Норма права — это общеобязательное, социально-определенное, представительно-обязывающее системное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.
Структура нормы права — совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы.
Норма права должна четко определять:
— при каких условиях она должна действовать (гипотеза) .
— какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция) .
— какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).
Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если — то — иначе».
Гипотеза — указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права . привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость . в семейном праве согласие, возраст и другие жизненные обстоятельства являются условиями действия нормы о заключении брака.
|
|
Виды гипотез:
— простые — ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия .
— сложные — ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий .
— альтернативные — связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме.
Диспозиция — содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:
— абсолютно-определенные — исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод») .
— относительно-определенные — устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)
— бланкетные — отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.
Санкция — называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права . содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций:
|
|
— абсолютно-определенные — содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя .
— относительно-определенные — допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках — «от — до» (характерно для норм уголовного права) .
— альтернативные — содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них .
— кумулятивные — допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.
58. Понятие и признаки государственной власти, ее отличие от иных форм власти.
Власть – это отношения, которые возникают между властвующим и подвластным, в которых властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение и деятельность.
Власть предполагает наличие:1) субъект (государство, население) . 2) объект (на кого распространяется власть) . 3) отношения по поводу власти . 4) регламентирующие нормы.
Виды мотивов власти:страх . привычка к повиновению . убежденность в повиновении . авторитет . доверие . право . воля и т.д. Источники власти – сила, богатство, положение в обществе, наличие знаний.
Виды власти: 1) власть вождя .2) государственная власть . 3) политическая власть . 4) экономическая власть . 5) социальная власть . 6) родительская власть . 7) церковная власть.
Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти.
Признаки государственной власти:
1) публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления .
2) универсальность – распространение на все сферы общественной жизни .
3) верховенство – подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа .
4) легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства .
5) законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм .
6) легальность – соответствие основного закона государства и действующего законодательства .
7) легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию и т.д.) .
8) опора на государственное принуждение .
9) использование системы налогов .
10) деление населения по территориальному признаку.
Методы управленческого воздействия государственной власти: 1) метод насилия (принуждения) . 2) метод руководства (убеждения).
Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.
59. Понятие и признаки применения права.
Применение является особой формой реализации права. Оно осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных государственных органов. В ходе реализации права часто возникают такие моменты, когда вышеназванные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами. Возникает необходимость в применении права как особой формы его реализации.
Применение права — особая форма воплощения требований юридических норм в отношениях людей, которая является одной из форм государственной деятельности, в ходе которой компетентный орган организует и контролирует соблюдение юридических норм. Физические и юридические лица обычно самостоятельно реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц.
Применение права необходимо в ряде случаев:
— отношения в сфере государственного управления, когда предусмотренные юридические субъективные права и обязанности непосредственно не вытекают из закона, не могут возникнуть и реализоваться без государственно-властной деятельности, и требуется издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом, приказ ректора о зачислении в вуз, директора — на работу и т.п.) .
|
|
— отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков) .
— отношения при разрешении споров о праве, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями (например, при судебных спорах, при наличии препятствий осуществления права собственности) .
— отношения по привлечению к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания, когда совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру наказания нарушителю (приговор суда, дисциплинарное взыскание, гауптвахта и др.) или когда юридические обязанности не исполняются добровольно (например, не выполняется договор поставки) .
— иные общественные отношения, когда сами граждане в силу специфики юридического действия не полномочны самостоятельно осуществлять его (решение о награждении отличившихся граждан).
Признаки применения норм права:
1. Осуществление применения права только определенными компетентными органами (должностными лицами). Отдельные граждане и большинство негосударственных организаций, не являются должностными лицами и специальных полномочий не имеют. Поэтому применять юридические нормы они не вправе. Применять требования правовых норм в необходимых случаях обязаны, например, суды различных уровней в рамках своих полномочий, прокурор, администрация предприятий и т.д.
2. Государственно-властный характер велений правоприменительных органов позволяет обеспечить возможность реального принуждения правонарушителя к соблюдению юридических норм.
|
|
Такова деятельность прокурора по осуществлению надзора за точным и неуклонным соблюдением законов.
3. Индивидуальный характер — отражение сущности правоприменительной деятельности в индивидуальном акте применения права.
Эти акты относятся к определенным жизненным обстоятельствам и конкретным субъектам права. Они рассчитаны на одноразовое применение и прекращают свое действие после реализации конкретных прав и обязанностей.
Принятие индивидуального правового решения, установление конкретных субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности в случае их нарушения (например, приказа о назначении на должность, приговора суда).
4. Соблюдение процессуальной формы — осуществление применения норм права в строго установленном законом порядке. Особое значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)