X-PDF

Послание к Евреям 11:1

Поделиться статьей

Уверенность в Боге

Учение о вере в послании к Евреям 11

 

 

Роберт Тиллман Кендалл

Содержание

Предисловие

I. Что такое вера?

II. Вера и деяния

III. Вера и создание мира

IV. Каин и Авель

V. Енох

VI. Угодить Богу

VII. Ной: в благоговении

VIII. Авраам: не зная куда

IX. Авраам: на чужой земле

X. Авраам: в ожидании города

XI. Авраам и Сарра

XII. Семя Исаака

XIII. Авраам и Исаак

XIV. Сыновья обетования

XV. Вера Исаака

XVI. Вера Иакова

XVII. Вера Иосифа

XVIII. Родители Моисея

XIX. Моисей определяет свою личность

XX. Моисей выбирает страдание

XXI. Моисей и поношение Христово

XXII. Моисей и горящий куст

XXIII. Моисей и Пасха

XXIV. Моисей и переход через Чермное море

XXV. Стены Иерихона

XXVI. Блудница Раав

XXVII. Гедеон и Варак

XXVIII. Самсон и Иеффай

XXIX. Давид и Самуил

XXX. Пророки и другие

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

Предисловие

Однажды вечером в октябре 1977 года мы с доктором Мартином Ллойдом-Джоунсом ехали автомобилем в Чиппинг Нортон. Я попро­сил его дать определение веры, которое помогло бы мне начать и про­должить новую серию проповедей, основанных на поел. Евр. 11. И до, и после его проповеди в тот вечер мы перебирали подходящие опреде­ления. На следующий день раздался телефонный звонок. Я ответил на него. «Уверенность в Боге», — произнёс голос на другом конце провода. «Уверенность в Боге. Вот нужное вам определение». Я сразу понял, что не придумаю ничего лучшего, чем это. Итак, я принял определение Д-ра Ллойда-Джоунса тогда и теперь также согласен с ним.

То, что следует далее, не является книгой проповедей в самом стро­гом смысле. Однако эти тридцать глав походят от тридцати семи про­поведей, основанных на одиннадцатой главе послания к Евреям (чита­емых мною в Вестминстерской церкви на утренних воскресных служе­ниях с октября 1977 года). В сущности, я их все переписал. Те, кто чи­тал Иону (издание Ходдер и Стоутон, 1978 год), припомнят, что это книга проповедей, которая почти не подверглась редактированию. Чи­татель сможет определить сам, какой стиль лучше, но, прочитав сте­нограмму (перенесение сказанного с магнитофонной ленты на бума­гу) второй серии своих проповедей, произнесенных в Вестминстере, я решил, что моё проповедование на основе поел, к Евр. 11 привлечёт больше внимания.

Кроме несколько иного стиля, здесь обнаруживается основное изме­нение (в сравнении с оригиналом проповедей): я представил меньшую детализацию стихов 13-16 и 33-40, сократив тем самым тридцать семь проповедей до тридцати глав. Эта книга фокусирует внимание на мо­гущественных стойких приверженцах веры, тех, «которые верою» (hoi dia pisteos — стих 33) совершали чудеса. Мне, тем не менее, часто при­ходится напоминать читателю, что тот, кто писал послание к Евреям, более интересовался природой веры, чем этими верующими. Это он является автором тезиса о том, что именно благодаря своей вере эти мужчины и женщины были поставлены на первое место. Не обратить внимание на это означает не заметить не только собственное умозаключение автора, но и некоторые важные теологические принципы.

С некоторым смешанным чувством я замечаю, что эта книга одной из самых последних попала в руки мистера Эдварда Инглэнда, когда он собирался покинуть издательство Ходдера, чтобы начать новую ка­рьеру литературного агента христианских писателей. Я рассматриваю встречу с мистером Инглэндом в своей церкви в ноябре 1977 года, как счастливое провидение. Однако он покинул издательство вместе с та­лантливыми сотрудниками . работать с мистером Тони Коллинзом было, разумеется, очень приятно.

Эта книга с любовью посвящалась Доктору и миссис Джеймс Хар­лан Милби из Брентвуда, Теннесси. Супруги Милби были вторыми родителями и преданно находились рядом со мной и моей семьёй мно­гие годы. Наше пребывание в Оксфорде стало по-человечески возмож­ным благодаря их молитвам и финансовой поддержке. Я уверен, что им понравится эта книга, которая должна сообщить многое как о Не­бесах, так и о вере: их единственный сын Том достиг того «города, име­ющего основание» двадцать пять лет назад.

Я хочу поблагодарить миссис Клайв Вилльямс за печатание ориги­нала проповедей. Я признателен мистеру Ричарду Олдерсону, который корректировал напечатанный текст прежде, чем мы отдали его в изда­тельство Ходдера. Я глубоко обязан, впрочем, как всегда, своей жене и детям. Было нелегко избежать перехода на личность в главе 9, потому что я действительно до значительной степени отождествил себя с Ав­раамом. И всё-таки мы все соглашаемся с тем, что с каждым днём жизнь в Англии всё менее и менее походит на «обитание в чуждой стране».

Р. Т. Кендалл Лондон

 

I.

Что такое вера?

Послание к Евреям 11:1

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невиди­мом.

«Мы не потеряли веру, — однажды сказал Бернард Шоу, — мы просто перенесли её с Бога на медицину».

Что такое вера? Конечно же, в настоящее время не найти более фун­даментальной темы для рассмотрения и, тем не менее, вряд ли найдёт­ся ещё одна, в понимании которой было бы так много путаницы. Со­временный человек и современная церковь, в общем, так удалились от библейского понимания веры, что даже в утверждении Джорджа Бер­нарда Шоу больше богословия, чем во многих проповедях, которые можно сегодня услышать. Это — время, когда в центре церковной веры оказывается человек, а последствия таковы, что даже среднестатисти­ческий член церкви имеет очень мало понимания истинной веры. Та­кая потеря веры — самое лучшее объяснение состояния дел в мире. Потому что Иисус сказал о церкви: «Вы — соль земли». Хаос и беспо­рядок, царящие в мире, отслеживаются и в состоянии церкви. Но, если соль потеряет свою силу, она «ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям». (Матф. 5:13).

Одиннадцатая глава послания к Евреям, известная, как глава Биб­лии «о вере», фактически описывает единственный существующий вид, имеющий силу веры. Любая другая вера, отличная от той, которая опи­сана в поел, к Евр. 11, является фальшивой, а объекты её — медицина или ложный бог. Я не хочу сказать, что описанные события — един­ственные, в которых наблюдается проявление веры. Но в этой великой главе нельзя не заметить общий принцип, к которому сознательно присоединяется каждый из тех стойких приверженцев. Если мы сегод­ня не свяжем себя с тем же принципом, то следствием этого станет то, что наша собственная вера превратится в подделку.

В этой главе я хочу не только показать, что это за принцип, но также

ободрить читателя осознанием счастливой возможности иметь такую же веру. Веру, которая двигала этими замечательными людьми и под­держивала их. Одиннадцатая глава послания к Евреям не имела бы для меня никакого значения и не являлась бы откровением, если бы было невозможно совершать такие же деяния, какие совершали эти люди. Но поскольку Иисус Христос «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8) и Он обещал: «…не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5), существует положение этой книги о том, что мы можем служить Тому же Богу, Которому служили эти люди и можем совершать такие же де­яния, которые совершали они. 11 гл. поел. Евр. — это не музей, а живой опыт и живое братство. Я уверен, что возможно познать истинного Бога так близко, что оживут именно эти люди из главы 11, они станут род­ными. Так же говорит Иоанн: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скор­би…» (Откр. 1:9).

Первый принцип, который необходимо усвоить, следующий: если мы хотим иметь их веру, мы должны знать их Бога. Не может быть след­ствия без причины или результатов без их назначения. Так же и мы не можем избирательно относиться к людям веры и для преодоления оп­ределённой ситуации пытаться прагматично подражать одному или двоим из них. Эти люди были связаны с принципом, который каждому из них давал нечто общее: все они были настроены на одну и ту же вол­ну. То, что делал один, могли бы сделать и другие, попади они в подоб­ную ситуацию. Поскольку они изначально были верны «в малом», они могли быть «во многом верными» (Лук. 16:10). Следовательно, ни один из них по своей природе не был более эффектен, чем следующий. Если мы будем так же верны в малом, мы, в наши дни, сможем совершать то, что они совершали в своё время.

Таким образом, мы должны быть уверены, что знакомы с их Богом. Если же нет, то всё, что они совершали, сделает их в наших глазах сверхъестественными (а они не были таковыми). Если мы не знаем их Бога так, как знали Его они, нам остаётся только восхищаться ими из­далека, а поел. Евр. 11 будет значить для нас чуть больше, чем музей восковых фигур. Эти люди — реальны. Но так же реален был для них их Бог. Этот Бог — живой, и Он хочет узнать людей сегодня так же близ­ко и хорошо, как Он знал их тогда. Это, разумеется, — счастливая воз­можность.

Написавший нашу главу, начал её с общего определения веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Будь этот стих заключающим 10 главу поел, к Евр. или будь он поставлен именно в том месте, где необходимо, всё равно не следует пытаться понять к Евр. 11:1 в отрыве от контекста всего послания. Открытым остаётся вопрос о том, намеревался ли этот писатель дать окончатель­ное определение веры в 1-ом стихе 11 главы поел. Евр. Наша задача — понять этот стих в его контексте . позже в этой главе мы усвоим более сжатое определение веры.

Поел, к евр. могло стать более понятным, как одно продолжительное увещевание (Евр. 13:22), обращённое к христианам, ставшим свидете­лями возвращения в мир многих их собратьев, ранее заявивших о сво­ём веровании в Иисуса Христа. Оставшиеся христиане были подавле­ны, они сомневались в правильности своего решения остаться с церко­вью. Пишущий, обращаясь к оставшимся, как предупреждает, так и ободряет. Предупреждает, что если они тоже «поколеблются» (Евр. 10:39), они будут не в лучшем положении, чем те, кто отпал (Евр. 6:4-6). Отсюда следует, что в поел. Евр. мы находим самое ужасающее из всех предупреждений в Святом Писании (сравни: Евр. 2:1-3 . 3:10- 12 . 4:1 . 10:26-31). И, тем не менее, нет в Писании и более чутких слов ободрения (см. 2:9 . 4:16 . 6:9-10 . 10:35-37). В этом контексте великого ободрения начинается одиннадцатая глава поел, к Евр.

Нам нужно более внимательно рассмотреть именно его. Потому что если мы постигнем его, пределы понимания основной темы значитель­но расширятся для нас. Говоря: «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» (Евр. 10:35), писатель пока­зывает этим возможность того, что Сам Бог придёт к ним каким-ни- будь самым замечательным и знакомым путём. «Ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит» (Евр. 10:37). Это было обе­щание того, что Бог, в тот момент скрывавший Своё лицо, скоро про­явит Себя в такой мере и так реально, что не останется места для со­мнения и уныния. Пишущий настоятельно советует: «Упорствуйте. Держитесь. Продолжайте. Не унывайте». Таким образом, он ссылает­ся на книгу Пророка Аввакума 2:3: «Ибо видение относится ещё к оп­ределённому времени, и говорит о конце, и не обманет . и хотя бы и за­медлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится». Потому что Бог пообещал Аввакуму наступление момента во времени, когда больше не будет необходимости ждать . пообещал, что придёт время, когда слава Божья проявится открыто. Но что же пока делает некто? Некто терпеливо ждёт. Почему? Потому что некто доверяет Богу. Не­кто уверен, что Бог верен. Некто верит, что Бог не обманет. Некто ожидает или живёт уверенностью, что Бог исполнит своё обещание. Отсюда Аввакум заключает: «…праведный своею верою жив будет» (Аввак. 2:4), то есть верностью Бога. Перевод с еврейского языка про­ясняет это. Греческая версия Ветхого Завета переводит это просто: «Праведный будет жить верою» и цитаты в Новом Завете относятся, скорей, к греческой версии, чем к еврейскому оригиналу. В любом слу­чае, содержание 1- 4 стихов 2-ой главы книги Пр. Аввак. и стихов 35- 38 10-ой главы поел, к Евр. ясно показывают, что терпеливое ожида­ние основывалось на Божьей верности. Таким образом, подобное ожи­дание или терпение называется верой. Это была вера в Божью верность.

Именно на этой стадии автор делает своё главное заявление о вере, о том, что это «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Это может быть названо определением веры, но вообще-то оно больше относится к описанию веры, похоже на то, как мы говорим, что небо — голубое, вода — мокрая, а огонь — горячий. И, тем не менее, это необхо­димое утверждение, поскольку оно суммирует всё, что имеет ввиду автор, говоря об ожидании Бога, когда Он скрывает себя. Автор опи­сывает такое ожидание, как самое положительное, потому что тот, кто ожидает Бога, уверен в глубине глубин своего сердца в Божьей верно­сти. Вот почему писатель говорит, что вера — это «осуществление» ожидаемого. Это греческое слово может быть переведено как «уверен­ность». В Новой Международной Версии Библии (NIV) говорится: «Теперь вера — это состояние убеждённости в осуществлении ожидае­мого». В этом всё дело. Вера — это то, что заставляет нас смотреть впе­рёд с уверенностью, что нас не постигнет разочарование. Вера смотрит впереди себя, никогда не внутрь себя. Вера всегда ведёт нас, находясь вне нас. Почему? Потому что Объект веры — Бог.

Однако, утверждение автора выражает главное — вера подразумева­ет частичку «не». Это «уверенность в невидимом». В переводе с гре­ческого языка «pragmaton elegchos ои blepomenon» буквально означает «уверенность в невидимых деяниях». Некто уверен, что увидит их . не­кто действительно убеждён, что увидит их. Но некто не видит их в дан­ный момент. Следовательно, верить — значит не видеть реально. Если некто сейчас видит то, что он ранее ожидал, это перестаёт называться верой. До тех пор пока некто ожидает буквального появления, такое ожидание достойно имени «вера». Но если видение больше не медлит (см. Аввак. 2:3) и теперь сбывается, его уже нельзя называть верой. Таким образом, видеть не означает верить . видение — это противопо­ложность вере. Выражение «увидеть — значит поверить» не является истиной о подлинной вере. Потому что, если некто видит, это уже нельзя назвать верой.

Итак, вера, чтобы быть верой, должна быть «уверенностью в невиди­мом» (NIV), поскольку в вере существует элемент убеждённости и уве­ренности. Почему некто так уверен? Потому что он не сомневается, что Бог честен и исполнит Своё обещание. «Ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит». Тот, кто верит Богу знает, что не будет Им предан, он ждёт. Он «не поколебался в обетовании Божьем…», но «…вполне уверен, что Он силён и исполнить обещанное» (Римл. 4:20-21).

Вот что имел ввиду автор поел Евр. Таким образом, из того, что мы узнали, можно сделать заключение, что вера — это уверенность в Боге. Это наше определение веры проходит через всю книгу: уверенность в Боге. Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вмени­лось ему в праведность» (Римл. 4:3). Павел также говорил: «Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано» (Деян. 27:25). «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, кото­рого я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я…» (Исаия 43:10).

Люди, о которых идёт речь в 11 главе поел. Евр., являются народом, который уверен в Боге. На их примере автор показывает, что вера — это не нововведение Нового Завета. По утверждению автора вера проде­лывает обратный путь во времени. С ней вообще не связаны никакие новшества. Итак, Бог скрывает Своё лицо, чтобы мы могли уверовать.

Он удерживает от нас очевидность видимого, чтобы мы полагались только на Его Слово! Следовательно, вера — это длительное промежу­точное состояние между несомненными проявлениями Божьей славы. Когда появляется Бог, вера, как таковая, держится в тени. Фактичес­ки, существуют времена, при которых вера настолько затмевается ощу­щением величия и славы Бога, что временно в ней нет необходимости. Такие времена — высшее переживание, как пребывание на вершине горы, когда Иисус преобразился перед Своими учениками (Матф. 17:1- 9) . и никому не позволено жить в сомнениях, находясь на вершине. Подобно апостолам, которые «сходили с горы» (Матф. 17:9), мы тоже должны спускаться вниз. Место жизни — долины, и там мы живём вер­ностью Бога, Который проявляет Себя время от времени, чтобы нас не поглотило отчаяние.

Эти христиане-евреи переживали длительный перерыв. Они упали духом. Они знавали лучшие времена, и, возможно, испытывали высшие переживания. Они были смущены и недоумевали по поводу абсолют­ного отсутствия ощущения Бога. Автор пребывает с ними и показыва­ет им, что не стоит отчаиваться. Это возможность проявить веру. Вели­кие люди Ветхого Завета знали, что означает ждать и жить без осязае­мой очевидности Божьего благословения. Они жили уверенностью в Божьей верности. Как им это удавалось? Потому что они знали имен­но по Его проявлениям в разное время, что Ему можно доверять и ве­рить. Хотя Бог скрывал Своё лицо в течении длительных периодов, они всё же верили Ему.

Вера не только не является новшеством Нового Завета, она — его нор­ма. Христианская жизнь вырабатывает уверенность в Боге. Видение не есть вера. Вера не есть видение. Вера — это внутренняя убеждён­ность человека, живущего чистотой и правдивостью Того, Чьё прояв­ление славы следует ждать.

Между тем, вера совершает чудеса. Какие чудеса? Обратимся теперь к возможностям веры.

 

 

II.

Вера и деяния


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет