X-PDF

План работы по сопровождению детей с ОВЗ

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кинзельская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:

директор школы

__________/Г.В.Муштакова

 «_30__»_08_2022г.

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ И

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙРАБОТЫ

сдетьми с ОВЗ

 

 

 

 

 

Разработала:

ЮрошЛ.И.,

педагог-психолог

 

 

 

 

 

с.Кинзелька,2022

                           

Содержаниепрограммы:

 

1.Пояснительная записка…………………………………………..3

2. Содержание разделов программы…………………………….…8

3.Учебно-тематическийплан. ……………………….……………..9

4. Литература,использованная для разработки программы……13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительнаязаписка.

C каждым годом вобщеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклоненияот условной возрастной  нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети сповышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохойпамятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезнымипроблемами (ЗПР, УО). Они нуждаются в специализированной помощи и индивидуальнойпрограмме.

Государственнаясоциальная политика Российской Федерации в отношении детей с особымипотребностями здоровья направлена на создание достойных условий их жизни, нареализацию предоставляемых условий их жизни,  на реализацию предоставляемых им(наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежнуюи эффективную интеграцию в общество.

Развитиеребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияниенеблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются нараннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом(физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики,социально-бытовых понятий и т.д.). Дети указанной категорииобладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как вэмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающеенегативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. Трудности,которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как низкимразвитием когнитивной сферы, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля,низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабостьрегуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так инарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательнойрасторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающеммире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательнойдеятельности. У детей с ОВЗ слабо сформированы пространственные представления. Особенностивнимания проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностяхпереключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителейвызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличиваетколичество ошибок. Недостаточность развития памяти проявляется в: снижениипродуктивности запоминания и его неустойчивости, низкой скорости  запоминания;преобладании механического запоминания над словесно-логическим. Недостаточноразвито воображение. Особенности мышления проявляются в выраженномотставании и своеобразии в развитии познавательной деятельности, недостаточностьнаглядно-образного мышления; недостаточно сформирована аналитико-синтетическаядеятельность во всех видах мышления. У детей с ОВЗ отмечаются относительновысокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающегоусвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированнойпомощи.

   Основными целями программы являются:

·             формирование эффективной системы поддержкидетей с ОВЗ, включающих в себя как профилактические и реабилитационныемероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющейреализовывать творческий потенциал ребенка.

·             повышение уровня общего развитияобучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию когнитивной иэмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебногоматериала.

Поставленныецели достигаются посредством решения следующих задач:

·                  Формирование элементарных знаний, умений,навыков, связанных с повышением образовательно уровня.

·                  Коррекция, развитие и компенсациянарушений в когнитивной сфере (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

·                  Развитие эмоционально-волевой сферы. Повышениеэмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другогочеловека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.

·                  Формирование положительной учебноймотивации.

·                  Развитие творческих способностей детей сОВЗ.

·                  Развитие коммуникативных навыков.

·                  Охрана иукрепление психологического здоровья: предупреждение психофизическихперегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологическогокомфорта в обучении.

 

Программаопирается на следующие принципы:

·       системность;

·       комплексность;

·       деятельностныйподход;

·       общедидактическиепринципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

 

Направленияпсихологической работы с учащимися с ОВЗ:

-диагностика (индивидуальная и групповая);

-консультирование (индивидуальное и групповое);

-коррекционно- развивающая работа (индивидуальная и групповая);

-психологическое   просвещение   и   образование:   формированиепсихологической     культуры,     развитие    психолого-педагогическойкомпетентности  учащихся.

 

 

Работас родителями:

Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогическогосопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей.Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью,тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношенииразвития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, икогда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но итогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать,что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть,общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, котороепосещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощьребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет большевозможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как ичему учить ребенка дома.

Основная цель – помочьродителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут импонадобиться в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ в семье.

Задачи:

·       Консультированиеродителей по  вопросам инклюзивного образования;

·       Выборстратегии воспитания;

·       Просвещениео психолого-физиологических особенностях детей с ОВЗ

·       Консультациипо индивидуальным запросам.

 

 

 

 

 

 

 

Режимзанятий, основныеформы и методы реализации программы.

 

Занятия проходят  1 раза в неделю.Возможно как проведение индивидуальных форм работы по программе, так и занятияв малых группах,  сформированных по особенностям развития.

Каждое занятие строится поопределенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с цельюсоздания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшениюмозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,

Основная часть, которая включает упражненияи задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психическогопроцесса (внимание, мышление, память, восприятие) и 1-2 упражнения,направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражненияразнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами,игрушками, работа с наглядными материалами, работа по карточкам, упражнения идр.).

Заключительная часть — продуктивная деятельностьребенка на тему занятия: рисование, аппликация, конструирование из бумаги ит.д.

Продолжительность занятия 20-30 минут.

Программа реализуется в течение учебногогода. Общее количество часов в год —34.

Ожидаемыерезультаты реализации программы:

·       адреснаяпомощь и сопровождение ребенка в образовательном процессе;

·       положительнаядинамика изменений личности, поведения и деятельности ребенка в образовательномпроцессе;

·       повышениеуровня развития когнитивной сферы;

·       повышениеуровня развития эмоционально-волевой сферы (умение владеть своимпсихоэмоциональным состоянием).

·       формированиеположительной мотивации к обучению.

·       формированиеположительной самооценки у детей;

Описаниеразделов программы

1.    Диагностикаразвития психических процессов.

Данныйраздел включает в себя диагностику уровня развития когнитивной иэмоционально-волевой сферы. Диагностика проводится с целью получения данных оразвитии ребенка и включает в себя тестовые методики и упражнения, позволяющиеполучить картину актуального развития когнитивной сферы. Описание методик иплан диагностики включены в рабочую программу педагога-психолога  «Программапсихологической диагностики уровня развития когнитивной и личностной сферыучащихся с ОВЗ». Диагностические мероприятия проводятся в начале и в концеучебного года с целью замера динамики развития ребенка в течение учебного года.

2.     Развитие внимания.

Данныйраздел включает в себя игры, упражнения и задания, направленные на развитиеконцентрации, объема и устойчивости внимания.

3.     Развитие мышления и речи.

                     Упражнения и заданияданного раздела, направлены на развитие у         ребенка таких мыслительныхопераций, как анализ, синтез, умение классифицировать, выстраивать аналогии, развитиелогики, а также на активизацию и обогащение словаря ребенка.

4.     Развитие восприятия.

Данный раздел программы  направлен наразвитие процесса отражения окружающей ребенка действительности, во всех еевзаимосвязях.

5.     Развитие памяти.

Заданияи упражнения данного раздела направлены на тренировку слуховой, зрительной илогической памяти.

6.     Развитие эмоционально-волевойсферы.

Реализацияданного раздела программы направлена на обогащение эмоциональной сферы ребенка,помощь в  разделении положительных и отрицательных эмоций человека, на обучениераспознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие адекватно реагироватьна настроение сверстника или взрослого.

 

Учебно-тематическийплан

№ п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Содержание разделов и наименование форм работы

1.

Диагностика развития психических процессов (начало учебного года):

3

 

1.1

Диагностика уровня развития когнитивной сферы.

Мышление.Память.Внимание.

1

В соответствии с программой диагностики

1.2

Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Речь. Восприятие.

1

В соответствии с программой диагностики

1.3

Диагностика уровня сформированности эмоционально-волевой и личностной сфер.

1

В соответствии с программой диагностики

2.

Развитие внимания

8

 

2.1

Развитие концентрации внимания

2

·          Упр. «Радуга внимания»

·          Упр. Копировальщики»

2.4

Развитие внимания и мышления

2

Упр. «Кодирование слов с помощью цифр»

2.5

 

Развитие слухового внимания

2

·          Упр. «Арифметический диктант»

·          Упр. «Графический диктант»

2.6

Увеличение уровня распределения внимания.

2

·          Упр. «Счет с помехой»

·          Упр. «Воображаемое рисование+сенсорная поддержка»

3.

Развитие мышления

10

 

3.1

Развитие мышления и речи

1

·          Сочиняем рассказ по картинкам

·          Сочиняем рассказ из несвязанных между собой понятий

 

3.2

Развитие способности к синтезу

1

·          Упр. «Словообразователи»

·          Упражнения на поиск составных частей предметов и явлений

·          Упр. «Плохо или хорошо?»

