Под рекреационными ресурсами понимаются компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, могущие быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий.
выделяют 2 типа рекреационных ресурсов — природные и культурно-исторические.
Под природными рекреационными ресурсами понимаются природно-территориальные комплексы, их компоненты и свойства, такие как привлекательность (аттрактивность), контрастность и чередование ландшафтов, экзотичность, уникальность, размеры и формы объектов, возможность их обзора.
Культурно-исторические ресурсы включают в себя:
материальные — все средства производства и материальные ценности общества (памятники истории и культуры, предприятия всех отраслей народного хозяйства), могущие удовлетворять познавательные потребности людей .
духовные — достижения общества в государственно-общественной жизни, науке, культуре, искусстве.
Специфическими свойствами туристских ресурсов при этом являются целостность, динамичность, емкость, устойчивость, надежность, привлекательность.Целостность понимается как взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и мн. др. Емкость туристских ресурсов заключается в возможности включать в себя ресурсы и других сфер экономики, не имеющих тесного контакта с туризмом. Устойчивость туристских ресурсов в масштабах национальной экономики означает ненарушение экономического баланса. То есть туристской индустрией используются те природные условия и ресурсы, которые остались невостребованными другими отраслями народного хозяйства, поэтому не происходит пересечения интересов. Надежность в туристской сфере определяется в первую очередь социально-политическими условиями. Привлекательность — основное свойство туристских ресурсов. Именно она делает объект предметом туристского показа. Уникальность туристского объекта может вызвать интерес человека, проживающего в любой точке земного шара, придает ему мировое значение, стату
К туристским ресурсам их потребители предъявляют следующие требования:
использование природных ценностей (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа и др.) .
усвоение культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров и т.п.) .
возможность занятий спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто — и мотопутешествия, прогулки, плавание, спортивные игры и т.п.) .
любительские занятия (рыбалка, охота).
Таким образом, рекреационные ресурсы — это объекты и явления природы, результаты человеческой (антропогенной) деятельности, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения.
Туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, призванные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил. В СССР туризм рассматривался как разновидность рекреации, один из видов активного отдыха. Поэтому понятие туристские ресурсы зачастую приравнивалось к понятию рекреационные ресурсы.
