Табулирование функции — это вычисление значенй функции при изменении аргумента от некоторого начального значения до некоторого конечного значения с определенным шагом. Именно так составляются таблицы значений функций, отсюда и название — табулирование. Необходимость в табулировании возникает при решении достаточно широкого круга задач. Например, при численном решении нелинейных уравнений f(x) = 0, путем табулирования можно отделить (локализовать) корни уравнения, т.е. найти такие отрезки, на концах которых, функция имеет разные знаки. С помощью табулирования можно, хотя и очень грубо, найти минимум или максимум функции. Иногда случается так, что функция не имеет аналитического представления, а ее значения получаются в результате вычислений, что часто бывает при компьютерном моделировании различных процессов. Если такая функция будет использоваться в последующих расчетах (например, она должна быть проинтегрирована или продифференцирована и т.п.), то часто поступают следующим образом: вычисляют значения функции в нужном интервале изменения аргумента, т.е. составляют таблицу (табулируют), а затем по этой таблице строят каким-либо образом другую функцию, заданную аналитическим выражением (формулой). Необходимость в табулировании возникает также при построении графиков функции на экране компьютера.
|
|
Пример: Протабулировать функцию y=sin^2(x)/x*x-4 с шагом 0.5. Диапазон произвольный, например, 0< .=x< .=5.
#include< .stdio.h> .#include< .math.h> .#include< .conio.h> .void main(){int i .float y,x .
for(i=1,x=0 .x< .=5,i< .=11 .i++,x+=0.5)
{ y=sin(x)*sin(x)/x*x-4 . printf(n y = %f n, y) .
}
Задания для лабораторной работы:
Протабулировать функции в соответствии со своим вариантом.
Nп/п | Функция | Начальное х | Конечное х | Шаг по х |
1. | Y=sinx + |x| + 2x | 0.5 | 3.5 | 0.5 |
2. | Y=sinx1/2 + ex — 3 | 0.1 | ||
3. | Y=ab + sin2x – x1/2 | 0.1 | ||
4. | Y=x3 + x1/2 – 3c | 0.1 | ||
5. | Y=arctgx2 + x — 3 | 0.2 | ||
6. | Y=x1/2 + cosx — 3 | 0.1 | ||
7. | Y=lnx2 + x2 + 2 | 0.1 | ||
8. | Y=cosx2 + sin2x + 2 | 0.5 | ||
9. | Y=cosx + lnx — ex | 0.2 | ||
10. | Y=ex +|x| + x2 | 0.1 | ||
11. | Y=x3 + ln|x| — 3 | 0.2 | ||
12. | Y=arctgx + x1/2 + 2 | 0.3 | ||
13. | Y=x5 + 2x2 — 3 | 0.2 | ||
14. | Y=x1/2 + 3|x| + x2 | 0.1 | ||
15. | Y= cos2x + lnx + 2 | 0.1 | ||
16. | Y= x3 + 2ln|x| + 3 | 0.2 | ||
17. | Y=sin2x + x3 + |x| | 0.2 | ||
18. | Y=arctgx2 – 3 + 2x | 0.3 | ||
19. | Y=sin3x + 3x2 + 3 | 0.4 | ||
20. | Y=arctg x3 + 2sinx — 3 | 0.2 | ||
21. | Y=lnx3 + 2cos — 2 | 0.4 | ||
22. | Y=x5 + 3arctgx2 + 2 | 2.5 | 3.5 | 0.1 |
23. | Y= x3 + 3sin2x — 3 | 1.5 | 2.5 | 0.1 |
24. | Y=arctgx + 2sinx — 2 | 0.2 | ||
25. | Y=sin2x + 2cosx + 3 | 0.2 | ||
26. | Y=x5 + x1/2 — 3 | 0.2 | ||
27. | Y= x8 + 5x2 — 5 | 0.2 | ||
28. | Y=sin|x| + cos2x | 0.1 | ||
29. | Y=x1/3 + x3 — 3 | 0.1 | ||
30. | Y = sin x2 +cos x2 – lnx | 0.1 | ||
31. | Y = arctg x + 2 | 0.3 | ||
32. | Y = sin x2 + 5 | 0.2 | ||
33. | Y =cos x + x1/5 | 0.1 | ||
34. | Y = ln |x| + 2 | 0.2 | ||
35. | Y=(cos|x| + 2x)/(x5 + 5) | 0.3 |
Контрольные вопросы:
|
|
1. Что такое табулирование функции?
2. Какие операторы используются при написании кода программы?
3. Что такое функция принадлежности?
4. Что такое цикл?
5. Какие виды циклических алгоритмов Вы знаете?