КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП
Подготовила учитель-логопед Момот З.Н.
Цель. Повышение профессиональнойкомпетентности педагогов в вопросах коррекции речи дошкольников логопедическихгрупп.
Задачи:
· Мотивацияпедагогов к повышению своих профессиональных качеств, к обогащению и накоплениюопыта в организации коррекционной работы с детьми.
· Помочьпедагогам освоить методы и приемы работы над коррекцией речи детей.
· Способствоватьуспешности педагогической деятельности.
Задачи:
1.Познакомить воспитателей с методами и приёмами работы при проведении речевых(артикуляционных) гимнастик.
2.Дать представление о разноплановости речевых гимнастик, в зависимости отвозрастных и речевых возможностей детей.
3.Показать возможность использования речевых гимнастик в развитии познавательно –речевой деятельности детей.
Вступление
Знание основ логопедии имеет решающее значение в организациикоррекционной работы воспитателя в логопедической группе
Логопед выполняет обучающую,координирующую и организационную роль в совместной работе логопеда ивоспитателя по устранению недостатков речи у детей. Одной из форм работыявляется семинар-практикум.
Формирование правильногопроизношения — сложный процесс. Чтобы ребенок научился произносить сложныезвуки, его органы артикуляции должны четко выполнять движения, переходить отодного положения к другому. Всему этому учит артикуляционная гимнастика.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль
- Постепенно темп упражнений увеличивается.
- Периодически ребёнку задаются наводящие вопросы, например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
- Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, в течение 7-10 минут.
· Необходимоследить, чтобы во время выполнения упражнений ребенок не напрягал шею, плечи,что бывает довольно часто.
· Перед выполнением упражнения взрослый долженвнимательно прочитать методические указания к нему. Неправильно выполняемыеупражнения не повысят эффективность логопедической работы, а в некоторыхслучаях могут даже снизить ее.
Все упражнения проводятся четко,фиксируя движения.
Занятия проводятся в формеигры, должны быть интересны ребенку.
На одном занятии даетсядва-три упражнения, к последующим упражнениям переходят лишь после того, какбудут усвоены предыдущие.
Все упражнениявыполняются естественно, без напряжения: ребенок сидит спокойно, плечи неподнимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются. Дети сидят за столами илиполукругом перед воспитателем, чтобы дети видели лицо воспитателя, котороедолжно хорошо быть освещено.
Некоторые упражненияпроводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы уребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
При затруднениях ввыполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанномуматериалу.
Инструкции даются дробно.
Артикуляционнуюгимнастику проводят ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись,становились более прочными. Лучше проводить в начале занятий, в течение 3 – 5минут.
Алгоритмпроведения артикуляционной гимнастики
Воспитатель организует работу следующим образом:
А)рассказывает о новом упражнении, используя игровые приемы;
Б)показывает его выполнение;
В)упражнения выполняют дети;
Г)воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пятичеловек).
Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженностьдвижений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает,движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не вседети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателядолжен быть индивидуальным.
Нельзяговорить, что ребенок делает упражнения неверно. Надо показать его достижения,подбодрить.
Сдетьми, которым долго не удается выполнить упражнение, воспитатель проводитиндивидуальную работу.
Язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы,гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит,чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.Недостатки произношения отягощают эмоционально — психическое состояние ребенка.Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматьсяартикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Знание органов артикуляции
Вопросы участникам семинара
— Назовите главный артикуляционный орган (язык)
— Назовите части языка (кончик, спинка, корень, боковые края)
— Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык,губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость).
— Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)
Причины, по которым необходимо заниматьсяартикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой иупражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научитьсяговорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогутбыстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматьсялогопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям справильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «кашаво рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям ивзрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобывырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились болеепрочными. Лучше ее делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком.При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определеннуюпоследовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить ихнадо эмоционально, в игровой форме.
Уточнениепроизнесения звука изолированно
Здесь мы подбираем упражнения и игры, в которых дети как можно большепроизносят звук. Какие это игры могут быть?
Ну, во-первых, мы подбираем картинку-символ для каждого звука. Можноиспользовать картинки Ткаченко, можно Фомичёвой. (Показ)
Игры и упражнения:
- «Я покажу картинку, а вы произнесёт звук»
- «Изобрази как…»
- «Договори звук в слове»
- «Звуковые дорожки»
- «Хлопни, когда услышишь звук»
- «Звуковой клубочек»
- «Разорви ниточку»
- «Восьмёрка»
«Развитие артикуляции и мелкой моторики рук»
(зеркало накаждого участника)
Предлагаю вам в качестве разминки выполнить артикуляционную гимнастику в форместихотворной сказки «У бабушки с дедушкой»
У бабушки с дедушкой
«Толстые внуки приехали в гости. С ними – худые, лишь кожа да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, поцеловать они их потянулись. Утром проснулись—в улыбочку губы. Чистим мы верхние, нижние зубы. Блюдца поставим — положат блины нам. Блинчик жуем с вареньем малиновым. Дуем на блинчик — не в щеки, не мимо. Чашки поставим, чтоб чаю налили. Вкусный был завтрак, никто не обижен. Скажем спасибо и губы оближем. Дедушка сделал для внуков качели. Все мы на них покачаться успели. Вечером скачем на лошади ловко. Звонко стучат по дороге подковки. Вот замедляет лошадка шажочки, и на опушке мы видим грибочки».
|
(Надуваем щёки.) (Втягиваем щёки.) (Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы.) (Губы тянутся вперёд.) (Снова широкая улыбка.) (Широкий язык за верхними зубами.) (Соответствующие движения широким языком.) (Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами.)
(Широкий язык лежит на нижней губе.) (Подуть на широкий язык.) (Жуём распластанный язык, потом облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад.) (Широкий язык загибаем кверху чашечкой) (Кончик языка облизывает губы по кругу.)
(Широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы.)
|
