План конспект урока на тему: «Воздух»
Тема урока: «Воздух».
Тип урока: урок формирования новыхзнаний.
Вид урока: урок-исследование.
Цель урока: формировать у учащихсяпредставление о воздухе.
Задачи урока:
Обучающие:
1. Дать представление о воздухе,его свойствах.
2. Раскрыть значение воздухадля растений, животных и человека.
Коррекционно-развивающие:
1. Корригировать и развиватьмыслительную деятельность через выполнение практических работ.
2. Корригировать и развиватьсвязную устную речь учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы,обогащать словарный запас.
3. Корригировать и развиватьличностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу.
Воспитывающие:
1. Воспитывать любовь кприроде.
2. Воспитывать интерес кэкспериментальной работе.
Оборудование: пустая пластиковая бутылка,банка с водой, пластиковые стаканчики с водой, пластиковые ложки, трубочки длякоктейля, кусочки мела, полиэтиленовые пакеты, карточки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Настрой учащихся на работу,проверка готовности учащихся к уроку.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок окружающиймир.
Будем слушать и читать,
На вопросы отвечать
И друг другу помогать.
2. Постановка цели урока.Мотивация учебной деятельности учащихся.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа)
– Сегодня мы будем говорить оприроде. Богата наша Земля разными сокровищами, и я принесла вам одно из них.Хотите взглянуть? (Да.)
Учитель демонстрирует пустуюпластиковую бутылку.
– А что за сокровище внутривы узнаете, отгадав загадку.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем,
Ведь он нам необходим.
– Что же это? (Воздух.)
– Сегодня на уроке мы будемговорить о воздухе, его свойствах и значении для человека, растений и животных.
3. Изучение нового материала.
– Давайте проверим,действительно ли в бутылке находится воздух.
Опыт 1. (Демонстрирует учитель)
Горлышко пластиковой бутылкиопустить в банку с водой. Сжать бутылку. В воде появились пузырьки.
– Что вы увидели? (Изгорлышка побежали пузырьки)
– Что за «невидимка» сидел вбутылке? (В бутылке находился воздух)
Опыт 2. (Проделывают учащиеся)
– Размешайте ложкой воду встакане. Что вы заметили? (Пузырьки) Откуда они появились? (В водеесть воздух)
Опыт 3. (Демонстрирует учитель)
Бросить в банку с водойкомочек земли.
– Что вы наблюдаете? Чтодоказывают эти пузырьки? (В почве есть воздух)
Опыт 4. (Проделывают учащиеся)
– Бросьте в стакан с водой кусочекмела. Что вы увидели? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха)
– Интересно внутри людей естьвоздух? Давайте проверим.
Опыт 5. (Проделывают учащиеся)
– Возьмите трубочку, опуститееё в стакан с водой и подуйте. Что происходит? (Выходят пузырьки воздуха)
– Мы проделали опыты ивыяснили, что воздух есть в пустой бутылке, в воде, в почве, в меле, вчеловеке. А вокруг нас есть воздух? (Да)
Опыт 6. (Проделывают учащиеся)
– Встаньте и походите поклассу. Мешает вам воздух передвигаться? (Нет)
– Правильно. Воздух не мешаетнам передвигаться: он расступается перед нами и сразу занимает то место,которое мы освободили.
Вывод: Воздух окружает нас со всехсторон. Он заполняет все пустоты. Воздух густым толстым слоем покрывает нашупланету.
Физкультминутка
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе класс готов!
Опыт 7. (Проделывают учащиеся)
– Наберите в пакет воздух изакрутите его. Сравните цвет листа бумаги и воздуха внутри пакета. Какого цветавоздух? (Он бесцветный)
(На доску прикрепляетсякарточка)
Опыт 8. (Проделывают учащиеся)
– Посмотрите сквозь пакет надоску, на дверь, на часы, на цветок. Воздух мешает нам видеть предметы? (Нет,воздух прозрачный)
Опыт 9. (Проделывают учащиеся)
– Давайте понюхаем воздух.Чем он пахнет? (Ничем) А как же получается, что когда готовят завтрак вшкольной столовой, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется идоносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 10. (Проделывают учащиеся)
– Задержите дыхание.
Учащиеся зажимают нос истараются не дышать. Учитель засекает время.
– Без воздуха вы не смоглипрожить даже одной минуты. Зачем нам нужен воздух? (Воздух необходим дляжизни) Кому еще он нужен? (Животным и растениям)
– Откуда берется чистыйвоздух? (Чистый воздух нам дают растения)
Вывод: воздух прозрачный,бесцветный, не имеет запаха, но может запахи переносить. Воздух необходим дляжизни человека, растений и животных.
4. Итог урока. Выставлениеотметок.
Вот закончился урок,
Подведем сейчас итог,
Мы много сделали друзья,
Без этого никак нельзя.
– Вы хорошо потрудились – работалиактивно и дружно.
5. Рефлексия
– Что вам понравилось науроке?
– Оцените свое настроение.