X-PDF

Поурочная разработка по рассказу Л. НН. Толстого После бала

Поделиться статьей

 

 

Уроки  в 8 классепо литературе  «Л.Н. Толстой «После бала» ( 2часа) Разработка учителя русскогоязыка и литературы МБОУ СОШ №93 , г. Новокузнецк  Кемеровской обл.

Темы уроков: Послебала. Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов».

Вид урока: урокизучения нового материала.

Форма урока: комбинированная

Цели и задачиурока:

1. Обучающие:

1) расширитьпредставление учащихся о творчестве Л.Н. Толстого;

2) познакомить сего взглядами на ближайшую историю, с историческими предпосылками созданиярассказа «После бала»;

3) рассмотретьсюжет и композицию рассказа, выявить основные приемы создания образов;

4) показать, какприем контраста помогает раскрыть идею рассказа;

5) увидетьвзаимосвязь формы и содержания произведения;

6) раскрыть егогуманистический пафос.

2. Развивающие:

1) развиватьлогическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развиватьречевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебногоматериала), слушания (осмысление устного текста);

3) развиватьпознавательные процессы (память, воображение, внимание и др.).

4) развиватькоммуникативные компетенции.

3. Воспитывающие:

1) воспитыватьгармоничную и духовную личность;

2) воспитыватьинтерес к предмету.

Методы: эвристический,метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический,метод выразительного чтения, метод словесного рисования, иллюстративный метод.

Опережающее задание: прочитатьрассказ Л.Н. Толстого «После бала».

Материалы иоборудование: учебникпо литературе для 8 класса В.Я. Коровина 2 часть, мультимедийная презентация.

Ход урока:

Рассказ учителя остраницах жизни и творчества Толстого (военная биография писателя,автобиографические страницы произведений Толстого, взгляды писателя на историюРоссии), его портретах ипамятниках с включением подготовленных учащимися сообщений.)

. Сегодня мыобратимся к творчеству крупнейшего и выдающегося русского писателя-классикаЛ.Н. Толстого. В центре внимания – рассказ «После бала», один из самыхизвестных в наследии автора. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправиирусского солдата (слайд1). Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, вкотором выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Норассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечногообращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, какдолг, совесть, гуманность, милосердие. Как выражает Л.Н. Толстой эти проблемы,с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этихпроблем, каковы основные мотивы рассказа, мы и поговорим сегодня.
II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой»:

 Слово «тезис» пришло к нам изгреческого языка. В переводе оно означает «утверждение, установка». Тезис позволяетвыделить из текста или исследования наиболее важные мысли. … «тезис — это основныемысли, кратко выделенные в одном или нескольких предложениях»‎. В более узкомсмысле тезисом можно назвать сокращенный вариант статьи.

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Лев Николаевич Толстой»

Вопрос

Тезис

В каких областях деятельности оставил свой след Толстой?

    

Какие произведения писателя запечатлели события истории России?

    

Свидетелем какого исторического перелома в России был Толстой?

    

 

Какие существенные изменения в русском обществе произошли после 1861 года?

    

Почему писатель мечтал о соединении людей в общую семью?

    

Что писатель выдвигает в качестве основы взаимоотношений людей?

    

Какой путь совершенствования человека предлагает писатель?

    

Почему Толстой не соглашался с доводом, что сначала надо изменить общественные отношения, а потом приступать к личному самосовершенствованию?

    

 

III. Рассказучителя об историко-культурных предпосылках рассказа Л.Н. Толстого «Послебала».

История созданияпортрета Ге.(Рассказывает подготовленный ученик)

 Перед намипортрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884)  «Позднийвечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокаятишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторватьсяот работы, которая составляет главное дело его жизни… Он хочет, чтобы правда,понятая им, стала доступна всем людям… Толстой похож здесь на мудрого ивеличественного пророка, строгого судью и учителя жизни… Невидимая свеча яркоосвещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущениеясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странносочетающейся с суровостью проповедника».  .

Память писателясохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мыпереносимся в 40-е годы XIX века, время царствования Николая II, которогопередовая русская интеллигенция прозвала «Николаем Палкиным». Еще прочным былотогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочнаядисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозьстрой», когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат икаждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человеканередко забивали насмерть 

Участник Крымскойвойны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии исострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Что жепослужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа леглаистория, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем..(Рассказываетподготовленный ученик)

III. Аналитическаяработа по произведению. 

– Прочтитевступление. Какова его роль?

(«Вот вы говорите,что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело всреде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.

Так заговорилвсеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, чтодля личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которыхживут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо,что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на своисобственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслейрассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, покоторому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал оночень искренно и правдиво.

Так он сделал итеперь».

Вступление как бынастраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит срассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутогопредисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как быотрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросысовременной действительности, говорит нам писатель).

– В чемособенность построения рассказа, его композиции?

Компози́ция —это построение художественного произведения, расположение его частей вопределенной системе и последовательности.. Композиция – целостная системаопределенных способов, форм художественного изображения, обусловленнаясодержанием произведения.

 

 

 Выделите основныечасти рассказа.

(В рассказевыделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение.Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется«рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событияхмы узнаем от рассказчика) (слайд 6).

– На сколькочастей можно поделить рассказ Ивана Васильевича?

(Сцены бала иэкзекуции).

– Какую из двухчастей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?

(Это вторая часть,где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).

– А зачем писателюпонадобилась первая часть?

(Показать «другую»сторону жизни николаевской эпохи, и с ее помощью оттенить и подчеркнутьжестокость картин второй части).

– Как называетсятакой прием?

(Антитеза –противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетныемоменты – сцена бала и экзекуция). Антите́за — это оборотпоэтической речи, в котором для усиления выразительности резкопротивопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли. Этастилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов,эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительностиречи.
Лексической основой антитезы является присутствие антонимов.

– Какие образы,ситуации противопоставляются писателем?

(Бал у губернскогопредводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала =солдаты, Варенька = наказываемый).

– А какие образыобъединяют части рассказа? (Образы полковника и Ивана Васильевича).

IV. Беседа оглавных героях. Ктоглавный герой произведения? Почему? Аргументируйте свою точку зрения. (Рассказчик,именно от его лица ведется повествование и описывается случай, происшедший сним, который перевернул всю его жизнь).

– Каким вы егосебе представляете? Попробуйте нарисовать его словесный портрет Иван Вас вначале рассказа

– Как же ИванВасильевич чувствует себя на балу? (Ему там все очень нравится, он буквальноослеплен его великолепием и красотой).

– Какие эпитетывыбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный,зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный, хозяин добродушный).

– Почему герою всена балу видится в таких радужных красках? (Он счастлив, влюблен).

Представленная информация была полезной?
ДА
60.16%
НЕТ
39.84%
Проголосовало: 1250

– Какую цветовуюгамму использует Л.Н. Толстой для изображения этой сцены? Какой цветдоминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он можетсимволизировать? (Добро, свет, чистота, мечта, идеал).

Заканчивается балв губернаторском доме и первый эпизод рассказа. Вторая часть произведенияповествует об утре следующего дня. Она резко контрастирует с первым эпизодом.Рассказчик  случайно становится свидетелем наказания беглого татарина. Наплацу выстроились солдаты. Сквозь этот строй ведут обнаженного по поясчеловека. Каждый из солдат должен ударить татарина по спине что есть силы. Заисполнением этой «процедуры» строго следит командир, которым оказывается полковник Б. 

– А теперь давайтесразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.

(Что-то большоечерное).

– Герой еще невидит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова?

(Тревога,предупреждение).

 Черныелюди –что это за люди? Почему выбрана такая форма не людив черном? Мы увидим, чем заняты военные? Они наказывают человека).

– Что они емунесут?(Боль, страдания, муку).

– Какие еще цветаприсутствуют в эпизоде?(Красный, белый).

– Снова появляетсябелый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов).Что спрятано за этими словами?(Мука, боль).

– На фоне черныхлюдей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателюсоздатьэмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом вдуше героя. За что полковник Б. бил солдата по лицу? (За то, что тот слабоударил татарина).

 

 

 

– Эту детальодежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?(Надевал перчатку для танцас Варенькой).

– Вспомните, чтополковник при этом говорил? («Надо все по закону»).

– Толстойиспользует прием зеркальногоотражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо,те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова «надо все по закону». Покакому «закону» живет полковник? По какому «закону» он отхлестал солдата полицу? (По закону военной жизни).

– Какую сторонувоенной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведенииполковника (Жестокость).

– Почему же,увидев это, герой передумал быть военным? (Он должен был бы принять этизаконы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одногозрелища испытывал стыд).

– Но что-то ещеоткрылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из егособеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, онначинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б.принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть инойзакон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?(Божеский).

– В какой деньразворачиваются все события? (Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).

– Что за праздникПрощеное воскресенье?(Надо всех простить, надо покаяться).

Что же прощаютправославные верующие друг другу в этот день? Разве мы виноваты перед каждымчеловеком в мире? Почему же тогда о прощении нас просят те, кто вроде бы нас ине обижал? Прощеное воскресенье — последнее воскресенье накануне Великогопоста. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на времяВеликого поста из городов и монастырей в пустыню, даже не зная, вернутся ли ониобратно к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться вуединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из нихзнал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может статьдля них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важнодля них.

– Почемупонедельник называют Чистым? (Человек очистился и начался пост –воздержание, молитвы, покаяние).

– Какая фраза напротяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать? («Братцы,помилосердуйте»).

– Но братцы немилосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?

(Иван Васильевич ислабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан).

– Как вы думаете,к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важнаяистина открывается герою в этот святой день? Как надо учитьсяжить? (По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

– Но мог липолковник при этом поступить иначе? (Скорее всего в этом случае он сам быбыл наказан).

– В чем кореньэтих противоречий, по мнению Толстого? (В том социальном и политическомпорядке, который был в России в николаевское время).

– В чем вы видитекритическую силу рассказа? Какие основные мотивы в нем присутствуют? (слайд7).

(Мотивы неприятиясоциальной справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести. Критическаясила рассказа – в обнаружении «слабых» сторон того общественного строя, прикотором живут толстовские герои, неприятия жестокости в любом ее проявлении.При этом автор словно проводит параллели с современным ему временем, в которое,к сожалению, мало, что поменялось в России).

– Верно. При этомписатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка присоздании образов героев: цветом, звуком и их контрастным сопоставлением. Впервоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А выговорите». Почему писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?

(Сцена снаказанием солдат стала своеобразным «отрезвлением» героя от пышности иблаголепия «фасадной» жизни эпохи).

V. Подведениеитогов урока. Значение рассказа  «После бала» выходит далеко за рамкипротеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесныхнаказаний

 

 

крестьян: онставил, как мы видим, широкие гуманистические проблемы: «Если мы прямо поглядимна прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепитьсебе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то,что одно

важно: добро и зложизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящимиименами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем инастоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью,прокуроров, жандармов. Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будемзаслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций,мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь» (Л.Н.Толстой. «Николай Палкин») 

Д/з : Написатьсочинение на одну из тем:

«Полковник на балуи после бала».

               План

1.Время,изображенное в рассказе.

2. Портретполковника.

3. Детали,помогающие понять происходящее.

4. Полковник набалу.

5.Поведениеполковника во время наказания солдата.

6. Что важнеезакон или совесть?

7 .Рассуждение:был ли полковник двуличным человеком, лицемером?

8. Мое отношение кгерою

Случай, изменившийжизнь.

                  План

1.История созданиярассказа «После бала».

2.Время,изображенное в рассказе.

3. Иван Васильевич- герой рассказа.

4. Чувства герояна балу

5. Утро каккрушение любви и самой жизни.

6. Последствиястрашного утра.

7. «Все дело вслучае».

Викторина крассказу «После бала»

1.Когда былнаписан рассказ?

2.От лица коговедется повествование в рассказе «После бала»?

3.Где проходилбал, и какому празднику он посвящен?

4.С кем танцеваламазурку Варенька?

5.Что осталось уИвана Васильевича после бала в память о Вареньке?

6.«В душе у менявсё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая,жёсткая, нехорошая музыка» Что это была за музыка?

8.Какойхудожественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

9.С помощью какойхудожественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника кдочери?

10.Когда вернулся Иван Васильевич с бала?

11.С какимимператором проводится параллель  при описании полковника?

12.За чтонаказывали солдата?

13.За что бил по лицу полковник малорослого слабосильного солдата?

14.Какие слова «неговорил, а всхлипывал» наказываемый солдат?

15.О чём спорилирассказчики в начале рассказа? На какой вопрос сам себе отвечал ИванВасильевич, рассказывая историю про Вареньку и её отца?

16.Какое чувствоиспытал рассказчик, когда увидел наказание солдата и узнал в полковнике отцаВареньки?

17.Как измениласцена экзекуции (наказания) солдата жизнь Ивана Васильевича?

18.Какойхудожественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

19.Какова главнаяидея рассказа «После бала»?

20.Почему Л. Н.Толстой назвал свой рассказ «После бала»?

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.16%
НЕТ
39.84%
Проголосовало: 1250

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет