Добрыйдень, уважаемые коллеги!
Новые федеральные государственные образовательные стандарты(или — стандарты 3 поколения) утверждены 30 мая 2021 года.
С 1 сентября 2022 года действует обновлённый ФГОС в каждойшколе, и обучающиеся, которые приняты на обучение в первые и пятые классы, учатся уже по обновленным ФГОС. а 2-4 классы по заявлению родителей.
Я остановлюсь на ключевых моментах.
Самый большой плюс обн. ФГОС – это создание в РФ единого образовательного пространства.
В чём конкретно это будет выражаться? Если вы помните,уважаемые коллеги, во ФГОС 2 поколения предметные результаты былисформулированы на уровень образования, то есть мы понимали, чему мы должнынаучить выпускников 4, 9 и 11 классов.
Ранее дети, которые переходили с одной школы вшколу, не могли свободно войти в образовательный процесс, так как программалибо опережала либо отставала даже на год. Теперь такого не будет. Теперь предметные результаты конкретизированы погодам обучения. И это, несомненно, плюс.Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки влюбом образовательном учреждении каждого региона страны.
А огромный МИНУС, с которым столкнулись учителя, в том, что
С 1 сентября работаем по старым учебникам, но по обновлённым стандартам!А значит, мы должны содержание этих учебников соотносить с тем, можно ли,обучая по ним, получить требуемые результаты обновлённых ФГОС.
Из положительных моментов я бы выделила стремлениеобъединить учебную и воспитательную деятельность. Т. К. воспитательнымпотенциалом обладает каждый предмет образовательной программы. Но в частидокументации это добавит работы учителю (это МИНУС): теперь в рабочей программепо предмету педагог обязан отразить её связь с программой воспитания. (Слайд )
В тематическом планировании нужно указать, что по каждой темевозможно использовать ЭОР.
Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных нормдля рабочих программ внеурочной деятельности.
Одна из основных тенденций ФГОС-3 –вариативность.
Новые стандарты требуют,чтобы содержание ООП было вариативным. Это значит, что школывсе больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать имразличные варианты программ в рамках одного уровня образования.
Слайды
У нас в РБ выбран вариант 2 (с учётом 5 дневнойучебной нагрузкой и изучением родного языка)
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело втом, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки наформирование определённых компетенций. А новые ФГОС определяют чёткиетребования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине, что конкретношкольник будет знать, чем овладеет и что освоит.
Практически полностью изменились требования к результатам освоенияпрограммы НОО.
Требования к результатам освоения программы уточнилии расширили по всем видам результатов – личностным,метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулюоснов религиозной культуры и светской этики.
Метапредметные и личностные результаты ( слайд)
Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностногоподхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметнымобразовательным результатам. Если в старых стандартах этирезультаты были просто перечислены, то в новых они описаны погруппам.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания: (слайд)
· гражданско-патриотическое;
· духовно-нравственное;
· эстетическое;
· физическое воспитание,формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
· трудовое;
· экологическое;
· ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
· овладение универсальными учебнымипознавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские,работа с информацией;
· овладение универсальнымиучебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
· овладение универсальнымиучебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывалисьобобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии ихсформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будетоценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – этоумение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебныхситуациях.
Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемыхрезультатов педагогам будет проще организовывать на уроках системуформирующего оценивания. А заместителю директора – проконтролироватькачество обучения.
Требования к метапредметным результатам сформулированы вкатегориях системно-деятельностного подхода «Находить», «Выявлять»,«Выбирать», (было осуществлять ,формулировать, использовать)
Конкретизировали требования к предметнымрезультатам
Главная задача ФГОС третьегопоколения – конкретизировать требования к предметным результатам.В предыдущей редакции стандарты включали только общие установки на формированиеопределенных компетенций. Новые ФГОС определяют четкие требованияк предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
1. Распределены по годам обучения и менять школа не может.
2. Определяют минимум содержания образования, изучение которогогарантирует государство . Требования к предметным результатам такжесформулированы в категориях системно-деятельностного подхода «осознавать,владеть, понимать, использовать». («Ученикнаучится», и нет как в предыдущем ФГОС «Ученик получит возможность научиться»,то что прописывали курсивом)
3.Зафиксированы контрольные точки сконкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70новых слов ежегодно и тому подобное).
4. Формулируются в деятельностной форме с усилением акцента наприменение знаний и конкретных умений.
5. Формулируются на основе документов стратегическогопланирования с учетом ВПР, НИКО и т.д.
Деление учеников на группы
Раньше таких норм ФГОС не устанавливал.
Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход (новсе зависит от финансирования!!!!)
Использование электронных средств обучения, дистанционныхтехнологий
Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь новыйФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии.Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование,например, электронного обучения идистанционных образовательных технологий.
Убрали из списка обязательных предметов второй иностранный
На уровне ООО школы получили правоучитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второйиностранный язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предметиз списка обязательных.
Это позитивное изменение. Раньше школы, которыене могли обеспечить качественное изучение второго иностранного языка,вынуждены были либо вводить предмет для галочки, либо нарушать требования ФГОС.Для тех же школ, у которых есть ресурсы, отсутствие второгоиностранного языка в списке обязательных предметов лишь помогает сделатьпрограммы вариативными, как того требуют новые стандарты.
Спасибо за внимание!
