План-конспект
урока математики в 5 классе
по теме «Вычитание» (ФГОС)
Учитель: Кудимова Антонина Васильевна, Видновская СОШ№9
Предмет: математика
Класс: 5 класс
Тема и номер урока в теме: первыйурок в теме «Вычитание»
Базовый учебник: Математика5 класс, Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.
Цель урока: организоватьдеятельность учащихся по совместному планированию изучения новой темы; создатьусловия для достижения поставленных задач.
Задачи:
Личностногоразвития:
- формирование операционного типа мышления, внимательности и исполнительской дисциплины;
- осуществление самоконтроля результатов собственной деятельности;
- развитие математической речи;
- развитие коммуникативной компетенции.
Метапредметногоразвития:
- развитие умения анализировать условие задачи, осмысливать его и выделять необходимую для решения информацию, моделируя задачу при помощи схем;
- развитие умения находить информацию, представленную в неявном виде;
- развитие умения находить ошибки и грамотно их исправлять.
Предметногоразвития:
1. использование свойств вычитания на практике;
2. использование взаимосвязи между компонентамивычитания и сложения;
3. развитие навыка построения логических цепочек ипроведение числового эксперимента;
4. развитие навыка критически оценивать задачу;
5. развитие навыка проводить числовой эксперимент.
Тип урока: урок полученияновых знаний, умений и навыков.
Формы работы учащихся:
1. индивидуальная;
2. фронтальная;
3. групповая;
4. самостоятельнаяработа;
5. работа впарах;
6. тестовыйконтроль.
Необходимое оборудование: мультимедийныйпроектор, компьютер, экран.
Структура и ход урока.
I.Организационный момент
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|||
Познаватель- ные |
Регулятивные |
Коммуникатив- ные |
Личност- ные |
||
· Приветствует детей · Сообщает ребятам, что на каждом этапе урока свои достижения они будут отмечать в ЛИСТЕ УСПЕШНОСТИ |
· Приветствуют учителя · Знакомятся с ЛИСТОМ УСПЕШНОСТИ (ЛУ) [Приложение 1] |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Прогнозирование своей деятельности |
Умение слушать и вступать в диалог |
Умение выделять нравственный аспект поведения |
II. Подведение к теме урока
Игра«Да-нетка»
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|||
Познаватель- ные |
Регулятивные |
Коммуникатив- ные |
Личност- ные |
||
· Загадывает термин «Вычитание» · Отвечает на вопросы детей «ДА» или «НЕТ» · После отгадывания, сообщает тему урока |
· По очереди задают вопросы учителю · Отгадывают термин «Вычитание» · Записывают в тетрадях тему урока · Заполняют ЛУ |
Поиск и выделение необходимой информации |
Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог |
Смысло- образование |
III.Беседа по формулированию задач урока
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|||
Познаватель- ные |
Регулятивные |
Коммуникатив- ные |
Личност- ные |
||
1. Что вы знаете о вычитании? 2. Чем мы занимались на предыдущих уроках? 3. Как выдумаете, чем нам сегодня предстоит заниматься? |
обратиться к ЛУ)
|
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов |
Целеполагание, выдвижение гипотез |
Умение слушать и вступать в диалог |
|
IV.Проверка домашнего задания
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|||
Познаватель- ные |
Регулятивные |
Коммуникатив- ные |
Личност- ные |
||
задания?»
|
заданию, задают вопросы
теории, работая в парах
ОЦЕНОЧНОЙ ТАБЛИЦЕ «ВЗАИМООПРОС ПО ТЕОРИИ» [Приложение 2]
исполняют частушки о вычитании собственного сочинения |
Контроль и оценивание процесса и результатов деятельности
|
Планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка |
Умение слушать и задавать вопросы |
Интерес к учебному материалу, способность к самооценке |
V.Устный счёт
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|||
Познаватель- ные |
Регулятивные |
Коммуникатив- ные |
Личност- ные |
||
ЦЕПОЧКИ» [Приложение 3]
«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОМИНО» [Приложение 4]
|
«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОМИНО»
«МАТЕМАТИЧЕСКОМ ДОМИНО» по замкнутости цепочки вычислений
|
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
Умение слушать и вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем (при необходимости) |
Ориента- ция в межлично-стных отношени-ях |
VI.Основной этап
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|||
Познаватель- ные |
Регулятивные |
Коммуникатив- ные |
Личност- ные |
||
ВЫБОРУ» [Приложение 5]
провести коррекцию |
по выбору
коррекцию своих знаний
|
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция |
Умение слушать и вступать в диалог
|
Профессионалное самоопределение, смыслообразование |
VII.Физминутка
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|||
Познаватель- ные |
Регулятивные |
Коммуникатив- ные |
Личност- ные |
||
высказывания [Приложение 6] |
высказывание верно, выполняют поворот туловищем, если высказывание неверно присаживаются на свои места
|
|
|
|
Понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приёмами сохранения физического здоровья |
VIII. Основной этап (продолжение)
ЛовиОШИБКУ!
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|||
Познаватель- ные |
Регулятивные |
Коммуникатив- ные |
Личност- ные |
||
карточках с заданием «Лови ОШИБКУ!» [Приложение 7] , [Презентация к уроку, слайд 1]
проектор [Презентация к уроку, слайд 2] |
|
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция |
Умение слушать и вступать в диалог
|
Профессионалное самоопределение, смыслообразование |
Задачао ЦАРЬ-КОЛОКОЛЕ
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
интересного о царь-колоколе [Презентация к уроку, слайд 3]
ЛИСТУ с текстом задачи из тетради на печатной основе (стр. 29 №3)
работы над задачей |
царь-колоколе, найденную дома в интернете
МАРШРУТНОМУ ЛИСТУ [Приложение 8] с текстом задачи из тетради на печатной основе (стр. 29 №3)
|
Числовойэксперимент
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
числовой эксперимент [Приложение 9] |
эксперимент
эксперимента
перечисляя факторы, повлиявшие на него
|
IX.Подведение итога урока и рефлексия
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
||||
Познаватель- ные |
Регулятивные |
Коммуникатив- ные |
Личност- ные |
|||
|
|
|
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности |
Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка |
Нравственно-этическая ориентация |
|
X.Информация о домашнем задании
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|||
Познаватель- ные |
Регулятивные |
Коммуникатив- ные |
Личност- ные |
||
[Презентация к уроку, слайд 4] |
|
|
|
|
|
XI.Завершение урока
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
|||
Познаватель- ные |
Регулятивные |
Коммуникатив- ные |
Личност- ные |
||
|
«Олимпиадной шкатулке» задачу |
|
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности |
Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна |
Нравственно-этическая ориентация |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Лист УСПЕШНОСТИ
ученика 5 «___»класса __________________________________________________________
Критериисамооценки:
Справился, всёбыло понятно – 2 балла
Справился, нобыли затруднения – 1 балл
Не справился,многое осталось непонятным – 0 баллов
Этапы урока |
Задачи этапа |
Самооценка |
Игра «ДА-НЕТка» |
Логически грамотно задавать вопросы, отгадать слово. |
|
Постановка задач урока |
Учиться грамотно формулировать цели и задачи урока. |
|
Взаимоопрос по правилам |
Грамотно формулировать вопросы, развивая свою математическую речь. Правильно, быстро и точно отвечать на вопросы собеседника. |
|
Логические цепочки |
Строить логические цепочки |
|
«Математическое домино» |
Быстро и точно выполнять арифметические действия устно. |
|
Задание по выбору |
Использовать связь между компонентами сложения и вычитания (1-е задание). Умение распознавать натуральные числа и варьировать числами и знаками действий (2-е задание) |
|
Физминутка |
Грамотно и чётко реагировать на верные и ложные утверждения |
|
Лови ошибку! |
Умение находить ошибки и грамотно их исправлять |
|
Работа с задачей по маршрутному листу |
Умение анализировать и осмысливать текст задачи, моделировать задачу при помощи схем, критически оценивать задачу. |
|
Числовой эксперимент |
Развитие навыка проводить числовой эксперимент |
|
Подведём итог: (подсчитай общее количество баллов, заработанные тобой за урок) |
|
Критерииуспешности:
18-20 балла(моя оценка 5) — У меня сегодня на уроке всёполучилось.
13-17 балл (мояоценка 4) — Я старался(ась), но ещё есть над чемработать.
12-0 баллов — Мнеещё много нужно работать и я обязательно стану успешнее.
Приложение 2
Оценочная таблица«ВЗАИМООПРОС ПО ТЕОРИИ»
Задаёт вопросы_______________________________________________________________________
Отвечает на вопросы___________________________________________________________________
№ вопроса
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
оценка |
Правильность ответов |
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Логические цепочки
Определите правилонахождения числа, стоящего в середине и по этому принципу вставьте в
пустую клеткупропущенное число.
а) 16 59 43 б) 78 62 16 в) 12 60 5
33 51 36 23 7 13
Приложение 4
Математическое домино(9 карточек)
6 |
∙ 8 |
= 48 |
: 12= |
4 |
+136= |
140 |
: 20 = |
7 |
∙ 15 = |
105 |
: 5 = |
21 |
— 9 = |
12 |
∙ 11 = |
132 |
: 22 = |
Приложение 5
Задание повыбору №1
Проверьтевычитание сложением и внесите числовые выражения в соответствующие колонки
таблицы(вычисления выполняйте в тетради)
а) 3159 – 325 = 2834; б) 205 – 158 = 52; в)10135 – 888 = 9247; г) 2934 – 44 = 2890.
Верное равенство |
Неверное равенство |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительный вопрос: есть ли другой способ проверки правильностивычисления данных
примеров? Еслиесть, то какой?
Задание по выбору №2
Перед вами рядчисел 28, 0, 56, 154, 1126.
Используя толькоэти числа, составьте вычислительные примеры с применением разных
действий. Запишите ваши примеры в таблицу.
Действие |
сложение |
вычитание |
умножение |
деление |
Пример |
|
|
|
|
Дополнительныйвопрос: все ли числа данного ряда натуральные?Ответ поясните.
Приложение 6
Вопросы физминутки
1. От перестановкимест слагаемых сумма не изменяется.
2. Чтобы найтинеизвестное вычитаемое нужно из уменьшаемого вычесть разность.
3. В записи числа1 млн. — 6 нулей.
4. 0 – натуральноечисло.
5. При действиях снатуральными числами уменьшаемое может быть меньше вычитаемого.
6. Чтобы вычестьсумму из числа нужно из числа вычесть первое слагаемое, а затем второе.
Приложение 7
Лови ОШИБКУ!
Приложение 8
«Маршрутный лист»
(Задача №3 стр.29в тетради на печатной основе №1)
1. Внимательнопрочитайте задачу.
2. Задайте вопросыпо тексту задачи (устно).
3. Какиенатуральные числа вы встретили в тексте задачи? (ответ на этот вопрос можно
записать втетради)
4. Все линатуральные числа, встретившиеся вам в тексте задачи, будут использованы при её
решении? (устно)
5. Составьтекраткую запись условия задачи (в тетради).
6. Запишитерешение задачи (в тетради на печатной основе).
Приложение 9
Числовой эксперимент
Наименование товара
|
Цены в супермаркетах города (в рублях)
|
|||
Линия |
Наш |
Европа |
Карусель |
|
1кг картофеля |
9 |
10 |
10 |
9 |
1 бутылка масла |
82 |
75 |
80 |
67 |
1 кг мяса |
267 |
279 |
272 |
300 |
Необходимо купить:
4 кг картофеля; 1 кг мяса; 2 бутылки растительного масла.
Ваша задачаопределить, в какой из супермаркетов города выгоднее всего отправиться за
покупкой указанногонабора продуктов. При выборе магазина постарайтесь учесть все факторы,
требующие затратыденег. Ваши затраты должны быть минимальными.
Выполнитенеобходимые расчёты и дайте ответ на следующие вопросы:
1. В какой магазинвы отправитесь?
2. Какие факторыповлияли на ваш выбор?
3. Какоеколичество денег у вас останется после похода в магазин, если первоначально из
семейного бюджета вашей семьи вам дали 1тысячу рублей?