Как упоминалось выше, подростковый возраст начинается предподростковым кризисом, а завершается кризисом 17 лет. Л.С. Выготский считал, что предподростковый кризис переживается в 13 лет, но Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают как переходный от младшего школьного к подростковому периоду возраст 11-12 лет.
Рассматривая предподростковый кризис, можно выделить его внешние и внутренние предпосылки. Внешними предпосылками являются:
· изменение характера учебной деятельности (многопредметность и содержание учебного материала вызывают качественно новое отношение к знаниям) .
· отсутствие единства требований из-за наличия нескольких учителей, что вызывает необходимость формирования собственной позиции и освобождения от непосредственного влияния взрослых (некоторые исследователи отмечают, что смена типа преподавания от одного учителя к нескольким особенно трудно дается детям с дефектами в учебной деятельности) .
· предъявление новых требований и появление новых обязанностей в семье .
· интенсивная рефлексия себя.
К внутренним предпосылкам относятся бурный физический рост и половое созревание. Неравномерность созревания различных органических систем приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.
Предподростоквый кризис выражается в повышенной нервозности, чувстве напряженности, негативизме, непреодолимых угнетающих мыслях о себе, сомнениях, страхах, неудовлетворенности собой, демонстрации атрибутов взрослой жизни. А.А. Долженко, исследуя феномен подростковой агрессивности, отмечает, что она является типичным проявлением подросткового кризиса. К психофизиологической основе агрессивного поведения подростков автор относит смену гормонального фона. Высказывается мнение, что неоправданное применение физической силы в выяснении отношений выступает следствием отставания осознания образа собственного «Я» от реального роста физической силы и допущения использования физической силы в общении со сверстниками на предыдущем уровне развития. К социальным детерминантам автор относит типичную подростковую реакцию группирования с последующей расстановкой статусов в группе и постоянной необходимостью поддерживать их. Анализ вербальной агрессии подростков, проведенный О.В. Глуздовой, показал, что высокий уровень вербальной агрессии проявляют подростки вне зависимости от возраста и пола. Данный факт отражает дисгармоничное внутриличностное развитие подростка: при высокой самооценке и уровне притязаний высокая личностная и ситуативная тревожность мешает взаимодействию подростков с окружающими людьми, дезадаптирует их.
По мнению Д.Б. Эльконина, вступление подростка в новый вид деятельности чревато рядом трудностей: подросток может не найти своего места среди товарищей . может войти в группу сверстников, нормы которой отличаются от социально одобряемых . подросток отходит от семьи . происходит падение интереса к учебе. Все эти трудности вызывают многочисленные конфликты подростка со взрослыми и сверстниками и делают особо актуальной вопросы психологической поддержки подростков. М.М Тхуго констатирует, что подростки, которым оказывается достаточная поддержка в социуме и в семье, легче преодолевают стрессовые ситуации, выходят из кризиса с наименьшими потерями, способны мобилизовать свои потенциальные возможности в критические периоды жизни, ощущают благотворное влияние перемен на психическое и физическое здоровье.
Проблема современных подростков состоит в том, что при субъективном и объективном взрослении социальная ситуация подростков остается прежней, то есть общество не предоставляет социально приемлемых «мест» взросления. Многие разновидности девиантного поведения в подростковом возрасте возникают именно по этой причине. Способами предотвращения и коррекции девиантного поведения считаются следующие:
· адекватные отношения родителей с подростком (предоставление новых прав, осмысленный разговор об обязанностях), дифференциация ситуаций взаимодействия (твердый отпор и обсуждение требований при негативизме, оказание помощи и поддержки, если подросток нуждается в ней) .
· наличие в отношениях со сверстниками социально приемлемого содержания (различные формы внешкольных занятий) .
· адекватные отношения с учителями (при всей своей критичности, подростков отличает высокая тревожность и озабоченность отношениям к ним окружающих, в том числе – учителей . принципы работы учителя с подростками сходны с принципами построения отношений с родителями).
Кризисом, отделяющим подростковый возраст от юношеского, принято считать кризис 17 лет. Этот кризис приходится на переход от школьной формы обучения к обучению в профессиональном учебном заведении или вузе. Он связан с необходимостью построения и реализации планов, связанных с выбором профессии и поиском смысла собственной жизни. Часто он усугубляется переживанием первой серьезной влюбленности, необходимостью адаптации к новой форме обучения, новому коллективу и новым требованиям.
Кризис проявляется в крушении жизненных планов (не поступил в вуз), в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.
Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к развитию негативных явлений, например, наркомании, алкоголизму. Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального отношения к своей культуре, социальной реальности, своему времени, авторство в становлении своих способностей, определении своего собственного взгляда на жизнь. Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «Я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование и позволяет квалифицировать этот период как критический — кризис юности.
Можно выделить в кризисе юности негативные и позитивные стороны. Негативные моменты связаны с утратойналаженных форм жизни — взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т.п. и вступлением в новый период жизни . позитивные — с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.
Выводы:
1. Существует множество периодизаций подросткового возраста. Наиболее часто используется деление подросткового возраста на следующие фазы: предподростковая (предпубертатная) — 10-11 лет, младшая подростковая (первая пубертатная) — 12-13 лет, средняя подростковая (вторая пубертатная) — 14-15 лет, старшая подростковая (третья пубертатная) — 16-17 лет и послеподростковая (постпубертатная) — 18-19 лет.
2. Анализируя социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, основные новообразования и кризисы подросткового возраста, можно заключить, что подростковый возраст отличается интенсивной перестройкой на биологическом, психологическом и социальном уровнях, что характеризует весь возрастной период как крайне нестабильный. Это ведет к многочисленным конфликтам подростка со взрослыми и непреодолимой тяге к общению со сверстниками.
3. Подростковый возраст отделяется от младшего школьного предподростковым кризисом, а от юности – кризисом 17 лет.