ЭкзаменационныйIIвариант
контрольныхизмерительных материалов основного
государственногоэкзамена 2022 года
поБИОЛОГИИ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационнаяработа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит24 задания с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.
Навыполнение экзаменационной работы по биологии даётся 3 часа (180 минут).
Ответомк заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа втексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответык заданиям 2–17 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеруправильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затемперенесите в бланк ответов № 1.
Ответык заданиям 18–24 записываются в виде последовательности цифр. Ответ запишите вполе ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 безпробелов, запятых и других дополнительных символов.
Кзаданиям 25–29 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланкеответов № 2.
Всебланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевойили капиллярной ручки.
Наэкзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемыйкалькулятор.
Привыполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, атакже в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются приоценивании работы.
Баллы,полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить какможно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Послезавершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответомк заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2–17 являетсяодна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово(словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затемперенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания,начиная с первой клеточки
Задание1
Какое свойство живых систем заключается в том, что организмысостоят из частей, структурно и функционально связанных в единое целое?
Ответ:____________________________________________.
Задание2
Каким свойством обладает фрагмент клеточной структуры, показанныйна рисунке?
1) способностью синтезировать АТФ
2) постоянством формы
3) способностью синтезировать белок
4) избирательной проницаемостью
Ответ:
Задание3
Что такое мицелий?
1) фотосинтезирующая часть лишайника
2) орган спороношения гриба
3) симбиотический орган гриба и корней растений
4) вегетативное тело гриба
Ответ:
Задание4
Какой процесс у растений обеспечивает транспорт воды и минеральныхвеществ из корня в стебель?
1) дыхание растений
2) вегетативное размножение растений
3) образование органических веществ из неорганических на свету
4) испарение воды листьями
Ответ:
Задание5
У зародышей каких организмов впервые появился третий слой клеток?
1) кишечнополостные
2) кольчатые черви
3) членистоногие
4) плоские черви
Ответ:
Задание6
К рудиментам человека относят
1) развитие хвостового отдела
2) развитие густого шерстного покрова
3) околоушные мышцы
4) многососковость
Ответ:
Задание7
Чем образовано серое вещество спинного мозга?
1) аксонами нейронов
2) телами нейронов и их дендритами
3) сократительными волокнами
4) соединительной тканью
Ответ:
Задание 8
На рисунке изображены бицепс (1) и трицепс (2). Что произойдёт сэтими мышцами, если разогнуть руку в локте?
1) Бицепс сократится, а трицепс расслабится.
2) Бицепс сократится, а трицепс не изменится.
3) Трицепс сократится, а бицепс расслабится.
4) Трицепс сократится, а бицепс не изменится.
Ответ:
Задание9
Какая из перечисленных желёз участвует в поддержании постояннойконцентрации глюкозы в крови человека?
1) щитовидная
2) надпочечник
3) гипофиз
4) поджелудочная
Ответ:
Задание10
Просветы главных бронхов не сужаются вследствие того, что имеют
1) утолщения соединительнотканной оболочки
2) хрящевые полукольца
3) кольца из хряща и плотной соединительной ткани
Ответ:
Задание11
Координируют движение и ориентацию в пространстве
1) продолговатый мозг и мозжечок
2) средний и передний мозг
3) мозжечок и кора головного мозга
4) спинной мозг и большие полушария переднего мозга
Ответ:
Задание12
Рассмотрите эксперимент с мышами. Подопытная мышь (внизу) получаетслабый удар током и при этом слышит звуковой сигнал. Контрольная мышь (вверху)не получает болевых стимулов, и звуковой сигнал её совершенно не пугает. Чем витоге будет являться звуковой сигнал для подопытной мыши?
1) безусловным раздражителем
2) внутренним торможением
3) внешним торможением
4) условным раздражителем
Ответ:
Задание13
В целях профилактики микседемы следует употреблять в пищу
1) красную смородину
2) молочные продукты
3) морепродукты
4) чёрный хлеб
Ответ:
Задание14
Инфракрасные лучи обеспечивают
1) синтез органических веществ из неорганических
2) фотолиз воды в клетках растений
3) яркую окраску цветков, привлекающих внимание опылителей
4) повышение температуры растений
Ответ:
Задание15
Какая последовательность из предложенных правильно отражает схемуклассификации растений?
1) вид → род → семейство → класс → отдел
2) вид → отдел → класс → род → семейство
3) вид → семейство → род → класс → отдел
4) вид → класс → отдел → род → семейство
Ответ:
Задание16
Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённойниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект |
Процесс |
… |
Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс |
Рабочий орган |
Непосредственное выполнение команды |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) чувствительный нейрон
2) двигательный нейрон
3) нервный центр
4) рецептор
Ответ:
Задание17
Верны ли следующие суждения о размножении и развитии земноводных?
А. После зимней спячки все земноводные скапливаются в укромныхместах под корягами и корнями деревьев, там происходит их размножение.
Б. На личиночной стадии развития земноводные имеют двухкамерноесердце и один круг кровообращения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Ответомк заданиям 18–24 является последовательность цифр. Ответы запишите в поляответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов,запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельнойклеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами
Задание18
Изучите график зависимости интенсивности энергетического обменаспортсмена от длины дистанции, которую он пробегает (по оси х отложенадлина дистанции (в м), а по оси у — уровень энергетического обмена(в ккал/мин)).
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражаютданную зависимость?
1) В конце дистанции спортсмен тратит больше энергии, чем вначале.
2) Во время бега на короткие дистанции тратится больше энергии.
3) При беге на длинные дистанции у спортсменов энергетическийобмен находится примерно на одном уровне.
4) Резкое падение уровня энергетического обмена наблюдается надистанции в 1000 м.
5) Для бега на большие дистанции необходимо уметь бегать короткие.
Ответ:
Задание19
Какие из перечисленных симптомов характерны для заражениягельминтами? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, подкоторыми они указаны.
1) худоба
2) воспаленные глаза
3) кашель
4) выпадение волос
5) повышенный аппетит
6) диарея
Ответ:
Задание20
Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся кантропогенным? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, подкоторыми они указаны.
1) температура воздуха
2) загрязнение парниковыми газами
3) наличие неперерабатываемого мусора
4) наличие дороги
5) освещённость
6) концентрация кислорода
Ответ:
Задание21
Установите соответствие между признаком и кругом кровообращения,для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбцаподберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранныхответов.
ПРИЗНАК |
КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ |
A) берёт начало в левом желудочке |
1) малый круг |
Б) из сердца вытекает артериальная кровь |
2) большой круг |
В) кровь обогащается углекислым газом |
|
Г) кровь из сердца попадает в лёгочную артерию |
|
Д) берёт начало в правом желудочке Представленная информация была полезной? ДА 61.11% НЕТ 38.89% Проголосовало: 1355 |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующембуквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Задание22
Расположите в правильном порядке пункты инструкции повегетативному размножению черенками чёрной смородины. В ответе запишитесоответствующую последовательность цифр.
1) Срежьте однолетний побег с куста смородины.
2) Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была однапочка.
3) Обильно полейте почву.
4) Высадите проросшие черенки на новое место.
5) Разделите побег на части — черенки с тремя-четырьмя почками.
Ответ:
Задание23
Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины изпредложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите втекст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (потексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
Ворганизме человека выделяют различные системы органов, среди них —пищеварительная, дыхательная, кровеносная и др. Эндокринная система — этосистема жёлез ___________ (А) секреции. Они выделяют в кровь особые химическиевещества — ___________ (Б). Так, адреналин вырабатывается ___________ (В).Благодаря другой системе органов, иммунной, в организме человека создаётсяиммунитет. К органам иммунной системы относят костный мозг, вилочковую железу,___________ (Г) и др.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) внешняя |
2) внутренняя |
3) фермент |
4) гормон |
5) антитело |
6) селезёнка |
7) надпочечник |
8) поджелудочная железа |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующембуквам:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Задание24
Рассмотрите фотографии собаки породы бультерьер. Выберитехарактеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану:окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. Привыполнении работы используйте линейку и карандаш.
А .Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г.Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью,параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д.Форма хвоста
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующембуквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Незабудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкциейпо выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке сномером соответствующего задания
Часть 2
Длязаписи ответов на задания этой части (25–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.Запишите сначала номер задания (25, 26 и т.д.), а затем развёрнутый ответ нанего. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Задание25
Рассмотрите рисунок с изображением позвоночника человека. Какназывают нарушение формы позвоночника, изображённое на рисунке?
Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.
Задание26
Учёный исследовал отделение протопласта растительной клетки отклеточной стенки. Протопласт — это содержимое клетки за исключением клеточнойстенки. В качестве объекта исследования учёный использовал препарат кожицылука. В ходе первой части эксперимента учёный обработал препарат солёной водой,при этом протопласт отошёл от клеточной стенки. В ходе второй части эксперимента,учёный обработал этот же препарат водой, и протопласт снова вернулся в исходноесостояние.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Вследствие чегопротопласт отошел от клеточной стенки?
Задание27
Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» изнания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Кто из людей подвергается иммунизации с помощью сыворотки?
2) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью вакцины?
3) Какова заслуга Л. Пастера в борьбе с эпидемиями?
СОВРЕМЕННЫЕВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшныезаболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемиимногих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые былисовершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждыйчеловек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.
В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая системапрофилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшнейпрактической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеетопределённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычноиспользуют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратилибольшинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как дляиммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается взаражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главныйнедостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммуннойсистемой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.
Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитогопатогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск зараженияпри такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин –необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённойпериодичностью.
Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенноважно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нетвремени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.
Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека,перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительноиммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. Вответ на это в организме животного вырабатываются защитныеантитела. Например,противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получаютпутём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.
Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены наопределённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбнякаявляется противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячномутоксину.
Задание28
Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 мм2 листа» изнаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:
Название |
Поверхность |
|
верхняя |
нижняя |
|
число устьиц |
||
кувшинка белая |
406 |
0 |
овёс |
40 |
27 |
пшеница |
47 |
32 |
маслина |
0 |
625 |
дуб |
0 |
346 |
репа |
0 |
716 |
слива |
0 |
253 |
яблоня |
0 |
246 |
1) Для чего нужны устьица растениям?
2) У каких растений число устьиц на обеих поверхностях примерно одинаковои чем это можно объяснить?
3) На какой стороне листа расположены устьица у кувшинки и почему?
Задание29
В понедельник одиннадцатиклассница Евгения посетила школьнуюстоловую, где ей предложили на обед следующее меню: суп молочный с макароннымиизделиями; два мясных биточка с гарниром из отварного риса, чай с сахаром икусочек пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующиевопросы.
1) Каково содержание углеводов в школьном обеде?
2) Какое ещё количество ккал энергии необходимо потребить с пищейв этот день Евгении, чтобы восполнить суточную потребность, если её возрастсоставляет 17 лет?
3) Каковы функции углеводов в организме человека? Назовите одну изтаких функций.
Суточные нормыпитания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет |
Белки, г/кг |
Жиры, г/кг |
Углеводы, г |
Энергетическая потребность, ккал |
7–10 |
2,3 |
1,7 |
330 |
2550 |
11–15 |
2,0 |
1,7 |
375 |
2900 |
Старше 16 |
1,9 |
1,0 |
475 |
3100 |
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей иподростков
Блюда |
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
Энергетическая ценность, ккал |
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция) |
1,8 |
4,0 |
11,6 |
92,3 |
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция) |
8,3 |
11.3 |
25,8 |
233,8 |
Мясные биточки (1 штука) |
8,0 |
21,0 |
9,3 |
266,6 |
Котлета мясная рубленная (1 штука) |
9,2 |
9,9 |
6.5 |
155,6 |
Гарнир из отварного риса (1 порция) |
4,8 |
1,2 |
53,0 |
245,2 |
Гарнир из отварных макарон (1 порция) |
5,4 |
4,3 |
38,7 |
218,9 |
Кисель (1 стакан) |
0 |
0 |
19,6 |
80 |
Чай с сахаром – 2 чайные ложки (1 стакан) |
0 |
0 |
14,0 |
68,0 |
Хлеб пшеничный (1 кусок) |
2,0 |
0,6 |
7,2 |
64,2 |
Хлеб ржаной (1 кусок) |
3,9 |
0,4 |
28,2 |
135,7 |
Проверьте, чтобыкаждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.
