Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Половинкинская общеобразовательная школа
План посамообразованию
Тема: «Познавательно-исследовательскаядеятельность детей подготовительной к школе группы»
Воспитатель:
СпиринаГ.М
п.Половинка 2020г
Датаначала работы над темой:01.09.2019 год
Предполагаемаядата окончания работы:31.05.2020 год
Цель работы по теме самообразования: повышениесвоего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательскойдеятельности старших дошкольников как основы интеллектуально –личностного, творческого развития; объединениеусилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательскойдеятельности старших дошкольников.
ЗАДАЧИ:
формированиеу детей дошкольного возраста диалектического мышления,
то есть способности видеть многообразиемира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
изучениеметодики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности дляразвития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощьюнаглядных средств;
расширениеперспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включенияих в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
поддержаниеу детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности,самостоятельности;
развитиепознавательной активности детей в процессе экспериментирования;
развитиенаблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развиватьпознавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установлениепричинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
развитиевнимания, зрительной и слуховой чувствительности.
В каждоммаленьком ребёнке –
И мальчишке,и девчонке
Есть подвести грамм взрывчатки
Или дажеполкило!
Должен онбежать и прыгать,
Всё хватать,ногами дрыгать,
А иначе онвзорвётся,
Трах-бабах…
И нет его!
Этистроки из замечательной песни Г. Остера, как нельзя лучше отражают деятельностьдетей дошкольного возраста. Особое значение для развития личности дошкольникаимеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладениеспособами практического взаимодействия окружающей средой обеспечиваетстановление мировидения ребёнка, его личностный рост. Ребёнок дошкольноговозраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнкучерез опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Существенную роль в этомнаправлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников,протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование становитсядля ребёнка 6-7 лет одним из ведущих видов деятельности и пронизывает все сферыжизни и деятельности детей, в том числе и игровую. Развитие познавательнойактивности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире,так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельностиразвиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основеформируются устойчивые познавательные интересы.
Внастоящее время в нашей стране идет становление новой системы дошкольногообразования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести доребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получениюзнаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именнов познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможностьнапрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить своипредставления о мире.
Практический выход: конспект,фотоотчет, доклад на педсовете, картотека опытов и экспериментов для детей 6-7лет, публикации в социальных сетях для педагогов.
Предполагаемый результат: переоценкапедагогических ценностей, своего профессиональногоназначения; желание улучшить образовательный процесс;развитие собственного познавательного опыта.
Перспективныйплан самообразования
РАЗДЕЛ ПЛАНА |
СРОКИ |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ |
Подбор и изучение методической литературы |
Сентябрь 2019г |
1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 2. Нищева Н.В. Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ. СПб, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013 3. Н и щ е в а Н . В . Познавательно- исследовательская д е я т е л ь н о с т ь к а к направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. С П б , О О О Издательство Детство-Пресс», 2013 4. Нищева Н.В.. Проектный метод в организации познавательно- исследовательской деятельности в детском саду. СПб, ООО Издательство Детство-Пресс», 2013 5. Бондаренко Т.М. экологические занятия для детей 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Т.Ц.Учитель. Воронеж, 2002 6. Ковинько Л.В. «Секреты природы – это интересно!», Линка-Пресс, М.2004 7. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. Методическое пособие. СПб, Издательство «Детство-Пресс», 2013 8. Детские учебно- развлекательные журналы «Маленькие академики», 2015-2016 г 9. Научно-практические журналы «Дошкольная педагогика» 2006-2016 г 10. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес». Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет, СПБ. Издательство «Речь», 2006 |
Изучение методики, технологии по познавательно- исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта |
Работа с детьми |
Сентябрь 2019 |
Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие»
|
Выявление у детей уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу экспериментировани я |
Сентябрь 2019 |
Эксперименты с камнями |
Сформировать представление детей о некоторых свойствах камней |
|
Октябрь 2019 |
Путешествие за секретами Здоровья |
Обобщение и закрепление представлений детей о здоровье, здоровом питании, витаминах и полезных продуктах. |
|
Ноябрь 2019г |
Наблюдение, исследование свойств воды в игровой деятельности, в повседневно- бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.
-Вода растворитель. Очищение воды — Водяная мельница
|
Закрепление знаний детей о свойствах воды. Формирование у детей потребности к сохранению воды.
Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды- фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. |
|
Ноябрь 2019г |
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности -Воздух сжимается.
-Воздух расширяется.
— Почему дует ветер?
|
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).
Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый |
|
Декабрь 2019г |
Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.
-Испытание магнита
— Компас. — Мир металлов.
|
Повышение познавательной активности детей, Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1198 интереса к предметам окружающего мира Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.
Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве
|
|
Декабрь 2019г |
Познавательное занятие «Льдинка и снежинка» |
Путём практического исследования (рассматривание снежинок и льдинок через лупу, изготовление и цветных льдинок) побуждать детей делать выводы. Умение называть сходства и различия снега и льда, делать выводы и умозаключения |
|
|
Январь 2020г |
Проект «О чем поспорили Кока- кола и Вода?» |
Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода»; фотоальбом с результатами опытно- экспериментальной деятельности по проекту |
Февраль 2020г |
Игра-путешествие в страну «Витаминия» |
Формирование представлений детей о здоровье, как одном из главных ценностей человеческой жизни, закрепление знаний детей о пользе витаминов, оформление «Витаминного» уголка в группе |
|
Март 2020г |
Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено» |
Расширение знаний детей о мороженом, оформление выставки поделок детей, размещение информации о проделанной работе на социальной сети для воспитателей |
|
Апрель 2020г |
Сила тяготения. Упрямые предметы.
|
Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.
|
|
Май 2020г |
Познавательный проект «Чудо пуговка» |
Обобщение знаний детей о пуговицах в процессе познавательно- исследовательской деятельности, выставка поделок детей из пуговиц |
|
Работа с Родителями |
Сентябрь 2019г |
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по познавательному развитию |
Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания по познавательному развитию |
Сентябрь 2019г |
Привлечение родителей к пополнению Центра «Познание и экспериментирование |
Дооформление Центра |
|
Октябрь 2019г |
Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». |
Папка-передвижка «Эксперименты на кухне |
|
Ноябрь 2019г |
Изготовление пособий для проведения опытов с воздухом |
Набор пособий для опытов с воздухом |
|
Декабрь 2019г |
Участие родителей в оформлении прогулочной площадки «Снежный городок» |
Участие в конкурсе |
|
Январь 2020г |
Открытый показ образовательной деятельности «О чем поспорили Кока-кола и Вода?» |
Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода?» |
|
Февраль 2020г |
Консультация для родителей «Техника безопасности при проведении опытов на кухне» |
Информационный лист «Правила безопасности при проведении опытов на кухне» |
|
Март 2020г |
Оказание помощи родителей для организации игры-путешествия в страну «Витаминия» |
Оформление «Витаминного» уголка в группе |
|
Апрель 2020г |
Распечатка фотографий с экспериментальной деятельности для оформления альбома |
Фотоальбом «Юные исследователи» |
|
Самореализаци я |
Сентябрь-май 2019-2020г |
Подбор и изучение литературы для создания картотеки опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста |
Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет |
Октябрь 2019г |
Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». |
Папка-передвижка «Эксперименты на кухне |
|
Ноябрь 2019г |
Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях фгос в доу».
|
выступление на педсовете |
|
Март 2020г |
Методическая разработка «Значение поисково- исследовательской деятельности в развитии ребенка». |
Выступление на семинаре. Публикация в социальной сети для педагогов |
|
Ноябрь-май 2019-2020гг |
Фотоотчеты о реализации проектов по исследовательской деятельности |
Публикации в социальных сетях для педагогов |
|
Май 2020г |
Отчет о проделанной работе по теме самообразования с подготовкой презентации |
выступление на педсовете |
Используемая литература:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П.,Щетина В.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты длядошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
2. Баранова Е.В. Развивающие занятияи игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. –112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
3. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н.,Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельностидетей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64с.-(программа развития).
4. Короткова Н.А.Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок вдетском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.
5. Новиковская О.А.Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
6. Организацияэкспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Подобщ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.