РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)
Методическое пособие по теме:
«Натюрморт. Способы организации пространства. Декоративность и способы ее достижения».
2 класс ДХШ
количество часов 9
предмет «Прикладная композиция»
Выполнила:
студентка 4 курса
Группы: 4 «В»
Грищенко Анастасия Александровна
Дата:
Класс: 2
Методическое пособие по теме: «Натюрморт. Способы организации пространства. Декоративность и способы ее достижения.»
Количество часов по теме: 9 часов.
Вид занятия: декоративная композиция.
Цель: создать декоративный натюрморт, используя методы стилизации и трансформации, познакомить детей со средствами выразительности в декоративной композиции.
Задачи:
1). Обучающая: научить правильно размещать на плоскости геометрические тела, из которых состоят изображаемые предметы. Познакомить учеников с основными законами композиции, научить стилизовать все, что нас окружает.
|
|
2). Развивающая: развитие творческих способностей, образного мышления, памяти и внимания.
3). Воспитательные: воспитание уважения к профессиональной деятельности художника, усидчивости и аккуратности.
Оборудование:
Для учителя: Методическое пособие «Натюрморт. Способы организации пространства. Декоративность и способы ее достижения», дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художников, а также работы педагога, натюрморт.
Для учащихся: бумага, карандаш, ластик, кисти, гуашь, баночка для воды, палитра, мольберт.
Литература:
1. Даглдиян К. Декоративная композиция. – М.: Феникс, 2010. – 315 с.
2. Иттен И. Искусство цвета. Пер.с нем.,предисл.Л.Монаховой. — 2-е изд. – М.: Д.Аронов, 2004. – 95с.
3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие. — ГИЦ Владос, 2005. – 161 с.
4. Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись. От реалистического изображения к условно-стилизованному. – М.: Феникс, 2011. – 190 с.
5. Стор И.Н. Декоративная живопись: Учебное пособие. – М.: МГТУ им.А.Н.Косыгина, 2004. — 328 с.
Электронный ресурс удаленного доступа:
- Основные законы композиции: Методика изучения основ композиции и законов. [Электронный ресурс], //Режим доступа: https://studwood.ru/792996/kulturologiya/osnovnye_zakony_kompozitsii
- Понятие декоративная композиция: [Электронный ресурс], // Режим доступа: http://mylektsii.ru/1-102209.html
- Стиль. Средства силизации и выразительности предметов. [Электронный ресурс ]. // Режим доступа: https://studbooks.net/664780/kulturologiya/stilizatsiya_sredstvo_sozdaniya_vyraz itelnosti_proizvedeniya
|
|
Лист 1. Аналоги.
Понятие о декоративной композиции.
Декоративность особое качество художественной формы, повышающее ее эмоциональную выразительность. Также декоративность можно рассматривать как форму выражения красоты, свойство, глубоко заложенное в эстетическом сознании народа.
Декоративные элементы для орнамента чаще всего находят в природе в виде листьев, цветов, плодов, животных, а также среди предметов и форм, созданных руками человека, его творческим воображением, фантазией. Выбранная для орнамента форма проходит сложный процесс преобразования, в результате чего она освобождается от всего лишнего, случайного, чтобы стать выразительным декоративным элементом.
Декоративный натюрморт (от латинского decorate — украшать) был призван создавать общее впечатление нарядности и праздничности, служить украшением. Иногда декоративный натюрморт называют орнаментальным (от латинского ornamentum — украшение).
Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника.
При построении декоративного натюрморта нужно учитывать особенности построения композиции: декоративность, преднамеренная плоскостность композиции, чистые, иногда несколько утрированные цвета, резкое упрощение контура, простота форм – качества, работающие на стиль автора.
Виды декоративного натюрморта:
1. Витражность – создание имитации витражной техники, лаконичные цветовые пятна и черный (белый) контур.
2. Оверлеппинг – один из приемов, усиливающий впечатление декоративности за счет частичного наложения или совпадения одной части на другую.
3. Насыщение орнаментом – введение орнаментального мотива по всей композиции. В декоративной плоскости работы необходимо четко решить, где размещать орнаментальные мотивы – по всей плоскости или ограничится.
4. Членение плоскости на части – членение осуществляется прямыми или кривыми линиями и поддерживается цветом или тоном. Членение может быть простым (2, 4, 8) или по принципу лоскутного одеяла.
5. Использование мелкого модуля – дробление всего изображения на мелкие участки. Это может быть модуль какого-то кусочка, созданного искусственным делением или модуль мазка. Этот прием создает эффект нарядности, возникает своего рада неправильный узор из мелких элементов, образуется как бы репортная сетка из повторяющихся площадей.
6. Декоративная линия – с помощью линии можно предать декоративность (прямая, изогнутая, кривая).
7. Аппликация – вырезная, обрывная, наложение различных форм и закрепление их на другом материале, принятом за фон.
8. Стилизация – декоративное обобщение объектов, изменение формы, объемных и цвето-тоновых отношений. Стилизация может идти по двум пути: 1. Предельного обобщения и доведения до предметных символов 2. За счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами.
9. Гратография (граттаж) – насыщение орнаментом с помощью процарапывания декоративной линией.
10. Живопись шпателем — пастозная техника, работа плотными непрозрачными слоями, мазки краски создают рельефность.
Для закрепления нового материала преподаватель показывает ученикам наглядное пособие – репродукции картин известных художников и примеры своих собственных работ.
