Способ постановки свистящих и шипящих звуков будет зависеть от резервных возможностей каждого ребенка. Существует три основных способа постановки правильного произношения:
1. По подражанию. Ребенку перед зеркалом показывают, как правильно произнести звук. Ребенок сознательно пытается воспроизвести этот звук, подражая взрослому. Внимание ребенка обращается на звучание, артикуляцию, тактильные и мышечные ощущения:
[с] сравнивается со звуком воды, текущей из крана, нет вибрации.
[з] сравнивается со звоном комара, напор воздушной струи слабее, чем при произношении звука [с], ощущается вибрация голосовых складок.
[ц] звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная, нет вибрации.
[ш] сравнивается с шумом ветра, шипением, нет вибрации.
[ж] сравнивается с «песенкой» жука, ощущается вибрация, воздух выходит не сильно, как при произношении звука [ш].
[ч] выдыхаемая струя воздуха сильная, нет вибрации.
[щ] сравнивается со сдуванием шарика, выдыхаемая струя воздуха сильная, нет вибрации.
2. Механически. Если правильный звук не удается получить по подражанию, прибегают к помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд с шариком на конце, спичка, зубочистка и т.д.).
Для свистящих: При межзубном сигматизме обращается внимание на положение кончика языка. Кончик языка следует перевести в положение за нижние резцы. Предлагается произносить звук с закрытыми зубами либо закусить кончик спички. Используется зонд «уточка», с помощью которых кончик языка удерживается за нижними зубами, а посредине спинки языка образуется углубление. Кроме того постановка осуществляется от пения [т].
При боковом сигматизме постановка осуществляется через межзубное произношение. Далее как при межзубном сигматизме.
При коррекции носового сигматизма обращается внимание на плотность нёбно-глоточного затвора. Постановка осуществляется от [ф] с положением языка между нижней губой и верх ними резцами . через произнесение [с] при зажатых крыльях носа . через межзубное произношение.
При губно-зубном парасигматизме обращается внимание на положение губ. Выполнить артикуляционное упражнение «Заборчик», произнести звук [с], придерживая нижнюю губу . пение [т].
При коррекции призубного парасигматизма проводится работа аналогичная работе при межзубном сигматизме: с механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.
При шипящем парасигматизме предлагаются упражнения как при межзубном сигматизме . также через межзубное произношение звука [ф].
Для шипящих: При межзубном сигматизме с механической помощью, используя зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам . от артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай . от английского [t] с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами . от [р], остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой.
При боковом сигматизме через межзубное произношение. Далее как при межзубном сигматизме от артикуляционного упражнения «Чашечка» . от английского [t] . от [р].
При носовом сигматизме через произношение [ш] при зажатых крыльях носа. Через межзубное произношение.
При губно-зубном парасигматизме через произношение звука [ш], вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу.
При коррекции призубного парасигматизма через межзубное произношение.
При свистящем парасигматизме с механической помощью, используя зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам.
3. Смешанный способ, когда используется и показ, и механическая помощь.