План конспект урока на тему: Лицо человека. Глаза.
Тип урока. Комбинированный. Количествочасов – 1 ч.
Цель. Формирование представлений оглазах – органе зрения, их значения для человека.
Задачи.
1. Обучающие. Углубить и расширить знаниядетей об органах чувств. Познакомить со строением глаза: брови, веки, ресницы,назначение каждой части глаза.
2. Коррекционно-развивающие. Корригировать и развиватьречь, мышление (на основе упражнений на анализ), восприятие. Развиватьэмоциональную сферу путем распознания эмоций на лицах.
3. Воспитательные. Воспитывать интерес к учебе,предмету. Воспитывать самостоятельность. Воспитывать умение бережно относитьсяк глазам, заботиться о зрении.
Оборудование. Презентация, яблоки,карточки, макет глаза. Учебник для специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида.
Н. Б. Матвеева, М. С. Котина. Москва «Просвещение», 2012 г., Живой мир –
1 класс.
Ходурока.
Этап урока. Вводная часть.
1. Оргмомет.
Цель. Подготовка учащихся к работена уроке.
Деятельность учащихся:
– по звонку найти своеместо;
– взаимное приветствие;
– рапорт дежурного,определение отсутствующих;
– запись числа (сповторением вчерашнего и завтрашнего числа, месяца, времени года).
Деятельностьучителя:
– запись числа (сповторением вчерашнего и завтрашнего числа, месяца, времени года);
Настрой учащихся наработу, организация внимания:
–Какое время года надворе?
– Какая погода? (Ясно,пасмурно).
– Какой сегодня деньнедели?
– Какой сейчас урок?
2. Проверка Д/З
Цель. Установитьправильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичныенедостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал,устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
Деятельность учителя:
– фронтальный опрос;
– индивидуальныйопрос с вызовом к доске;
– проверкатетрадей.
3. Подготовка к восприятию (актуализация).
Цель. Организоватьпознавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучениянового материала, показать практическую значимость изучения нового материала,привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Деятельность учителя:
– Мы продолжаем изучать лицочеловека.
– О чём мы говорили на прошлыхуроках? (про уши, про нос, про рот).
– Давайте повторим, разгадав загадки (слайд №2, 3).
– Отгадайте загадку и мы узнаем темуурока (слайд №3).
– Правильно, это глаза.
Слайд №2.
Слайд №3.
Этап урока. Основной.
4. Сообщение новой темы.
– Сегодня на уроке, мы будем говоритьпро глаза.
5. Объяснение новогоматериала.
Цель. Датьучащимся конкретное представление об органе зрения, изучить строениеглаза и научиться беречь зрение.
Деятельность учителя: рассказучителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опоройна наглядность, с проведением словарной работы, с выводами).
· Назначениеглаз.
– Посмотрите вокруг.
– Назовите, какие предметывидите?
– С помощью какого органа вы видите предметы?
– Правильно, с помощью глаз.
– Глазами вы видите всёвокруг. Это называется зрением (слайд №4).
Слайд №4.
– Глаза – орган зрения. Спомощью глаз мы видим окружающий мир.
– Говорят, что «лучше одинраз увидеть, чем сто раз услышать».
– С помощью зрения человекполучает много информации об окружающем мире (слайд №5).
Слайд №5.
– Что человек можетопределить с помощью зрения?
– Сейчас мы проведём опыт иэто узнаем.
Опыт.
– Закройте глаза.
– Я даю вам предмет.
– Что это? (Яблоко).
– Скажите, какого цвета?
– Положите на стол.
– Какой по форме предмет?
– Какой по размеру предмет?
– Что сейчас я делаю спредметом?
– Откройте глаза.
Вопрос детям: Какие свойства предметовнельзя определить с закрытыми глазами? (Учитель по очереди открывает 4карточки).
Вывод: с закрытыми глазами человекне может узнать о цвете предмета, о форме и размерах (если предмет неощупывать), а также о движении и расположении предмета (если он не издаетзвука).
· Строениеглаз.
– Узнаем, а как же устроенглаз (Макет глаза).
– Форма глаза круглая, какяблоко, поэтому говорят, глазное яблоко.
– Чёрный кружок в центреглаза – зрачок, он регулирует количество света.
– Цветное кольцо вокругзрачка – радужная оболочка. От него зависит цвет глаз: голубого, серого,коричневого. У каждого человека свой цвет глаз. (слайд №6).
Слайд №6.
– А у тебя какого цветаглаза?
– Возьмите зеркало и найдитеу себя глаза, какого они цвета? (Ответы детей).
– Молодцы.
– Вокруг глаз располагаютсяресницы.
– Как вы думаете, зачемресницы?
– Ресницы защищают глаза отпопадания в них пылинок.
– Это веко верхнее и нижнее.
– Веки защищают от соринок.Моргание век защищает глаза от высыхания.
– Зачем человеку слёзы?
– Слезы вымывают соринки имикробы.
– Для чего закрываются веки,когда мы засыпаем? (Глаза отдохнули).
– Это брови.
–Зачем человеку брови?
(Брови защищают глаза отпопадания воды, которая временно ухудшает зрение, а также может выступать вкачестве раздражителя. Со лба может стекать пот при высокой температуре).
6. Физминутка.
Спал цветок, (Закрытьглаза, расслабиться).
И вдруг проснулся, (Поморгатьглазами).
Больше спать не захотел, (Рукиподнять вверх (вдох). Посмотреть на руки).
Встрепенулся, потянулся (Рукиразвести в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел. (Потрястикистями, посмотреть вправо-влево).
7. Первичное закрепление.Первичная проверка понимания.
Цель. Закрепить знания и умения,необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учитьприменять знания в сходной ситуации.
Вывод.
– Что мы сейчас изучали?
– Расскажите строение глаза по рисунку на экране. (Слайд № 6).
– Зачем нужны брови, ресницы?(Защищают от пылинок и воды).
– Посмотрите на лица детей ив их глаза.
– Какие глаза вам большевсего нравятся? (Слайд №7).
Слайд №7.
8. Закрепление.
1. Рассмотри рисунок наэкране. (Слайд №8)
– Художник не успелдорисовать лица.
– Определите, что нужнодорисовать на каждом лице?
– Молодцы.
Слайд №8.
2. Игра «Скажите: «Да»или «Нет?».
Когда читаю и пишу за столомсижу прямо. (Да)
Читаю лёжа. (Нет)
Когда читаю и пишу, лампуставлю слева. (Да)
Когда читаю и пишу, лампуставлю справа. (Нет)
Смотрю телевизор, сколькохочу. (Нет)
Смотрю телевизор не более 40минут. (Да)
Соблюдаю нужное расстояниепри письме и чтении. (Да)
Бегаю с острыми предметами вруках. (Нет)
Соблюдаю правила чтения иписьма. (Да)
Кидаюсь с острыми и твёрдымипредметами в товарищей. (Нет)
Тру глаза грязной рукой. (Нет)
Делаю гимнастику для глаз.(Да)
Смотрю долго на яркий свет.(Нет)
Всегда ношу тёмные очки. (Нет)
Соблюдаю режим дня. (Да)
Вывод. Нарушение зрения происходитесли мы:
– неправильно сидим застолом;
– читаем лежа;
– долго играем закомпьютером, смотрим телевизор;
– трём глаза грязными руками;
– смотрим на яркий свет;
– не делаем зарядку для глаз.
Вывод. Необходимо заботиться оглазах.
– А если всё же зрениеиспортилось необходимо обратиться к какому врачу? (Слайд №9).
Стихотворение «Четыре глаз».С. Маршак.
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
– Что ещё надо делать, чтобысохранить зрение?
– Необходимо есть овощи ифрукты. (Слайд №10, 11)
Слайд №10.
Слайд №11.
2. Как животные видят мир.
– Глаза есть не только учеловека, но и у животных? Зверей, птиц. Рыб, насекомых. Глаза у всех разные. (Слайд№ 12)
Слайд №12.
– Собаки плохо различаюткрасный и оранжевый цвета, но отчётливо видят синий и фиолетовый, а такжеультрафиолетовые лучи. Кроме того, они различают до сорока оттенков серогоцвета. (Слайд №13)
– Кошки, как и любые хищники,ведущие ночной образ жизни, хорошо видят в тёмное время суток. Глаза кошкисветятся в темноте жёлтым или зелёным. (Слайд №14)
– Лягушки замечают толькодвижущиеся предметы. Неподвижного червяка или насекомое они не видят и могутумереть с голоду среди обилия пищи, если пища не шевелится. (Слайд №15)
– Коршун с огромной высотыспособен заметить мышь, бегущую по земле. (Слайд №16)
– Сова. Умеет охотиться в сумерках. Но, в полной темноте совы, как и мы, ничего не видят. И ловятмелких грызунов «на слух». (Слайд №17)
9. Физминутки для глаз. (Слайд № 10).
Глазки видят все вокруг, (поморгатьглазами)
Обведу я ими круг,(круговое движение глазами)
Глазками видеть все дано – (посмотретьнаправо-налево)
Где окно, а где кино (посмотретьвверх-вниз)
Обведу я ими круг (круговоедвижение глазами)
Погляжу на мир вокруг (поморгатьглазами).
Этап урока. Заключительный.
10. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель. Сделать вывод иподвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить,что нового узнали учащиеся на уроке.
– О чем сегодня говорили науроке?
– Что узнали для себя нового?
11. ОбъяснениеД/З (Д/З составляет 1/3 от объёма работына уроке).
Цель. Объяснитьособенности выполнения Д/З