ОООУчебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Рефератпо дисциплине
«Организацияменеджмента в образовательной организации»
Потеме:
«Информационныетехнологии в управлении образовательной организации»
Исполнитель:
Кургузова Анастасия Владимировна
Москва 2023 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
1. Информационные икоммуникационные технологии………………………….4
2. Информатизацияобразовательного учреждения……………………………….6
3. Возможностииспользования ИКТ в управлении образовательным учреждением………………………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………15
Введение
В концепциимодернизации, и в новых стандартах приоритетной целью образования становитсяуже «не передача суммы знаний, а развитие личности» каждого ученика. Внастоящее время в сфере российского образования происходят кардинальныеизменения. Стандарты второго поколения нацеливают педагога на формирование ушкольников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено тольков результате деятельности ученика в условиях выбора и при использованииучителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение ивнедрение последних особенно актуальными. В настоящее время в педагогическийлексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Педагогическаятехнология – это системный метод создания, применения и определения всегопроцесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческихресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию формобразования. У педагогов возникла проблема – превратить традиционное обучение,направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личностиребенка.
Для реализации познавательной итворческой активности школьника в учебном процессе используются современныеобразовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования,более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивнойдеятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнениедомашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы наиндивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса,академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровняобразования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогическихтехнологий, которые применяются в учебном процессе.
Управленческаядеятельность современного руководителя ОУ становится всё более интеллектуальнойи научной. Её эффективность обусловлена опытно-экспериментальной работой вобласти внутришкольного управления. Потоки информации, обрушивающиеся со всехсторон на участников образовательного процесса, не оставляют времени дляраздумий о необходимости изменений в традиционном процессе управления школой. Поэтомуцелью работы является – обосновать аспекты управленческого экспериментирования,которые определены кардинальными изменениями во взглядах на личность в целом иличность ученика в частности.
1. Информационные икоммуникационные технологии
Информатизация образования – этоприведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностямиинформационного общества.
Образовательная деятельность наоснове ИКТ:
— открытое (но контролируемое)пространство информационных источников,
— инструменты «взрослой»информационной деятельности,
— среда информационнойподдержки учебного процесса,
— гибкое расписание занятий,гибкий состав учебных групп,
— современные системы управленияучебным процессом.
В качестве ведущих направленийиспользования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступаютследующие:
— формирование первичныхнавыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;
— освоение информационных и коммуникационныхсредств какодного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскимиинструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическимитаблицами); различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментамикоммуникации (прежде всего, с Интернетом).
Уроки с использованиеминформационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.Урок с использованием информационных технологий становится более интересным дляучащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоениезнаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Повышение эффективности уроказа счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами(плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии,бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности. Возможностьпродемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации,звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеютвозможность представления в мультимедийной форме уникальных информационныхматериалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемыхявлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Информационные технологии предоставляют широкиевозможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только засчет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащихся. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить трудпедагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самымна уроке освобождается время для дополнительных заданий.
2. Информатизация образовательного учреждения
Информатизация общества –это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в сборе,накоплении, продуцировании, обработке, хранении, передачи и использованияинформации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительнойтехники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Этот процесс инициирует:
— совершенствование механизмовуправления системой образования на основе использования автоматизированныхбанков данных научно-педагогической информации, информационно-методическихматериалов, а также коммуникационных сетей;
— совершенствованиеметодологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных формобучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности в современныхусловиях информатизации общества;
— создание методических системобучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала личности, наформирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную,экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные видысамостоятельной деятельности по обработке информации;
— создание и использованиекомпьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровнязнаний.
В настоящее время использованиеИКТ в практике управления ОУ в основном заключается в следующем:
— подбор иллюстративногоматериала для оформления стендов, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер,презентации);
— обмен опытом, знакомство с периодикой,наработками других ОУ;
— использование цифровойфотоаппаратуры и программ редактирования
фотографий, которые позволяютуправлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные,редактировать и демонстрировать их;
— использование видеокамеры исоответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения ипредоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создатьнезамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновуюмузыку или наложение голоса);
— использование Интернета вуправленческой деятельности, с целью информационного и научно-методическогосопровождения процесса управления ОУ;
— оформление буклетов,визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениямдеятельности.
— создание медиатек, которыепредставляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
— использование компьютера вделопроизводстве ОУ, создании различных баз данных.
— создание электронной почты,ведение сайта ОУ.
Наступило время, котороеучёные характеризуют «информатизацией общества», под которой понимается«процесс возрастания объёма научных знаний и иных сведений, вовлекаемых в сферутруда и иные сферы общественной жизни».[1]
Существует огромное множестворазличных определений понятия «информации», но их нельзя свести к единомусодержанию. В философском словаре даётся следующее определение: «Информация (отлатинского informatio – ознакомление, разъяснение, представление,понятие) – это, во-первых, сообщение, ознакомление, осведомление о положениидел, сведения о чём-либо, передаваемое людьми; во-вторых, уменьшаемая,снимаемая неопределённость в результате получения сообщений; в-третьих,сообщение, неразрывно связанное с управлением; в-четвёртых, передача,отражение, разнообразие в любых объектах и процессах (живой и неживойприроды)».[2]
С середины ХХ века это понятиевключило в себя и обмен сведениями между «человеком и автоматом» и «автоматом иавтоматом».[3]
Теория организации сводитформулировку понятия «информации» к следующей: «Данные, несущие в себе новизнуи полезность для работника, принимающего решение, называются информацией».[4]
Информационная средалюбой организации подчиняется закону информированности-упорядоченности: «Каждаясистема (социальная или биологическая) стремится получить как можно большедостоверной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде дляустойчивого функционирования (самосохранения)». Управленческая информация«всегда связана либо с функциями управления, либо с компонентами управленческойдеятельности, либо с субъектами управляющей системы».[3]
Управленческая информация– это те данные, которые обладают для руководителя определённой новизной итребуют принятия им управленческого решения. По мнению Ю.А. Конаржевского,возможно интенсифицировать управление на основе информации, представленнойкак системе, отражающей во всём многообразии управляемый объект.
«По форме управление любойсоциальной системой (в том числе и школой) представляет собой процесспереработки информации. В общих чертах он состоит из трёх основных этапов:сбора информации о состоянии управляемого объекта, переработки её и выдачикомандной информации (управленческое решение)».[4]
Ю.А.Конаржевский, выстраиваясхему управления образовательным учреждением, по сути доказал, что управление –это информационный процесс, где управляющая система получает информацию осистеме управляемой, анализирует её, и на основе анализа данных о состояниивнешней среды, а также с учётом директив вышестоящих органов образования,вырабатывает и принимает управленческое решение. Это решение направлено наупорядочение управляемой системы и её перевод в новое качественное состояние.Командная информация поступает в управляемую систему, и круг замыкается (рис.1).
Рис. 1 . Схема управленияОУ
1 – управляющая система; 2 – командная информация; 3-управляемая система; 4 – информация о состоянии управляемой системы; 5 – данныео состоянии внешней среды; 6 – директивная информация вышестоящих органов,достижения науки, передовой педагогический опыт.
Информация обслуживает всевиды управленческой деятельности. В педагогическом анализе, направленном наконечные результаты деятельности школы и планово-прогностическую функцию, онаиграет основополагающую роль. На основе аналитического обоснования создаётсястратегия, модель предстоящей деятельности коллектива; по мере выполненияорганизационно-исполнительской функции управленческой деятельности идётпостоянный обмен информацией и её переработка; в ходе внутришкольного контролянакапливают сущностную, конкретную, объективную информацию и на её основепринимаются регулятивные и коррекционные меры.
3. Возможностииспользования ИКТ в управлении образовательным учреждением
Назначение информации вуправлении образовательным учреждением:
— информация способствуетнаучному познанию окружающей действительности, расширяет знания о ней;
— информация даёт возможностьпринять оптимальное, научно обоснованное управленческое решение, требующее меньшихматериальных и трудовых затрат;
— полная, достоверная,объективная информация повышает качество и эффективность управленческого трудаи производства в целом.
— информация служитобеспечению работников образования результатами научных исследований, передовымпедагогическим опытом, новейшими технологиями обучения и воспитания.
Эффективно выстроеннаясистема получения внешней педагогической информации в образовательномучреждении своевременно обеспечивает учителей результатами научныхисследований, передовым педагогическим опытом, новейшими идеями и технологиямиобучения и воспитания, директивными указаниями вышестоящих органов образования,регламентирующими предписаниями из учреждений, сопричастных к деятельностишколы, сведениями внешней среды об условиях жизни детей в семье и т.д.[1]
Внутренняя педагогическаяинформация представляет собой совокупность сведений о состоянии здоровьяшкольников, результатах обучения и воспитания учащихся, сведений об учителях,их деятельности, родителях, данные о материально-технической оснащённостиобразовательного процесса, сведения о внешних связях школы. Внутреннююпедагогическую информацию подразделяют на оперативную, тематическую и итоговую.
Оперативная информация даётвозможность руководителю своевременно распознать зачатки негативных отклоненийв образовательном процессе.
Тематическая информацияпреследует целью сбор сведений по конкретному вопросу, выявление тенденций вразвитии объектов управления.
Итоговая информация даёт возможностьсформулировать аналитическое обоснование, управлять школой по результатам.[2]
Существуют три основныхканала поступления информации к руководителю образовательного учреждения:
I – формализованный (вдостаточной степени достоверная, регламентированная по форме, содержанию ивремени информация);
II – стихийный (не всегдаобъективные сведения, звонки по телефону, устные обращения, ответы и т.д.);
III – свободный(информация, представляющая профессиональный интерес для руководителя иинициируемая им).
Информация должна бытьбезошибочной и объективной. Для достижения этого могут потребоватьсянеоднократные и независимые друг от друга проверки.
Своевременность. Информация должна бытьдоступна тогда, когда она необходима, не позже. Запоздалая информация можетпривести к дорогостоящим ошибкам и задержкам.
Уместность. Информация должнаотвечать на определенные вопросы, ответ на которые необходим в настоящиймомент. Информация может быть точной и своевременной, но совершенно неотносящейся к делу.
Форма представления. Информация должна быть представлена в той форме, в которой ееобработка наиболее удобна в настоящий момент. Часто информация, представленнаяв неудобном или незнакомом формате попросту игнорируется.
Доступность. Информация должна быть легко доступна для того, кому она впервую очередь необходима.
Развивающаяся системаинформации необходима для любой школы. Методы сбора информации – важнейшаячасть этой системы.[1] М.М. Поташник приводит основные: изучение директивных,нормативных, методических и других документов, наблюдение, опросы,анкетирование, тестирование.
Также существуют и комплексныеметоды сбора информации. В процессе их использования сразу же осуществляетсяанализ информации: метод оперативного разбора мероприятия, методретроспективной беседы, ведение дневниковых записей и т.д.
Своевременность полученнойинформации – важнейший фактор, влияющий на оптимальность её сбора. Все методысбора информации не универсальны, поэтому необходим их отбор и сочетание взависимости от управленческой ситуации. Комплекс мероприятий, направленных наполучение полной информации, ориентированной на предметную область, офункционировании открытой, сложной системы, называется мониторингом (отангл. monitor – следить, вести наблюдение). Это понятие,заимствованное в педагогическую науку из экологии и социологии, характеризуетсяпонятиями: система, наблюдение, прогнозирование результатов, состояние объектаили процесса и т.д.
Мониторинг даёт целостноепредставление о качественных и количественных изменениях в системе, позволяетпринимать управленческие решения по выводу управляемой системы в новоекачественное состояние.[1]
Современные научныеисследования1 доказывают,что мониторинг является механизмом управления при соблюдении определённыхусловий:
— комплекс мероприятий по егореализации должен осуществляться как целостная система управленческого цикла;
— совокупность мониторинговыхдействий должна представлять собой информационную систему;
— необходимо сформироватьцелостную систему распределения потоков информации, определить условия итехнологию её хранения и использования.
Таким образом, перед каждымруководителем рано или поздно встаёт вопрос о создании или корректировкесуществующей системы информационного обеспечения в учреждении. Для созданияединого информационного пространства школы необходимо в первую очередь создатьцелостную систему внутришкольной педагогической информации, определиться с еёсодержанием и объёмом, сформировать информационные потоки, выбрать методы сбораинформации, обеспечить оптимальное использование и хранение информации.
Под понятием «информационныйпоток» мы понимаем определённое количество информации, передаваемой по каналусвязи в определённый период времени. Чтобы построить эффективную модель системыинформационных потоков в ОУ, важно вывести их на определённый уровень(административно-управленческий, коллегиальный, уровень ученическогосамоуправления) и конкретные лица для анализа и принятия управленческогорешения.[2]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание условий длясамореализации всех участников образовательного процесса, освобождениеруководителя от рутинной «бумажной» работы и высвобождение времени натворческую, научную деятельность связано с поиском новых школьных моделей итехнологий управления их внедрением. Организация опытно-экспериментальнойработы в указанном направлении приобретает первостепенное значение.
Модернизациясистемы школьного образования в стране внесла коррективы впредставления о характере управленческой деятельности руководителя школьного образовательногоучреждения. Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детеймогут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, наоснове научных принципов, достижений высокого профессионализма руководителей ОУ,повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организациипедагогического процесса.
При изменяющемсяобразовании не может быть устаревшей системы управления, но и обновлениесистемы управления требует определенного времени. Одним из путей повышенияэффективности управления школьным образовательным учреждениемявляется внедрение в практику инноваций. Процесс внедрения инноваций в сферууправленческой деятельности — это сложный процесс, который предполагает постепенноеобновление и совершенствование содержания, методов, средств, технологийуправления, что, в конечном итоге, оказывает влияние на качествопедагогического процесса.
Итак, использованиесредств информационных технологий позволяет сделать процесс управления ОУ эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новыевозможности для развития. В отличие от обычных технических средств обученияинформационно-коммуникационные технологии позволяют не только обеспечитьпедагога и руководителя ОУ большим количеством готовых, строго отобранных,соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные,творческие способности, и что очень актуально – умение самостоятельноприобретать новые знания.
Использование информационныхтехнологий в управлении ОУ дает возможность существенно обогатить, качественнообновить процесс развития ОУ и повысить его эффективность.
Такимобразом, внедрение информационных технологий в процесс управления ОУ, в томчисле и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества иоперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективныеформы работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Абросимова М.А. Информационные технологии в государственном имуниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. — М.: КноРус,2013. — 248 c.
2. Акперов И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник /И.Г. Акперов А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 400 c.
3. Балдин К.В. Информационные технологии вменеджменте / К. В. Балдин. – М.: Академия, 2012. — 283 с.
4. Веряев А.А. Педагогика информатики / А.А. Веряев. — Барнаул: БГПУ,2010. – 140с.
5. Рыбалева И.А. Современные педагогические технологии в реализацииФГОС/ И.А.Рыбалева. – Краснодар, 2018 – 23с.
