X-PDF

«План по самообразованию педагога» Тема: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Поделиться статьей

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №9 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДАГОРНО-АЛТАЙСКА»

 

 

 

 

«План посамообразованию педагога»

   

                  

Елуниной ОксаныВалерьевны

(стаж работы _________ , 1КК)

 

 

 

 

 

 

Тема: «Развитиеграфомоторных навыков у детей старшего дошкольного

возраста вусловиях ДОУ.»на 2022-2023гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022г.

 

 

Тема:Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в условияхДОУ.          

 Цель:Повысить уровень компетентности ипрофессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста вразличных видахдеятельности.

Актуальность

Оченьчасто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развитхорошо. Разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающеммире. Вот только не развита рука… Пишут медленно, неуверенно». Родителипервоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Непонятно, чем больше строкисписывает в своей тетради сын, тем хуже становится каллиграфия…». Встаетвопрос: в достаточной ли мере развита рука первоклассника? Можно ли её готовитьк школе лучше и основательнее? Письмо первоклассника ­ это продукция работымелких мышц руки, руководимых мозгом.

         Что же такое графомоторные навыки? Графомоторика ­ сложное слово, состоит издвух частей: графо… (от греческого grafo ­ пишу) ­ часть сложных слов,означающая: «относящийся к письму, почерку, начертанию»; моторика ­ в данномслучае, имеется ввиду тонкая моторика: это разновидность движений, в которых участвуютмелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков ­ эторазвитие мелких мышц пальцев рук для обучения ребенка письму. Эти движения неявляются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специальногоразвития.

        Развитие детской руки, мелких движений пальцев, кистей рук,тренированности мышц, точности и координации движений ­ является основойразвития таких важных процессов, как внимание, зрительная и двигательнаяпамять, пространственные представления, мышление, необходимых ребёнку в егодальнейшей «взрослой» жизни.

Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкостипроисходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходеупражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш,кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различныхнаправлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их.

Для развития графического навыка следует использовать:

·       рисование линий:прямые дорожки, фигурные;

·       рисование по точкам, по контурам по клеточкам;

·       выполнения штриховок:с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Специальныеупражнения на развитиеграфических навыков, регулярные занятия с ребенком обеспечатправильное и красивое письмо.

·       Прямые дорожки:Ребенкапросят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрываякарандаша от бумаги.

·       Фигурные дорожки:Ребенкапросят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следуетстараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии.Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания непереворачивается.

·       Рисование по точкам:Ребенкапрося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрываетсяот листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

·       Рисование по контурам:Ребенкапросят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

·       Рисование по клеточкам:Набумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

·       Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)

Ребенка просят выполнить различныевиды штриховок по образцам:

      вертикальные (сверху вниз)

      горизонтальные (слева направо)

      наклонные

      «клубочками» (круговые движения руки)

      полукругами.

Основныенаправления работы по формированию графических навыков у детей:

Графические дорожки

      Обводка

      Соединипо точкам

      Закрашивание

      Трафарет

Графический диктант:Рисование по клеткам

Изучивпедагогическую литературу и проведя глубокий анализ прочитанного, я пришла квыводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго допоступления ребёнка в школу. Именно это обстоятельство в значительной степени иопределяет актуальность моей работы по теме: «Развитие графомоторных навыковдетей старшего дошкольного возраста» целью, которойявляется: изучение эффективности систематических занятий с ребёнком дляразвития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.

Задача:

1.Проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу по данной теме.

2.Совершенствовать предметно- развивающую среду группы для развития графоторныхкачеств у детей дошкольного возраста.

3.Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.

Всоответствии с поставленными задачами мною были определены направления работыпо развитию графомоторных навыков у дошкольников, формы взаимодействия с детьмии родителями, разработан перспективно- тематический план, который включает всебя образовательную и совместную деятельность с детьми.

 

 

Методыи приемы работы с воспитанниками:

Методы

Приемы

Наглядный

·         Предметная наглядность;

·         Предметные и сюжетные картинки;

·         Расположение предметов по образцу, схеме, модели («Озвучь узор», «Продолжи рисунок»);

·         Группировка предметов  по  форме. Д.и. «Найди  круглое», «Из  чего построен  дом?»;

·         Определение направлений  на плоскости. «Найди и обведи животных», «Полёт осы».

Словесный

·         Вопрос как стимул к речевой активности;

·         Рассказ о проделанной работе;

·         Анализ качества выполненной работы (педагогом, сверстниками, самим ребенком);

·         Соотнесение и  называние геометрических  фигур;

·         Выполнение действий по словесной инструкции;

·         Запоминание и выполнение инструкций;

·         Выполнение действий по символьной инструкции

Практический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         Дорисовывание недостающих элементов (раскрашивание в соответствии с шифром);

·         Угадывание предметов на ощупь;

·         Конструирование   из  геометрических  фигур;

·          Обводка;

·         Определение направлений в пространстве:

·         Штриховки, «обводилки»; росчерки; плетение

·         Закрепление образа буквы, цифры  (вырезание, лепка, складывание буквы из геометрических фигур);

·         Отгадывание букв, цифр с закрытыми глазами;

Узнавание на ощупь;

·         Выкладывание из палочек, веревочек, мозаики;

·         Рисование букв, цифр в воздухе;

·         Графические диктанты;

·         Выкладывание  право-лево  ориентированных  фигур из палочек по  рисунку. «Почини букву», «Обведи рисунок по пунктирным линиям»;

·         Узнавание букв   в зашумлённых  изображениях.

Игровой

·         Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением;

·          Подвижные игры с речевым сопровождением.

Репродуктивный

·         Словесный образец;

·         Одновременное проговаривание;

·         Повторение, объяснение, указание

Исследовательский

·         Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления);

·         Сравнение предметов (по высоте, ширине, длине, толщине и.т.д.);

·         Нахождение заданной фигуры среди аналогичных изображений.

 

 

 

 

Условияреализации программы:

·     Систематическоепроведение занятий в групповой форме.

·     Обеспечениеиндивидуального и дифференцированного подхода.

·     Созданиеусловий для самостоятельной деятельности детей.

·     Сотрудничествопедагога с семьей.

План работы с родителями по формированиюграфомоторных навыков у детей

№ п/п

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1139

Содержание работы

Сроки выполнения

1.

Изготовление памяток «Что такое графо моторный навык и зачем его формировать»»

сентябрь

2.

Консультация «Развитие мелкой моторики в быту»

октябрь

3.

Консультация для родителей на тему:  «Первые шаги к овладению письмом»

ноябрь

4.

Папка-передвижка « «Подготовка руки к письму дома»

декабрь

5.

Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги»

январь

6.

Консультация «Графические диктанты – что это и для чего»

февраль

7.

Подготовить консультационный материл для родителей. Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма

март

8.

Папка –передвижка «Готовим руку к письму».

апрель

9.

Консультации для родителей «Формирование графических навыков перед школой»

май

 

 

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Проведение диагностического обследования

Выявить уровень развития графомоторных навыков детей подготовительной группы на начало года.

 Познакомить детей с «клеткой», научить ориентироваться в тетради в клетку.

Выполнение различных видов
узоров и штриховок

Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования.

Проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему: «Развитие графо -моторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения».

Изготовление памяток «Что такое графо — моторный навык и зачем его формировать»

 

Октябрь

 

1. Пальчиковая гимнастика

2. Выполнение упражнения
«Продолжи строчку».

3. Выполнение узоров

 

Создать картотеку «Графические диктанты».

Подобрать раздаточный и демонстрационный материал для мастерской «Забавные превращения»

Консультация «Развитие мелкой моторики в быту»

 

Ноябрь

1. Массаж кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика, физкульт минутки.

3. Выполнение упражнений «Дорисуй вторую половину»,
4. «Узоры по клеточкам
»

 

Подобрать раздаточный и демонстрационный материал для мастерской «Веселый карандаш».

 

 

Консультация для родителей на тему:  «Первые шаги к овладению письмом»

Декабрь

1. Работа по шаблону. Работа в тетради (обведение и раскрашивание по образцу).

2. Знакомство с графическими
диктантами (три на три клетки)

3. Проведение графических диктантов (четыре на четыре клетки)

Консультация для педагогов на тему: «Что такое графо — моторика  и почему так  важно её развивать?»

 

Изучить литературу по данной теме (

Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.)

Папка-передвижка « «Подготовка руки к письму дома»

 

Январь

1.Перекатывание карандаша между пальцами

2. Проведение графических диктантов (четыре на четыре клетки)

3. Проведение графических диктантов (пять на пять клеток)

 

Составить картотеку по развитию графо- моторных навыков

Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги»

Февраль

1. Пальчиковая игра

2. Проведение графических диктантов (шесть на шесть клеток)

3.Проведение графических диктантов (семь на семь клеток)

 

Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковые шаги»

Изучить литературу по данной теме

 Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005.

Консультация «Графические диктанты – что это и для чего»

Март

1.      Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок»,

2.      Проведение графических диктантов (восемь на восемь клеток)

3.      Проведение графических диктантов (девять на девять клеток)

 

Создать картотеку пальчиковые шаги

 

Подготовить консультационный материл для родителей. Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма

Апрель

1. Упражнение «Лабиринт».

2. Проведение графических диктантов (десять на десять клеток)

3. Проведение графических диктантов (одиннадцать на одиннадцать клеток)

 

 

 

 

Продолжать подбор раздаточного и демонстрационного материала для мастерской «Веселый карандаш».

Папка –передвижка «Готовим руку к письму».

Май

1. Пальчиковая игра «Спал цветок и вдруг проснулся…».

2. Проведение графических диктантов (двенадцать на двенадцать клеток)

3.Закрепление сформированных

навыков

 

Презентация — отчет для педагогов по теме самообразования

Диагностика. Выявить уровень развития графо-  моторных навыков у детей на конец учебного года.

Консультации для родителей «Формирование графических навыков перед школой»

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1139

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет