Государственноеучреждение образования
«Средняяшкола №16 г. Борисова имени И.В. Борисюка»
Употреблениеимён прилагательных в речи
(урокповторения)
4класс
Подготовила:
учитель начальных классов
Сугако Ю.Н.
Тема:Употребление имён прилагательных в речи (повторение)
Цель: актуализациязнания учащихся о роли имен прилагательных в речи
Задачи:
· формироватьумение определять имена прилагательные в речи;
· совершенствоватьумение подбирать и употреблять имена прилагательные в речи для характеристикиразных признаков предметов;
· способствоватьразвитию речи, мышления, памяти, творческих и познавательных способностейучащихся;
· способствоватьвоспитанию положительных отношений к окружающему миру (птицам).
Оборудование:дидактический материал, названия станций, тест, загадки про птиц, картинки сизображением птиц (белая лазоревка, ворона, воробей, сорока), гексы.
Ходурока
1.Организационныймомент.
-Сегодня мы отправимся с вами в небольшое путешествие. В ходе нашего путешествиямы будем совершенствовать знания об имени прилагательном, а также расширимзнания о птицах.
-С нами в путешествие отправится белая лазоревка. А что эта за птицарасскажет…(2022 год в Беларуси признан годом белой лазоревки. Птица эта живёт угас только на полесье и селится на берегах Припяти. Вид был включён ещё впервое издание Красной книги, по последним подсчётам. В Беларуси живёт 700-800пар.)
-И вот её совет:
Посмотрипо сторонам
Всёли на своих местах:
Ручка,карандаш и ластик
Иконечно же тетрадь?
Есливсё нашлось на месте
отправляемсяв большое путешествие!
-Прежде чем отправится в путешествие, давайте проверим домашнее задание.
2.Проверка домашнего задания.
-Ребята, какие имена прилагательные вы нашли, назовите род этих имёнприлагательных.
Седая(ж.р.), белокрылая (ж.р.), близких (мн.число)
-Всё верно.
3.Целемотивационный этап
-Чтобы отправиться в путешествие нужно выполнить первое задание белой лазоревки.Вам необходимо решить верно ли утверждение. Если утверждение верно, то 1 разхлопаем в ладоши. Если утверждение не верно, то топаем ногами.
1.Часть речи, которая отвечает на вопросы «какой? какая? какое?» обозначаетпризнаки предмета (верно)
2.Имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, запах,размер, качества человека (верно)
3.Имена прилагательные предложении являются главными членами предложения (неверно)
4. Для того, чтобы определить число и род имени прилагательного, нужно определитьчисло и род у имени существительного, с которым оно связано (верно)
5.Имена прилагательные во множественном числе имеют род (неверно)
—Теманашего урока «Употребление имён прилагательных в речи». В ходе нашегопутешествия, мы узнаем для чего мы употребляем имена прилагательные.
4.Актуализация знаний и умений учащихся
· Чистописание.
-Первая станция – «Станция Чистописания»
-Посмотрите на данный ряд: а, у, о, п, ы, и, я.
-Как вы думаете, какую букву мы будем прописывать?
-Почему вы так решили? (буква п – согласная, а остальные – гласные буквы).
-Пропишите буквы «П большую и п строчную» всю строчку.
-Внимательно посмотрите на следующее задание. Расставьте числа в порядкевозрастания. Какое слово здесь зашифровано. (птица)
5 4 1 3 2
а ц п и т
-Запишите в тетрадь это слово.
-Подберите однокоренное слово, к слову птица. (по- птичьи, птах, птаха,пташка, птенец, птенчик, птицеед, птицелов, птицын, птичий, птичка, птичник).
-Является ли слова птицы однокоренным словом? (нет, это форма слова)
-Запишите 1 однокоренное слово, которое вам понравилось.
-Что необходимо делать, чтобы птицы не исчезли? Правильно, необходимо беречьптиц.
-Давайте запишем предложение: Берегите птиц, ребята!
-Почему слово ребята, выделяется запятой? (это обращение) обращение?
-А мы продолжаем наше путешествие.
· Словарнаяработа.
-Следующая станция — «Станция словарная».
—Наэтой станции вам надо разгадать загадки про птиц. А также вы узнаете интересныефакты из жизни птиц.
1. Непоседапёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её … (Сорока).
-Верно, это сорока. Запишите пожалуйста это слово в свою тетрадь.
-Об этой птице нам расскажет …(Сорока неравнодушна к незнакомым и блестящимпредметам. Она может таскать и прятать в укромном месте металлические ложки,кусочки стекла или зеркала. При приближении опасности она начинает громкострекотать. Это не просто «сорочья болтовня», а сигнал тревоги для других птиц).
2. Окраской – черноватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Любит по двору гулять
«Кар-кар-кар!» всё повторять. (Ворона).
— Верно, это ворона. Запишите пожалуйстаэто слово в свою тетрадь.
-Об этой птице нам расскажет…(Очень смышлёные птицы. Установлено, что они могутразличают лица людей и годами могут помнить врагов. Любят развлекаться,дразнить кошек и собак).
-Послушайте третью загадку.
3. Он растрёпанный, драчливый.
Непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком,
Хлеба собирает крошки.
Вместо «Здравствуйте» привык
Говоритьвсем «Чик-чирик» (Воробей).
-Верно, это воробей. Запишите пожалуйста это слово в свою тетрадь.
-Об этой птице нам расскажет …(Воробьи полезные птицы. Им даже ставят памятники.В Бостоне в 19 веке был воздвигнут памятник воробью за уничтожениенасекомых-вредителей. Но не всегда так было. В Китае воробьи были объявленыврагами, потому что съедали много выращиваемого на полях риса. Китайцам былиданы инструкции пугать птиц, так как воробьи больше 15 минут не могут летатьбез отдыха. В результате воробьи падали на землю мёртвыми. Их было уничтоженопочти 2 миллиарда. После этих действий урожай улучшился, но зато развелосьмного насекомых которые стали поедать урожай. А ведь воробьи регулировали ихчисленность. В результате возник голод. Китайцам пришлось завозить заново этихпернатых).
-Слова воробей, сорока, ворона, являются словарными. Как вы думаете, почему? (Потомучто, написание этих слов необходимо запомнить).
-Давайте проверим правильно ли вы записали словарные слова. (сверяем сдоской). В словах сорока, ворона — написание первой буквы -о невозможно проверить (слышим -а,пишем -о), в слове воробей орфограммой являются обе буквы -о (слышим -а, пишем-о). Написание первой буквы -о невозможно проверить.
-Ребята, возьмите первую белую карточку. На этой карточке записаны загадки оптицах. У каждого ряда своя загадка. Найдите в загадке и запишите в тетрадьимена прилагательные. Это задание будем выполнять в паре со своим соседом попарте.
-А теперь по найденным прилагательным угадаем птицу. (дети зачитываютприлагательные, а остальные ребята отгадывают птицу)
1ряд: пёстрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая.
-Это кто?
2ряд: черноватая, вороватая, хрипловатая.
-Это кто?
3ряд: растрёпанный, драчливый, непоседливый, крикливый.
-Это кто?
-Молодцы!
-Именно эти прилагательные помогли отгадать нужную птицу. Имена прилагательныепомогают уточнить, выделить предмет из ряда одинаковых предметов, делают речьточной и выразительной. Имена прилагательные широко используются в речи приописании предмета, явления. .
5.Актуализация знаний по теме.
· Тестоваяработа
-Следующая станция «Станция «Проверь себя».
-На этой станции лазоревка подготовила для вас тестовую работу «Проверь себя»Возьмите синий лист. На листе написан тест по теме «Имя прилагательное». Подпишитесвой тест. Это индивидуальное задание.
1.Выбериответ. Имя прилагательное обозначает:
а)предмет
б)признак предмета
в)действие предмета
2.Допиши пропущенные слова:
Имяприлагательное – отвечает на вопросы (какой? какая? какое? какие?)
3.Прочитай. Зачеркни «лишнее» слово:
Красный,пушистый, снегирь, белый, маленький.
4.В каждой паре слов подчеркни прилагательное:
Ночь- ночной
Летний- лето
Малина- малиновый
Морковный– морковь.
-Вложите свой тест в тетрадь. За эту работу вы получите отметку.
· Физкультминутка
Стаягорлиц летит, крылышками машет
Пролетаянад землёй, головой качают
Вправо-влево, вправо- влево
Тихона землю садятся.
-Следующая станция «Опиши слова».
-На этой станции лазоревка подготовила для вас задание. Вам необходимо подобратьи записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным. Этозадание будем выполнять в паре со своим соседом по парте. Возьмите жёлтый лист.На жёлтом листе записано ваше слово. На этом же листе пишем именаприлагательные.
-А теперь отгадайте по описанию слово.
1ряд – лето (душное, жаркое, знойное, дождливое, бабье, солнечное, сухое)
2ряд – зима (морозная, суровая, студёная, лютая, дождливая, снежная, ранняя)
3ряд – осень (поздняя, ранняя, дождливая, ненастная, хмурая, золотая, сухая)
-Молодцы! Мы отправляемся дальше.
· Работас антонимами и синонимами.
-Следующая станция «Подбери слова».
-Чтобы речь наша стала ещё красивее мы используем различные слова. Это антонимыи синонимы. На этой станции лазоревка подготовила следующее задание. Вам надо подобратьи записать к словам, записанным на доске антонимы. Для начала давайтевспомним, что такое антонимы?
-Давайте послушаем, какие антонимы вы подобрали.
высокий– низкий,
дикий- домашний,
хороший– плохой,
тёплый– холодный,
громкий- тихий.
-Давайте вспомним, что такое синонимы? Подберите и запишите к словам,записанным на доске синонимы.
трусливый -боязливый
хитрая — плутоватая
злой — сердитый
неуклюжий – косолапый
грустный – печальный,
добрый – щедрый.
· Работас деформированными предложениями
-Станция «Станция ошибок»
-Белая лазоревка составила для вас предложения. Вам необходимо построитьправильно предложения. Запишите их в тетрадь. Найдите и подчеркните волнистойлинией имена прилагательные.
1.На огромной птице сидело дерево. (На дереве сидела огромнаяптица)
2.Зерно клевало красногрудого снегиря. (Красногрудый снегирь клевал зерно.)
3.Рябина клевала весёлого клеста. (Весёлый клест клевал рябину.)
6.Подведение итога.
-Вот и подошло наше путешествие к концу.
-Почему прилагательные необходимы в речи? (Имена прилагательные помогаютуточнить, выделить предмет из ряда одинаковых предметов, делают речь точной ивыразительной).
-Предположите, что будет, если из речи исчезнут все прилагательные? (Речьстанет бедной, скучной)
-В заключение лазоревка подобрала для вас гекс. Давайте выберем опорные слова кпонятию «Имя прилагательное» и соберём гекс.
(красочные,нужные, дополняют, украшают, признак предмета, описывают, яркие, яркостькрасок, без них так скучно, украшает нашу речь, делает речь красивой).
7.Домашнее задание.
-Надо выбрать любую птицу и описать с помощью прилагательных.
8.Рефлексия.
-Нашей белой лазоревке понравилось с вами путешествовать. В ходе путешествия выпоказали хорошие знания.
-Возьмите розовые карточки. Обведите в кружок картинку, которая характеризуетвашу работу на уроке.
Портфель — многому научился, многое узнал,было интересно.
Черепаха- полз медленно по лесенке знаний.
?– есть ещё вопросы и проблемы по теме.