3.3

Развитие логики

2

·          Решение ребусов

·        Упр. «Наведем порядок» (Поиск смысловой связи в предложенных словах)

·        Отгадывание загадок

·        Упр. «Зашифрованные слова»

3.4

Развитие умения анализировать

2

·          Упражнения на определение существенных признаков явлений и предметов.

·          Упражнения на поиск общих признаков предметов и объединения их в группы.

·          Игра «Спорщики».

3.5

Развитие умения действовать по образцу

2

·          Упр. «Занимательная лесенка»

·        Упр. «Змейка»

3.6

Развитие умения выстраивать аналогии

2

Упражнения на визуальные и

слуховые аналогии.

4

Развитие восприятия

2

·          Упр.«Наложенные изображения»

·          Упр. «Найди спрятанные изображения»

·          Упр. «Закончи незаконченные изображения»

·        Упр. «Собираем целое из частей»

5

Развитие памяти.

6

 

5.1

Развитие зрительной памяти.

2

·          Упр. и задания  на работу по образцу

·          Работа по карточкам

·          Упражнения с использованием раздаточного материала

·          Упр. «Фоторепортаж» (Воспроизведение на память элементов картинки)

5.2

Развитие ассоциативной и логической памяти.

2

·        Упражнения на группировку предметов и явлений по смыслу.

·        Выстраивание ассоциации,

·        Поиск закономерностей

5.4

Развитие слуховой памяти

2

·          Воспроизведение  историй на слух

·          Кинезиологические упражнения

·          Игры

 

6

Развитие эмоциональной сферы

3

1.       Беседа об эмоциях человека.

2.       Комплекс игр «Волшебная страна чувств»

3.       Аналитическая беседа о внутренних состояниях человека.

 

7.

Диагностика развития психических процессов (конец года):

2

Соответствует диагностическим методикам, использованным в начале учебного года.

 

Всего часов:

34

 

8

Работа с родителями

По плану

·         Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования;

·         Выступление на родительских собраниях

·         Консультации по индивидуальным запросам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списокиспользуемой литературы.

1.      Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М.: Совершенство, 1997.

2.      Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М.Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистовв решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.

3.     Екжанова Е.А., Резникова Е.В.Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.

4.      Инклюзивное образование лиц с нарушениями вразвитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.

5.      Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическоеизучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. –М.: Национальный книжный центр, 2013.

6.     Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г.,Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченнымивозможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическоепособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.

7.      Лореман  Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивноеобразование. Практическое пособие по поддержке разнообразия вобщеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ«Перспектива», 2008.

8.     Лукянченко Н.В., Аликин И.А.Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенностиразвития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.

9.      Малофеев Н.Н. Становление и развитиегосударственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение,2011.

10.  Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки иреализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченнымивозможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru

11.  Организация инклюзивного образования для детей сограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина,Е.Н.Кутепова.  – М.: МГППУ, 2013.

12.  Организация специальных образовательных условий для детей сограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях:Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.

13.  Письмо Министерства образования Российской Федерации от27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)образовательного учреждения»// http://www.lawmix.ru/pprf/71491

14.  Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Обутверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»// http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html

15.  Психолого-педагогические основы инклюзивного образования:коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди»,2013.

16.  Психолого-педагогические основы инклюзивного образования:коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди»,2013.

17.  Психолого-педагогическое консультирование и сопровождениеразвития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. –М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.

18.  Разработка и реализация индивидуальной образовательнойпрограммы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В.Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.

19.  Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организацияконсультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Подобщ.ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планработы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


Диагностическая работа

Цель: выявление характера и интенсивноститрудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение ихкомплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию импсихолого-медико-педагогической помощи.

Задачи
(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,
мероприятия

Сроки

Ответстве
нные

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления группы «риска»

Создание банка данных  обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи

Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ

Наблюдение, психологическое обследование;
анкетирование  родителей, беседы с педагогами

 

 

 

сентябрь

 

Классный руководитель
Педагог-психолог

Углубленная  диагностика детей с ЗПР, детей-инвалидов

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических портретов детей

Диагностирование.
Заполнение диагностических документов специалистами (протокола обследования)

сентябрь

Педагог-психолог

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Разработка коррекционной программы

Педагог-психолог

Социально – педагогическая диагностика

Определить уровень организованности ребенка, особенности  личностной сферы; уровень знаний по предметам

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. 
Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость)

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

 

Сентябрь — октябрь

Классный руководитель
Педагог-психолог
Социальный педагог
Учитель-предметник

Коррекционно-развивающая работа


Цель:
 обеспечение своевременной специализированной помощи восвоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной иэмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья,детей-инвалидов.

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Ответственные

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить психологическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекционной работы.
2.Составление расписания занятий.
3. Проведение коррекционных занятий.
4. Отслеживание динамики развития ребенка

В течение уч.года

Педагог-психолог

Лечебно – профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР, детей-инвалидов

Разработка  рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ЗПР.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового и безопасного образа жизни.
Реализация профилактических образовательных программ

 

В течение года

Заместитель
директора по УВР
Классный руководитель
Педагог-психолог
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывностиспециального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностямиздоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированныхпсихолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития исоциализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Ответственные

Консультирование педагогических работников по  вопросам инклюзивного образования

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 
2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Педагог – психолог

Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 
2. Разработка плана консультативной работы с ребенком

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Педагог – психолог

Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 
2. Разработка плана консультативной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

По отдельному плану-графику

Педагог – психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно – просветительская работа

Цель: организация информационно-просветительскойдеятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участникамиобразовательного процесса


Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Ответственные

Информирование родителей по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Организация работы  семинаров, тренингов… по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

Педагог – психолог

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

 


Педагог – психолог

Работа с родителями обучающихся

Цель: повышения уровня психологическойкомпетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Дата

Содержание  работы с родителями  обучающегося

1 четверть

Мониторинг родителей на предмет родительско-детских отношений

Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации. Выработка общих путей решения проблемы .

Беседа по проблеме полной зависимости ребенка от мнения родителей.

2 четверть

Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с результатами повторного мониторинга.

Беседа с родителями по вопросу коррекции стиля родительско — детских отношений.

3 четверть

Октябрь (ежегодно)

Март.
(ежегодно)

Консультация родителей по поводу трудностей ученика в учебе, его психологической неготовности к обучению, поиск путей решения проблемы.

Родители 1 класса. Тема «Адаптация первоклассников»

Родители 4-5 классов. Тема «Трудности при переходе в основную школу.

4 четверть

Апрель 
(ежегодно)

Знакомство родителей с итогами контрольного мониторинга. 
Выявление положительной тенденции  в проделанной работе.

Родители 8-9 классов. Тема «Профессиональные интересы ребёнка»

Приложение№ 1

Комплекспсиходиагностических методик для 5-9 классов

Название методики, автор

Цель  проведения

1. Методики по изучению особенностей мотивационной сферы. Рисуночные тесты.

«Что мне нравится в школе» Н. Г. Лусканова

изучение мотивационной сферы

2. Методики по изучению особенностей личностной сферы.

«Какой Я» Р.С. Немов

изучение особенностей самооценки

«Несуществующее животное» М.З. Дукаревич

изучение личностных особенностей.

«Выбери нужное лицо» Р. Темм, М. Дорки, В. Амен».

изучение уровня тревожности.

3. Методики по изучению особенностей познавательной сферы:

«Исключение слов»

исследование вербально-логического мышления.

«Назови одним словом»

исследование уровня обобщения.

«Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия.

оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

«Запомни и нарисуй»

оценка зрительной  памяти.

«Пиктограммы» А.Р. Лурия

изучение особенностей памяти.

«Корректурные пробы» Бурдона

изучение устойчивости внимания.

«Понимание переносного смысла пословиц» Б. В. Зейгарник

исследование особенностей мышления, его уровня, целена-правленности и критичности

Тест Торренса «Закончи рисунок»

 

исследование мышления: гибкос-ти, беглости, оригинальности.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

определение интересов и склонностей.

Опросник «Чувства в школе» И.К.Левченко

определение эмоционального состояния на уроках

Социометрия ( Дж.Морено)

определение статуса в коллективе сверстников

Методика «Составь расписание»

выявление интереса и предпочтения к изучению школьных предметов

Методика Голланда

Опросник профессиональных склонностей Йоваши

оказание помощи учащимся в выборе профиля дальнейшего обучения и выборе профессии

Диагностика адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене

определение уровня адаптации к среднему звену

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних классах школы (Ч.Д.Спилбергер).

изучение мотивации и эмоционального отношения к учению

Проективная методика «Дом, дерево,человек».

выявление проблем в развитии детей с целью их дальнейшей коррекции

Оценка способов реагирования на конфликтную ситуацию

выявление реакции на конфликт

Шкала социально-психологической адаптации (9 класс)

изучение социальной адаптации девятиклассников

 

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        Приложение № 2

Коррекционные иразвивающие программы,

используемые вработе с учащимися с ОВЗ 5-9 классов

 

№ п/п

Автор

Название

программы

Основные цели, задачи

Год, издательство

1

Е.Г.Коблик

«Первый раз в пятый класс»

-успешная адаптация школьников к обучению в среднем звене  и профилактика возможных трудностей,

возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса

Москва НПО «Перспектива

2007

2

О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто

«Занятия интеллектуального тренинга, направленные на развитие мышления, памяти, внимания».

-развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления,  воображения, восприятия;

-коррекция  внимания.

 

Ростов-на Дону;

«Феникс», 2003

3

Составитель:Л.В.

Семёнова

Психологическая программа развития и коррекции эмоционально-личностной сферы школьников среднего звена

-коррекция психоэмоциональногосостояния (снятие психоэмоционального напряжения, состояния агрессивности и тревожности)

МБОУ СОШ №3

Расскозово

2009

4

М.Р.Битянова

Т.В.Азарова.,

Т.В.Земских

«Профессия-школьник»

-формирование индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников

Издательство ЦСПА «Генезис»,

2000

5

Л.Галецкая.,

В.Орлова

«Шаги в профессию»

(для учащихся 8-9 классов)

-оказание помощи девятиклассникам в определении дальнейшего образовательного маршрута и правильном  выборе будущей профессии

Издательство

ЦСПА «Генезис»,

2000

6

Н.П.Майорова  Е.Е.Чепурных.

С.М.Шурухт

«Обучение жизненно-важным навыкам»

-профилактика и предупреждение вредных привычек

Издательство «Образование-

Культура»

Санкт-Петербург,

2002

7

Ю.Н.Влади

мирова

Программа адаптационных занятий для пятиклассников

«Новичок в средней школе»

-успешная адаптация пятиклассников к новым условиям обучения

Москва НПО

Перспектива

2008

8

Составитель:

Л.В.Семёнова

Программа по развитию коммуника-

тивных навыков у учащихся

 5-8 классов

«Давайте жить дружно»

-формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме

Рассказово

2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Приложение № 3

Лист коррекционныхзанятий

 

Ф.И.  ребенка ____________________________________________   Возраст_________

Класс_______________________ Дата начала занятий _________________

Краткийплан коррекционной работы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Взятна индивидуальные/групповые занятия ______1_________раз в неделю

 

Период занятий

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамикасостояния ребенка в процессе работы:

 

На«_________»  ________________________________________________________

На«_________»  ________________________________________________________

На«_________»  ________________________________________________________

На«_________»  ________________________________________________________

На«_________»  ________________________________________________________

На«_________»  ________________________________________________________

 

Результативностькоррекционной работы:   ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Рекомендациипо дальнейшей работе:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

 

Дата    ________________      

 

Педагог-психолог _____________Л.И.Юрош

          

                                                                                                                           Приложение№ 4

 

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ

 

Правила эффективногообщения с учеником с ОВЗ

 

Учите школьникасосредотачиваться на положительных качествах, постоянно подчеркивая их у этогоученика.

Никогда не сравнивайтеребёнка с окружающими.

Не предъявляйтезавышенных требований, всегда учитывайте возможности ребенка.

Если у школьника низкаясамооценка, помогите ему методом внушения, чтобы он постоянно повторял: «У менявсе получится», «Я все могу», «Я хорошо учусь», «Я уверен в себе», «Я молодец».

Чаще вспоминайте обуспехах – это пробуждает уверенность, повышает самооценку.

Никогда не употребляйтепредвосхищающие отрицательные оценки, дающие пессимистичный прогноз: «ты несможешь», «у тебя не получится» и т.д. Используйте предвосхищающие положительные:«у тебя получится», «попробуй», «постарайся».

 

                                   Желаюуспехов Вам и  вашим ученикам !

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет