X-PDF

План-конспект занятия по биологии на тему Направления эволюции

Поделиться статьей

План-конспект занятия по биологии.

Тема: Направления эволюции

Цель:создать условия для формирования знаний о путях и направлениях эволюционного процесса.

 

Задачи:

Образовательные:

1. Создать условия для обобщения изученного теоретического материала обэволюции, основных положений теории Ч.Дарвина, основных факторах эволюции.

2. Способствовать формированию знаний о биологическом прогрессе ирегрессе.

3. Способствовать формированию знаний о значении и характеристиках:ароморфоза, идиоадаптации и дегенерации.

Развивающие:

1.Способствовать организации самостоятельной работы студентов сприменением  различных источников информации.

2.Способствовать формированию у студентов умений последовательно,логически и грамотно излагать свои мысли, рассуждать, доказывать и обосновыватьсвою точку зрения.

3.Способствовать развитию устной речи обучающихся.

Воспитательные:

1.Создать условия для формирования самостоятельности ицелеустремленности в достижении результата собственной деятельности.

2. Способствовать развитию коммуникативных компетенций (умение работатьв команде, принимать решение в ситуациях выбора, брать на себя ответственностьв процессе выполнения групповых учебных заданий).

3. Способствовать развитию способности к диалогу и сотрудничеству.

Основные понятия: вид, эволюция, биологический прогресс, биологическийрегресс, арогенез (ароморфоз), аллогенез (идиоадаптации), катагенез(дегенерация).

Планируемые предметные результаты:

1. Знать основные положения эволюционного учения и главные факторыэволюции

2. Знать основные направления эволюции: биологический прогресс ибиологический регресс.

3. Анализировать и применять знания эволюционного учения для объясненияпроцессов сокращения биологического разнообразия.

4.Уметь различать основные пути биологического прогресса: ароморфозы,идиоадаптации, общая дегенерация.

Планируемые метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно организовывать работу с применение различныхисточников информации.

2. Уметь последовательно,логически и грамотно излагать свои мысли, рассуждать, доказывать и обосновыватьсвою точку зрения.

Планируемые личностные результаты:

1.Иметь навыки уменияработать в команде, принимать решение в ситуациях выбора, брать на себяответственность в процессе выполнения групповых учебных заданий.

2. Уметь самостоятельно достигать результата в собственнойдеятельности.

3. Понимать друг друга в ходе беседы.

Оборудование идидактические материалы: мультимедийноеоборудование,  инструктивныекарты.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Целевая аудитория: студенты первого курса (15-16 лет)

 

 

Этап урока

План работы преподавателя и студентов

Образовательные технологии

Методы, формы работы

1.Организационный этап

 

 

 

Беседа, монолог преподавателя, фронтально

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

Слайд 1. Давайте посмотрим на экран, что мы видим? (разные виды живых организмов) А как вы считаете, всегда ли живые организмы выглядели такими, какими мы их видим сейчас? (Нет) А что с ними происходило? (они изменялись, развивались)

Как называется процесс исторического развития живых организмов? Студенты выводят определение самостоятельно (Эволюция) Слайд 2

Мы вспомнили название раздела, который мы сегодня и продолжим изучать.

Почему?…виды живых организмов разные: есть такие, у которых высокий уровень организации, а есть и с низким.

Что мы можем сказать об эволюции (шла в разных направлениях)

Как вы считаете, что мы с вами должны выяснить на сегодняшнем уроке? (в каких направлениях шла эволюция)

Итак, мы определили тему и цель сегодняшнего урока.

Запишем в тетрадь: «Главные направления эволюции органического мира» Слайд 4

 

Элементы технологии традиционного обучения (технология опроса, технология определения понятий)

Беседа, наглядный метод, индивидуальный и фронтальный опрос

3. Актуализация знаний

 

Закрепление изученного материала посредством выполнения тестового задания: студенты выполняют тест, затем его результаты обсуждаются совместно с преподавателем. В случае обнаружения ошибок преподаватель совместно с группой применяют меры по их устранению.

1.Выберите правильные утверждения: Слайд 3

1. Основателем научной систематики (классификации) организмов был шведский врач и натуралист К. Линней.

2. Заслуга создания первой аргументированной эволюционной теории принадлежит французскому натуралисту Ж.Б. Ламарку.

3. Главная заслуга Ч. Дарвина состоит в том, что он раскрыл движущие силы эволюции: изменчивость, наследственность, борьбу за существование и естественный отбор. 

4. Результатом естественного отбора Ч. Дарвин считал развитие у организмов приспособлений к конкретным условиям своего существования и многообразие видов, населяющих нашу планету. 

5. Внутривидовая борьба за существование носит наиболее острый характер, так как особям в популяции одного вида необходимы одинаковые условия для существования. 

