X-PDF

ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА К ПРАВОСЛАВНЫМ О БЕСПРЕПЯТСТВЕННОМ ИМ ВСТУПЛЕНИИ В БРАК С ИНОВЕРЦАМИ

Поделиться статьей

(1721 г., августа 18)

Святейший Правительствующий Синод Всероссийския Православныя церкве сыновом радоватися о Господе. В нынешнем 1721 году майя 6 дня, нам, Правительствующе­му Синоду, подано из Берг-коллегии доношение, а в нем написано: в прошлом 1720 году по именному его царского величества указу посланы в Сибирскую губернию для прииска рудных мест и строения, и размножения тамо заводов от артиллерии капитан Василий Татищев да бергмейстер Блиер с прочими, которым велено, ежели из обретающихся в Казанской и Сибирской губерниях из шведских арестантов из офицеров и прочих служителей, и хотя уже которые и службу приняли, а найдутся к рудному делу способные, оных к рудному делу принимать невоз­бранно, о чем и из Военной коллегии указом позволено же. И марта в 7 день сего года, из Сибирской губернии помянутой капитан Татищев и бергмейстер Блиер в Берг-коллегию писали, что де обретающиеся тамо шведские пленники многие имеют охоту селиться для торгов, где б особное место им дано было и позволено б было жениться им на русских девках без пременения их веры. Но понеже у многих, которые было поженились волею, за разность веры жен поотняли и отданы иным в супружество, и для того опасен всякий принять и службы, ибо своея веры жены достать тамо не может, а русской не дают . а по мнению Берг-коллегии, обретающимся тамо шведским пленникам, которые имеют искуство в рудных делах и в торгах, и в службу государеву идти пожелают: и таким в женитьбе оной на русских девках, без перемены их закона позволение дать надлежит: понеже в чужих краях в рудных делах гораздо искусных людей достать трудно и мало таких сыскать можно, дабы кто, тамо оставя свои домы и про­мыслы и в Россию пошли в службы, а инде оным в выезде в службу в Россию от потентантов их и не без запрещения.

И понеже брачитися православным с иноверными, дело есть не без сомнительства совести. Ибо как в Ветхом Завете, так и во время нового, обретаются заповеди и правила, брак таковой отрешающие. Того ради Правительствующий Духовный Синод, смотря на некие главные таковых браков вины и нужды в Российском государстве, и желая подать врачевство бываемому о сем недоумению простосердечных, но немощных и в учении неискусных человек, судил за должность свою ясно протолковать, коих ради вин браки с неверными, или с иноверными, то есть с христианы, но в некиих догматах нам несогласны­ми, запрещаются.

Ведати же к сему подобает, что брак верного мужа с женою не точию иноверною, но и весьма неверною, такожде и жены верной с неверным мужем, не есть сам собою нечист или богомерзк, и лице верное самим ложа сообщением оскверняющий. Ибо Апостол в первом по­слании к Коринфом, в главе 7, не велит мужеви верному жену неверную, такожде и жене верной мужа невернаго оставляти, разве само неверное лице растогнет брак. И хотя речь Апостола есть не о хотящих сочетатися браком, но о сочетавшихся уже лицах верного с неверным . однако ж яве показует, что брак таковой не есть сам собою скверный. Аще бо был бы скверный, то повелел бы Апостол лицу верному, с неверным сочетанному, разлучитися от неверного и весьма таковому браку ясно безза­конному развод указал бы.

И от сего ясно показует, что брак лица верного с невер­ным правильный и законный есть. Еще же таковых браков и многие образы, как в Ветхом, так и в Новом Завете обретаются, которых сочетания не попустила бы, а сочетанныя бы разводом разрушила церковь, если бы оные браки были сами собою неправильные и богопротивные.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 960

Таковое же разсуждение о помянутых браках предлагая правоверным, Правительствующий Духовный Синод, и видя великую на некиих в России местах брачного ино­верных с верными сочетания нужду, яковая является в доношении из Берг-коллегии, не попускает просто пра­вославным с инославными сочетаватися, но такое устав­ляет оберегательство, при котором отнюдь не опасатися совращения лица верного. А именно: прежде сочетания брака у тех пленников, который с согласия изберет себе из русских в жену, или и свободных иноверцев, которые царскому величеству записалися на вечную службу, взять сказку за рукою под штрафом жестокого истязания, что ему, по сочетании брака, жену свою во всю свою жизнь ни прельщением, ни угрозами, и никакими виды в веру своего исповедания не приводить, и за содержание веры ее православной поношения и укоризны не чинить. И от которых будут родитися дети мужеска и женска пола, и их крестить в православную веру российского исповеда­ния. И как в младенчестве, так и в совершенном возрасте обучать их всякому православному церкве восточныя обычаю. А в свою веру, также как и жен своих, не склонять, но попускать содержать им ту православную веру даже до кончины своея. И когда кто такою сказкою обяжется, то позволить женитися. А ежели кто такой сказки дать не похочет, и таким жениться на русских девках и вдовах не попускать. А ежели кто, дав такую сказку, женится, а потом со временем жену свою, или детей склонит в свою веру, а о том известится, и о таковых чинить, как церковные правила и законы градские пове­левают. Православнии же священницы, кто из оных в приходе своем имеют иноверцев, с русскими женами сочетавшихся, должны суть, под лишением сана своего, со всяким прилежанием и бодростию наблюдать, не дее­тся ли сему оберегательству противное . и ходят ли жены русские, иноверным мужем сопряженные, в церковь . ис­поведаются ли духовником своим, и причащаются ли Тайнам Евхаристии Святыя у их же восточного исповеда­ния пресвитеров. И тожде смотреть и за детьми их, как женского, так и мужеского пола от седмолетного возраста.

Высочайший же и самодержавнии власти имеют к таковым бракам собственные иногда великие нужды, а оберегательство крепчайшее делают своими важнейшими контрактами.

Таковым же оберегательством не только удобь сохра­нены будут правоверные лица от совращения к иноверию, но и подается благонадежие, что и инославные лица обратятся к православию.

Сказка – (XVII – XVIII вв.) информационный документ, представляющий собой запись устных показаний. Чаще всего составлялись должностными лицами.

Законодательство Петра I. — М., 1997. – С.719-723.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 960

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет