Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Михайловскаясредняя общеобразовательная школа имени Лугинина Анатолия Касьяновича»
Нижнегорскогорайона Республики Крым
РАССМОТРЕНА протокол заседания педагогического совета
от ______ 2022г. №___
|
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора МБОУ «Михайловская СОШ» «__»_______2022г.
|
УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Михайловская СОШ» «__»_______ 2022г. ______А. П. Куница
|
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа
Направленность: Военно-спортивное
Возрастобучающихся: от 10 до 17 лет.
Срок реализации: 1год
Вид программы:модифицированная
Уровень: стартовый
Составитель: ГордеевСергей Леонидович
Нижнегорский,
2022год
Рецензент: ___методист__ ___________________________Л.В.Еремия
(должность) (подпись)
«__»___________2022г.
Согласовано: директорМБОУДО «ЦДЮТ» _______________________Е.Б.Белоцкая
(должность) (подпись)
«__»___________2022г.
1. Комплексосновных характеристик программы.
1.1. Пояснительнаязаписка:
Военно-патриотическое воспитание школьников включает в себяначальную военную, военно-техническую, морально-психологическую подготовку. Воснове практики военно-патриотического воспитания должен лежать принципединства всех его составных частей, что позволит наиболее полно сформировать качества:любовь к стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость,силу, выносливость и ловкость. Школьники должны получить хорошие навыки построевой, стрелковой, медико-санитарной подготовке, по основам тактическойподготовки. Навыки юнармейских специальностей школьники получают в теченииучебного года. Свои умения и навыки проверяют и закрепляют в тактическихвоенных и подвижных спортивных играх на местности, комбинированных эстафетах,смотрах, конкурсах, викторинах.
Рабочаяпрограмма курса внеурочной деятельности Юнармия для 5-11 класса составлена наоснове нормативно-правовых документов:
Нормативныедокументы:
1. постановление Правительства РоссийскойФедерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «Патриотическое воспитание гражданРоссийской Федерации 2016-2020 годы»,
2.Также для реализации указанных целей на основаниирешений совещания по вопросам развития Всероссийского детско-юношескоговоенно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» при Аппаратеполномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральномокруге (от 28 июня 2017 года №А 52-2754-29) Главой Республики Крым данопоручение №1/01-32/6555 от 30.10.2017 года о проработке вопроса включения всистему дополнительного образования детей военно-патриотических юнармейскихобразовательных программ.
Положенияо рабочей программе по учебному предмету (курсу), курсу внеурочной деятельностиМБОУ» Михайловской СОШ»
Основнойобразовательной программы основного общего образования МБОУ» МихайловскойСОШ»
Учебногоплана МБОУ» Михайловской СОШ» на 2022-2023 учебный год
Рабочаяпрограмма согласно учебному плану, рассчитана на 5-11 класс, 34 часов в год (1часа в неделю).
НаправленностьПрограммы: Военно-спортивная.
, Актуальность морально-психологическаяподготовленность обучающегося к военной службе – это его уверенность в успешномначале военной службы, в быстрой и безболезненной адаптации к жестким армейскимбудням, основанная на знании им особенностей воинских коллективов, прав иобязанностей солдата, умении выполнять строевые приемы и преодолеватьфизические нагрузки, понимании необходимости и важности военной службы какособого видагосударственной службы.
Новизна программы: Основанием для разработки данной программы сталаэкономическая, политическая и социальная ситуация в стране, с учетомпринципиально-качественных изменений в образовании и развитии детей иподростков. Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармия»направлена на формирование и повышение современного уровня в областивоенно-патриотического воспитания обучающихся. Под современным уровнемвоенно-патриотического воспитания следует понимать способ организациидеятельности обучающихся во внеурочной деятельности, представленный в системесоциальных норм, убеждений.
Отличительные особенности Программы: является возможность для реализации межпредметныхсвязей. Программа «Юнармия» использует и тем самымподкрепляет умения, полученные на уроках литературы, русского языка,математики, основ безопасности жизнедеятельности, истории, физики,изобразительного искусства, технологии и физической культуры
Педагогическая целесообразность программа: ориентирована на социальный заказ обучающихсяи родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируютсяличностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе вВооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитиюподростка, укреплению его физического здоровья, профессиональномусамоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.
Адресат Программы – обучающиеся от 10 до 17лет. В группу принимаются все желающие, достигшие указанного возраста.Основание для зачисления: заявление одного из родителей (законныхпредставителей), согласие на обработку персональных данных, отсутствиемедицинских противопоказаний для занятий по виду спорта.
Объем и срок освоения Программы: 34 часа,1 год.
Уровень программы — стартовый.
Формы обучения по Программе: очная.
Особенности организации образовательногопроцесса. Занятия проводятся в одной разновозрастной группе постоянногосостава.
Режимзанятий: 34 часа в год, 1 раза в неделю по 1 часу, занятия по 45 минут;
Уровень освоения Год обучения |
Количество рабочих недель |
Количество в неделю |
Количество в год |
|||
Дней |
Число и продолжительность занятий в день |
Часов |
Занятий |
Часов |
||
Стартовый уровень 1год |
34 |
1 |
1 по 45 мин |
1 |
34 |
34 |
Цель и задачи программы
Цель программы: становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной исоциальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальнойгордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине,способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, вукреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности,которые связаны с его защитой, дальнейшее развитие и совершенствование системыпатриотического воспитания обучающихся.
Составными основной цели программы в современных условияхявляются:
1. Формированиецелостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, уменияхи способах деятельности.
2. Приобретениеопыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания.
3. Подготовка косуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач
Образовательные задачи:
• Познакомить систорическими и культурными ценностями России;
• Познакомить свлиянием исторического прошлого на современную безопасность личности,общества и государства;
• Познакомить сгосударственной системой военно-патриотического воспитания граждан.
Воспитательные задачи:
— Приобщить к выполнению своего конституционного и воинскогодолга.
Развивающие задачи:
1. Развить личностные,физические и духовные качества, соответствующих высокому уровнюгражданственности;
2. Сформировать иразвить чувства преданности своему Отечеству;
3. Способствовать:
• анализироватьспециальную информацию, получаемую из различных источников;
• приниматьобоснованные решения в конкретной ситуации с учетом реально складывающейсяобстановки и своих возможностей.
Социально-педагогические задачи:
1. Развиватьсоциальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.
2. Научитьсаморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы исамостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
3. Прививатьуважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнятьопределенную роль в коллективе.
Основными видами деятельности, способствующими успешнойреализации программы и формированию ключевых компетенций уобучающихся являются:
1. Участие вмероприятиях, конференциях, конкурсах, соревнованиях разного уровня.
2. Работа надпроектом и защита его.
3. Работа надрефератом.
4. Участие вэкскурсии.
5. Поискинформации в библиотеках.
6. Поискинформации в электронных энциклопедиях.
7. Использованиеинформации из Интернета.
8. Выступление ссообщением.
9. Участие вдискуссии, диспуте.
10. Брейн — ринг.
11. Мозговойштурм.
12. Моделированиеобучающих ситуаций.
13. Участие ванкетировании.
14. Проведениеспортивных игр;
15. Участие всмотрах военно — патриотической работы; .
16. Участие ввоенно — спортивных играх;
17. Соревнованияпо военно — прикладным видам спорта;
18. Встречи светеранами Великой Отечественной войны, локальных войн и воинами различныхродов войск.
Воспитательный потенциал программы:
Патриотическоевоспитание учащихся в системе образования осуществляется по несколькимнаправлениям: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, трудовое,экологическое и включает различные мероприятия, направленные на укреплениездоровья детей; развитие трудовых, физических навыков, психологическойустойчивости в нестандартных условиях; комплексную заблаговременнуюподготовку к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Дляэффективного решения проблем патриотического воспитания необходим именнокомплексный подход, предполагающий вовлечение обучающихся, а особенноюнармейцев, в непрерывный образовательный процесс, создание соответствующейсреды, обеспечивающей дальнейшее развитие патриотизма и гражданственности какдуховной составляющей личности. Это свидетельствует о необходимости продолженияработы, направленной на решение всего комплекса проблем воспитания программнымиметодами, в том числе в условиях современной школы, и об актуальности данногонаправления деятельности
1.4.СодержаниеПрограммы:
Учебныйплан:
Раздел 1.Никто не забыт, ничто не забыто (4 часа) — Историявоенно-спортивной игры «Зарница» и правила участия в ней. Входная диагностика.- Виды вооруженных сил. Воинская слава России. Армия и флот России XX века. -Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ. ВооружениеРоссийской армии на современном этапе. Ракетные войска. Сухопутные войска.Военновоздушные силы. Военно-морской флот. Пограничные войска. Внутренниевойска. — Символы воинской чести. — Сила воинских традиций. Роль и местотрадиций и ритуалов в жизнедеятельности воинских коллективов. Система воинскихтрадиций и ритуалов. — Боевое знамя воинской части. История военной присяги ипорядок ее принятия. Флаг. Герб. — Гимн. Геральдика. Знаки отличия.Практическое занятие: викторина «Государственная символика». Полководцы игерои. — Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев.Создание новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза.Военачальники. Героизм женщин. Практическое занятие: викторина «Защитникиотечества». Викторина по истории Отечества. Знакомство с перечнем вопросоввикторины. Выявление вопросов, требующих дополнительного поиска информации ипроработки. Поиск и изучение информации по данным вопросам. Воинские подвигиземляков.
Раздел 2.Строевая подготовка (10 часов) — Строй и его элементы. Основные командыкомандира отделения при его построении и техника их выполнения. — Элементы.Виды. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. — Движениепоходным и строевым шагом. Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!»,«Вольно!», «Заправиться!» Повороты на месте и в движении. Повороты «Налево!»,«Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный шаг. Построение в шеренгу,колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход, по кругу. Движение в колоннупо одному, по два, по три. — Воинская честь. Строевые приемы. Строевая стойка.Выход из строя и возвращение в строй, ответ на приветствие. Отдание воинскойчести в движении. Порядок выполнения строевых приемов в ходе соревнований по строевойподготовке. Отработка последовательности подаваемых команд припроведениистроевого смотра на соревнованиях «Зарница» Строевой смотр.Подготовка к зачету по строевой подготовке. Раздел 3. Юный спасатель (3 часа) -Принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях. Алгоритмоказания первой помощи при травмах верхних и нижних конечностей (ссадина, ушиб,ожог). Обработка ран, наложение повязок. — Ранения и кровотечения Виды ранений.Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды кровотечений. -Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута. Практические занятия:наложение повязок на различные части тела, наложение жгута. — Травмыопорно-двигательного аппарата Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломыконечностей. Оказание первой помощи. Правила наложения шин. Практическиезанятия: наложение шин при различных переломах. — Способы транспортировкипострадавших. Практические занятия: простейшие способы транспортировкипострадавших с различными травмами.
Раздел 4. Дорожнаяграмота (6 часов) — Правила дорожного движения для основных участниковдорожного движения .Изучение правил дорожного движения, работа с тестами,разбор ситуаций на дороге Знаки дорожного движения. Изучение знаков дорожногодвижения, работа с тестами, разбор ситуаций на дороге — Велосипедист на дороге.Изучение правил дорожного движения для велосипедистов, тренировка навыковбезопасного поведения на дороге, фигурное вождение велосипеда. Практическоезанятие :отработка фигурного вождения на велосипеде.
Раздел 5. Видывооружений (5 часов) — История оружия от древних времен до современности. -Примитивное оружие. Средневековое оружие. Оружие современности. Оружиемассового поражения. Практические занятия: Кроссворд «Виды оружия». Видывооружения Российской армии. Холодное, огнестрельное, метательное. Практическиезанятия: работа по карточке «Классификация оружия Российской армии». АвтоматКалашникова. АКМ-74. Устройство, назначение, тактико-техническиехарактеристики. — Пневматическая винтовка. Стрельба из положения стоя и изположения лежа супором. — Поражение цели учебной гранатой. Практическиезанятия: сборка и разборка автомата на время, стрельба из положения стоя и изположения лежа..
Раздел 6. Основывыживания в сложных условиях (4часа) Основы ориентирования на местности. -Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью.Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с помощьюкомпаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в ориентировании.- — Определение азимута и отработка навыков по азимуту. Сопоставление способовориентирования. Практическое занятие: чтение карты и определение своегоместонахождения на карте. Поиск контрольных пунктов на местности. — Привалы иночлеги. — Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное игрупповое снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределениеобязанностей при устройстве бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевыхусловиях. Охрана природы в месте ночлегов. Практическое занятие: установкапалатки, оборудование бивака. — Виды узлов. Способы переправы. Виды узлов. Узлыдля связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы для закрепленияконцов верёвок. Специальные узлы. Практические занятия: отработка приёмоввязания различных узлов. — Ориентирование на местности Определение азимута.Практические занятия: отработка навыков движения по азимуту. — Техникапреодоления различных элементов личной и командной полосы препятствийПрактические занятия: техника прохождения различных препятствий: переправа побревну, переправа по параллельным верёвкам, навесная переправа, «маятник»,«бабочка».
Раздел 7. Опаснаязона (2 часа) — Правила надевания противогазов ГП-5, ГП-7. Преодоление зонызаражения. Устройство противогаза, правила его надевания, отработка нормативовпо времени надевания, техника преодоления зон заражения. — Правила надеванияОЗК. Преодоление в нем зоны заражения. Устройство ОЗК, правила его надевания,отработка нормативов по времени надевания, техника преодоления зон заражения.
Раздел 8. Зачетличный и командный зачет по курсу «Юнармия» (1 час) — Выполнение дисциплин попрограмме «Зарница» с оценкой уровня индивидуальной и коллективной подготовкиПрактические занятия: бег на дистанции 100 и 1500 м, отжимание от пола,подтягивание на перекладине, подъём туловища из положения «лёжа». Спортивныеигры, упражнения для развития ловкости, силы, выносливости. Итоговое занятие.Подведение итогов года, итоговое тестирование. IV. Контрольно – оценочныесредства Содержание данной программы состоит в основном из практических занятийпо предмету ОБЖ, тем самым, что она окажет огромную помощь в его изучении иподготовке школьной команды к ежегодным районным соревнованиям «Школабезопасности — Зарница». Специфика данной дисциплины обусловлена системностью,которая обеспечивается: · связью теории спрактикой; · доступностью; ·наглядностью; · целенаправленностью ипоследовательностью деятельности; · включениемобучающихся в активную учебную деятельность. Курс дополнительного образования«Юнармия» предполагает проведение комплексных занятий по темам по мере ихосвоения. Такой вариант позволяет удерживать внимание обучающихся, максимальнооттачивать навыки, т.к. обучающийся постоянно находится в ситуации повторенияранее изученного, а стимулом является местного поведения на занятиях, восновном составе школьной команды, которая будет защищать честь школы нарайонных соревнованиях.
1.5.Планируемые результаты.
В результатереализации программы юнармейцы должны: знать, уметь.
Историю ВС РФ;
историю военныхреформ в России эпохи Петра-I;
источники идуховные основы массового героизма Российских воинов при защите
Отечества;
выдающихсяполководцев России;
историю созданиявоенной техники и оружия;
военно-политические итоги ВеликойОтечественной войны 1941-1945 гг.;
этапы развитиявооруженных сил Российской Федерации.
Применять знанияна практике
Символы воинскойславы, боевые знамя, историю и символику ВВПОД«Юнармия»
Уважительноотноситься к символам воинской славы и юнармейского движения.
различать званияв юнармейском подразделении,
исполнять гимнЮнармии.
УставыВооруженных сил РФ права,обязанности и ответственность военнослужащих;
что такоевоинская дисциплина и требования к ней;
правилаповедения в воинском коллективе;воинские звания и правила вежливости.
Грамотно применять требования общевоинских уставов в повседневной деятельности,
Основные сведения по истории развития туризма в России, виды туризма, правила,
нормы поведениятуристов;
основные сведенияо климате, растительном и животном мире;
требования,предъявляемые к туристскому снаряжению, перечень личного игрупповоготуристского снаряжения;
видытопографических карт;
основныетребования движения группы на маршруте;
способы преодоленияпрепятствий;
технику вязкиузлов;
основныетребования к организации привалов и биваков;
основные типыкостров и их назначение; меры безопасности при обращении с огнем
Составлятьперечень личного и группового снаряжения;
заполнять маршрутныедокументы;
определятьмасштаб и расстояние по карте;
определять иописывать основные географические объекты;
измерять истроить азимут;
двигаться поазимуту при помощи компаса;
соблюдатьправила и режим движения.
Порядок неполнойразборки и сборки автомата Калашникова и правила поведения во время стрельб
мерыбезопасности при обращении с оружием;
инструкцию померам безопасности в тире и на стрельбище;
устройствомалокалиберной и пневматической винтовок, автомата Калашникова;
взаимодействиечастей, подготовку к стрельбе, возможные неисправности и способы их устранения;
основы техникистрельбы и методики тренировки;
правиласоревнований;
устройстворучных осколочных гранат.
Осуществитьнеполную сборку разборку автомата Калашникова в связи с
установленныминормативами и порядками проведения сборки разборки автомата;
готовить оружиек стрельбе;
вести стрельбуиз него по неподвижным и подвижным целям в соответствии с приемами и правилами;
анализироватьрезультаты стрельбы;
корректироватьстрельбу и вносить поправки в установку прицела;
выполнятьупражнения по метанию ручных осколочных гранат.
Общие положениястроевого Устава;
свои обязанностиперед построением и в строю;
команды иприказы военнослужащему, находящемуся в строю, при осуществлении
Доклада командиру,при передвижении в строю.
Образцововыполнять одиночные строевые приемы, без оружия и с оружием;
умелодействовать в составе отделения, взвода.
Четко ипоследовательно осуществлять команды, выполнять приказы командира и
осуществлятьдоклад о
выполнениипоставленной задачи.
Медицинскиетермины; лекарственные травы, растения и грибы.
основные понятияанатомии и физиологии человека;
понятия оборганах и системах органов, организме человека;
основымедицинской помощи при различных повреждениях организма человека;
способыпереноски и транспортировки пострадавшего.
Применять напрактике правильный алгоритм оказания доврачебной помощи и
транспортировкипострадавшего.
оказывать первуюмедицинскую помощь при различных повреждениях организма;
накладыватьстерильные повязки, при ранениях различной тяжести
номенклатуру иусловные знаки на топографических картах.
Ориентироватьсяна местности без карты и движение по заданному маршруту;
умелопреодолевать различные заграждения и зараженные участки местности;
ориентироватьсяна местности,
Роль и местофизической культуры в общей системе воспитания;
влияниефизических упражнений на организм человека,
содержание физическихупражнений по программе;
нормативныетребования по физической подготовке;
требованияличной и общественной гигиены;
мерыпредупреждения травматизма.
преодолеватьпрепятствия единой полосы препятствий;
выполнятьнормативы по физической подготовке;
Личностные:
· Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям,России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческомунаследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народнымтрадициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.
· Понимание и осознание моральных норм и правил нравственногоповедения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, междупоколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальныхгрупп.
· Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшимпоколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственныминормами; сформированная коммуникативная компетенция.
· Способность эмоционально реагировать на негативные проявления вдетском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своихпоступков и поступков других людей.
· Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического,нравственного, психологического, психического и социально-психологическогоздоровья человека.
· Осознание негативных факторов, пагубно влияющих наздоровье.
· Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образажизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.
· Представление об основных компонентах культуры здоровья издорового образа жизни.
· Потребность заниматься физической культурой и спортом, вестиактивный образ жизни.
Метапредметные:
Регулятивные:
· умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихсявозможностей;
· умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причиныдостижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях исмотрах);
· формирование умения находить достаточные средства для решениясвоих учебных задач;
· демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовкимероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качествеконкурсанта.
Познавательные:
· умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;
· навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи наоснове полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работамиизвестных военных конструкторов и действий полководцев;
· анализ и принятие опыта разработки и реализации проектаисследования разной сложности;
· умение самостоятельно находить требуемую информацию,ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями иявлениями;
· критическое оценивание содержания и форм современныхвнутригосударственных и международных событий;
· овладение культурой активного использования печатных изданий и интернет-ресурсами.
Коммуникативные:
· умение организовать сотрудничество и совместную деятельность спедагогом и сверстниками в отряде;
· приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе длярешения поставленной задачи;
· умение находить общее решение и разрешать конфликты;
· соблюдение норм публичного поведения и речи в процессевыступления.
Предметные:
Обучающиесянаучатся:
· использовать элементарные теоретические знания по истории техникии вооружения;
· применять основы строевой подготовки и дисциплины строя;
· отличать истинные намерения своего государства и западных державот того, что предлагают современные СМИ;
· владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поисканеобходимой информации;
· использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведениюмероприятий военно-патриотической направленности.