 

Элементы технологии традиционного обучения (технология опроса, технология определения понятий)

Беседа, наглядный метод, индивидуальный и фронтальный опрос

4. Первичное усвоение новых знаний

 

Задание:

Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена (1884-1963 гг.) и Алексея Николаевича Северцова (1866–1936) (Показать слайд№2)

Студенты делятся на четыре мини-группы. Используя имеющиеся средства обучения,  умения работать с оглавлением учебника, а также раздаточным материалом,  выполните  предложенные задания (Приложение 1) и подготовьте соответствующую презентацию результатов.

Первая группа — соотнесение признаков биологического прогресса и регресса. Вывод определений: биологический прогресс и регресс, а также факторов, влияющих на биологический регресс, обсуждение результатов работы группы. Биологический регресс на примере исчезающих видов Архангельской области (Приложение 1).

Региональный компонент

Цель: ознакомиться с растениями и животными Архангельской области, находящимися на стадии исчезновения.

Задание:

Посмотреть  презентацию, выписать редкие виды растений и  животных . Ответить на вопросы:

  1. Несоблюдение (незнание) какой закономерности эволюции приводит к сокращению биологического разнообразия?

Какие меры могут предотвратить исчезновение видов?

Вторая группа – характеристика ароморфоза как одного из путей биологического прогресса. Обсуждение результатов работы группы. Просмотр видеофрагмента, обсуждение видеофрагмента.

Третья группа – характеристика идиоадаптации как одного из путей биологического прогресса. Обсуждение результатов работы группы.

Четвертая группа – характеристика дегенерации как одного из путей биологического прогресса. Обсуждение результатов работы группы. При необходимости – оказание помощи студентам. При необходимости – группа дополняет, направляет ответ выступающего.

Технология обучения в сотрудничестве, технология организации самостоятельной работы, технология определения понятий.

Беседа, индивидуальный опрос, наглядный метод, метод контроля и взаимоконтроля.

Групповая работа

5. Первичная проверка понимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос учащимся: Что называется биологическим прогрессом и регрессом?

После ответа, показать на слайде.

Биологический прогресс

(от лат. progressus — движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование, каким бы путём этот успех ни был достигнут (с упрощением или усложнением организации).

Биологический регресс

(от лат. regressus — движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

Факторы, ведущие к регрессу — антропогенные и абиотические.

Элементы технологии традиционного обучения (технология опроса, технология определения понятий)

Наглядный метод, метод опроса, беседа, фронтально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация деятельности студентов по применению новых знаний при выполнении практического задания: соотнесение признаков и основных путей биологического прогресса: ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций (работа в группах). Обсуждение работы групп (приложение 2).

 

Технология обучения в сотрудничестве, технология организации самостоятельной работы.

Метод систематизации, беседа, индивидуальный опрос, метод контроля и взаимоконтроля, наглядный метод, групповая работа

 

 

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

 

 

Каждой из четырех мини-групп предлагается выполнить Google презентацию (выполняют вместе, одновременно) по следующим темам: «Биологический регресс», «Ароморфозы», «Идиоадаптации», «Общая дегенерация».

 

Технология обучения в сотрудничестве, технология организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа, беседа, наглядный метод,

групповая работа

 

 

 

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 

 

Обучающиеся составляют синквейн по изученной теме, самостоятельно оценивают собственную деятельность, делают вывод о степени достижения поставленной цели.

Общая характеристика работы группы преподавателем, оценивание всех или отдельных студентов.

Технология организации самостоятельной работы.

Метод рефлексии, беседа

Индивидуально

 

 

Основные ресурсы:

           1. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М.,Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

           2. Ионцева А.Ю. Биология. Весьшкольный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.

           3. Лукаткин А. С., Ручин А. Б.,Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учрежденийвысш. образования. — М., 2014.

           4. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б.,Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. Учреждений высш. образования(бакалавриат). — М., 2014.

          5. Никитинская Т. В. Биология:карманный справочник. — М., 2015.

          6. Сивоглазов В. И., Агафонова И.Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. —М.,2014.

          7. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С.,Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс. — М., 2014.

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.72%
НЕТ
39.28%
Проголосовало: 1329

 

 

Приложение 1

Инструктивная карточка для работы в группах

 

Внимание! 

Используя имеющиеся средства обучения,  уменияработать с оглавлением учебника и электронным ресурсом,  выполните предложенные задания и подготовьте соответствующую презентацию результатов.

 

Задание 1.

Приведите в соответствие

  1. Численность вида возрастает                          А) Биологический прогресс
  2. Численность вида уменьшается                     Б) Биологический регресс
  3. Ареал вида сокращается
  4. Большое число родов
  5. Количество популяций сокращается
  6. Широкий ареал распространения
  7. Успех в борьбе за существование
  8. Опасность вымирания вида

 

 

 


1 группа. Направленияэволюции.

 

Задание 1. Заполнитетаблицу «Характерные особенности биологического прогресса и биологическогорегресса»

Направление

Биологический прогресс

Биологический регресс

Характерные особенности

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Задание 2. Сделатьпроизвольную презентацию с ответом на ваш вопрос.

 

 

 

 

 

 

 


Внимание! 

Используя имеющиеся средства обучения,  уменияработать с оглавлением учебника и электронным ресурсом,  выполните предложенные задания и подготовьте соответствующую презентацию результатов.

 

2 группа. Арогенез (Ароморфозы) – главный путь достижения биологическогопрогресса (от греч. airo – поднимаю и morfozis – образец, форма) – эволюционноепреобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение дляорганизма в целом и повышающее уровень его организации, т.е. ведущее кбиологическому прогрессу. (Слайд №9)

Ароморфоз формируется на основенаследственной изменчивости и естественного отбора. Они дают преимущества вборьбе за существование и открывают возможности освоения новой, прежденедоступной среды обитания.

Примеры:

Эволюция кровеносной системы от трубчатогосердца у ланцетника к двух -, трёх-, четырёх- камерному сердцу у позвоночных;

Обособление кругов кровообращения иразделение артериального и венозного кровотоков;

Появление челюстей у позвоночных;появление скелета; возникновение жабр и лёгких;

Переход растений от размножения спорами кразмножению семенами; образование цветков и плодов у цветковых растений;появление проводящей системы у наземных растений.

 

 

Задание 1. Заполнитетаблицу «Особенности арогенеза»

Определение

Значение

Примеры

Арогенез – это…

 

 

 

 

Задание 2. Сделатьпроизвольную презентацию с ответом на ваш вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Внимание! 

Используя имеющиеся средства обучения,  уменияработать с оглавлением учебника и электронным ресурсом,  выполните предложенные задания и подготовьте соответствующую презентацию результатов.

 3 группа. Аллогенез (Идиоадаптации) — (от греч. idios – особый и лат.adapto – прилаживаю) – приспособление к специальным условиям среды, полезное вборьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группыорганизмов.

Приспособления, появляющиеся у организмов,полезны в борьбе за существование и возникают они в группе с большимколичеством особей внутри определенной среды. Они очень разнообразны по форме имасштабу, поэтому в настоящее время существует огромное количество видовживотных и растений. Идиоадаптации повышают численность популяций ивнутривидовую дифференцировку на расы.

Пример:

— покровительственная окраска насекомых;строение ног, клюва у птиц; форма тела скатов и камбалы и др.

Но существует крайняя степеньприспособления к очень ограниченным условиям существования, носящая название специализации (отлат. specialis – особенный).

Переход к питанию одним видом пищи,обитание в однородной среде приводит к тому, что вне этих условий организмыжить не смогут. Специализация подавляет эволюционные возможности группы и прибыстром изменении условий среды приводит к вымиранию.

 

Задание 1. Заполнитетаблицу «Особенности аллогенеза»

Определение

Значение

Примеры

Аллогенез —

 

 

 

 

Задание 2. Сделатьпроизвольную презентацию с ответом на ваш вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Внимание! 

Используя имеющиеся средства обучения,  уменияработать с оглавлением учебника и электронным ресурсом,  выполните предложенные задания и подготовьте соответствующую презентацию результатов.

 4 группа. Катагенез (Общая дегенерация)

– (лат. degenero — вырождаюсь) – упрощениеорганизации в ходе эволюции данной группы организмов, сопровождающееся утратойряда функций и выполняющих их органов.

Согласно учению Дарвина, выживают наиболееприспособленные, а не более высокоорганизованные существа.

Поэтому упрощение организации тоже можетпривести к биологическому прогрессу.

Дегенерация связана с переходом кпещерному, сидячему или паразитическому образу жизни.

Пример:

У пещерных обитателей часто наблюдаетсяредукция органов зрения, снижение активности, отсутствие пигментации;

У паразитов – редукция кишечника, ротовогои анального отверстий, упрощение строения нервной системы и т.д.

Задание 1. Заполнитетаблицу

Определение

Значение

Примеры

Катагенез —

 

 

 

 

Задание 2. Сделать произвольную презентацию с ответомна ваш вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2  

 

1.Заполните таблицу, проставив против каждого пунктабуквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А –ароморфоз И-идиоадаптация Д-дегенерация

 

Приспособительные признаки, возникающие

 в ходе эволюции

1. Возникающие многоклеточных

2. Возникновение полового процесса

3. Образование позвоночника

4. Образование пятипалых конечностей

5. Образование ластов

6. Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

7. Образование у земноводных трехкамерного сердца

8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения

9. Возникновение теплокровности

10. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

11. Усложнение головного мозга

12. Увеличение массы головного мозга

13. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

14. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

15. Утрата густого шерстного покрова (у слона)

16. Утрата органов кровообращения и пищеварения    (у цепня)

17. Образование хобота у слона

18. Удлинение шеи у жирафа

 

            


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.72%
НЕТ
39.28%
Проголосовало: 1329

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет