План-конспектурока «Подготовка к ОГЭ на уроках русского языка в 9 классе в игровой форме»
Предмет,класс: Русский язык, 9 класс
Темаурока: Подготовка к ОГЭ на уроках русского языка и литературы в игровойформе.
Цельурока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связислов в словосочетании, подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 на тему«Сострадание»
Задачиурока:
Образовательные:
повторениеи обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
отработкаумения определять способы связи слов в словосочетаниях;
закреплениенавыков правописания;
обучениеумению связно излагать свои мысли.
Развивающие:
развитиемышления и общеучебных навыков и умений;
развитиепознавательной самостоятельности;
овладениенормами литературного языка.
Воспитательные:
воспитаниеответственности за качество своих знаний;
воспитаниелюбви к родному русскому языку
формированиедуховно богатой, нравственной, эстетически развитой личности черезхудожественные произведения и произведения искусства.
УУД:
ЛичностныеУУД: ориентированиев системе моральных норм и ценностей.
РегулятивныеУУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения впроблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строятречевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия какпо результату, так и по способу действия.
КоммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
ПознавательныеУУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельновыделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строятлогические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемыерезультаты:
Предметные:
Знать:строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличиесловосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь:вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний;определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной иписьменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование;развитие орфографических навыков;
Личностные:воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда,требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные:развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповойработы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыковсопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковойматериал, процесс собственной учебной деятельности);
Типурока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.
Технологииурока:
Технологияздоровьесбережения.
Технологияколлективного обучения.
Технологиядифференцированного обучения.
Формыработы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальнаяработа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа,дифференцированное задание.
Приемыработы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторениепройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа сосхемой-кластером, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданий ОГЭ,решение проблемной ситуации, прием целеполагания, разминка — «Назвать пароль»,тур «Превращение»,игра «Лингвистический футбол», алгоритмизация, творческоедомашнее задание – сочинение-рассуждение по 9.3 «Сострадание», рефлексия.
Оборудование:раздаточный материал, материалы-карточки для заполнения пропусковв схеме-кластере, отпечатанный тест, компьютерная презентация, мультимедийныйпроектор, экран.
Ходурока.
1.Организационный момент
Для создания психологическогонастроя демонстрируется видеоролик «Звездное небо». На фоне музыки рассказываюлегенду.
Здравствуйте, ребята. Явам расскажу легенду.
« На земле рождаетсячеловек, на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет его судьбу, иот этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый создатель дает нам право выбратьмежду добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или толькосебя, приносить людям пользу или вред. От выбора человека зависит, насколькоярко или тускло будет гореть его звезда. И если это настоящая звездочка, то онабудет неповторимой и необычайно сложной, будет ярко сверкать и наполнять мир илюдские души теплом, светом и красотой. Закройте глаза. Мысленно представьтесвою звезду, прикоснитесь к ней, ощутите ее тепло, радость, вдохновение. Ипусть эти незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке.
2.Мотивация (самоопределение) кучебной деятельности
Эмоциональная,психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебногоматериала.
— Начатьурок русского языка я хочу словами Рене Декарта
«Длятого чтобы совершенствовать ум, надо более размышлять, чем заучивать».
-Каквы понимаете смысл этого высказывания?
3.Приемцелеполагания. Сообщение темы, цели.
-Ипусть эти слова станут эпиграфом к нашему уроку. Мы будем пользоваться этимметодом познания, будем размышлять, анализировать, совершенствовать знания.
4. Актуализация знанийи умений.
-Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил ипонятий.
Игра«Назвать пароль» (разминка)
Расставить ударенияв словах, распределив по столбикам: 1ряд выписать слова с ударением на 1 слог,2 ряд – на второй, 3 ряд — на 3 слог
Цель:проверить владение орфоэпическими нормами.
1слог 2 слог 3 слог 4 слог
краны гражданство каталог договорённость
значимый партер жалюзи
кухонный столяр
сливовый таможня
банты щавель
шарфы оптовый
статуя эксперт
цемент
досуг
лыжня
Оценимсебя по ключу на слайде.
Вывод:совершенствовать владение орфоэпическими нормами.
Игра «Лингвистическийфутбол»
Ученик приглашается к доске — «встает наворота», класс задает ему вопросы по изученной теме или разделу. Сколько головотбил, такую оценку и получил (о количестве вопросов договариваются заранее).
Грамматическая разминка, отвечаемна вопросы: да — нет.
1 Й — гласный звук. Нет
2 Антонимы слова спротивоположным значением. Да.
3 Дополнение – это главныйчлен предложения. Нет.
4 Глаголы бываютсовершенного и несовершенного вида. Да.
5 Мышь – этосуществительное 1 го склонения. Нет.
6 Диалог — это разговордвух или нескольких лиц. Да.
7 Различаются следующиетипы речи: повествование, описание, рассуждение. Да
8 Синонимы – слова, близкиепо лексическому значению. Да.
9 Морфология – наука осоставе слова. Нет.
10 Предложения, грамматическаяоснова которых состоит из одного главного члена , называется сложным. Нет.
11 Золотая осень – этобезличное предложение. Нет.
12 Подлежащее отвечают навопросы Кто? Что? Да
13 Текст – это несколькопредложений, связанных по смыслу. Да
14 О – это гласный звук.Да.
15 Лексика изучает звуки ибуквы. Нет
16Ученик – это одушевленноесуществительное. Да.
17 Определение отвечает навопросы косвенных падежей. Нет.
18 А, но, однако — этопротивительные союзы. Да.
19 Причастие – этосамостоятельная часть речи. Да.
20 Себя – это личноеместоимение. Нет.
Кластер-схема«Словосочетание» ( работа в парах)
Обобщимтеоретические знания. Заполните пропуски в кластере.
Каждаяпара заполняет по одному пропуску в схеме-кластере.
1. Синтаксис– раздел науки о язык, изучающий словосочетание и предложение.
2.Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслуи грамматически.
3.Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
4. Вязыке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствамглавного слова: глагольные, именные, наречные.
5.Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительнойсвязи в словосочетании: управление, согласование, примыкание
(Материалы-карточкидля заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово,зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное,наречное.
Проблемнаяситуация.
Словосочетание,как и слово, входит в состав предложения и служит для него строительнымматериалом. Любое ли сочетание слов является словосочетанием?
Выборочныйдиктант:
Работав группах (дифференцированное задание):
А(«3»).Выпишите только словосочетания.
В(«5» и «4»). Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответаргументируйте.
Возлелеса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы,часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, виртуозноиграть, играю на компьютере, спустя рукава.
Ответгруппы А: хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето,виртуозно играть, играю на компьютере.
Ответгруппы В: возле леса, лес шумит, лес да поле, в течение часа, часыостановились, от засухи и зноя, спустя рукава.
–Почему не все сочетания слов являются словосочетанием? Аргументируйте своёмнение:
Лесшумит, часы остановились – грамматическая основа предложения, между словамипредикативная связь, подлежащее + сказуемое
Лесда поле, от засухи и зноя – однородные члены предложения, между словамисочинительная связь
Втечение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная частьречи
Спустярукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов
Учитель: Словосочетаниями не являютсяследующие сочетания слов
Грамматическая основа предложения
Однородные члены предложения
Служебная + самостоятельная часть речи
Фразеологический оборот
Давайтепотренируемся: определите тип связи в словосочетании.( 3 человека у доски)
Ещёраз вспомним: согласование, управление, примыкание.
Счастливаяпора, в работе сына, медленно спускаться.
Тур «Превращение» ( Задание 4 ОГЭ)
Заменить тип связи в словосочетании. Выполняем задания по заменесловосочетаний синонимичными. Задания выполняем самостоятельно
· Замените словосочетания, построенные на основе согласования,синонимичным словосочетанием со связью управление.
Дружеский совет (совет друга)
Понимающий человек (человек с пониманием)
· Замените словосочетания, построенные на основе управление,синонимичным словосочетанием со связью согласования.
Красота души (душевная красота)
Добро без корысти (бескорыстное добро)
· Замените словосочетания, построенные на основе управление,синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Относится с уважением (уважительно относится)
Бросился с бесстрашием (бросился бесстрашно)
Подготовка к написанию сочинения – рассуждения9.3.
Демонстрация видеоролика «Сострадание». https://youtu.be/eknDzibC8Cs
— О каких же благородных чувствах идет речь в этом мультфильме?(Речь идет о сострадательном, милосердном, заботливом отношении главного герояк бедному мальчику)
— Докажите, что герой проявил сострадание (он помог бедномумальчику согреться, подарив ему свое новое пальто)
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (осострадании)
— А почему именно на уроке русского языка мы будем говорить осострадании? (На уроке мы будем готовиться к экзаменационному сочинению-рассуждениюна тему «Сострадание»)
— Совершенно верно. На этом уроке мы будем учитьсявыполнять задание 9.3.
Работа с кластером «Сострадание 2» .
— В центре кластера тема нашего будущего сочинения -«Сострадание». Подберем
синонимы к слову «сострадание» (жалость, милосердие, сочувствие)
антонимы (бездушие, безучастность, жестокость)
— Какие ассоциации вызываету вас понятие сострадания? К кому мы прежде всего его испытываем? (старики,сироты, больные люди, животные — страдающие живые существа)
— Что лежит в основе сострадания?Чего мы хотим добиться, сострадая? (желаем освободить от страданий)
— Каким бывает сострадание)?(искренним, неподдельным, безграничным, глубоким, острым, горячим, безмерным,подлинным, невольным)
— Таким образом, мы подобрали эпитеты к слову«сострадание», которые украсят ваше сочинение.
— Что может сострадание?(возникать, появляться, вызываться)
— Эти слова помогут вам разнообразить речь.
— Что можно с ним делать?
испытывать сострадание
учиться состраданию
чувствовать сострадание
проявлять сострадание
ощущать сострадание
выражать сострадание
— С чем можно сравнить сострадание?Подберите сравнения. (Подобно живой воде, эликсиру жизни, волшебной палочке,преображает ситуацию)
— Итак, мы почти заполнили смысловые поля. Они помогут вам присоставлении тезиса, при оформлении комментариев (кластер «Сострадание»).
— Следующий этап — аргументы.Где мы можем найти аргументы? (на материале текста — 1, в литературе, в историичеловечества, в фольклоре, в окружающем мире — 2)
— Последнее смысловое поле поможет вам сделать вывод.
Зачем же нужно сострадание?(сближает людей, делает человека счастливее, помогает выжить, развивает духовнои эмоционально, укрепляет веру в себя и окружающих)
VIII.Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ученики.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очередивысказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экранана доске:
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Было интересно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
8.Домашнеезадание.
Вамнеобходимо выполнить дома задание 9.3. по теме «Что такое сострадание?» Аргументывозьмите из прочитанных произведений или жизненных наблюдений.
Помните.В начале урока я вам рассказала легенду, только добрый человек может зажечьсвою звезду ярче.
Путь к новому, коткрытиям никогда не бывает слишком легким. Преодолевая трудности, вы тожешагаете вперед, к знаниям. И вот скоро наступят те дни, когда каждый из васдолжен будет показать то, чему он научился за 9 лет в школе. Это дни выпускныхэкзаменов. Как спортсмены-олимпийцы годами готовятся к своему главному старту,так и вы подходите к своей олимпиаде. И самая главная задача на данном этапеобучения, конечно, — хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ.
