X-PDF

План урока на тему Кислоты. состав, классификация и получение.

Поделиться статьей

МКОУ«Гимназия №1» г.о. Нальчик

 

 

 

 

 

 

Планконспект урока

натему

«Кислоты,состав, классификация и получение».

 

 

 

учительхимии:Тюбеева Танзиля Ахматовна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023год.

 

Кислоты,их состав и названия. Классификация кислот.

Целиурока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификациейи представителями класса кислот

Задачиурока.

Образовательная:

сформироватьзнания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названийпредставителей класса кислот;

Развивающая:

совершенствоватьумения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, уменияслушать и слышать другого человека

Воспитательные:

продолжитьформирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся обокружающих их веществах,

обратитьвнимание учащихся на правила работы с кислотами.

Оборудование:

мультимедийныйпроектор

Ходурока.

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация знаний.

Обратитевнимание на таблицу 1 .

 

 

 

I

II

III

IV

1

Р2O5

H2SO4

BaO

Zn(OH)2

2

Cu(ОН)2

HCI

CaO

SO3

3

К 2О

Н NО3

NaОН

Н3РО4

 

Найдитесреди предложенных веществ оксиды, основания. Какие вещества называютоснованиями? оксидами? Назовите их. (Учащиеся находят, называют и зачеркиваютна доске оксиды, основания. Остаются вещества, которые еще неизучались. Возникает проблема. К какому классу веществ их отнести? Определим цельи задачи урока.

-Посмотрите, формулы каких веществ остались на доске?

-Вспомним, что вы знаете о кислотах? Где вы встречались с кислотами? Чтоназывают кислотами?

Значит,тема урока-Кислоты. Что мы уже знаем о них? А что нам не известно?

-состав

-классификация

-физические свойства

— химическиесвойства

— получение

 

3.Изучение нового материала.

 Какиевещества называют кислотами?

Дляэтого нам надо проставить в текст пропущенные слова.

Определение(запись).

Кислотаминазывают сложные вещества, состоящие из _________и_________, которыйможет замещаться на атомы ______________.

 

 

Классификациякислот.

1.     Посоставу кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные.

 

Кислоты

 

                                                                                                   

                               Кислородсодержащие                    Бескилородные

HF HCl   HBr            H2S   H2Se                                        HNO3 HClO4     H2SO4   H2C03     H3PO4

Ребята, как еще можно классифицировать ксислоты?

(Варианты ответов учащихся. )

Обращаю внимание на количество разныеколичество  атомов водорода.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

2.      Почислу содержащихся атомов водорода (основности), способных замещаться  наметалл кислоты делятся  на одноосновные, двухосновные , трехосновные ит.д

                                             Кислоты

                                            

                                                                                                                  трехосновные

одноосновные

 

                                                                    двухосновные

 

Как же дают названия кислотам?

(Варианты ответов учащихся )

Название кислородсодержащей кислотыопределяется по центральному элементу формулы, к его названию добавляютокончание –ная и слово кислота : (дети сами называют кислоты предложенныекислоты) азотная кислота, серная кислота, угольная кислота.

Иногда окончание в названии кислоты бывает0овая или евая

Селеновая кислота-H2SeO4

Хромовая кислота-H2CrO4

Если элемент образует двекислородсодержащие кислоты, то название той кислоты, у которой центральный атомимеет меньшую валентность, содержит суффикс –ист-

Например :

Сернистая кислота –H2SO3

Серная кислота-H2SO4

Если элемент проявляет высшуюСО (равную № группы)

                                                                           +6

                                                        – «-н» и окончание «-ая»: H2SO4 

                                                          серная кислота                                             

Если СО элемента нижевысшей                     +4

                                                        – «-ист» и окончание «-ая»: H2SO3

                                                                         сернистая кислота

 

Примеры, с азотной кислотой дети разбираютсамостоятельно . (Азотистая кислота и азотная кислота.).

Бескислородные кислоты:

    К названию кислотообразующего элементадобавляют гласную «о»

    и слова «водородная кислота»

HCl – хлороводороднаякислота     Н2S – сероводородная кислота

 

Правило составления структурных формулкислот.

1.      Присоставлении структурных кислот бескилородных кислот следует учитывать, что вмолекулах этих кислот атомы водорода связаны с атомом металла: Н-Cl.

2.      Присоставлений структурных формул кислородсодержащих кислот нужно помнить, чтоводород с центральным атомом связан посредством атомов водорода. (Написатьструктурную формулу серной кислоты. ) Уточнить что структурную формулу азотнойкислоты также написать не получиться.

H—O        O

             S

H—O        O

 

Предложить учащимся самостоятельносоставить структурную формулу фосфорной кислоты.

   Физические свойства.

 

 

 

Гимнастикадля глаз

Селиспокойно. Выполняем упражнения.

Мы сейчасглаза зажмурим – Раз, два, три, четыре, пять!

На таблицувверх  посмотрим,

А теперь всвою тетрадь,

Влево,вправо, поморгали,

И по кругупробежали.

Мы глаза зажмурим снова.

Продолжатьурок готовы?

Открываемглазки снова!

 

 

Значениекислот в природе и жизни человека. (Рассказ учителя )

Кислоты вприроде.

Кислоты вжизни человека.

Ворганизме человека.

Вкулинарии продуктах питания.

Вмедицине.

В народномхозяйстве.

Кислотныедожди.

 

 

Правила техникибезопасности при работе с кислотами.

В ХIХ веке в Германии жил и работал ученыйЮстус Либих.  Он был экспериментатором от Бога, с ранних лет с увлечениемпомогал отцу готовить лаки, краски и лекарства. Однажды на уроке греческогоязыка у Либиха взорвался ранец с гремучей ртутью. Отец, убедившись, что мальчикне создан для гимназии, отдал его в ученики аптекарю. Через несколько месяцевтринадцатилетний химик лучше учителя знал, как составлять лекарства. Послеочередного взрыва его выгнали, но занятий химией он не оставил и в возрасте 23лет он стал профессором Гиссенского университета. Вот как описывает Карл Фогт –химик, работавший вместе с Либихом один случай. «Входит Либих, у него в рукахсклянка с притёртой пробкой. «Ну-ка, обнажите руку», — говорит он Фогту ивлажной пробкой прикасается к руке. «Не правда, ли, жжёт? – невозмутимоспрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту». Как выдумаете, правильно ли обращался Либих с кислотами?

         (Нет. При  работе схимическими веществами надо быть аккуратными: убрать волосы, закатать рукаваодежды, наливать не более 1-2 мл растворов, держа банку этикеткой вверх.)

Повторяем вместе правила техникибезопасности при работе с кислотами.

 

Способы получения кислот.

Итак, ребята , мы с вамиузнали какие вещества называют кислотами, классификацию , физические свойства инахождения в природе. Давайте, теперь рассмотрим как их можно получить влабораторий и в промышленности.

1.      Взаимодействием,кислотных оксидов с водой. (Работа по карточкам)

2.      Взаимодействием,водорода с соответствующим неметаллом. ( Работа по карточкам).

3.      Взаимодействиемкислот с солями.

Дети самостоятельносоставляют уравнения реакции, в случае необходимости учитель исправляет ошибки.

В карточках  указываетсялибо исходные вещества либо продукты реакции. Учащиеся должны из предложенногоперечня веществ составить уравнения реакции  получения кислот.

 

Подведениеитогов. Рефлексия. Домашнее задание

 

Давайтеподведем итог: (закрепление знаний)

-Какие новые знания вы получили?

-Что запомнили?

-Что поняли?

-Чему научились?

 

 

Учитель предлагаетвыполнение домашнего задания на выбор:

1)      Составить3 ребуса по теме «Кислоты»

2)      Составитьинтерактивный плакат по теме «Применение кислот»

3)      Составитьиллюстрацию «Химические свойства кислот»

Спасибо за урок.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет