Тема Алканы
Цельурока: познакомить учащихся с алканами и выявитьважную их роль в промышленности.
Задачиурока:
Образовательная:рассмотреть гомологический ряд предельных углеводородов, строение, физические ихимические свойства, способы их получения при переработке природного газа,возможности их получения из природных источников: природного и попутногонефтяного газов, нефти и каменного угля.
Развивающая:развить понятие о пространственном строении алканов; развитие познавательныхинтересов, творческих и интеллектуальных способностей, развитиесамостоятельности в приобретении новых знаний с использованием новыхтехнологий.
Воспитательная:показать единство материального мира на примере генетической связиуглеводородов разных гомологических рядов, получаемых при переработкиприродного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.
Оборудование:компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация.
Ходурока
I.Организационный момент. (Сообщить цель и тему урока).
II.Изученного нового материала.
Учитель
Темаурока: Алканы.
Планизучения алканов.
Определение.Общая формула класса углеводородов.
Гомологическийряд.
Видыизомерии.
Строениеалканов.
Физическиесвойства.
Способыполучения.
Химическиесвойства.
Применение.
Алканы.(Предельные углеводороды. Парафины. Насыщенные углеводороды.)
Алканы- углеводороды в молекулах которых все атомы углерода связаны одинарнымисвязями и имеют общую формулу: CnH2n+2 Слайд № 3
-Что такое гомологи?
Гомологическийряд метана
СН4метан
С2H6этан
C3H8пропан
C4H10бутан
C5H12пентан
C6H14гексан
C7H16гептан
C8H18октан
C9H20нонан
C10H22декан Слайд № 4
Гомологи- это вещества, сходные по строению и свойствам и отличающиеся на одну илиболее групп СH2.
Структурнаяизомерия:
Алгоритм.
1.Выбор главной цепи: Слайд № 5
2.Нумерация атомов главной цепи: Слайд № 6
3.Формирование названия: Слайд № 7
2- метилбутан
Строениеалканов.
Атомуглерода во всех органических веществах находится в возбуждённомсостоянии, имеет на внешнем уровне четыре неспаренных электрона.
Каждоеэлектронное облако обладает запасом энергии: s- облако имеет меньший запас энергии,чем р-облако, в атоме углерода они находятся в разных энергетическихсостояниях. Поэтому при образовании химической связи происходит гибридизация,т. е. выравнивание электронных облаков по запасу энергии. Это отображается на формеи направленности облаков, происходит перестройка (пространственная) электронныхоблаков.
Врезультате sp3 — гибридизации все четыре валентных электронных облакагибридизованы: валентный угол между этими осями гибридизованных облаков 109°28, поэтому молекулы имеют пространственную тетраэдрическую форму, формауглеродных цепей зигзагообразна; атомы углерода не находятся на одной прямой,т. к. при вращении атомов валентные углы остаются прежними.
Всеорганические вещества построены в основном за счёт ковалентных связей. Углерод- углеродные и углерод — водородные связи относятся к сигма — связям — этосвязь, образующаяся при перекрывании атомных орбиталей по линии, проходящейчерез ядра атомов. Возможно вращение вокруг сигма — связей, поскольку эта связьимеет осевую симметрию. Слайд № 13
Физическиесвойства.
СН4:C4Н10— газы
Tкипения: -161,6:-0,5 °C
Tплавления: -182,5:-138,3 °C
С5Н12:C15Н32— жидкости
Tкипения: 36,1:270,5 °C
Tплавления: -129,8:10 °C
С16Н34:идалее- твёрдые вещества
Tкипения: 287,5 °C
Tплавления: 20 °C
Сувеличением относительных молекулярных масс предельных углеводородовзакономерно повышаются их температуры кипения и плавления. Слайд № 14
Получение.
Впромышленности
1)крекинг нефтепродуктов:
C16H34-> C8H18 + C8H16
2)В лаборатории:
а)Гидролиз карбидов:
Al4C3+12 H2O = 3 CH4 + 4 Al(OH)3
б)РеакцияВюрца:
C2H5Cl+ 2Na -> C4H10 + 2NaCl
в)Декарбоксилирование натриевых солей карбоновых солей:
СН3СООNa+ 2NaОН -> СН4 + Nа2СО3 Слайд № 15
Химическиесвойства
Дляалканов характерны следующие типы химических реакций:
Замещениеатомов водорода;
Дегидрирование;
Крекинг;
Окисление.
1)Замещение атомов водорода:
А)Реакция галогенирования:
CH4+Cl2 -> CH3Cl + HCl
Б)Реакция нитрования (Коновалова):
CH4+ HNO3 -> CH3-NO2 + H2O + Q
В)Реакция сульфирования:
CH4+ H2SO4 -> CH3-SO3 H + H2O+ Q
2)Реакция изомеризации:
CH3-CH2-CH2-CH2-CH3-> СН3—СН—СН2—СН3
СН3
3)Реакция с водяным паром:
CH4+ H2O = CO + 3H2
4)Реакция дегидрирования:
2СН4-> НС=СН + 3Н2 + Q
5)Реакция окисления:
CH4+ O2 -> Н2C=О + H2O
6)Горение метана:
CH4+ 2O2 > CO2 + 2H2O + Q Слайд№ 20
Применение.
(Возможно,заранее подготовленные выступления учащихся.)
Широкоиспользуются в качестве топлива, в том числе для
двигателейвнутреннего сгорания, а также при производстве сажи
(1- картриджи; 2 — резина; 3 — типографическая краска), при получениеорганических веществ (4 — растворителей; 5 — хладогентов, используемых вхолодильных установках; 6 — метанол; 7 — ацетилен) Слайд № 21
III.Закрепление.
Составьтевсе возможные изомеры для гептана и назовите их.
Составьте2 ближайших гомолога для пентана и назовите их.
Определитьпредельный углеводород, плотность паров которого по воздуху равна 2. (C4H10).
Учебник:№12 (стр. 33).
IV.Домашнее задание: Учебник О.С. Габриелян (10 классбазовый уровень): 3, упр. 4, 7, 8 (стр. 32).
Литература.
ГорковенкоМ. Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О. С. Габриеляна идр., 10 (11) класс. М.: ВЕКО, 2008 г.