Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Подготовка к ЕГЭ
СЕКРЕТЫ ОДНОГО ЗАДАНИЯО задании № 8 на ЕГЭ по русскому языку
-
2 слайд
Грамматические синтаксические ошибки – это ошибки
в построении словосочетания и предложения.В задании №8 дано 9 предложений, в 5 из которых содержится грамматическая ошибка. Ученику необходимо найти ошибку и установить соответствие с типом её.
Прочитайте все предложения, так как грамматическая ошибка слышна при чтении. Найдите в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Это действие поможет найти следующую ошибку: -
3 слайд
Грамматические ошибки
-
4 слайд
I. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1.Чаще в тестах это ошибка дана в сложном предложении.
Ищем сложноподчиненное предложение со словами
«те, кто…», «все, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…»,
«каждый из тех, кто», «многие из тех, кто…»Неправильное согласование подлежащего «те» и глагола – сказуемого, которое должно стоять во множественном числе.
-
5 слайд
Неправильное согласование подлежащего «кто» и глагола – сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.
Запомните:
те (все, многие из тех) + глагол – сказуемое во множественном числе
кто (тот, каждый из тех) + глагол – сказуемое в единственном числеВариант №1
-
6 слайд
Неправильное согласование подлежащего, выраженного собирательным именем существительным, и сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.
Вариант №2 -
7 слайд
Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название газеты, журнала, произведения и др.
Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, которое является несклоняемым сложносокращенным словом. Сказуемое согласуется с основным (опорным) словом, входящим в наименование (в данном случае со словом «университет»). -
8 слайд
Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимением кто, никто, что, ничто, и сказуемого.
-
9 слайд
Несклоняемые названия животных: пони/кенгуру/шимпанзе/фламинго-мужского рода
Род несклоняемых географических понятий определяется по родовому понятию:
Сочи (город)/Лимпопо(река) -
10 слайд
II. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
1. Ищем производные предлоги, которые произошли от других частей речи:
благодаря, согласно, вопреки, наперекор, наперерез, подобно.
эти предлоги употребляются с существительными в дательном падеже
Употребление в подобных конструкциях родительного падежа вместо дательного – распространенная ошибка.
вследствие
ввиду чего? Р. п.
в случае
Вариант №3 -
11 слайд
2. Ищем непроизводный предлог «по» в значении завершенного действия:
Предлог «по» в значении «после чего – либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.
Вариант №4 -
12 слайд
III. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Большинство приложений согласовано с определяемым словом (то есть, стоит в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное).
Например: река (какая?) Волга
реки (какой?) Волги
Имена собственные, заключенные в кавычки и представляющие собой название литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов и т.д., нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное существительное «роман», «повесть», «рассказ», «стихотворение», «газета», «журнал» и т.д. Эти собственные имена называются несогласованными приложениями.
Например: газета (какая?) «Правда»
газеты (какой?) «Правда»
газете (какой?) «Правда»Я прочитал «Судьбу человека»
Вариант№5 -
13 слайд
IV. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными двойными союзами «не только…, но и…», «как…, так и…»:
Части двойных союзов «не только…, но и…», «как…, так и…» являются постоянными.
Части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.
Вариант №6 -
14 слайд
2. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными соединительным союзом «И».
Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом «И».
Недопустимо, чтобы от глаголов – сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.
Вариант №7 -
15 слайд
При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги, разные предлоги опускать нельзя. Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог.
Нельзя в ряд однородных членов ставить обобщающее слово.
-
16 слайд
V. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Ошибки появляются при смешении прямой и косвенной речи.
При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передается.
Вариант №8 -
17 слайд
VI. Нарушение в построении предложений с деепричастным оборотом
Деепричастие – неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?
Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении с инфинитивом.
Готовясь к экзамену, нужно повторить все темы курса русского языка.
Вариант №9 -
18 слайд
VII. Нарушение в построении предложений с причастным оборотом
Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Несогласование определяемого слова и причастного оборота
Отрыв причастного оборота от определяемого слова
Разрыв причастного оборота определяемым словом
Употребление причастия без необходимых зависимых слов
Вариант №10 -
19 слайд
VIII. Нарушение в построении сложноподчиненных предложений
Употребление избыточных соотносительных слов (указательного местоимения, наречия) в главной части СПП.
Употребление рядом двух однозначных союзов (что будто бы…, но однако)
Пропуск союза. -
20 слайд
Отрыв придаточного предложения от определяемого слова в главной части сложной конструкции.
Неуместное употребление указательного слова при построении СПП и нарушение правильного глагольного управления: разъяснил (что?).
Загромождение сложного предложения одинаковыми союзами.
Вариант №11 -
21 слайд
IX. Ошибки, связанные с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм.
Глагол «подвергает» употреблен в настоящем времени; глагол «раскрыл» употреблен в прошедшем времени.
Деепричастие «делая» относится к несовершенному виду, а деепричастие «разместив» к совершенному виду.
Необходимо соблюдать видовременную соотнесённость глаголов – сказуемых и деепричастий в связном тексте.
Вариант №11 -
22 слайд
X. Неправильное употребление имени числительного.
Собирательных числительных (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе) сочетаются только:
1. С существительными мужского рода и общего рода, называющими лиц мужского пола (двое парней).
2. С существительными, обозначающими детенышей животных (четверо котят).
3. С существительными дети, ребята, люди, лица (пятеро ребят).
4. С существительными, употребляющимися только во множественном числе (двое саней, трое ножниц).Вариант №11
-
23 слайд
Вариант 11.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. -
24 слайд
Укажите предложения с грамматической ошибкой «Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом»
1) Вопреки прогнозам, шквальный ветер не нарушил систему энергоснабжения поселка.
2) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
3) Контроль деятельности подразделения возложен на директора филиала.
4) По окончанию школы мы все будем
поступать в институты.
2,4 -
25 слайд
Укажите предложения с грамматической ошибкой «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»
1) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
2) Большинство произведений поэта
посвящены теме любви.
3) Многие из путешествующих, кто были на
русском Севере, стремятся приехать еще раз
на Соловки и Кижи.
4) Те, кто приезжал на Черноморское побережье, любовались морским пейзажем.
1,2,3 -
26 слайд
Укажите предложения с грамматической ошибкой «Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением»
1) В районной газете «Светлом пути» была
опубликована статья о нашей школе.
2) Начало русской драматургии было положено пьесами «Недоросль» Д.И. Фонвизина и «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
3) В журнале «Новом мире» напечатана
рецензия на это произведение.
4) Путешествие по Волге мы совершили на теплоходе «Пётр Великий».
1,3 -
27 слайд
Укажите предложения с грамматической ошибкой «Ошибка в построении предложения с однородными членами»
1)И.И.Левитан стремился показать на своих картинах не только красивый вид, но и передать всю трогательность русской природы.
2) Неприятный мне разговор затянулся, вопреки моим ожиданиям.
3)Все россияне помнят и гордятся победой нашей страны в Великой Отечественной войне.
4) В комнате стояли столы, стулья, книжный
шкаф, современная мебель.1,3,4
-
28 слайд
Укажите предложения с грамматической ошибкой «Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом»
1)Вся дорога должна быть в поле зрения водителя, находясь за рулем автомобиля.
2) Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.
3) Используя языковые средства
выразительности, речь наполняется яркими красками.
4) Готовясь к экзамену по русскому языку, толковые словари помогут вам.1,3,4
-
29 слайд
Укажите предложения с грамматической ошибкой «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом»
1) Арестованный тревожился о семье,
взятой под надзор полицией и которую он
оставил без средств к существованию.
2) Не подкреплённые слова фактами ничего не стоят.
3) Содержание задач, включённое в экзаменационную работу, не выходит за рамки школьной программы.
4) В лесу мы нашли много ландышей, пробивающихся из-под земли.
1,2,3 -
30 слайд
Укажите предложения с грамматической ошибкой «Неправильное построение предложения с косвенной речью»
1) Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает.
2) Н.М. Карамзин утверждал, что изучение иностранных языков обогащает родной язык, делает его более ярким, гибким.
3)Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.
4)Оскар Уайльд сожалел, что: «В наш век
люди слишком много читают, это мешает
им быть мудрыми»
1,3,4 -
31 слайд
-
32 слайд