X-PDF

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе средством физического воспитания

Поделиться статьей

Статья: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ»

Инструктор по физической культуре:

Доронькина Т.Н.

МБДОУ детский сад1 *Остров детства*

с.Ильинское

Вопросу готовностиребенка дошкольного возраста к обучению в школе в современной системеобразования уделяется огромное внимание. Во многом это определенномногокомпонентностью данного понятия. Все элементы структуры готовностивзаимосвязаны друг с другом и в совокупности определяют успешность адаптации иобучения детей в школе. При этом немаловажную роль играет уровень физическойготовности ребенка к обучению в школе. Для успешного обучения в школе ребенкунеобходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но ифизическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастаниеумственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем исверстниками – факторы значительного напряжения нервной системы и другихфункциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка вцелом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастаетзаболеваемость. Сегодня основной целью физическогообразования является обеспечение гармоничного развития личности с высокойумственной, физической и социальной активностью.

Исследование проводилосьна базе МДОУ «Ягодка» города Лабытнанги ЯНАО в течение 2010-2011 и 2011-2012учебных годов.  В исследовании принимало участие 2 группы дошкольников (сначаластарших, а потом подготовительных групп). В 2010-2011 учебном году (в сентябреи апреле) была проведена диагностика психического и физического развития всехдетей данных групп.

Занятияпо физической культуре в это время проводились по единой программе – «Детство».Анализ результатов диагностики показателей психического и физического развитияв 2011-2012 учебном году  .

Дляизучения двигательной подготовленности в основу были взяты  тесты,характеризующие показатели и уровень развития физических качеств дошкольников (прыжок в длину с места, бег на 3х10 м с ходу, наклон сидя, непрерывный бег 300м, челночныйбег 3х10 м, метаниемяча на дальность, прыжок в высоту с места).

Дляопределения уровня психологической готовности ребенка к школе использовалась«Методика определения готовности к школе» Л.А. Ясюковой. Ядро даннойдиагностической системы составляют тесты, позволяющие проанализироватьособенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональнуюструктуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, котороенеобходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка вшколе.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростковНаучного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровыхдошкольников уменьшилось в 5 раз и среди контингента детей, поступающих вшколу, составляет лишь около 10%. Одной из причин резкого ухудшения здоровьяподрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус сложившейсясистемы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принципединства психического и физического развития (С.Б. Шарманова, 1995; А.А.Горелов и др., 2002) [15, 70].

Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь каксредство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному исоциально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможностицелостного формирования личности [68]. Вместе с тем многочисленные исследованиясвидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психическихфункций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических ипсихических качеств у дошкольников. Установлено, что отставание в умственномразвитии приводит к отставанию в развитии физических качеств. Доказаноположительное влияние активной двигательной деятельности на умственнуюработоспособность [5. 35].

Физические упражнения для развития двигательных уменийпредполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запасадвигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитииребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).

Упражнения для развития физических качеств обеспечиваютформирование основных физических способностей, отражающих качественную сторонудвигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационныеспособности; гибкость, выносливость). Особое внимание следует уделять развитиюобщих координационных способностей (дифференцировочной, ориентационной, ритмическойи др.), включающих умение тонко и точно дозировать движения по усилию,направлению, времени, с целью формирования тонкой дифференцированнойразличительной чувствительности к временным, силовым, пространственнымхарактеристикам движений. В этом случае двигательное и физическое развитиеосуществляется как когнитивно-двигательное.

Перечисленные группы упражнений относятся к факторам,оказывающим опосредованное влияние на умственное развитие ребёнка в процессефизического воспитания.

Диагностикапсихического состояния детей старшего дошкольного возраста в течение первогогода исследования позволило выяснить, что готовность детей к обучению в школе восновном средняя.  В течение второго года исследования был проведенпедагогический эксперимент. В одной из подготовительных групп в процессефизического воспитания использовалась разработанная методика,основанная на комплексном использовании средств физического воспитания идидактических игр.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

Педагогический экспериментбыл направлен на выявление возможностей комплексного использованиясредств физического воспитания и дидактических игр для существенного  повышенияпоказателей готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

                Подконтролем были две подготовительные группы. До начала эксперимента онизанимались на физкультурных занятиях по единой программе («Детство»). В ходеэксперимента была разработана экспериментальная методика, включающая не толькоигры и физические упражнения, но и дидактические игры и задания комплексного характера, направленные на решение задач как физического, так иинтеллектуального развития.

В ходе исследованийразработаны физические упражнения для развития умственной сферы, которыенепосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими вумственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическоемышление, внимание, память, речь).  Суть данных упражнений заключается всочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного наразвитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры.

    За основу были взятыупражнения с включением ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, при выполнениикоторых создавались условия для овладения разными видами познавательныхориентировочных действий, лежащих в основе умственного развития детейдошкольного возраста, прежде всего перцептивных, отражающих уровень развитиявосприятия дошкольников (действия идентификации, отнесения к эталону,перцептивного моделирования) и мыслительных (действия образного и логическогомышления). Дополнительно были использованы задания и упражнения длясовершенствования сенсомоторных координаций, развития речи, воображения,процессов памяти и внимания.

    Например, ходьба и бег,включённые в подготовительную часть занятия, превращались в игру«Слушай-действуй!», во время которой дети должны были выполнять действия,соответствующие отрывку из музыкального произведения: под польку — подскоки;под вальс — кружение и т.д., что способствовало не только решению специфическихзадач подготовительной части, но и развитию внимания, слухового восприятия,слухомоторной координации.

Развитие мышления осуществлялось путём расширения кругапонятий, включения мыслительных действий в процесс двигательной активности иманипуляций со спортивно-игровым оборудованием. Операции анализа, синтеза,сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификации, обобщениянасыщали каждое физкультурное занятие. Например, преодолению полосы препятствийпредшествовало задание подобрать спортивный инвентарь, соответствующийзаданному признаку (форме, цвету, назначению) или расставить его в соответствиисо схематическим изображением, предложенным педагогом. Уборка спортивныхмодулей и оборудования реализовывалась с дополнительным заданием «Сложи похожеес похожим». При делении детей на команды каждый капитан выстраивал свою командупо росту, длине волос, физической подготовленности. Умение выделятьсущественные признаки предметов совершенствовалось в игре «Покажи отгадку»,когда дети не только отгадывали загадку, но и показывали ответ с помощьюдвижений. При выполнении основных видов движений отрабатывалось умение пониматьколичественные и качественные соотношения предметов: «Лена прыгнула выше, аКатя ниже, стенка находится справа, а скамейка слева и т.д.». Обучение сложнымдвижениям сопровождалось анализом двигательного действия (совместно детьми ипедагогом), показом и проговариванием его составных элементов, сравнениемвыполняемого ребёнком действия с эталонным, поиском ошибок, неточностей и путейих исправления.

Подобные задания с большим интересом воспринимались всемидошкольниками. Педагогические наблюдения выявили повышение познавательнойактивности детей, улучшение дисциплины и эмоциональный подъём на занятии.Однако на первом этапе детям с трудом удавалось удерживать внимание наосуществляемом движении во время выполнения упражнений умственнойнаправленности. Потребовался ряд вводных занятий, на которых доля упражненийдля развития умственной сферы постепенно увеличивалась.

 Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми иполноценными гражданами в обществе. Использованиеразнообразных форм двигательнойдеятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развитияи укрепляет здоровье ребенка, необходимые при обучении в школе.

 Экспериментпоказал, что проведение физкультурных занятий в подготовительной группе сиспользованием, наряду с физическими упражнениями, дидактических игр и заданий,оказало положительное влияние на развитие двигательных качеств ипсихологической подготовленности детей к обучению в школе. Уровень физической ипсихологической подготовленности в экспериментальной группе также оказалсясущественно выше, чем в контрольной. Стало очевидно, что данная методикаспособствует лучшей подготовке детей к обучению в школе.

         Проведенноеисследование показало, что включение в учебный процесс по физическомувоспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речии связанных с ней высших символических функций, не только способствуетумственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л.С.Выготского, «саму моторику», переводя её на «новый и высший этаж» и обеспечиваябыстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий,умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительноменяющейся окружающей обстановки, благодаря чему улучшается двигательноеразвитие детей.

Такимобразом, проведенный эксперимент подтвердил, что целенаправленное использованиев экспериментальной группе в процессе физического воспитания дидактических игри заданий приводит к более эффективному развитию физических качеств уобучающихся, чем стандартная методика физического воспитания дошкольников. Иглавное, данная методика способствует лучшей подготовке детей к обучению вшколе.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет