Технологическаякарта урока
Викторина« Время Ивана IV»
Цель урока:Закрепить изученные ранее темы, связанные с внешней и внутренней политикойИвана IV и сформировать устойчивое представление о периоде его правления.
Задачи урока:
Обучающие:
— Актуализировать у учащихся знания обиографии и начальном периоде правления Ивана Грозного
— Способствовать формированию целостногопредставления о реформах Ивана Грозного
— Проследить изменения во внутренней политикево второй половине правления Ивана Грозного и их причины
— Закрепить в сознании учащихся результаты ипоследствия военных компаний Ивана Грозного
— Способствовать закреплению знанийотносительно событий, дат и терминов по данной теме.
Развивающие:
— Способствовать совершенствованию умений применятьполученные знания на практике
— Продолжить формирование навыковвзаимодействия в команде
— Совершенствовать умение давать ответ напоставленный вопрос
Воспитательные:
— Способствовать развитию познавательногоинтереса к истории своей страны
— Формирование патриотического сознанияучащихся
— Воспитание уважительного отношения ккультурным традициям России
— Формирование собственной оценки происходящихсобытий и политических деятелей
Тип урока:повторительно-обобщающий
Вид урока:урок-викторина
План урока:Викторина пройдет в несколько этапов
1 Этап Факты из биографии Ивана Грозного.Начало царствования. Первые реформы
2 Этап Внешняя политика Ивана Грозного
3 Этап Опричнина
4 Этап Заключительный этап правления ИванаГрозного. Итоги правления
Ресурсы: компьютер,проектор, презентация: Викторина «Время Ивана IV».
Основные понятия:Избранная рада, Земский собор, сословно-представительная монархия,местничество, стрельцы, заповедные лета, урочные лета, опричнина, земщина.
Основные даты: 1547-1560- Деятельность Избранной Рады, 1549 — Созыв первого Земского собора, 1550 — ПринятиеСудебника, 1552 г. — Взятие Казани русскими войсками. Присоединение Казанскогоханства, 1556 г. — Присоединение Астрахани к России, 1558–1583 гг. — Ливонскаявойна, 1565–1572 гг. — Опричнина, 1581г – начало похода Ермака в Сибирь,1581г -Указ о заповедных летах, 1582 г. 15 января — Перемирие Русского государства сРечью Посполитой в Запольском Яме, 1583 – Плюсское перемирие со Швецией, 1533(1547) – 1584 – правление Ивана 4
Персоналии: Иван IV, Андрей Курбский, митрополит Макарий, Сильвестр, Адашев, СтефанБаторий
Методы:практический, наглядный, метод закрепления и контрол
Методологические приемы: командная игра, работа с источниками и картами.
Дидактическая структура урока/этап урока/цель этапа |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный этап |
5 мин |
Приветствие учеников. Проверка посещаемости
Учитель сообщает формат урока, знакомит с правилами проведения викторины, отвечает на вопросы учащихся |
Приветствие учителя, подготовка рабочего места Учащиеся знакомятся с правилами, задают вопросы по проведению викторины |
Мотивационно целевой этап |
2 мин |
Учитель представляет ученикам вводную часть и предлагает учащимся разделиться на команды, придумать своим командам названия |
Ученики делятся на команды, сообщают названия |
Содержательно-операционный |
30 мин |
Учитель с помощью презентации проводит викторину, которая содержит устные и письменные вопросы, а также задания на соотнесение фактов, установление хронологической последовательности событий и т.д. Параллельно учитель ведет подсчет баллов каждой команды и поясняет ответы, данные участниками викторины. |
Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания викторины, при необходимости задают вопросы учителю |
Подведение итога |
3мин |
Учитель подводит итог урока, объявляет победившую команду и оценивает активность и вовлеченность каждого учащегося
Учитель сообщает домашнее задание: составить небольшой кроссворд, ребус, загадку на выбор по изученным темам |
Учащиеся записывают домашнее задание |
Вопросы викторины:
1 Этап Факты из биографии Ивана Грозного.Начало царствования. Первые реформы
1. Родителями Ивана Грозного были Иван 3 и Елена Глинская
Неверно: Иван 3 был дедомИвана Грозного, а отцом был Василий 3, мать – Елена Глинская
2. У Ивана Грозного было много братьев и сестер
Неверно: у него был 1 младшийбрат Юрий, глухонемой и очень больной
3. Иван Грозный венчался на царство в 1547г, чтобы получить неограниченныеправа
Верно: принятие царского титулаподнимало международный авторитет России.
4. Неофициальным правительством молодого царя стала Избранная рада –кружок единомышленников
Верно: опираясь на этоправительство, царь начал проводить первые реформы
5. Для противостояния боярам царь созвал в 1549г Земский собор – собраниестрельцов, которые должны были его отныне защищать
Неверно: Земский собор былсобранием представителей всех русских земель. На нем присутствовали бояре,духовенства и служилые люди, позже на него стали приглашать представителей всехслоев населения, кроме крепостных крестьян. Цель собора – обсуждениепреобразований
6. В 1550г на Земском соборе был утвержден Судебник, в нем был увеличенразмер пожилого при переходе крестьян в Юрьев день
Верно
7. В ходе военной реформы 1550г Иван Грозный отменил местничество –систему распределения служебных должностей в России по происхождению ислужебному положению предков
Неверно: царь ограничилместничество только на время военных походов
8. В 1556г была проведена реформа местного управления, в ходе которого былизменен порядок налогообложения – установлена единица налогообложения (соха) иразмер взимаемых с нее повинностей (тягло)
Верно
9. Уложение о службе, принятое в 1556г, уравнивало во многом бояр и дворяни способствовало формированию общерусского служилого сословия, всепредставители которого обязаны были нести государеву военную службу
Верно
2 Этап Внешняя политика Ивана Грозного
10. Каковыбыли цели присоединения Казанского ханства?
Ответ: 1. Прекращение набеговна русские земли 2. Освобождение русских пленников 3. Получение плодородныхземель для раздачи дворянам 4. Получение волжского торгового пути
11. Выберитеиз списка территории, присоединенные Иваном Грозным:
1)Сибирское ханство
2)Крымское ханство
3)Казанское ханство
4)Астраханское ханство
5)Ингрия
6)Большие ногаи
7)Территория Ливонскогоордена
Ответ: 1,3,4,6
12. Длязащиты от набегов крымских татар на южных рубежах страны было начатостроительство _________________ черты
Ответ: засечной
13. Походпротив сибирского хана Кучума возглавил атаман __________________
Ответ: Ермак Тимофеевич
14. Укажитеназвание войны, события которой показаны на карте.
Ответ: На карте показанысобытия Ливонской войны
15. Ливонскаявойна началась в 1558г и длилась 25 лет
Верно
16. Причинойвойны стала неуплата дани орденом за город Юрьев
Неверно: это был повод.Причиной являлось ослабление ордена и желание заполучить гаван на Балтийскомморе
17. ХодЛивонской войны резко изменило перемирие 1559г
Верно: за время перемирияорден перешел под покровительство Литвы и Польши, а в 1561г прекратил своесуществование.
18. В1569г в результате Люблинской унии Польша и Швеция объединились и создалигосударство Речь Посполитая
Неверно: объединились Польшаи Литва
19. Какоесобытие в ходе войны привело к ее окончанию?
Ответ: осада Пскова войскамиСтефана Батория
20. ПоПлюсскому 1583г договору с Польшей Россия сохранила побережье Балтийского моря
Неверно: Плюсский договор былподписан со Швецией. Россия потеряла выход на Балтийское море
3 Этап Опричнина
21. Опричнинабыла введена царем в 1565г для ослабления боярства
Верно
22. Символамиопричников были метла и голова собаки
Верно. Они должны были грызтьцарских изменников и выметать измену из государства
23. Странав ходе опричнины была поделена на опричнину, где правил царь и земщину, которойведали бояре
Верно
24. Скаким событием была связана отмена опричнины в 172г?
(набегом Девлет – Гирея наМоскву)
4 Этап Заключительный этап правления ИванаГрозного. Итоги правления
25. В1581г правительство ввело___________ лета, запретив тем самым крестьянамуходить из вотчин и поместий
Ответ: заповедные
26. Врезультате деятельности Ивана Грозного к концу его правления бояре попали вполную зависимость от царя
Верно
27. Прочитатьдокумент на с. 87. Как оценивает автор деятельность царя?
Ответ: отрицательно
28. Окаком термине идет речь?
Форма зависимости крестьян,предполагавшая прикрепление их к земле и подчинение судебной властиземлевладельца ____________________-
Ответ: крепостное право
29. ИванГрозный был современником английской королевы Елизаветы 1
Верно. Он даже к ней сватался
30. Итогицарствования Ивана Грозного были печальны
Верно: страна была разоренаЛивонской войной и опричниной
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)