МКОУ«Гимназия №1» г.о. Нальчик
Планконспект урока
натему
«Кислоты,состав, классификация и получение».
учительхимии:Тюбеева Танзиля Ахматовна.
2023год.
Кислоты,их состав и названия. Классификация кислот.
Целиурока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификациейи представителями класса кислот
Задачиурока.
Образовательная:
сформироватьзнания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названийпредставителей класса кислот;
Развивающая:
совершенствоватьумения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, уменияслушать и слышать другого человека
Воспитательные:
продолжитьформирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся обокружающих их веществах,
обратитьвнимание учащихся на правила работы с кислотами.
Оборудование:
мультимедийныйпроектор
Ходурока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Обратитевнимание на таблицу 1 .
|
I |
II |
III |
IV |
1 |
Р2O5 |
H2SO4 |
BaO |
Zn(OH)2 |
2 |
Cu(ОН)2 |
HCI |
CaO |
SO3 |
3 |
К 2О |
Н NО3 |
NaОН |
Н3РО4 |
Найдитесреди предложенных веществ оксиды, основания. Какие вещества называютоснованиями? оксидами? Назовите их. (Учащиеся находят, называют и зачеркиваютна доске оксиды, основания. Остаются вещества, которые еще неизучались. Возникает проблема. К какому классу веществ их отнести? Определим цельи задачи урока.
-Посмотрите, формулы каких веществ остались на доске?
-Вспомним, что вы знаете о кислотах? Где вы встречались с кислотами? Чтоназывают кислотами?
Значит,тема урока-Кислоты. Что мы уже знаем о них? А что нам не известно?
-состав
-классификация
-физические свойства
— химическиесвойства
— получение
3.Изучение нового материала.
Какиевещества называют кислотами?
Дляэтого нам надо проставить в текст пропущенные слова.
Определение(запись).
Кислотаминазывают сложные вещества, состоящие из _________и_________, которыйможет замещаться на атомы ______________.
Классификациякислот.
1. Посоставу кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные.
Кислоты
![]() |
Кислородсодержащие Бескилородные
HF HCl HBr H2S H2Se HNO3 HClO4 H2SO4 H2C03 H3PO4
Ребята, как еще можно классифицировать ксислоты?
(Варианты ответов учащихся. )
Обращаю внимание на количество разныеколичество атомов водорода.
2. Почислу содержащихся атомов водорода (основности), способных замещаться наметалл кислоты делятся на одноосновные, двухосновные , трехосновные ит.д
Кислоты
трехосновные
одноосновные
двухосновные
Как же дают названия кислотам?
(Варианты ответов учащихся )
Название кислородсодержащей кислотыопределяется по центральному элементу формулы, к его названию добавляютокончание –ная и слово кислота : (дети сами называют кислоты предложенныекислоты) азотная кислота, серная кислота, угольная кислота.
Иногда окончание в названии кислоты бывает0овая или евая
Селеновая кислота-H2SeO4
Хромовая кислота-H2CrO4
Если элемент образует двекислородсодержащие кислоты, то название той кислоты, у которой центральный атомимеет меньшую валентность, содержит суффикс –ист-
Например :
Сернистая кислота –H2SO3
Серная кислота-H2SO4
Если элемент проявляет высшуюСО (равную № группы)
+6
– «-н» и окончание «-ая»: H2SO4
серная кислота
Если СО элемента нижевысшей +4
– «-ист» и окончание «-ая»: H2SO3
сернистая кислота
Примеры, с азотной кислотой дети разбираютсамостоятельно . (Азотистая кислота и азотная кислота.).
Бескислородные кислоты:
К названию кислотообразующего элементадобавляют гласную «о»
и слова «водородная кислота»
HCl – хлороводороднаякислота Н2S – сероводородная кислота
Правило составления структурных формулкислот.
1. Присоставлении структурных кислот бескилородных кислот следует учитывать, что вмолекулах этих кислот атомы водорода связаны с атомом металла: Н-Cl.
2. Присоставлений структурных формул кислородсодержащих кислот нужно помнить, чтоводород с центральным атомом связан посредством атомов водорода. (Написатьструктурную формулу серной кислоты. ) Уточнить что структурную формулу азотнойкислоты также написать не получиться.
H—O O
S
H—O O
Предложить учащимся самостоятельносоставить структурную формулу фосфорной кислоты.
Физические свойства.
Гимнастикадля глаз
Селиспокойно. Выполняем упражнения.
Мы сейчасглаза зажмурим – Раз, два, три, четыре, пять!
На таблицувверх посмотрим,
А теперь всвою тетрадь,
Влево,вправо, поморгали,
И по кругупробежали.
Мы глаза зажмурим снова.
Продолжатьурок готовы?
Открываемглазки снова!
Значениекислот в природе и жизни человека. (Рассказ учителя )
Кислоты вприроде.
Кислоты вжизни человека.
Ворганизме человека.
Вкулинарии продуктах питания.
Вмедицине.
В народномхозяйстве.
Кислотныедожди.
Правила техникибезопасности при работе с кислотами.
В ХIХ веке в Германии жил и работал ученыйЮстус Либих. Он был экспериментатором от Бога, с ранних лет с увлечениемпомогал отцу готовить лаки, краски и лекарства. Однажды на уроке греческогоязыка у Либиха взорвался ранец с гремучей ртутью. Отец, убедившись, что мальчикне создан для гимназии, отдал его в ученики аптекарю. Через несколько месяцевтринадцатилетний химик лучше учителя знал, как составлять лекарства. Послеочередного взрыва его выгнали, но занятий химией он не оставил и в возрасте 23лет он стал профессором Гиссенского университета. Вот как описывает Карл Фогт –химик, работавший вместе с Либихом один случай. «Входит Либих, у него в рукахсклянка с притёртой пробкой. «Ну-ка, обнажите руку», — говорит он Фогту ивлажной пробкой прикасается к руке. «Не правда, ли, жжёт? – невозмутимоспрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту». Как выдумаете, правильно ли обращался Либих с кислотами?
(Нет. При работе схимическими веществами надо быть аккуратными: убрать волосы, закатать рукаваодежды, наливать не более 1-2 мл растворов, держа банку этикеткой вверх.)
Повторяем вместе правила техникибезопасности при работе с кислотами.
Способы получения кислот.
Итак, ребята , мы с вамиузнали какие вещества называют кислотами, классификацию , физические свойства инахождения в природе. Давайте, теперь рассмотрим как их можно получить влабораторий и в промышленности.
1. Взаимодействием,кислотных оксидов с водой. (Работа по карточкам)
2. Взаимодействием,водорода с соответствующим неметаллом. ( Работа по карточкам).
3. Взаимодействиемкислот с солями.
Дети самостоятельносоставляют уравнения реакции, в случае необходимости учитель исправляет ошибки.
В карточках указываетсялибо исходные вещества либо продукты реакции. Учащиеся должны из предложенногоперечня веществ составить уравнения реакции получения кислот.
Подведениеитогов. Рефлексия. Домашнее задание
Давайтеподведем итог: (закрепление знаний)
-Какие новые знания вы получили?
-Что запомнили?
-Что поняли?
-Чему научились?
Учитель предлагаетвыполнение домашнего задания на выбор:
1) Составить3 ребуса по теме «Кислоты»
2) Составитьинтерактивный плакат по теме «Применение кислот»
3) Составитьиллюстрацию «Химические свойства кислот»
Спасибо за урок.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)