X-PDF

План конспект повторительно — обобщающего урока для 11 класса по теме Советская политическая система в 1953 — 1991 гг.

Поделиться статьей

План – конспект урока

Тема: Советская политическая система в 1953 -1991 гг.  Изменение роли Советов и партийная номенклатура.

Класс: 11

Цель: Создать условия дляформирования уважительного отношения к отечественной истории, через пониманиеособенностей изменения политической системы в 1953 – 1991 гг.

Метод: объяснение с элементами беседы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

момент (1мин.)

 

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку

Приветствует учителя.

Этап актуализации   (7мин.)

 

Тема нашего урока «Советская политическая система в 1953 -1991 гг.».

На прошлом уроке мы рассмотрели положение КПСС и ее роль  в стране.

 

Давайте вспомним:

 

Как изменялась роль КПСС с начала 50-ых гг. – до 1991 года?

 

В преамбуле Конституции 1977 г. говорится о развитом социалистическом обществе, о концепции развитого социализма, что это значит?

 

Хорошо, давайте попробуем определить цель нашего урока?

Каковы задачи урока?

Фиксирует тему в тетрадь.

 

Определяет вместе с учителем  цель и задачи урока.

Цель: проанализировать особенности развития советской политической системы 1953 – 1991 гг.

 

Задачи:

— рассмотреть изменение роли Советов в данный период

 

— дать характеристику партийной номенклатуре в Брежневский период.  

4.Изучение

нового

материала (30мин.)

 

Инструктаж и объяснение задания учителем (5мин)

 

Групповая работа(7мин)

 

Выступление группы и ответы на вопросы (18мин.)

Аналитическое описание

Далее учитель предлагает учащимся разделиться на три группы. Каждой группе выдается выдержки из документов. (Конституция СССР 1977г; Конституция СССР (1977)/редакция 14 марта 1990 года; Закон СССР Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию) (Приложение 1;2). Каждая группа отвечает на свой вопрос используя учебник и источник.

Группа 1:Как изменилась роль Советов в 60 – 80ые гг.?

Группа 2: Как изменилась роль Советов в годы перестройки?

Группа 3. Почему Брежневский период называют золотым веком партийной номенклатуры.

Обобщающая характеристика

После ответа каждой группы учитель задает вопросы и предлагает ученикам зафиксировать в таблицу.

 

Ученики внимательно слушают и вникают в предстоящую работу.

 

Отвечают на вопросы в группах.

 

Выступают с ответами.

 

Фиксируют ответы в таблицу.

 

5.Систематизация

и закрепление

(7 минуты)

 

Итак, давайте подведём итоги. В начале урока мы определили цели нашей работы:

  • Можно ли считать цели урока выполненными?

 

Учитель подводит итоги урока и для закрепления материала предлагает ученикам Лист индивидуальных достижений в изучении темы

 

Вместе с учителем подводит итоги

 

Отвечает на вопросы

 

Заполняют лист индивидуальных достижений в изучении темы

 

Приложение 1

КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХРЕСПУБЛИК
Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва7 октября 1977 г.

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

     Глава 1. Политическая система

     Статья 1.  Союз Советских  Социалистических  Республик есть

социалистическое  общенародное  государство,  выражающее  волю и

интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всехнаций

и народностей страны.

     Статья 2.  Вся  власть  в  СССР  принадлежит  народу. Народ

осуществляет  государственную  власть   через   Советы  народных

депутатов, составляющие политическую основу СССР.

     Все другие государственные органы подконтрольны иподотчетны

Советам народных депутатов.

     Статья 3.  Организация и деятельность Советскогогосударства

строятся в соответствии с принципом демократическогоцентрализма:

выборностью всех органов государственной  власти  снизу доверху,

подотчетностью  их  народу,  обязательностью  решенийвышестоящих

органов  для  нижестоящих.  Демократический  централизм сочетает

единое  руководство  с  инициативой  и  творческой активностьюна

местах,  с ответственностью  каждого  государственного  органа и

должностного лица за порученное дело.

     Статья 4. Советское государство, все его органы действуютна

основе   социалистической   законности,    обеспечивают   охрану   

правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

     Государственные и общественные организации, должностныелица

обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

     Статья 5.  Наиболее  важные  вопросы  государственной жизни

выносятся   на   всенародное  обсуждение,  а  также  ставятся на

всенародное голосование (референдум).

     Статья 6.  Руководящей  и  направляющей   силой  советского

общества,  ядром  его  политической  системы,  государственных и

общественных   организаций   является   Коммунистическая  партия

Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

     Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая

партия  определяет  генеральную  перспективу  развития общества,

линию  внутренней  и  внешней  политики  СССР,  руководит великой

созидательной   деятельностью    советского    народа,   придает

планомерный  научно  обоснованный  характер  его борьбе запобеду

коммунизма.

     Все партийные организации  действуют  в  рамках Конституции

СССР.

     Статья 7.   Профессиональные   союзы,  Всесоюзный Ленинский

Коммунистический   Союз   Молодежи,   кооперативные   и   другие

общественные  организации  в  соответствии  со  своими уставными

задачами участвуют в управлении государственными и общественными

делами,     в     решении     политических,    хозяйственных   и

социально-культурных вопросов.

     Статья 8.  Трудовые  коллективы  участвуют  в  обсуждении и

решении   государственных  и  общественных  дел,  в планировании

производства и социального развития,  в подготовке и расстановке

кадров,  в обсуждении и решении вопросов управленияпредприятиями

и учреждениями,  улучшения условий труда  и  быта, использования

средств,  предназначенных  для развития производства,  а такжена   

социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.

     Трудовые коллективы развивают социалистическоесоревнование,

способствуют распространению передовых методов работы, укреплению

трудовой   дисциплины,   воспитывают   своих   членов   в   духе

коммунистической   нравственности,   заботятся   о  повышении их

политической   сознательности,   культуры   и   профессиональной

квалификации.

     Статья 9.   Основным   направлением   развития политической

системы советского  общества  является  дальнейшее развертывание

социалистической демократии:  все более широкое участие гражданв

управлении  делами  государства  и  общества,   совершенствование

государственного   аппарата,  повышение  активности общественных

организаций,  усиление народного  контроля,  укрепление правовой

основы   государственной   и   общественной   жизни,  расширение

гласности, постоянный учет общественного мнения.

 

Приложение 2

Закон СССР от 14 марта 1990 г. N1360-I
Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений вКонституцию (Основной Закон) СССР

В целях обеспечениядальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономическихпреобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасностиграждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти иуправления СССР Съезд народных депутатов СССР постановляет:

I. Учредить постПрезидента Союза Советских Социалистических Республик.

Установить, чтоучреждение поста Президента СССР не меняет правового положения и не влечетограничения компетенции союзных и автономных республик, закрепленнойконституциями союзных в автономных республик и Конституцией СССР.

II. Внести в Конституцию (Основной Закон) СССР следующиеизменения и дополнения:

1. Из преамбулы исключить слова Возросларуководящая роль Коммунистической партии — авангарда всего народа.

Глава 1.Политическая система

Статья 1. Союз Советских СоциалистическихРеспублик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю иинтересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностейстраны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежитнароду.

Народ осуществляет государственнуювласть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

Все другие государственные органыподконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельностьСоветского государства строятся в соответствии с принципом демократическогоцентрализма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху,подотчётностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов длянижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство синициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждогогосударственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органыдействуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрануправопорядка, интересов общества. прав и свобод граждан.

Государственные и общественныеорганизации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советскиезаконы.

Статья 5. Наиболее важные вопросыгосударственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся навсенародное голосование (референдум).

Статья 6. Коммунистическая партия СоветскогоСоюза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иныеобщественные организации и массовые движения через своих представителей,избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработкеполитики Советского государства, в управлении государственными и общественнымиделами.

Статья 7. Все политические партии,общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренныеих программами и уставами, действуют в рамках Конституции и советских законов.

Не допускаются создание идеятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственноеизменение советского конституционного строя и целостности социалистическогогосударства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной ирелигиозной розни.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют вобсуждении н решении государственных и общественных дел, в планированиипроизводства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, вобсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями,улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных дляразвития производства, а также на социально-культурные мероприятия нматериальное поощрение.

Трудовые коллективы развиваютсоциалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методовработы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духекоммунистической нравственности, заботятся о повышении их политическойсознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развитияполитической системы советского общества является дальнейшее развертываниесоциалистической демократии: все более широкое участие граждан в управленииделами государства и общества, совершенствование государственного аппарата,повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укреплениеправовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности,постоянный учет общественного мнения.

 

 

 

Период

Положение Советов

 

 

 

 

 

 

 

Приложение3

 

Листиндивидуальных достижений в изучении темы «Советская политическая система в 1953 — 1991 гг.».

Ф.И.О.______________________

Класс_______________________

 

 

Планируемые результаты

Самооценка

Примечания

Достиг

(2 б.)

Достиг частично

(1 б.)

Не достиг

(0 б.)

1.

Я могу объяснить как изменилась роль Советов в 60 – 80 гг.

 

 

 

 

2.

Я могу объяснить как изменилась роль Советов в годы перестройки?

 

 

 

 

3.

 Я могу объяснить что такое партийная номенклатура и почему она заняла особое место в жизни общества в 60 – 70 гг.?

 

 

 

 

4.

У меня сложилось целостное представление о  советской политической системе 1953 – 1991 гг.

 

 

 

 

 

15-18баллов – «отлично». Я доволен своей работой и все получилось.

12-14баллов – «хорошо». Я старался, но не всё получилось.

7-11баллов – «удовлетворительно». Я недоволен своей работой.

0-6 баллов – «плохо».

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей