Министерствообразования Республики Саха (Якутия)
МКУ«Муниципальный орган управления образования»
МБОУ«Сунтарская общеобразовательная начальная школа им. В.Г. Павлова».
«Рассмотрено»«Согласовано» «Утверждаю»
РуководительМО Заместитель директора по УВР Директор школы _____/Васильева Н.В./ ______ /Алексеева Е.Н./ _______/Назаров А.СПротокол № __ от «____»___________2022г. Приказ № _________ «___»_________2022г. «____»_________2022г
Рабочаяпрограмма
попредмету
«Окружающиймир» ФГОС НОО
дляучащихся 3-г класса
2022– 2023 учебный год.
Составитель:
Андреева Лилия Робинзоновна
учитель начальных классов
МБОУ «СНОШ им.В.Г.Павлова»
высшая квалификационная категория
2022 г
Пояснительная записка.
Рабочая программаполностью соответствует Федеральному государственному образовательномустандарту НОО и составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова«Окружающий мир и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту«Школа России»:
Изучение курса«Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формированиецелостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единстварационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнкомличного опыта общения с людьми и природой;
—духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России вусловиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основнымизадачами реализации содержания курса являются:
1) формированиеуважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в которомпроживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознаниеребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места внём;
3) формированиемодели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различныхопасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формированиепсихологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного ибезопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса«Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративныйхарактер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных исоциально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видениямира в/его важнейших взаимосвязях.
Существеннаяособенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа дляширокой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет«Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные науроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительногоискусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей крационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира
Общаяхарактеристика курса
Отбор содержаниякурса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идеямногообразия мира;
2) идея целостностимира;
3) идея уважения кмиру.
В соответствии сназванными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеютновые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которымотносятся:
1) распознаваниеприродных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделированиеэкологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3)эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к мируприроды и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработкусоответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специальноразработанной книги для чтения по экологической этике.
Ценностныеориентиры содержания курса
• Природа как однаиз важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура какпроцесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии еёформ.
• Наука как частькультуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познаниюзакономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество какмногообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество какоснова мира на Земле.
• Патриотизм какодно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России,народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основадуховно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственностикультурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособностироссийского общества.
• Труд и творчествокак отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образжизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- исоциально-нравственное.
• Нравственныйвыбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурномунаследию, к самому себе и окружающим людям.
Результатыизучения курса
Освоение курса«Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатовначального образования, а именно:
1) формированиеоснов российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальнойпринадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формированиецелостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единствеи разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формированиеуважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладениеначальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие иосвоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности иформирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельностии личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационнойдеятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальнойсправедливости и свободе;
7) формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитиеэтических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формированиеустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческомутруду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям.
Изучение курса«Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметныхрезультатов начального образования, таких как:
1) овладениеспособностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поискасредств её осуществления;
2) освоениеспособов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формированиеумения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективныеспособы достижения результата;
4) формированиеумения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоениеначальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использованиезнаково-символических средств представления информации для создания моделейизучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активноеиспользование речевых средств и средств информационных и коммуникационныхтехнологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использованиеразличных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебноминформационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативнымии познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладениелогическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации породовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовностьслушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своёмнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определениеобщей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функцийи ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместнойдеятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладениеначальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явленийдействительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) всоответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладениебазовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связии отношения между объектами и процессами;
14) умение работатьв материальной и информационной среде начального общего образования (в томчисле с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета«Окружающий мир».
При изучении курса«Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особойроли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения,открытия, победы;
2) сформированностьуважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознаниецелостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, нормздоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоениедоступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение,опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов,от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыковустанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В процессе освоенияпредметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебныеумения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемыестандартом начального общего образования:
— наблюдать объектыокружающего мира;
— работать сучебником, энциклопедиями;
— работать спамятками, алгоритмами, схемами-опорами;- рассуждать, участвовать в беседе,дискуссии;
— уметь работать впаре, группе, индивидуально;
— уметь оценитьсебя, товарища;
— формироватькоммуникативные умения;
— развиватьпознавательные, интеллектуально-учебные умения;
— уметьпользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
3 класс
К концу 3 классаучащиеся должны знать:
человек — частьприроды и общества;
что такое тела ивещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойствавоздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группыживого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи,папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы,земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи междунеживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными,между различными животными);
взаимосвязи междуприродой и человеком (значение природы для человека, отрицательное иположительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правилаличного поведения в природе);
строение телачеловека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены;основы здорового образа жизни;
правилабезопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажировтранспортных средств);
правила безопасногоповедения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарнойбезопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей;товары и услуги;
роль природныхбогатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности;роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые городаРоссии, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (сопорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
.
Переченьобязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
3 класс
Экскурсии:
Природа, ее разнообразие.
Разнообразие растений: экскурсия вкраеведческий музей.
Разнообразие животных: экскурсия вкраеведческий музей.
Дорожные знаки в окрестностях школы.
Практические работы:
Тела, вещества, частицы.
Состав и свойства воздуха.
Свойства воды.
Круговорот воды.
Состав почвы.
Размножение и развитие растений.
Знакомство с внешним строением кожи.
Подсчет ударов пульса.
Полезные ископаемые.
Знакомство с культурными растениями.
Знакомство с различными монетами.
Материально-техническоеобеспечение образовательного процесса
Главной задачей курса «Окружающий мир»в начальной школе является формирование целостной картины природного исоциального мира со всем многообразием его явлений, формирование представленияо месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения кнему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обученияв начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формированияпредставлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
График проведенияконтрольных и проектных работ:
Виды контроля |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Всего |
Проекты |
«Богатство, отданная людям» |
«Разнообразие природы родного края» |
Проект «Кто нас защищает »(кл час к 9 мая.) |
|
5 |
|
|
«Школа кулинаров» |
Наши проекты: «Экономика родного края» |
|
|
Контрольная работа
|
Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа» |
Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу. «Наша безопасность». Проверочная работа. |
Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».
|
5 |
|
|
|
Проверим себя и оценим свои достижения . Обобщение знаний по теме « Чему учит экономика». Проверочная работа. |
|
|
Для реализациипрограммного содержания используются следующие учебники и учебные пособия: Плешаков А. А. Окружающиймир: учебник для 3 класса: в 2 частях – М.: Просвещение, 2018
Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающиймир» для 3 класса в 2 частях — М.: Просвещение,2020-2021
Плешаков А. А. Тесты «Окружающий мир» для3 класса — М.: Просвещение, 2021
Календарно-тематическоепланирование
№ п/п |
Раздел |
Тема урока |
Дата |
Приме чания |
||
план |
факт |
|||||
1 четверть(18 часов ) . |
||||||
1 |
Раздел 1 . Как устроен мир(.6 ч) |
Природа. |
|
|
|
|
2 |
Человек. Общество. |
|
|
|
||
3 |
Что такое экология? |
|
|
|
||
4 |
Природа в опасности. Проект «Богатства , отданная людям» |
|
|
|
||
5 |
Тела, вещества, частицы. |
|
|
|
||
6 |
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа. |
|
|
|
||
7 |
Раздел 2 . Это удивительная природа.(17 ч) |
Разнообразие веществ. |
|
|
|
|
8 |
Воздух и его охрана. |
|
|
|
||
9 |
Вода. |
|
|
|
||
10 |
Превращения и круговорот воды. |
|
|
|
||
11 |
Берегите воду! |
|
|
|
||
12 |
Что такое почва. |
|
|
|
||
13 |
Разнообразие растений. |
|
|
|
||
14 |
Солнце, растения и мы с вами. |
|
|
|
||
15 |
Размножение и развитие растений. |
|
|
|
||
16 |
Охрана растений. |
|
|
|
||
17 |
Разнообразие животных. |
|
|
|
||
18 |
Кто что ест. |
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.69% НЕТ 41.31% Проголосовало: 990 |
||
2 четверть.(14 ч) |
||||||
19 |
|
Размножение и развитие животных. |
|
|
|
|
20 |
Охрана животных. Проект : «Разнообразие природы родного края» |
|
|
|
||
21 |
В царстве грибов. |
|
|
|
||
22 |
Великий круговорот жизни. |
|
|
|
||
23 |
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. |
|
|
|
||
24 |
Раздел 3 . Мы и наше здоровье. (9 ) |
Организм человека. |
|
|
|
|
25 |
Органы чувств. |
|
|
|
||
26 |
Надежная защита организма. |
|
|
|
||
27 |
Опора тела и движения. |
|
|
|
||
28 |
Наше питание. Проект : «Школа кулинаров » |
|
|
|
||
29 |
Дыхание и кровообращение. |
|
|
|
||
30 |
Умей предупреждать болезни. |
|
|
|
||
31 |
Здоровый образ жизни. |
|
|
|
||
32 |
Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье». Проверочная работа |
|
|
|
||
3 четверть.(22 ч) |
||||||
33 |
Раздел 4. Наша безопасность (8 ч) |
Огонь, вода и газ. |
|
|
|
|
34 |
Чтобы путь был счастливым. |
|
|
|
||
35 |
Дорожные знаки. |
|
|
|
||
36 |
Проект «Кто нас защищает »(кл час к 9 мая.) |
|
|
|
||
37 |
Опасные места. |
|
|
|
||
38 |
Природа и наша безопасность. |
|
|
|
||
39 |
Экологическая безопасность. |
|
|
|
||
40 |
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа. |
|
|
|
||
41 |
Раздел 5 «Чему учит экономика» (12 ч)
|
Для чего нужна нам экономика. |
|
|
|
|
42 |
Природные богатства и труд людей -основа экономики. |
|
|
|
||
43 |
Полезные ископаемые. |
|
|
|
||
44 |
Растениеводство. |
|
|
|
||
45 |
Животноводство. |
|
|
|
||
46 |
Какая бывает промышленность. |
|
|
|
||
47 |
Наши проекты: «Экономика родного края» |
|
|
|
||
48 |
Что такое деньги. |
|
|
|
||
49 |
Государственный бюджет. |
|
|
|
||
50 |
Семейный бюджет. |
|
|
|
||
51 |
|
Экономика и экология. |
|
|
|
|
52 |
Обобщение знаний по теме « Чему учит экономика». Проверочная работа. |
|
|
|
||
53 |
Раздел 6 . Путешествие по городам и странам.(16 ч) |
Золотое кольцо России. |
|
|
|
|
54 |
Достопримечательности разных городов Золотого кольца России- Ярославль, Кострома, Иваново, Плес, Суздаль, Владимир. |
|
|
|
||
4 чт (14 ч) |
||||||
55 |
|
Наши ближайшие соседы. Страны по берегам Балтийского моря : Эстония, Латвия, Литва. Белоруссия и Украина. |
|
|
|
|
56 |
|
Страны между Черным и Каспийским морями – Абхазия, Южная Осетия, Грузия , Азербайджан. |
|
|
|
|
57 |
|
Монголия. Китай . Корея. Япония. |
|
|
|
|
58 |
|
На Севере Европы. Норвегия. Швеция. |
|
|
|
|
59 |
|
Финляндия. Исландия. |
|
|
|
|
60 |
|
Что такое Бенилюкс. Бельгия. |
|
|
|
|
61 |
|
Нидерланды . Люксембург. |
|
|
|
|
62 |
|
В центре Европы. Германия. |
|
|
|
|
63 |
|
Австрия. Швейцария. |
|
|
|
|
64 |
|
По Франции и Великобритании. |
|
|
|
|
65 |
|
На юге Европы.Греция. Италия. |
|
|
|
|
66 |
|
По знаменитым местам мира. Тадж – Махал. Статуя Христа. Сиднейская опера. |
|
|
|
|
67 |
|
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».
|
|
|
|
|
68 |
|
Обобщающий урок по курсу окружающего мира за 3 класс. |
|
|
|
|
|
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Всего часов по программе |
18 ч |
14 ч |
22 ч |
14ч |
Дано уроков фактически |
|
|
|
|
Пропущено (указать причину) |
|
|
|
|
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)