МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №9 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДАГОРНО-АЛТАЙСКА»
«План посамообразованию педагога»
Елуниной ОксаныВалерьевны
(стаж работы _________ , 1КК)
Тема: «Развитиеграфомоторных навыков у детей старшего дошкольного
возраста вусловиях ДОУ.»на 2022-2023гг.
2022г.
Тема:Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в условияхДОУ.
Цель:Повысить уровень компетентности ипрофессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста вразличных видахдеятельности.
Актуальность
Оченьчасто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развитхорошо. Разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающеммире. Вот только не развита рука… Пишут медленно, неуверенно». Родителипервоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Непонятно, чем больше строкисписывает в своей тетради сын, тем хуже становится каллиграфия…». Встаетвопрос: в достаточной ли мере развита рука первоклассника? Можно ли её готовитьк школе лучше и основательнее? Письмо первоклассника это продукция работымелких мышц руки, руководимых мозгом.
Что же такое графомоторные навыки? Графомоторика сложное слово, состоит издвух частей: графо… (от греческого grafo пишу) часть сложных слов,означающая: «относящийся к письму, почерку, начертанию»; моторика в данномслучае, имеется ввиду тонкая моторика: это разновидность движений, в которых участвуютмелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков эторазвитие мелких мышц пальцев рук для обучения ребенка письму. Эти движения неявляются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специальногоразвития.
Развитие детской руки, мелких движений пальцев, кистей рук,тренированности мышц, точности и координации движений является основойразвития таких важных процессов, как внимание, зрительная и двигательнаяпамять, пространственные представления, мышление, необходимых ребёнку в егодальнейшей «взрослой» жизни.
Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкостипроисходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходеупражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш,кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различныхнаправлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их.
Для развития графического навыка следует использовать:
· рисование линий:прямые дорожки, фигурные;
· рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
· выполнения штриховок:с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
Специальныеупражнения на развитиеграфических навыков, регулярные занятия с ребенком обеспечатправильное и красивое письмо.
· Прямые дорожки:Ребенкапросят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрываякарандаша от бумаги.
· Фигурные дорожки:Ребенкапросят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следуетстараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии.Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания непереворачивается.
· Рисование по точкам:Ребенкапрося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрываетсяот листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.
· Рисование по контурам:Ребенкапросят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
· Рисование по клеточкам:Набумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.
· Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различныевиды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Основныенаправления работы по формированию графических навыков у детей:
Графические дорожки
• Обводка
• Соединипо точкам
• Закрашивание
• Трафарет
Графический диктант:Рисование по клеткам
Изучивпедагогическую литературу и проведя глубокий анализ прочитанного, я пришла квыводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго допоступления ребёнка в школу. Именно это обстоятельство в значительной степени иопределяет актуальность моей работы по теме: «Развитие графомоторных навыковдетей старшего дошкольного возраста» целью, которойявляется: изучение эффективности систематических занятий с ребёнком дляразвития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.
Задача:
1.Проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу по данной теме.
2.Совершенствовать предметно- развивающую среду группы для развития графоторныхкачеств у детей дошкольного возраста.
3.Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.
Всоответствии с поставленными задачами мною были определены направления работыпо развитию графомоторных навыков у дошкольников, формы взаимодействия с детьмии родителями, разработан перспективно- тематический план, который включает всебя образовательную и совместную деятельность с детьми.
Методыи приемы работы с воспитанниками:
Методы |
Приемы |
Наглядный |
· Предметная наглядность; · Предметные и сюжетные картинки; · Расположение предметов по образцу, схеме, модели («Озвучь узор», «Продолжи рисунок»); · Группировка предметов по форме. Д.и. «Найди круглое», «Из чего построен дом?»; · Определение направлений на плоскости. «Найди и обведи животных», «Полёт осы». |
Словесный |
· Вопрос как стимул к речевой активности; · Рассказ о проделанной работе; · Анализ качества выполненной работы (педагогом, сверстниками, самим ребенком); · Соотнесение и называние геометрических фигур; · Выполнение действий по словесной инструкции; · Запоминание и выполнение инструкций; · Выполнение действий по символьной инструкции |
Практический
|
· Дорисовывание недостающих элементов (раскрашивание в соответствии с шифром); · Угадывание предметов на ощупь; · Конструирование из геометрических фигур; · Обводка; · Определение направлений в пространстве: · Штриховки, «обводилки»; росчерки; плетение · Закрепление образа буквы, цифры (вырезание, лепка, складывание буквы из геометрических фигур); · Отгадывание букв, цифр с закрытыми глазами; Узнавание на ощупь; · Выкладывание из палочек, веревочек, мозаики; · Рисование букв, цифр в воздухе; · Графические диктанты; · Выкладывание право-лево ориентированных фигур из палочек по рисунку. «Почини букву», «Обведи рисунок по пунктирным линиям»; · Узнавание букв в зашумлённых изображениях. |
Игровой |
· Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением; · Подвижные игры с речевым сопровождением. |
Репродуктивный |
· Словесный образец; · Одновременное проговаривание; · Повторение, объяснение, указание |
Исследовательский |
· Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления); · Сравнение предметов (по высоте, ширине, длине, толщине и.т.д.); · Нахождение заданной фигуры среди аналогичных изображений. |
Условияреализации программы:
· Систематическоепроведение занятий в групповой форме.
· Обеспечениеиндивидуального и дифференцированного подхода.
· Созданиеусловий для самостоятельной деятельности детей.
· Сотрудничествопедагога с семьей.
План работы с родителями по формированиюграфомоторных навыков у детей
№ п/п Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1139 |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
1. |
Изготовление памяток «Что такое графо моторный навык и зачем его формировать»» |
сентябрь |
2. |
Консультация «Развитие мелкой моторики в быту» |
октябрь |
3. |
Консультация для родителей на тему: «Первые шаги к овладению письмом» |
ноябрь |
4. |
Папка-передвижка « «Подготовка руки к письму дома» |
декабрь |
5. |
Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги» |
январь |
6. |
Консультация «Графические диктанты – что это и для чего» |
февраль |
7. |
Подготовить консультационный материл для родителей. Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма |
март |
8. |
Папка –передвижка «Готовим руку к письму». |
апрель |
9. |
Консультации для родителей «Формирование графических навыков перед школой» |
май |
Месяц |
Формы работы |
|||
С детьми |
Педагогами |
Самообразование |
Родителями |
|
Сентябрь |
Проведение диагностического обследования Выявить уровень развития графомоторных навыков детей подготовительной группы на начало года. Познакомить детей с «клеткой», научить ориентироваться в тетради в клетку. Выполнение различных видов |
Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования. |
Проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему: «Развитие графо -моторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения». |
Изготовление памяток «Что такое графо — моторный навык и зачем его формировать»
|
Октябрь
|
1. Пальчиковая гимнастика 2. Выполнение упражнения 3. Выполнение узоров |
|
Создать картотеку «Графические диктанты». Подобрать раздаточный и демонстрационный материал для мастерской «Забавные превращения» |
Консультация «Развитие мелкой моторики в быту»
|
Ноябрь |
1. Массаж кистей рук. 2. Пальчиковая гимнастика, физкульт минутки. 3. Выполнение упражнений «Дорисуй вторую половину», |
|
Подобрать раздаточный и демонстрационный материал для мастерской «Веселый карандаш».
|
Консультация для родителей на тему: «Первые шаги к овладению письмом» |
Декабрь |
1. Работа по шаблону. Работа в тетради (обведение и раскрашивание по образцу). 2. Знакомство с графическими 3. Проведение графических диктантов (четыре на четыре клетки) |
Консультация для педагогов на тему: «Что такое графо — моторика и почему так важно её развивать?»
|
Изучить литературу по данной теме ( Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.) |
Папка-передвижка « «Подготовка руки к письму дома»
|
Январь |
1.Перекатывание карандаша между пальцами 2. Проведение графических диктантов (четыре на четыре клетки) 3. Проведение графических диктантов (пять на пять клеток) |
|
Составить картотеку по развитию графо- моторных навыков |
Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги» |
Февраль |
1. Пальчиковая игра 2. Проведение графических диктантов (шесть на шесть клеток) 3.Проведение графических диктантов (семь на семь клеток)
|
Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковые шаги» |
Изучить литературу по данной теме Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005. |
Консультация «Графические диктанты – что это и для чего» |
Март |
1. Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок», 2. Проведение графических диктантов (восемь на восемь клеток) 3. Проведение графических диктантов (девять на девять клеток) |
|
Создать картотеку пальчиковые шаги
|
Подготовить консультационный материл для родителей. Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма |
Апрель |
1. Упражнение «Лабиринт». 2. Проведение графических диктантов (десять на десять клеток) 3. Проведение графических диктантов (одиннадцать на одиннадцать клеток)
|
|
Продолжать подбор раздаточного и демонстрационного материала для мастерской «Веселый карандаш». |
Папка –передвижка «Готовим руку к письму». |
Май |
1. Пальчиковая игра «Спал цветок и вдруг проснулся…». 2. Проведение графических диктантов (двенадцать на двенадцать клеток) 3.Закрепление сформированных навыков
|
Презентация — отчет для педагогов по теме самообразования |
Диагностика. Выявить уровень развития графо- моторных навыков у детей на конец учебного года. |
Консультации для родителей «Формирование графических навыков перед школой» |