Муниципальное бюджетное учреждение дополнительногообразования
Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону
Открытая городская научно-практическая конференция
«ЭКОЛОГиЯ – осень 2022»
Полезноелакомство для детского здоровья – желе
Исследовательскаяработа
Номинация:естествознание
Мягких Арина Алексеевна
Подготовительная группа № 11ДОУ №287
Педагог дополнительного образования:
Мунтян Светлана Владимировна
Объединение: «Открываю мир экологии.»
г. Ростов-на-Дону,2022
Оглавление
Глава 1.Теоретическая часть. 4
1.3. Посещениемедицинского работника. 4
2.1 Опрос детейгруппы «Капитошка». 7
Списокиспользованной литературы: 10
Введение
Проблема — мы очень любим сладости. Шоколад, конфеты,печенье… Как же все это вкусно! Но все говорят, что сладкое вредно для нашегоздоровья. Что же делать? Совсем от него отказаться? Но мы так сильно его любим!А может-быть есть полезные сладости? Мы подумали, что полезным может оказатьсяжеле, оно ведь сделано из фруктов, а их все считают очень полезными, и решилипоближе с ним познакомиться.
Объект исследования – желе.
Предмет — влияние употребления желе на детскоездоровье.
Цельисследования — узнать интересныесведения о желе, его полезные свойства и влияние на здоровье детей.
Задачиисследования:
1. Собрать с родителями и воспитателями сведенияо желе;
2. Узнать какие правила нужно соблюдать, чтобыжеле оказалось полезным для ребенка;
3. Научиться готовить полезное желе дома;
4. Проанализировать полученные результаты исделать выводы.
Этапыпроекта:
1 этап. Чтениелитературы и интернет. Посещение медработников и шеф-повара.
1 этап. Опрос. Проведениеэкспериментов. Самостоятельное приготовление желе.
3 этап. Анализполученных данных, вывод.
4 этап.Сочинение сказки, создание памятки, кулинарной книги и буклетов с рецептами.
Гипотеза — если соблюдатьнекоторые правила, когда ешь желе, то оно будет не только вкусным, но иполезным!
Практическая значимость проекта в том, что его результаты могут помочьнам и другим детям вести здоровый образ жизни и избежать различных заболеваний.
Методы исследования:
1. Изучение специальнойлитературы и интернет, сбор информации;
2. Социологический опрос;
3. эксперимент;
4. наблюдение, сравнение ианализ всей информации;
5. обобщение результатовдеятельности.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Что такое желе?
Из книг мы узнали, что желе — это десертное блюдо из фруктовых илиягодных соков и сахара, которое готовят с помощью специальных веществ.Оказалось, что такие вещества бывают трех видов:
1. Желатин. Этот продукт получается, если долго варить, сушить иизмельчать кости, шкуры и другие части животных.
2. Пектин. Получают из фруктов, например апельсинов или кислыхяблок.
3. Агар-агар. Его получают из водорослей.
1.2. Историяпоявления желе
Наши далекие предки и не предполагали, что при варке из мясных костей выделяетсявещество, содержащее желатин. Наверное, холодец – это первое желе известноеистории кулинарии.
В рукописях 16-17 века есть упоминания о продукте молочного цвета,похожем на клей. Делали его из рыбьих воздушных пузырей.
В XIX веке Американский инженер Питер Купер разработал получениежелатина из отходов мясного производства, но так и не понял как использоватьэтот порошок.
Через 50 лет аптекарь Уэйт добавил в порошок красители и подсластители,получилось желе. Однако никто не хотел его покупать, и аптекарь продализобретение своему соседу Вудворду, он и смог сделать его популярным десертом.
1.3. Посещениемедицинского работника
Мы отправились к медицинскому работнику нашего детского сада, чтобыузнать, в чем польза и вред желе для детского здоровья.
Нам рассказали, что узнать о пользе желе можно, если разобраться изчего его делают.
Состав желе и его полезные свойства:
1. Фруктовый сок. Внем много витаминов и минералов. После приготовления желе часть полезныхвеществ распадается. Но часть – остается. Некоторые после тепловой обработкидаже быстрее и проще усваиваются организмом. Главная польза желе в том, что сним в наш организм всегда попадают кальций, калий и железо, которые есть почтиво всех ягодах и фруктах. И хоть и не так много мы их получаем, как из свежихпродуктов, но и желудок при этом не раздражаем разнымикислотами.
2. Желирующее вещество. Желе из желатина полезно длямозга, нервной системы и мышц. В нем много белков, поэтому оно помогает сделатькрепкими кости и зубы. Его можно есть даже тем, кто худеет.
Желе из агар-агарабогато йодом, железом, калием, магнием, кальцием. Они очень нужны для растущегодетского организма. Также в нем много грубого волокна, а оно помогает улучшитьработу кишечника и вывести из организма то, что для него вредно.
Пектин тоже чиститкишечник, выводит из организма опасные вещества, чтобы не болел живот. Помогаетхорошо работать печени и почкам.
После приготовления желе, польза этих веществ не пропадает, поэтомувместе с фруктами и натуральными соками они принесут организму хорошую пользу.
3. Сахар. Фруктовоежеле без него получится не очень сладким и с кислинкой. С помощью сахарафруктовое желе получается питательным, помогает зарядиться энергией и лучшерешать умственные задачи. Да еще и сильно поднимает нам настроение.
Желе делает стенки сосудов сильными и крепкими и помогает в умственнойработе, поэтому обязательно поможет успевать в школе. Желе почти полностьюусваивается, не оставляет лишних веществ и не откладывается в жировыхскоплениях. Поэтому желе очень даже полезно, если есть его не слишком много.
Вред желе
Натуральное, не слишком сладкое фруктовое желе полезно, вкусно ипитательно. Но в желе из магазина часто бывает очень много сахара и оно будетскорее вредным, потому что чем больше сахара, тем оно вреднее для зубов и при лишнемвесе.
Ещё хуже, когда в желе добавляют разные красители и ароматизаторы – этоненатуральные продукты, детскому здоровью они могут очень повредить.
Поэтому лучше и полезнее желе приготовить дома, и насладитьсянатуральным вкусом фруктов. Тогда точно будет и вкусно и полезно!
Выводы:
ü натуральное, не слишком сладкое фруктовое желеполезно, вкусно и питательно;
ü польза желе зависит от того, из чего оносделано: какие фрукты брали для его приготовления и какие вещества добавили;
ü чем меньше сахара в желе, тем лучше!
ü Лучше не покупать желе в магазине, потому что оносодержит много искусственных добавок.
1.4. Посещениеповара
Мы пришли на кухню нашего детского сада, чтобы научиться готовитьвкусное и полезное желе. Здесь нам сказали, что готовить желе самостоятельно —очень верное решение, так оно точно не будет содержать опасных для организмавеществ. Повар рассказала нам, как оно готовится.
Общая технология приготовления желе.
Желатин нужно залить водой, размешать, чтобы он растворился, и оставитьнабухать. После этого смесь нужно добавить в сок или компот, из которого будетготовиться желе. Хорошенько размешать и на несильном огне довести до кипения иснять с плиты.
Потом разлить в формочки, остудить, после чего убрать в холодильник. Нужноподождать 2 часа и желе готово! Вместо желатина можно взять агар-агар илипектин.
Желе еще можно заливать торты, пироги и пирожные. В этом случае желе будетукрашением.
Еще мы узнали, что из некоторых фруктов можно приготовить желе бездобавления дополнительных веществ, потому что в них много природного пектина. Такиефрукты имеют кислый вкус. В этом случае во фруктовую смесь добавляют сахар и варят,пока она не загустеет. Готовую смесь разливают в формы и ставят в холодильник.Такое желе не переворачивают, так как оно не такое упругое. Хорошо оно тем, чтохранить его можно гораздо дольше. Можно даже сделать заготовки на зиму.
Выводы:
ü Нам под силу приготовить желе дома сродителями.
ü Если мы хотим приготовить желе, которое можнодолго хранить, то необходимо выбрать фрукты, в которых много пектина.
ü Чтобы найти фрукты богатые пектином, нужно ихпопробовать и найти самые кислые
Глава 2. Практическая часть
2.1 Опросдетей
Мы узнали о желе много интересного и решили поинтересоваться у ребят внашей группе, любят ли они желе? Для этого провели опрос:
1. Какие сладкие лакомства тылюбишь больше всего?
2. Если ты будешь знать опользе желе, выберешь ли его вместо любимого лакомства?
3. Интересно ли тебеприготовить желе дома?
Результатыопроса:
Больше всегоребята в нашей группе любят шоколад и мороженое.
Нравится желе 2ребятам из 19.
17 ребят выберутжеле, если узнают, что оно полезно!
16 ребятзахотели приготовить желе дома.
По результатамопроса сделали вывод: мы обязательно должны познакомить ребят с нашимисследованием! Они узнают, что желе полезно, и будут его выбирать, чтобыполакомиться!
2.2. Эксперименты
1) Мы захотели проверить желеиз магазина, на самом ли деле в нем содержится краситель. Растворили нескольколожек желе в стакане горячей воды и положили туда яйцо. Наблюдали. Через 4 часаяйцо мы достали. Оно оказалось ядовито-розового цвета. Это значит, что в желеиз магазина много красителей. Сделали вывод, что желе лучше готовить дома изнатуральных продуктов!
2) Мы решили найти фрукты, изкоторых возможно приготовить желе без добавления специальных веществ. Отшеф-повара мы узнали, что «натуральное» желе получается из фруктов, в которыхмного пектина. А больше всего его в кислых фруктах. Мы попробовали яблоко,банан, грушу, апельсин, клюкву и лимон. Кислыми оказались клюква и лимон,значит в них больше всего пектина.
Сделали вывод, что клюква и лимон подходят, чтобы приготовить из нихнатуральное желе.
2.3. Приготовлениежеле
Так как самое полезное желе, приготовленное своими руками, мы взялисьза его изготовление. Сначала решили приготовить «натуральное желе». С помощьюэксперимента узнали, что много пектина в клюкве и лимоне, мы выбрали клюкву.
Отжали из клюквы сок. Добавили сахар, нагрели и недолго варили. Смесьразлили по формочкам. И убрали в холодильник. Желе готово!
Желе застыло, а это значит, что в клюкве на самом деле много пектина имы приготовили вкусный и полезный натуральный продукт.
Желе с желатином тоже приготовили. Использовали клюквенный сок, сахар,желатин и чистую воду.
Желе получилось очень вкусным и красивым, а главное мы можем бытьуверены в его пользе! Во время приготовления мы убедились, что для желеиспользуются только полезные продукты!
2.4. Выводы:
1. Анкетирование в группе показало: больше всего ребята любят шоколад имороженое, но очень многие выберут желе, если узнают, что оно полезно.
2. Опыт с желе из магазина показал, что в нем много красителей. Этозначит, что желе лучше готовить дома из натуральных продуктов!
3. Эксперимент на определение пектина показал, что для приготовлениянатурального желе наиболее подходят клюква и лимон, а в апельсине, банане,яблоке и груше пектина не так много, так что для приготовления желе из этихфруктов нужно будет использовать желатин, пектин или агар-агар.
4. Мы приготовили желе и убедились в том, что оно состоит из полезныхпродуктов и готовится совсем несложно!
Всем, что узнали, мы поделились с ребятами в группе, и вместе составили«Кулинарную книгу Смешариков», рецепты для которой родители подготовили вместес детьми (книга прилагается).
Заключение
В ходепроведения данной исследовательской работы наша гипотеза подтвердилась. Мыпришли к выводу о том, что желе является десертом полезным для здоровья, если соблюдатьследующие правила:
— готовитьжеле дома и только из натуральных продуктов;
-употреблять его в умеренных количествах;
— недобавлять в желе слишком много сахара.
Мы узнали,что разные виды желе обладают разными свойствами, но, самое главное, что всетри вида полезны для детского организма.
Мыприготовили желе дома, убедились, что для его приготовления были использованытолько полезные продукты и сделали вывод, что все самое лучшее, вкусное иполезное готовится своими руками! Поэтому готовить желе лучше дома вместе сродителями. Это творческий и увлекательный процесс, настоящий праздник!
Порезультатам этого исследования мы создали книгу рецептов вкусного и полезногожеле, рисунки к которой ребята выполнили сами. А также сделали памятку поупотреблению фруктового желе и буклет с рецептами от нашей группы.
Ешьте желе и будьте здоровы!
Списокиспользованной литературы:
1. Кулинария.– М.: Воскресенье, 1993. – 1152с.
2. http://www.poleznye-produkty.org/publ/sladosti/poleznye_svojstva_i_vred_zhele/12-1-0-135
3. http://sostavproduktov.ru/produkty/konditerskie-izdeliya/sladosti/fruktovoe-zhele
4. http://www.appetitnoe.com/zhele/
5. http://www.restoran.uz/interesnye_fakty_o_produktah/interesno_o_jele
6. http://www.zdorovieinfo.ru/zhitzdorovo/article/?article=1321909
