Постановка звука л твердого.
Примечание: У ребенкаприсутствует замена звука л на звук в, губно-зубной параламбдацизм.
Рекомендации: Выполнениеартикуляционной гимнастики по 10 минут 2 раза в день,упражнения выполнять по 3раза*10.
— Логопедический массажзондами.
-Автоматизация звукапостепенно,слоги,слово,предложения.
Артикуляционная гимнастика:
ВАЖНО:
1. Необходимособлюдать определенную последовательность – от простых упражнений к болеесложным.
2. Наначальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
3. Количествоповторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнениевыполнялось правильно.
4. Зеркаломожно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
Правильная артикуляция звука «Л»:
— губы открыты
— зубы разомкнуты
— кончик языка поднят и упирается вверхние зубы
— воздушная струя умеренная и теплая
— звук «Л» звонкий
«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы,которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать подсчет от 1 до 10.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положитьязык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», апотом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожитна нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1до 10.
«Иголочка»
Рот открыть, язык высунуть далеко вперед,напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затемубрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.
Чередовать «Блинчик – Иголочка»
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, азатем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюстьне двигать.
«Индюк»
Делать предыдущее упражнение в болеебыстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то вверхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языкагладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов ( как кисточкой).
«Почистим верхниезубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончикомязычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можночистить и снаружи и внутри).
«Пароход гудит»
Улыбнуться, прикусить кончик языка ипроизносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».
Покажите, как широкий язык (Я)поднять за верхние зубы(З).
Если не получается — сесть перед зеркалом вместе с малышом и показать,.
Показать на руках — сложить ладонь чашечкой, как будто хотите зачерпнутьводу (это Я) и упереть в другую ладонь, стоящую ребром (зубы).
(“лопата”- широкий язык лежит на нижней расслабленной губе).Весла шлепают по воде (пя-пя-пя и тя-тя-тя)
Самый простой и надежныйспособ, если нет осложнений в виде дизартрии и аденоидита. Зажимаем широкий Ямежду З и пытаемся произнести звуки Ы либо Л. Иногда получается сразу. Но поройприходится делать подготовку:
o лопатка (блинчик) — держа широкий язык на свободной нижнейгубе — “блинчик на тарелочке”, плавно сдвигаем его в рот, останавливаямежду зубов
o “месим тесто” — шлепаем по языку губами “пя-пя-пя” и зубами“тя-тя-тя”, потом “тя-тя-тя”либо “та-та-та” (что получается) переводим в лалалаили ляляля соответственно, постукивая, прижимаем язык зубами и тянем “ЛЛЛЛЛ” и“ЛЬЛЬЛЬ”
Быстро водим Я вперед —назад кончиком по верхней губе, губы в улыбке, рот открыт, звук “блблбл”,постепенно замедляем движение, произнося “л-л-л” или ”ль-ль-ль”, затемзадерживаем Я подольше за верхними З в положении “парус” , язык гладит верхниепередние зубы изнутри, произнося “ЛЛЛЛ” или “ЛЬЛЬЛЬ”, затем падает на губу вположении “блинчик”, произнося “А” или “Э”. Я должен падать на губу, а неуходить в глубь рта.
ОТ МЯГКОГО “ЛЬ”
Очень часто звук ЛЬ ужеимеется у детей или ставится первым. Происходит замена в речи Л на ЛЬ. Этобывает оттого, что у мягких звуков наблюдается палатализация, смычка неба не скончиком языка , а с спинкой, язык при этом имеет неправильный тонус, а егокончик не выражен. Следовательно, надо делать массаж языка, чтоб он был болееширокий, а также показаны упражнения:
o чашечка
o парус
o месим тесто
o трубочка
Просим малыша прикусить легкокончик языка, “поцарапать” его ногтем, чтобы он понимал, каким местом нужноупираться в нёбо (и за зубы). Делаем “качели”, чтобы ощущалась разница междувыпуклым и вогнутым положением языка во рту.
1. Поставить палец в подбородочную ямку. Малыш произносит “ЛЬЛЬЛЬ”,надо нащупать ямку снизу, слегка надавить, если нет отклонения Я в сторону отсредней линии и проблем с прикусом, то рефлекторно получится твердая фонема.
2. Ладонью давить на подбородок снизу. При произношении “ЛЬ”подпереть тыльной стороной ладони подбородок. Когда произношение Л станетстабильным, пациент сам может держать свою руку.
Подходит для детей старше 6лет и взрослых.
Широко открыть рот и тянуть ”АААА”, затем быстро поднять язык и упереться заверхние зубы. Можно помочь шпателем, зондом или пальцем. Очень важно, чтобвоздушная струя шла на кончик языка, поэтому надо этот момент отработать, иначеполучится носовой звук «НГ».
Поможем Микки прогудеть, чтобы мама и папа его услышали. Давайтебудем вместе по команде поднимать парус, я скажу АААА, затем быстро поднимемего вверх. Нужна подпорка.
Иногда достаточно отработать положение губв улыбке, не смыкая при “пароходе” или “парусе”. Если смыкаются губы и слышится«В», то надо раздвигать губы пальцами либо все время напоминать о ”заборчике”.
