муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городскогоокруга Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №5 ____________
____________________
«31» августа 2020 год
Рабочая программа по рудному русскому языку.
8Е класс.
Составитель:Грабовская Юлия Евгеньевна,
учительрусского языка и литературы
высшейквалификационной категории
2020-2021учебный год
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Русский родной язык»разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерацииобразовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русскогоязыка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержаниепрограммы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русскогоязыка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, инаправлено на достижение результатов освоения основной образовательнойпрограммы основного общего образования по русскому языку, заданныхсоответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то жевремя цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык иродная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сутидела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка вразных регионах Российской Федерации.
Программа по русскому родному языку составлена наоснове требований к предметным результатам освоения основной образовательнойпрограммы, представленной в федеральном государственном образовательном стандартеосновного общего образования.
ТРЕБОВАНИЯК РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОРУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Изучение предметной области «Родной язык и роднаялитература» должно обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку илитературе на родном языке как хранителю культуры, включение вкультурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициямсвоего народа;
осознание исторической преемственности поколений,своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарногозапаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полнотеего функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменнойречи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемсяявлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений вотношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов ижанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета«Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны бытьориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях иреальных жизненных условиях и отражать:
1. Пониманиевзаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
осознание роли русского родногоязыка в жизни общества и государства, в современном мире;
осознание роли русского родногоязыка в жизни человека;
осознание языка как развивающегосяявления, взаимосвязиисторического развития языка с историей общества;
осознание национальногосвоеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
понимание и истолкование значения слов снационально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи;понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки впроизведениях устного народного творчества и произведениях художественнойлитературы разных исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой,специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национальногосвоеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтическихслов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью;распознавание, характеристика.
понимание и истолкование значенияфразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментированиеистории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление ихв современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значенияпословиц и поговорок,крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слови выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов ивыражений в современных ситуациях речевого общения;
характеристика лексики с точкизрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; пониманиепроцессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальныхкультур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских инеславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознаваниестарославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русскоголитературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов(стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
понимание роли заимствованнойлексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русскимязыком из языков народов России и мира; общее представление об особенностяхосвоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствованийпоследних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
понимание причин изменений всловарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным ипассивным запасом слов; определение значения устаревших слов снационально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов,характеристиканеологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
определение различий междулитературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народнойкультуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
осознание изменений в языке какобъективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковыхизменений; общее представление об активных процессах в современном русскомязыке;
соблюдение норм русского речевого этикета; пониманиенациональной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевымэтикетом других народов;
использование словарей, в том числемультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря,особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарейустаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей,этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок,крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарейсинонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
2.Овладениеосновными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опытаиспользования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменныхвысказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основнымистилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
осознание важности соблюдения нормсовременного русского литературного языка для культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрениянорм современного русского литературного языка чужой и собственной речи;корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературногоязыка;
соблюдение на письме и в устнойречи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
обогащение активного ипотенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речиграмматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языкеадекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности заязыковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевойпрактики, развитие культуры использования русского языка, способности оцениватьсвои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование иразвитие;
соблюдениеосновных орфоэпических и акцентологических норм современного русскоголитературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных,глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшеговремени‚ деепричастий‚ наречий; произношение гласных [э]‚ [о] после мягкихсогласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения;произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словахиностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и шчн и чтична,-иничнач и щ
осознание смыслоразличительной ролиударения на примере омографов;
различение произносительныхразличий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;
различение вариантов орфоэпическойи акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительныхвариантов орфоэпической нормы;
употребление слов с учётомстилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимание активных процессов вобласти произношения и ударения;
соблюдениеосновных лексических норм современного русского литературного языка: правильностьвыбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету илиявлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическимзначением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов внаучном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорнойречи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
различение стилистических вариантовлексической нормы;
употребление имён существительных,прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
употребление синонимов, антонимов‚омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с цельюисправления речевых ошибок;
выявление и исправление речевыхошибок в устной речи;
соблюдениеосновных грамматических норм современного русского литературного языка: употреблениезаимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имёнсобственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категориейрода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонениерусских и иностранных имен и фамилий; названий географических объектов‚употребление отдельных грамматических форм имен существительных, прилагательных(в рамках изученного);склонение местоимений‚ порядковых и количественныхчислительных; употребление отдельных форм имен существительных в соответствии стипом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности –неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного числа именисуществительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущеговремени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формглаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формахсравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных словразных частей речи; согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своемсоставе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим,выраженным существительным со значением лица женского рода; согласованиесказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным;согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными;построение словосочетаний по типу согласования; управление предлогов благодаря,согласно, вопрекио‚ по‚ из‚ св составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественнымичислительными в словосочетаниях с распределительным значением; построениепростых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений скосвенной речью‚ сложных предложений разных видов;
определение типичных грамматическихошибок в речи;
различение вариантов грамматическойнормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числасуществительных мужского рода‚форм существительных мужского рода множественногочисла с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий;
различение вариантов грамматическойсинтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚простых и сложных предложений;
правильное употребление имёнсуществительных, прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматическойнормы;
правильное употреблениесинонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистическихособенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;
выявление и исправлениеграмматических ошибок в устной речи;
соблюдениеосновных норм русского речевого этикета: этикетные формы иформулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальнойречевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку;употребление формы «он»;
соблюдение этикетных форм иустойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основенационального речевого этикета;
соблюдение русской этикетнойвербальной и невербальной манеры общения;
использование в общении этикетныхречевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;
использование при общении вэлектронной среде этики и русского речевого этикета;
соблюдение норм русского этикетногоречевого поведения в ситуациях делового общения;
понимание активных процессов врусском речевом этикете;
соблюдениеосновных орфографических норм современного русского литературного языка(в рамкахизученного в основном курсе);
соблюдениеосновных пунктуационных норм современного русского литературного языки(в рамкахизученного в основном курсе);
использование толковых, в том числемультимедийных, словарей для определения лексического значения слова,особенностей употребления;
использование орфоэпических, в томчисле мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативногопроизношения слова; вариантов произношения;
использование словарей синонимов,антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к нимсинонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактированиятекста;
использование грамматическихсловарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения ипостроения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматическойнормы; в процессе редактирования текста;
использование орфографическихсловарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написанияслов и постановки знаков препинания в письменной речи.
3.Совершенствованиеразличных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания,чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменнойкоммуникации):
владение различными видами слушания(детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным)монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстовразличных функционально-смысловых типов речи;
владение различными видами чтения(просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных,художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловыхтипов речи;
умение дифференцировать иинтегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главныефакты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённомупризнаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связьмежду выявленными фактами;
умение соотносить части прочитанногои прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения,логические связи между абзацами и частями текста и определять средства ихвыражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
проведение анализа прослушанногоили прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей,количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные,дедуктивные, рамочные/ дедуктивно-индуктивные,стержневые/индуктивно-дедуктивные);
владение умениями информационнойпереработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовкомтекста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основнымиспособами и средствами получения, переработки и преобразования информации(аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представленияинформации;
владение правилами информационнойбезопасности при общении в социальных сетях;
уместное использованиекоммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент,уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений,поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы,завершение диалога и др.
участие в беседе, споре, владениеправилами корректного речевого поведения в споре;
умение строить устныеучебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ,ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектнуюработу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
владение умениями учебно-деловогообщения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию;информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
создание устных и письменныхтекстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание,пояснение;
создание устных и письменныхтекстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) сиспользованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента(критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причиннеэффективной аргументации в учебно-научном общении;
создание текста как результатапроектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменнойформе и представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ исоздание текстов публицистических жанров(девиз, слоган, путевые записки,проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
чтение, комплексный анализ иинтерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.);определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций;
создание объявлений (в устной иписьменной форме); деловых писем;
оценивание устных и письменныхречевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причинкоммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи сточки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактирование собственных текстовс целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового иотредактированного текстов.
Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Личностные результатыосвоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм,уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народаРоссии, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя вкачестве гражданина России, субъективная значимость использования русскогоязыка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастностисудьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории,языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народовРоссии и человечества (идентичность человека с российской многонациональнойкультурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся натерритории современной России);
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношениек истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народовмира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитиюи самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Понимание родного языка и родной литературы как однойиз основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей ролиродного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральныхкачеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;анализ общихсведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русскоголитературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формироватьнавыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоватьсяразличными лингвистическими словарями.
4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение кродному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языкакак явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенныхграмматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессеречевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственнойи чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственногоповедения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам(способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение крелигиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных нормморали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народовРоссии, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительногоотношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членамсвоей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательноеотношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми идостигать в нем взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения,ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах ( интериоризацияценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностейсоциального творчества, ценности продуктивной организации совместнойдеятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» какравноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодногосотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасногообраза жизни.
10. Развитость эстетического сознания через освоениехудожественного наследия народов России и мира, творческой деятельностиэстетического характера (способность понимать художественные, научные ипублицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции;эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность кэмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации вхудожественном и нравственном пространстве культуры; уважение к историикультуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умениесамостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи вучебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности. Обучающийся сможет:
· анализироватьсуществующие и планировать будущие образовательные результаты;
· идентифицироватьсобственные проблемы и определять главную проблему;
· ставитьцель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
· формулироватьучебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
· обосновыватьцелевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновываялогическую последовательность шагов.
2. Умениесамостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных ипознавательных задач. Обучающийся сможет:
· обосновыватьи осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных ипознавательных задач;
· выбиратьиз предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы длярешения задачи и достижения цели;
· составлятьплан решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
· определятьпотенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи инаходить средства для их устранения.
3. Умениесоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способыдействий в рамках предложенных условий и требований, корректировать своидействия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
· определятьсовместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своейучебной деятельности;
· отбиратьинструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своейдеятельности в рамках предложенных условий и требований;
· оцениватьсвою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемогорезультата;
· работаяпо своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализаизменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
4. Умениеоценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еерешения. Обучающийся сможет:
· определятькритерии правильности выполнения учебной задачи;
· свободнопользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели иимеющихся средств, различая результат и способы действий;
· фиксироватьи анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владениеосновами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанноговыбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания икритерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строитьлогическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) иделать выводы. Обучающийся сможет:
· подбиратьслова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
· выстраиватьлогическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
· выделятьобщий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять ихсходство;
· объединятьпредметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,классифицировать и обобщать факты и явления;
· выделятьявление из общего ряда других явлений;
· определятьобстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, изэтих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данногоявления, выявлять причины и следствия явлений;
· строитьрассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений кобщим закономерностям;
· строитьрассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общиепризнаки;
· излагатьполученную информацию;
· подтверждатьвывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.Смысловоечтение. Обучающийся сможет:
· находитьв тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
· ориентироватьсяв содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
· устанавливатьвзаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
· определятьидею текста;
· преобразовыватьтекст;
· оцениватьсодержание и форму текста.
3.Формирование иразвитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийсясможет:
· выражатьсвое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активногоиспользования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
· определятьнеобходимые ключевые поисковые слова и запросы;
· осуществлятьвзаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
· формироватьмножественную выборку из поисковых источников для объективизации результатовпоиска.
Коммуникативные УУД
1.Умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем;работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликтына основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийсясможет:
· игратьопределенную роль в совместной деятельности;
· приниматьпозицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
· организовыватьучебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,договариваться друг с другом);
· устранятьв рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием инеприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2.Умение осознанно использовать речевые средства всоответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей ипотребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной иписьменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
· отбиратьи использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми(диалог в паре, в малой группе);
· представлятьв устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
· соблюдатьнормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии скоммуникативной задачей;
· приниматьрешение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
· создаватьписьменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
· использоватьвербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные подруководством учителя;
· делатьоценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершениякоммуникативного контакта и обосновывать его.
3.Формирование и развитие компетентности в областииспользования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийсясможет:
· целенаправленноискать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных ипрактических задач с помощью средств ИКТ;
· выбирать,строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своихмыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиямикоммуникации;
· использоватькомпьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальныхпрограммно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных икоммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений,докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсыразного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правилаинформационной безопасности.
При изучении литературы обучающиеся усовершенствуютприобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Онисмогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся вних информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать,обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационныхобъектах;
• выделять главную и избыточную информацию,выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлятьинформацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и внаглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, картпонятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы.
В ходе изучения произведений родной литературыобучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебнойработы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.
В ходе реализации исходного замысла на практическомуровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, приниматьрешения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Предметныерезультаты
Ученик научится:
1)взаимодействовать с окружающимилюдьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурногообщения;
2) пониманиеопределяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностейличности в процессе образования и самообразования;
3) использоватькоммуникативно-эстетические возможности родного языка;
4)проводить различные виды анализаслова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, атакже многоаспектного анализа текста;
5) использовать в речевой практикепри создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики ифразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические,лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевогоэтикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
6)осознавать значимость чтения иизучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытыватьпотребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этоммире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
7) воспринимать родную литературукак одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особогоспособа познания жизни;
8) осознаватькоммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучениявыдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Ученик получитвозможность научиться:
1)систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь егоуровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц играмматических категорий родного языка;
2) использовать активный ипотенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства длясвободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилюобщения;
3)ответственности за языковую культурукак общечеловеческую ценность.
4)аргументировать свое мнение и оформлять егословесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создаватьразвернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговоечтение;
5) понимать литературныехудожественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладеть процедурами смысловогои эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличийлитературного художественного текста от научного, делового, публицистического ит.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать иинтерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоциональноговосприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержаниеучебного предмета
«Русский РОДНОЙязык»
Четвёртыйгод обучения (17 ч)
Раздел1. Язык и культура (5 ч)
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейскогофонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские(общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русскиеслова как база и основной источник развития лексики русского литературногоязыка.
Роль старославянизмов в развитии русскоголитературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные,устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейныхтекстах, современной публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идеяречевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевомэтикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называниедругого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий,традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел2. Культура речи (5 ч)
Основные орфоэпические нормысовременного русского литературного языка. Типичныеорфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] послемягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения;произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словахиностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и шчн и чт-ична,-иничнач и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современногорусского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормыупотребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов впублицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевыеошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точностисловоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современногорусского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составеколичественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим,выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел –врач пришланесколько и существительным; согласование определения вколичественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (двановых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутноетакси, обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемогос подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало,сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантовграмматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Речевойэтикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые вариантыприветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использованиясобственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики иприёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимияречевых формул.
Раздел3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)
Языки речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовыйи послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения,переработки информации.
Тексткак единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способыаргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективнойаргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенныедоказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводовоппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональныеразновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация,поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста какрезультата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защитереферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия вучебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанреписьма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.
Резервучебного времени – 1 ч.
Календарно-тематическоепланирование по родному русскому языку 8 класс
№ |
Раздел |
Тема урока |
Кол. часов |
Дата уроков |
|
План |
Факт |
||||
1 |
Язык и культура
|
Исконно русская лексика. |
1 |
01.09.2020-04.09.2020 |
|
2 |
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка. |
1 |
07.09.2020-11.09.2020 |
|
|
3 |
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. |
1 |
14.09.2020-18.09.2020 |
|
|
4 |
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. |
1 |
21.09.2020-25.09.2020 |
|
|
5 |
Речевой этикет и вежливость. |
1 |
28.09.2020-02.10.2020 |
|
|
6 |
Культура речи |
Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. |
1 |
05.10.2020-09.10.2020 |
|
7 |
Лексические нормы современного русского литературного языка. |
1 |
12.10.2020-16.10.2020 |
|
|
8 |
Грамматические нормы современного русского литературного языка. |
1 |
09.11.2020-13.11.2020 |
|
|
9 |
Активные процессы в речевом этикете. |
1 |
26.10.2020-30.10.2020 |
|
|
10 |
Речевая агрессия. |
1 |
09.11.2020-13.11.2020 |
|
|
11 |
Речь. Речевая деятельность. Текст |
Эффективные приёмы слушания. |
1 |
16.11.2020-20.11.2020 |
|
12 |
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. |
1 |
23.11.2020-27.11.2020 |
|
|
13 |
Структура аргументации: тезис, аргумент. |
1 |
30.11.2020-04.12.2020 |
|
|
14 |
Доказательство и его структура. |
1 |
07.12.2020-11.12.2020 |
|
|
15 |
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. |
1 |
14.12.2020-18.12.2020 |
|
|
16 |
Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия. |
1 |
21.12.2020-25.12.2020 |
|
|
17 |
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу, страницы дневника. |
1 |
28.12.2020-30.12.2020 |
|
Согласовано:
Протокол заседания ШМО
учителей русского языка илитературы
от «____» августа 2020 г. №1
_____________(Окунева Н.С.)
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
____________ (ВолошкоЛ.И.)
«___» августа 2020 г