Производство по делам об административных правонарушениях — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.
Задачи производства по делам об административных правонарушениях:
1. Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела .
2. Разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом .
3. Обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления .
4. Выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- отсутствие события административного правонарушения .
- отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие) .
- действие лица в состоянии крайней необходимости .
- издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания .
- отмена закона, устанавливающего административную ответственность .
- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности .
- наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела .
- смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.
|
|
Стадии производства по делам об административных правонарушениях:
- возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование .
- рассмотрение дела об административном правонарушении .
- пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях .
- исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Виды:
|
|
В зависимости от объема и сложности процессуальных действий выделяют обычное, упрощенное и особое производство по делам об административных правонарушениях. Обычное производство является наиболее полной его формой и включает обязательное составление протокола об административном правонарушении и выполнении всех иных предусмотренных КоАП РФ процедурно-процессуальных действий по разрешению конкретного дела по существу.
Упрощенное производство — это механизм привлечения к административной ответственности без составления протокола, проведения административного расследования и иных формальных процедур (так называемый «штраф на месте» либо предупреждение), когда при совершении малозначительного административного правонарушения привлекаемое к ответственности лицо не оспаривает наличие события правонарушения, признает свою вину и согласно с налагаемым на него административным наказанием. А особое производство характеризуется неким специальным (усложненным) порядком привлечения к административной ответственности, отличным от его обычной процедуры (например, производство в отношении несовершеннолетних).
В зависимости от того, каким органом оно осуществляется (точнее — кем рассматривается дело), производство по делам об административных правонарушениях делится на коллегиальное и единоначальное. Так, в частности, при рассмотрении дела коллегиальным органом (например, административной комиссией или комиссией по делам несовершеннолетних) в обязательном порядке ведется протокол заседания, а важнейшие вопросы решаются коллегиально, т. е. всеми участниками по большинству голосов. Отсутствие кворума усложняет принятие решения по делу и препятствует дальнейшему признанию данного решения правомерным, чего нет при единоличном рассмотрении дела, когда и протокол зачастую (в силу закона) не ведется.
Классифицировать производство по делам об административных правонарушениях можно и в зависимости от инстанции его проведения: производство в органе административной юрисдикции первой инстанции и производство в органе административнои юрисдикции второй инстанции (в случае обжалования или опротестования ранее принятого решения), хотя этот критерий классификации и является факультативным.
Участники:
1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе: знакомиться со всеми материалами дела . давать объяснения . представлять доказательства . заявлять ходатайства и отводы . пользоваться юридической помощью защитника . присутствовать при рассмотрении дела . обжаловать постановления (решения) по делу.
2. Потерпевший — физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе: знакомиться со всеми материалами дела . давать объяснения . представлять доказательства . заявлять ходатайства и отводы . пользоваться юридической помощью представителя . обжаловать постановления по делу и др.
3. Законные представители физического лица – субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.
4. Законные представители юридического лица — субъекты (руководитель, иное лицо в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица), осуществляющие защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, или юридического лица, являющегося потерпевшим.
|
|
5. Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
6. Представителем выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.
7. Свидетель — лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела об административном правонарушении, подлежащие установлению.
8. Понятой — любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостоверительную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.
9. Специалист — любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое к участию в производстве по делу об административном правонарушении, не заинтересованное в исходе дела, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
10. Эксперт — любое не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
11. Переводчик — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.