План-конспект занятия по биологии.
Тема: Направления эволюции
Цель:создать условия для формирования знаний о путях и направлениях эволюционного процесса.
Задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для обобщения изученного теоретического материала обэволюции, основных положений теории Ч.Дарвина, основных факторах эволюции.
2. Способствовать формированию знаний о биологическом прогрессе ирегрессе.
3. Способствовать формированию знаний о значении и характеристиках:ароморфоза, идиоадаптации и дегенерации.
Развивающие:
1.Способствовать организации самостоятельной работы студентов сприменением различных источников информации.
2.Способствовать формированию у студентов умений последовательно,логически и грамотно излагать свои мысли, рассуждать, доказывать и обосновыватьсвою точку зрения.
3.Способствовать развитию устной речи обучающихся.
Воспитательные:
1.Создать условия для формирования самостоятельности ицелеустремленности в достижении результата собственной деятельности.
2. Способствовать развитию коммуникативных компетенций (умение работатьв команде, принимать решение в ситуациях выбора, брать на себя ответственностьв процессе выполнения групповых учебных заданий).
3. Способствовать развитию способности к диалогу и сотрудничеству.
Основные понятия: вид, эволюция, биологический прогресс, биологическийрегресс, арогенез (ароморфоз), аллогенез (идиоадаптации), катагенез(дегенерация).
Планируемые предметные результаты:
1. Знать основные положения эволюционного учения и главные факторыэволюции
2. Знать основные направления эволюции: биологический прогресс ибиологический регресс.
3. Анализировать и применять знания эволюционного учения для объясненияпроцессов сокращения биологического разнообразия.
4.Уметь различать основные пути биологического прогресса: ароморфозы,идиоадаптации, общая дегенерация.
Планируемые метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно организовывать работу с применение различныхисточников информации.
2. Уметь последовательно,логически и грамотно излагать свои мысли, рассуждать, доказывать и обосновыватьсвою точку зрения.
Планируемые личностные результаты:
1.Иметь навыки уменияработать в команде, принимать решение в ситуациях выбора, брать на себяответственность в процессе выполнения групповых учебных заданий.
2. Уметь самостоятельно достигать результата в собственнойдеятельности.
3. Понимать друг друга в ходе беседы.
Оборудование идидактические материалы: мультимедийноеоборудование, инструктивныекарты.
Тип занятия: усвоение новых знаний.
Целевая аудитория: студенты первого курса (15-16 лет)
Этап урока |
План работы преподавателя и студентов |
Образовательные технологии |
Методы, формы работы |
1.Организационный этап
|
|
|
Беседа, монолог преподавателя, фронтально |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
|
Слайд 1. Давайте посмотрим на экран, что мы видим? (разные виды живых организмов) А как вы считаете, всегда ли живые организмы выглядели такими, какими мы их видим сейчас? (Нет) А что с ними происходило? (они изменялись, развивались) Как называется процесс исторического развития живых организмов? Студенты выводят определение самостоятельно (Эволюция) Слайд 2 Мы вспомнили название раздела, который мы сегодня и продолжим изучать. Почему?…виды живых организмов разные: есть такие, у которых высокий уровень организации, а есть и с низким. Что мы можем сказать об эволюции (шла в разных направлениях) Как вы считаете, что мы с вами должны выяснить на сегодняшнем уроке? (в каких направлениях шла эволюция) Итак, мы определили тему и цель сегодняшнего урока. Запишем в тетрадь: «Главные направления эволюции органического мира» Слайд 4
|
Элементы технологии традиционного обучения (технология опроса, технология определения понятий) |
Беседа, наглядный метод, индивидуальный и фронтальный опрос |
3. Актуализация знаний
|
Закрепление изученного материала посредством выполнения тестового задания: студенты выполняют тест, затем его результаты обсуждаются совместно с преподавателем. В случае обнаружения ошибок преподаватель совместно с группой применяют меры по их устранению. 1.Выберите правильные утверждения: Слайд 3 1. Основателем научной систематики (классификации) организмов был шведский врач и натуралист К. Линней. 2. Заслуга создания первой аргументированной эволюционной теории принадлежит французскому натуралисту Ж.Б. Ламарку. 3. Главная заслуга Ч. Дарвина состоит в том, что он раскрыл движущие силы эволюции: изменчивость, наследственность, борьбу за существование и естественный отбор. 4. Результатом естественного отбора Ч. Дарвин считал развитие у организмов приспособлений к конкретным условиям своего существования и многообразие видов, населяющих нашу планету. 5. Внутривидовая борьба за существование носит наиболее острый характер, так как особям в популяции одного вида необходимы одинаковые условия для существования.
|
Элементы технологии традиционного обучения (технология опроса, технология определения понятий) |
Беседа, наглядный метод, индивидуальный и фронтальный опрос |
4. Первичное усвоение новых знаний
|
Задание: Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена (1884-1963 гг.) и Алексея Николаевича Северцова (1866–1936) (Показать слайд№2) Студенты делятся на четыре мини-группы. Используя имеющиеся средства обучения, умения работать с оглавлением учебника, а также раздаточным материалом, выполните предложенные задания (Приложение 1) и подготовьте соответствующую презентацию результатов. Первая группа — соотнесение признаков биологического прогресса и регресса. Вывод определений: биологический прогресс и регресс, а также факторов, влияющих на биологический регресс, обсуждение результатов работы группы. Биологический регресс на примере исчезающих видов Архангельской области (Приложение 1). Региональный компонент Цель: ознакомиться с растениями и животными Архангельской области, находящимися на стадии исчезновения. Задание: Посмотреть презентацию, выписать редкие виды растений и животных . Ответить на вопросы:
Какие меры могут предотвратить исчезновение видов? Вторая группа – характеристика ароморфоза как одного из путей биологического прогресса. Обсуждение результатов работы группы. Просмотр видеофрагмента, обсуждение видеофрагмента. Третья группа – характеристика идиоадаптации как одного из путей биологического прогресса. Обсуждение результатов работы группы. Четвертая группа – характеристика дегенерации как одного из путей биологического прогресса. Обсуждение результатов работы группы. При необходимости – оказание помощи студентам. При необходимости – группа дополняет, направляет ответ выступающего. |
Технология обучения в сотрудничестве, технология организации самостоятельной работы, технология определения понятий. |
Беседа, индивидуальный опрос, наглядный метод, метод контроля и взаимоконтроля. Групповая работа |
5. Первичная проверка понимания
|
Вопрос учащимся: Что называется биологическим прогрессом и регрессом? После ответа, показать на слайде. Биологический прогресс (от лат. progressus — движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование, каким бы путём этот успех ни был достигнут (с упрощением или усложнением организации). Биологический регресс (от лат. regressus — движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами. Факторы, ведущие к регрессу — антропогенные и абиотические. |
Элементы технологии традиционного обучения (технология опроса, технология определения понятий) |
Наглядный метод, метод опроса, беседа, фронтально
|
6. Первичное закрепление
|
Организация деятельности студентов по применению новых знаний при выполнении практического задания: соотнесение признаков и основных путей биологического прогресса: ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций (работа в группах). Обсуждение работы групп (приложение 2).
|
Технология обучения в сотрудничестве, технология организации самостоятельной работы. |
Метод систематизации, беседа, индивидуальный опрос, метод контроля и взаимоконтроля, наглядный метод, групповая работа
|
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
Каждой из четырех мини-групп предлагается выполнить Google презентацию (выполняют вместе, одновременно) по следующим темам: «Биологический регресс», «Ароморфозы», «Идиоадаптации», «Общая дегенерация».
|
Технология обучения в сотрудничестве, технология организации самостоятельной работы. |
Самостоятельная работа, беседа, наглядный метод, групповая работа
|
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
Обучающиеся составляют синквейн по изученной теме, самостоятельно оценивают собственную деятельность, делают вывод о степени достижения поставленной цели. Общая характеристика работы группы преподавателем, оценивание всех или отдельных студентов. |
Технология организации самостоятельной работы. |
Метод рефлексии, беседа Индивидуально
|
Основные ресурсы:
1. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М.,Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
2. Ионцева А.Ю. Биология. Весьшкольный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
3. Лукаткин А. С., Ручин А. Б.,Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учрежденийвысш. образования. — М., 2014.
4. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б.,Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. Учреждений высш. образования(бакалавриат). — М., 2014.
5. Никитинская Т. В. Биология:карманный справочник. — М., 2015.
6. Сивоглазов В. И., Агафонова И.Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. —М.,2014.
7. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С.,Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс. — М., 2014.
Приложение 1
Инструктивная карточка для работы в группах
Внимание!
Используя имеющиеся средства обучения, уменияработать с оглавлением учебника и электронным ресурсом, выполните предложенные задания и подготовьте соответствующую презентацию результатов.
Задание 1.
Приведите в соответствие
- Численность вида возрастает А) Биологический прогресс
- Численность вида уменьшается Б) Биологический регресс
- Ареал вида сокращается
- Большое число родов
- Количество популяций сокращается
- Широкий ареал распространения
- Успех в борьбе за существование
- Опасность вымирания вида
1 группа. Направленияэволюции.
Задание 1. Заполнитетаблицу «Характерные особенности биологического прогресса и биологическогорегресса»
Направление |
Биологический прогресс |
Биологический регресс |
Характерные особенности |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Задание 2. Сделатьпроизвольную презентацию с ответом на ваш вопрос.
Внимание!
Используя имеющиеся средства обучения, уменияработать с оглавлением учебника и электронным ресурсом, выполните предложенные задания и подготовьте соответствующую презентацию результатов.
2 группа. Арогенез (Ароморфозы) – главный путь достижения биологическогопрогресса (от греч. airo – поднимаю и morfozis – образец, форма) – эволюционноепреобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение дляорганизма в целом и повышающее уровень его организации, т.е. ведущее кбиологическому прогрессу. (Слайд №9)
Ароморфоз формируется на основенаследственной изменчивости и естественного отбора. Они дают преимущества вборьбе за существование и открывают возможности освоения новой, прежденедоступной среды обитания.
Примеры:
Эволюция кровеносной системы от трубчатогосердца у ланцетника к двух -, трёх-, четырёх- камерному сердцу у позвоночных;
Обособление кругов кровообращения иразделение артериального и венозного кровотоков;
Появление челюстей у позвоночных;появление скелета; возникновение жабр и лёгких;
Переход растений от размножения спорами кразмножению семенами; образование цветков и плодов у цветковых растений;появление проводящей системы у наземных растений.
Задание 1. Заполнитетаблицу «Особенности арогенеза»
Определение |
Значение |
Примеры |
Арогенез – это… |
|
|
Задание 2. Сделатьпроизвольную презентацию с ответом на ваш вопрос.
Внимание!
Используя имеющиеся средства обучения, уменияработать с оглавлением учебника и электронным ресурсом, выполните предложенные задания и подготовьте соответствующую презентацию результатов.
3 группа. Аллогенез (Идиоадаптации) — (от греч. idios – особый и лат.adapto – прилаживаю) – приспособление к специальным условиям среды, полезное вборьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группыорганизмов.
Приспособления, появляющиеся у организмов,полезны в борьбе за существование и возникают они в группе с большимколичеством особей внутри определенной среды. Они очень разнообразны по форме имасштабу, поэтому в настоящее время существует огромное количество видовживотных и растений. Идиоадаптации повышают численность популяций ивнутривидовую дифференцировку на расы.
Пример:
— покровительственная окраска насекомых;строение ног, клюва у птиц; форма тела скатов и камбалы и др.
Но существует крайняя степеньприспособления к очень ограниченным условиям существования, носящая название специализации (отлат. specialis – особенный).
Переход к питанию одним видом пищи,обитание в однородной среде приводит к тому, что вне этих условий организмыжить не смогут. Специализация подавляет эволюционные возможности группы и прибыстром изменении условий среды приводит к вымиранию.
Задание 1. Заполнитетаблицу «Особенности аллогенеза»
Определение |
Значение |
Примеры |
Аллогенез — |
|
|
Задание 2. Сделатьпроизвольную презентацию с ответом на ваш вопрос.
Внимание!
Используя имеющиеся средства обучения, уменияработать с оглавлением учебника и электронным ресурсом, выполните предложенные задания и подготовьте соответствующую презентацию результатов.
4 группа. Катагенез (Общая дегенерация)
– (лат. degenero — вырождаюсь) – упрощениеорганизации в ходе эволюции данной группы организмов, сопровождающееся утратойряда функций и выполняющих их органов.
Согласно учению Дарвина, выживают наиболееприспособленные, а не более высокоорганизованные существа.
Поэтому упрощение организации тоже можетпривести к биологическому прогрессу.
Дегенерация связана с переходом кпещерному, сидячему или паразитическому образу жизни.
Пример:
У пещерных обитателей часто наблюдаетсяредукция органов зрения, снижение активности, отсутствие пигментации;
У паразитов – редукция кишечника, ротовогои анального отверстий, упрощение строения нервной системы и т.д.
Задание 1. Заполнитетаблицу
Определение |
Значение |
Примеры |
Катагенез — |
|
|
Задание 2. Сделать произвольную презентацию с ответомна ваш вопрос.
Приложение 2
1.Заполните таблицу, проставив против каждого пунктабуквенное обозначение соответствующего направления эволюции:
А –ароморфоз И-идиоадаптация Д-дегенерация
