X-PDF

План-конспект рока-игры по математике в 5 классе по теме : Вычитание

Поделиться статьей

План-конспект

урока математики в 5 классе

по теме «Вычитание» (ФГОС)

Учитель: Кудимова Антонина Васильевна, Видновская СОШ№9

Предмет: математика

Класс: 5 класс

Тема и номер урока в теме: первыйурок в теме «Вычитание»

Базовый учебник: Математика5 класс, Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.

Цель урока: организоватьдеятельность учащихся по совместному планированию изучения новой темы; создатьусловия для достижения поставленных задач.

Задачи:

Личностногоразвития:

  1. формирование операционного типа мышления, внимательности и исполнительской дисциплины;
  2. осуществление самоконтроля результатов собственной деятельности;
  3. развитие математической речи;
  4. развитие коммуникативной компетенции.

Метапредметногоразвития:

  1. развитие умения анализировать условие задачи, осмысливать его и выделять необходимую для решения информацию, моделируя задачу при помощи схем;
  2. развитие умения находить информацию, представленную в неявном виде;
  3. развитие умения находить ошибки и грамотно их исправлять.

Предметногоразвития:

1.     использование свойств вычитания на практике;

2.     использование взаимосвязи между компонентамивычитания и сложения;

3.     развитие навыка построения логических цепочек ипроведение числового эксперимента;

4.     развитие навыка критически оценивать задачу;

5.     развитие навыка проводить числовой эксперимент.

Тип урока: урок полученияновых знаний, умений и навыков.

Формы работы учащихся:

1.      индивидуальная;

2.      фронтальная;

3.      групповая;

4.      самостоятельнаяработа;

5.      работа впарах;

6.      тестовыйконтроль.

Необходимое оборудование: мультимедийныйпроектор, компьютер, экран.

 

Структура и ход урока.

 

I.Организационный момент

 

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

·         Приветствует детей

·         Сообщает ребятам, что на каждом этапе урока свои достижения они будут

             отмечать в ЛИСТЕ  

             УСПЕШНОСТИ

·         Приветствуют учителя

·         Знакомятся с ЛИСТОМ УСПЕШНОСТИ (ЛУ)

             [Приложение 1]

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения

 

II. Подведение к теме урока

Игра«Да-нетка»

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

·         Загадывает термин «Вычитание»

·         Отвечает на вопросы детей «ДА» или «НЕТ»

·         После отгадывания, сообщает тему урока

·         По очереди задают вопросы учителю

·         Отгадывают термин «Вычитание»

·         Записывают в тетрадях тему урока

·         Заполняют ЛУ

Поиск и выделение необходимой информации

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Смысло-

образование

 

 

 

 

 

III.Беседа по формулированию задач урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

  • Задаёт вопросы

          1. Что вы знаете о  

              вычитании?

          2. Чем мы занимались на

              предыдущих уроках?

          3. Как выдумаете, чем нам

              сегодня предстоит

              заниматься?

  • Отвечают на вопросы учителя
  • Формулируют задачи урока (если возникают затруднения,   можно

            обратиться к ЛУ)

  • Заполняют ЛУ

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов

Целеполагание, выдвижение гипотез

Умение слушать и вступать в диалог

 

 

IV.Проверка домашнего задания

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

  • Задаёт вопрос: «Какие трудности возникли при выполнении   домашнего

            задания?»

  • По необходимости, отвечает на вопросы учеников
  • Фиксирует время для взаимоопроса по правилам
  • Предлагает исполнить придуманные частушки о вычитании
  • Отвечают на вопросы учителя
  • Если возникли вопросы по домашнему

            заданию, задают

             вопросы

  • Сдают тетради с домашней работой
  • Задают друг другу по 5 вопросов по

            теории, работая в

             парах

  • Оценивают ответы друг друга в

            ОЦЕНОЧНОЙ    

            ТАБЛИЦЕ                           

            «ВЗАИМООПРОС

             ПО ТЕОРИИ»               

            [Приложение 2]

  • Обмениваются оценочными таблицами
  • Заполняют ЛУ
  • Несколько человек по желанию

            исполняют частушки  

            о вычитании

     собственного  

     сочинения

Контроль и оценивание  процесса и результатов деятельности

 

Планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

Умение слушать и задавать вопросы

Интерес к учебному материалу, способность к самооценке

 

V.Устный счёт

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

  • Предлагает ребятам определить правило нахождения  числа, стоящего в пустой клетке в карточке   «ЛОГИЧЕСКИЕ

            ЦЕПОЧКИ»          

            [Приложение 3]

  • Задаёт вопросы по проверке правильности выполнения задания
  • Предлагает поиграть в

           «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ

            ДОМИНО»

            [Приложение 4]

  • Фиксирует время
  • Выстраивают логические цепочки, работая в парах
  • Проверяют правильность выполнения задания, отвечая на вопросы учителя
  • В группах по 4 человека играют в

     «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ  

      ДОМИНО»

  • Проверяют правильность вычислений в

 

          «МАТЕМАТИЧЕСКОМ

             ДОМИНО» по

             замкнутости цепочки

            вычислений

  • Заполняют ЛУ

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Ориента-

ция в межлично-стных отношени-ях

 

VI.Основной этап

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

  • Предлагает ребятам «ЗАДАНИЕ ПО

            ВЫБОРУ»

            [Приложение 5]

  • Фиксирует время
  • Задаёт вопросы по заданиям, с целью

            провести коррекцию

  • Работая в группах, выполняют задание

            по выбору

  • Отвечают на вопросы учителя, проводя

            коррекцию своих  знаний

  • Заполняют ЛУ

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог

 

Профессионалное самоопределение,

смыслообразование

 

VII.Физминутка

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

  • Проговаривает математические

            высказывания [Приложение 6]

  • Встают из-за парт
  • Поднимают руки вверх, если

            высказывание

            верно, выполняют

            поворот    

            туловищем, если

            высказывание

            неверно

            присаживаются                

            на свои места

  • Заполняют ЛУ

 

 

 

Понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приёмами сохранения физического здоровья

 

VIII. Основной этап (продолжение)

ЛовиОШИБКУ!

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

  • Предлагает учащимся найти ошибки в

            карточках с заданием

            «Лови ОШИБКУ!»

            [Приложение 7] ,

            [Презентация к уроку,

            слайд 1]

  • Организует самопроверку через

            проектор [Презентация к

           уроку, слайд 2]

  • Работая в группах, выполняют задание
  • Выполняют самопроверку
  • Заполняют ЛУ

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог

 

Профессионалное самоопределение,

смыслообразование

 

Задачао ЦАРЬ-КОЛОКОЛЕ

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

  • Спрашивает детей, что они узнали

            интересного о царь-колоколе

            [Презентация к уроку, слайд 3]

  • Предлагает работу по МАРШРУТНОМУ

            ЛИСТУ с текстом задачи из тетради на

            печатной основе (стр. 29 №3)

  • Задаёт вопросы по подведению итога

            работы над задачей

  • Озвучивают интересную информацию о

            царь-колоколе, найденную дома в

            интернете

  • Работают самостоятельно по

            МАРШРУТНОМУ ЛИСТУ [Приложение           

            8]

            с текстом задачи из тетради на печатной

            основе (стр. 29 №3)

  • Подводят итоги работы
  • Заполняют ЛУ

 

Числовойэксперимент

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

  • Предлагает учащимся провести

            числовой эксперимент [Приложение 9]

  • Работая в группах, проводят числовой

            эксперимент

  • Сообщают результат проведённого

            эксперимента

  • Объясняют свой выбор супермаркета,

            перечисляя факторы, повлиявшие на

            него

  • Заполняют ЛУ

 

IX.Подведение итога урока и рефлексия

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

  • Выслушивает ребят
  • Подсчитывают свои баллы в ЛУ
  • Высказываются о своих успехах на уроке, анализируя ЛУ

 

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

Нравственно-этическая ориентация

 

 

 

 

X.Информация о домашнем задании

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

  • Комментирует домашнее задание

            [Презентация к уроку, слайд 4]

  • Слушают информацию о домашнем задании
  • Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

XI.Завершение урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

  • Благодарит детей за работу
  • Сдают листы успешности
  • Выходя из кабинета, желающие берут в

     «Олимпиадной          

     шкатулке» задачу

 

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна

Нравственно-этическая ориентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

Лист УСПЕШНОСТИ

 

ученика 5 «___»класса __________________________________________________________

 

Критериисамооценки:

Справился, всёбыло понятно 2 балла

Справился, нобыли затруднения 1 балл

Не справился,многое осталось непонятным 0 баллов

 

 

Этапы урока

Задачи этапа

Самооценка

Игра «ДА-НЕТка»

Логически грамотно задавать вопросы, отгадать слово.

 

Постановка задач урока

Учиться грамотно формулировать цели и задачи урока.

 

Взаимоопрос по правилам

Грамотно формулировать вопросы, развивая свою математическую речь. Правильно, быстро и точно отвечать на вопросы собеседника.

 

Логические цепочки

Строить логические цепочки

 

«Математическое домино»

Быстро и точно выполнять арифметические действия устно.

 

Задание по выбору

Использовать связь между компонентами сложения и вычитания (1-е задание). Умение распознавать натуральные числа и варьировать числами и знаками действий (2-е задание)

 

Физминутка

Грамотно и чётко реагировать на верные и ложные утверждения

 

Лови ошибку!

Умение находить ошибки и грамотно их исправлять

 

Работа с задачей по

маршрутному листу

Умение анализировать и осмысливать текст задачи, моделировать задачу при помощи схем, критически

оценивать задачу.

 

Числовой эксперимент

Развитие навыка проводить числовой эксперимент

 

Подведём итог:

(подсчитай общее количество баллов, заработанные тобой за урок)

 

 

Критерииуспешности:

18-20 балла(моя оценка 5) — У меня сегодня на уроке всёполучилось.

13-17 балл (мояоценка 4) — Я старался(ась), но ещё есть над чемработать.

12-0 баллов — Мнеещё много нужно работать и я обязательно стану успешнее.

 

Приложение 2

 

Оценочная таблица«ВЗАИМООПРОС ПО ТЕОРИИ»

Задаёт вопросы_______________________________________________________________________

Отвечает на вопросы___________________________________________________________________

 

№ вопроса

 

1

2

3

4

5

оценка

Правильность

ответов

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Логические цепочки

 

Определите правилонахождения числа, стоящего в середине и по этому принципу вставьте в

пустую клеткупропущенное число.

 

а) 16  59   43                                б)   78  62   16                                    в) 12  60   5

    33         51                                       36          23                                       7          13

 

Приложение 4

 

Математическое домино(9 карточек)

 

6  

∙ 8

= 48

: 12=

4

+136=

140 

: 20 =

7

∙ 15 =

105

: 5 =

21  

— 9 =

12

∙ 11 =

132

: 22 =

 

 

Приложение 5

 

Задание повыбору №1

Проверьтевычитание сложением и внесите числовые выражения в соответствующие колонки

таблицы(вычисления выполняйте в тетради)

 

а) 3159 – 325 = 2834; б) 205 – 158 = 52; в)10135 – 888 = 9247; г) 2934 – 44 = 2890.

 

Верное равенство

Неверное равенство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный вопрос: есть ли другой способ проверки правильностивычисления данных

примеров? Еслиесть, то какой?

 

 

Задание по выбору №2

Перед вами рядчисел 28, 0, 56, 154, 1126.

Используя толькоэти числа, составьте вычислительные примеры с применением разных

действий. Запишите ваши примеры в таблицу.

 

Действие

сложение

вычитание

умножение

деление

Пример

 

 

 

 

 

Дополнительныйвопрос: все ли числа данного ряда натуральные?Ответ поясните.

 

Приложение 6

 

Вопросы физминутки

 

1. От перестановкимест слагаемых сумма не изменяется.

2. Чтобы найтинеизвестное вычитаемое нужно из уменьшаемого вычесть разность.

3. В записи числа1 млн. — 6 нулей.

4. 0 – натуральноечисло.

5. При действиях снатуральными числами уменьшаемое может быть меньше вычитаемого.

6. Чтобы вычестьсумму из числа нужно из числа вычесть первое слагаемое, а затем второе.

 

Приложение 7

 

 

                                                                            Лови ОШИБКУ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

«Маршрутный лист»

(Задача №3 стр.29в тетради на печатной основе №1)

1. Внимательнопрочитайте задачу.

2. Задайте вопросыпо тексту задачи (устно).

3. Какиенатуральные числа вы встретили в тексте задачи? (ответ на этот вопрос можно

записать втетради)

4. Все линатуральные числа, встретившиеся вам в тексте задачи, будут использованы при её

решении? (устно)

5. Составьтекраткую запись условия задачи (в тетради).

6. Запишитерешение задачи (в тетради на печатной основе).

 

Приложение 9

 

Числовой эксперимент

 

Наименование

товара

 

Цены в супермаркетах города (в рублях)

 

Линия

Наш

Европа

Карусель

1кг картофеля  

9

10

10

9

1 бутылка масла

82

75

80

67

1 кг мяса 

267

279

272 

300

 

 

Необходимо купить:

 

4 кг картофеля; 1 кг мяса; 2 бутылки растительного масла.

Ваша задачаопределить, в какой из супермаркетов города выгоднее всего отправиться за

покупкой указанногонабора продуктов. При выборе магазина постарайтесь учесть все факторы,

требующие затратыденег. Ваши затраты должны быть минимальными.

 

Выполнитенеобходимые расчёты и дайте ответ на следующие вопросы:

1. В какой магазинвы отправитесь?

2. Какие факторыповлияли на ваш выбор?

3. Какоеколичество денег у вас останется после похода в магазин, если первоначально из

семейного бюджета вашей семьи вам дали 1тысячу рублей?


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей