Проект: «Учитель рядом»
Практически каждый учитель хочет достигатьвысоких результатов в своей деятельности. Чтобы понять, в чем учителю нужноразвиваться, нужно ответить на вопрос: «В чем заключается ключевая задачаучителя?» На первый взгляд кажется, что главная задача учителя – учить, даватьзнания, но на самом деле это не совсем так. Учитель готовит ребенка к взрослойжизни, а знания — это лишь часть того, что учитель должен дать ребенку. В чемже заключается подготовка ребенка к взрослой жизни? Сюда входит много всего:знания прикладные, культурные, естественнонаучные; учебные, социальные итрудовые навыки; ценностное и смысловое формирование; ну, и, конечно, мотивацияжить, развиваться и созидать себя и окружающий мир.
Конечно, все это важно, но как у дерева естькорень, так и в формировании ребенка есть основа, и этой основой являетсямотивация. Именно мотивация ходить в школу, общаться с учителем и с одноклассниками,активно участвовать в жизни школы и класса формирует общий интерес к жизни и, какследствие, старание быть на одной волне с учителем и классом. Такой ребенокхочет быть активным на уроке, хочет помогать учителю по классу, хочет вездеучаствовать, хочет думать и поступать, как зрелая личность. Именно умениеформировать мотивацию у детей является ценным качеством, которым долженобладать учитель. И это является целью данного проекта – научить учителейформировать мотивацию у своих учеников.
Чтобы этому научиться, очень важно освоитьследующие навыки:
— уметь выстраивать неформальные отношения сдетьми, сохраняя субординацию;
— понимать психологические потребности возрастаи уметь их удовлетворять;
— уметь решать конфликтные ситуации;
— уметь формировать командный дух;
— уметь научить детей самоорганизации.
Участники нашего проекта обучаются по принципу:«подумал сам – прочитал – применил».
Первый этап – быть наблюдателем. Учительприкрепляется к классу, где работают учителя, прошедшие курс, и на протяжениинедели сам отвечает на вопросы:
1. Как учитель выстраивает отношения с детьми?Что он для этого делает? Что получается, что - нет?
2. Какие психологические потребности есть уэтих детей этого возраста? В чем они проявляются? Как их можно удовлетворить?Как это делает учитель?
3. Какие были конфликтные ситуации? Как ихрешали сами ученики? Как их решал учитель?
4. В чем проявляется командный дух? Какучитель его формирует? Как его поддерживают сами ученики?
5. Что такое самоорганизация? Как организованажизнь этого класса? Что для этого делают учитель и ученики?
Второй этап – освоение методик. Участникиделятся своими наблюдениями, идет обсуждение ответов на вопросы. Затем, участникампредлагаются модели по реализации каждого навыка. Эти модели каждый участник переписываетпод себя на основе личного опыта, знаний и наблюдений.
Третий этап – применение на практике. Учителявыезжают в лагерь на неделю, где они получают отряд из 12 детей. Задача этоговыезда отработать навыки по формированию мотивации. У учителя будет помощниквожатый, который на себя берет все режимные моменты, учитель концентрируетсятолько на своих задачах.
После завершения третьего этапа, начинается бессрочныйчетвертый этап, в котором учителя находятся в процессе постоянного обменаопытом. Раз в триместр организуются встречи для участников группы набора, такжеучастники раз в триместр могут отправиться на наблюдение к другому учителю от 1до 3 дней.
Помните, чтобы быть учителем недостаточно пройтикурсы, важно иметь творческую жилку, педагогические чутье и видение.
