Тип урока:урок изучения нового материала.
Методы и формы обучения:
Методы:частично-поисковый, практический.
Формы:индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель урока: Датьновые знания учащимся по теме «Семья- хранитель духовных ценностей!»-что такоеЦЕННОСТИ, их виды, сходство и различия семейных ценностей и традиций разныхрелигий. Привить детям любовь к своей семье и культивирование бережногоотношения к семейным ценностям.
Задачи:
- формировать умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей;
- воспитывать духовные потребности: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные;
- помочь ребенку оценить свое место в семье.
Познавательные УУД:
-уметь найти(услышать) подтекстовуюинформацию. Владеть смысловым чтением, выделять главное. Уметь работать синформацией, анализировать, обобщать;
-определять цель- проблему. Выдвигатьверсии. Работа с понятием. Использовать полученную информацию для решенияучебных и жизненных задач. Уметь работать со словарем, находить и выделятьглавное;
— понимание значения нравственности вжизни человека и общества.
Личностные УУД:
-уметь оценивать ситуации и поступки.Оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей. Аргументированооценивать нравственные ценности;
— уметь аргументировать свою точку зрения,вести диалог, участвовать в дискуссии. Самоопределяться в жизненных ценностях.Ценностно-смысловая ориентация.
КоммуникативныеУУД:
-овладение навыками проектнойдеятельности, умениями слушать собеседника и вести диалог, признаватьвозможность существования различных точек зрения на оценку событий;
-развитие навыков рефлексии;
-организовать работу в группе;
-следовать морально-этическим ипсихологическим правилам общения.
Регулятивные УУД:
-развитие саморегуляции;
-формировать действия оценивания.
Оборудование: видеопроектор,презентация,
Ходурока
1. Организационный момент. Включение вдеятельность.
-Добрый день, ребята
-Дорогие ребята, мы начинаем с вами новую,интересную, близкую для каждого из нас тему. От вас потребуется активность ивнимательность. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний.
1) ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
-Сегодня нашу с вами встречу я хочу начатьс небольшой притчи, которая называется «Кувшин»
Беседа:
-Ребята, а как вы можете ееинтерпретировать?
(Идет обсуждение значения даннойситуации.)
-Мы выслушали много интерпретаций.
-Каждый из вас является уникальнымчеловеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного,уникального опыта, не схожего ни с чьим другим. И ваша интерпретация простоотражала ваш жизненный опыт.
И поэтому ни одна интерпретация не былалучшей или худшей, чем остальные.
-А интересна ли вам интерпретацияпрофессора?
-Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Выосознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизникаждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметьприятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песоксимволизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.
Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем болеекамней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется временина самое главное…
-Ребята, поэтому что бы вы ниделали в своей жизни, вы должны быть уверены, что в основаниевы положили самые большие камни.
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будемговорить на уроке? (осемье)
2. Разминка
-И мне хотелось бы начать нашу беседу снебольшой разминки. Я назову слово, а ваша задача подобрать как можнобольше существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом.
-Предлагается слово «СЕМЬЯ» (Вывешиваюкруг солнышка со словом «семья»)( группы учащихся приводят своислова-ассоциации с этим словом)
3) Обсуждение:
Семья. Довольно часто мы слышим илипроизносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что онообозначает? 4) Определение слова «СЕМЬЯ»
— Какое определение вы бы дали понятию«семья»?
5) Работа с толковым словарём.
Найдите значение слова в словаре.
Слово СЕМЬЯ — всловаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближнихродственников, живущих вместе».
6) Формулирование и запись темы: Семья – хранитель духовных ценностей.
Слово семья не зря ассоциируется у нас ссолнцем, теплом и светом. Семья — это близкие и родные люди, живущие вместе.Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье — кто нас выслушает, поможет,успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогиелюди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: Семья — печка:как холодно, все к ней собираются.
— А вот на чём держится семья? Какие слова будут объединять всех членов семьи?
Задание 1. Для этого вам понадобится РОМАШКА.
У вас есть лепестки для создания ромашки. НО не все они подходят. Необходимонайти нужные и создать свой цветок.
ЛЮБОВЬ. ДОБРОТА. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. ТЕРПЕНИЕ. УВАЖЕНИЕ. СОГЛАСИЕ.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАБОТА. МИР. УЮТ. ВЗАИМОВЫРУЧКА
НЕПОНИМАНИЕ. ЗЛОСТЬ. ОБИДА. НЕУВАЖЕНИЕ. НЕТЕРПЕНИЕ. РАЗДРАЖЕНИЕ. НЕНАВИСТЬ.СЕРДИТОСТЬ
Из подходящих лепестков дети делают ромашку на доске. Те лепестки, которые неподходят бросают в черный ящик с комментариями.
Игра: «Составьте из данных слов пословицу о семье».
— Как вы их понимаете? (Ответыучащихся)
1. Начто лад в семье, коли клад.
На что клад, коли в семье лад.
2. Семьяхолодно – ней печка: как, собираются все к.
Семья – печка: как холодно, все к нейсобираются.
3. Семьяна душа месте вместе – вся .
Семья вся вместе – душа на месте.
— Человека без семьи трудносчитать вполне счастливым. Действительно, почему для человека так важна семья.(Ответы учащихся)
Б) В семье мы приобретаем представление ожизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Чтонельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельныепоступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и своисобственные. Семья очень важна для каждого человека, ноне только, семья – это основа общества, но и нравственные ориентиры. Вы — дети, и наше будущее и будущее страны зависит от вас и поэтому так важно уже сейчасвыбрать правильные ориентиры в жизни. Доброе отношение, любовь, чувство долгапо отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общиевзгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейныеценности.
Установка: подуматьо смысле притчи
Кто прав, кто виноват?
По соседству жили 2 семьи. В одной из них супруги постоянно ссорились и выяснялиотношения, а в другой всегда царили любовь, взаимопонимание и тишина.
Строптивая хозяйка никак не могла понять, как соседи умудряются жить безскандалов. В душе она завидовала им. Однажды женщина попросила мужа сходить ксоседям и выяснить, почему в их жизни все гладко.
Мужчина отправился к соседнему окну и аккуратно заглянул в дом. В комнате онувидел хозяйку. Она вытирала пыль. В этот момент зазвонил телефон, и женщинавторопях поставила дорогую вазу на край стола. Через несколько минут в комнатувошел ее муж. Он не заметил вазы и зацепил ее. Дорогая вещь упала на пол ирассыпалась на осколки.
И тут сосед подумал: «Ну вот, сейчас начнется скандал!»
Но к его удивлению женщина подошла к супругу и спокойно сказала: «Извини,милый! Я виновата: я неаккуратно поставила вазу!» На что супруг ответил: «Этоты меня извини, дорогая! Я виноват, что не заметил ее!»
Вернулся сосед домой расстроенный. Жена у него допытывается про секретсемейного благополучия. А муж ей отвечает: «Понимаешь, все дело в том, что уних в семье все виноваты, а у нас – правы…»
Обсуждение:
О чем эта притча???
На земле существует немало притч. Одни из них посвящены любви, другие – семье,третьи – дружбе. Этот список можно долго перечислять, но ясно одно: каждаяпритча имеет поучительный характер и несет в себе глубокий смысл.
И Какие бы ни создавались притчи о семье, короткие или длинные, они всегда учатчеловека правильно относиться к жизни и ценить свою семью.
Работа с определением понятия –ценности.
-Что важнее всего в семье? Очень труднооднозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие?А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдениесемейных ценностей ?
— А что Вы понимаете под значениемопределения слова «ЦЕННОСТИ»?
-Давайте вспомним определение, взятое всловаре Ожегова: (Слайд 9)
— то, что человек особенно ценит вжизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;
— значимость, польза, полезность
Закрепление.
• 4.Правиласоставления синквейна на тему «Семья»
• Слово«синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять».Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
• 1строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главнуюидею;
• 2строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
• 3строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• 4строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
• 5строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное,допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
• ПОДГОТОВИТЬПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ»
По выбору (исходя из индивидуальныхвозможностей каждого):
1. Поговорить с родителями о ценностях и традициях своей семьи.
2. Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.