?
(Поступилитак же, как мальчик из рассказа «Правда всего дороже»).
I. Работа с текстом после чтения.
Теперь вспомните то, что прочитали и скажите, к какомужанру относится это произведение? Докажите.
Подходит ли название «Филиппок» к рассказу?
VIII.Контрольусвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
— Давайте вернемся к нашей цели.
— Выполнили мы его? (Да, выполнили.)
— Достигли ли мы целей урока? .
Как вы думаете,эта история могла произойти на самом деле?
Как называется жанр такого произведения?
Быль— это …это. краткий устный рассказ о происшествии, случае, якобы имевшем место вдействительности.
О ком эта история?
Кто главный герой?
Какого возраста?
Какие черты характера вы можете отметить?( назовите в том порядке, как ониследуют в тексте)
Домашнее задание: с. 112-114 читать по ролям
IX.Рефлексия
— Мы с вамипрочитали уже много рассказов Л.Н. Толстого.
Какой рассказ вампонравился больше всего? (Ответы детей)
— Что вы узналисегодня на уроке?
— За что вы можетесебя похвалить?
