Повышение уровняпедагогической культуры и профессиональной компетентности ПДО.
Япарова К.Д.
Педагог дополнительногообразования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от егоквалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многихпроблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональнойкомпетентности педагогов тормозится процесс развития образовательногоучреждения.
Сегодня качество образования напрямуюзависит от инновационного потенциала педагогического коллектива. Именноинновационная деятельность образовательных учреждений рассматривается обществом и государством как основа для повышения качества образования иконкурентоспособности образовательного учреждения.
Инновационный потенциал педагога -это совокупность социальных и творческих характеристик личности, выражающейготовность совершенствовать свою педагогическую деятельность, и наличиевнутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда включаютсяжелание и возможность развивать свои интересы и представления, искатьсобственные нетрадиционные решения возникающих проблем. Воспринимать итворчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.
Сегодня на рынке труда возрастаетпотребность в таком педагоге дополнительного образования. Традиционный педагог(монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену емуприходит педагог – исследователь, воспитатель, консультант, руководительпроектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой ипрофессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Толькотакой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания вобразовательном учреждении, создает условия для духовного развития детей,осуществляет личностно-ориентированный подход к ним. Только такой педагог имеетвозможность подготовиться и перейти к целенаправленной инновационнойдеятельности, что свидетельствует о более высоком уровне развитияпрофессиональной педагогической культуры.
Развитие (личностные качества ипрофессиональные компетенции, необходимы педагогу для осуществления развивающейдеятельности)
• Готовность принять разных детей, внезависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении,состояния психического и физического здоровья;
• Способность в ходе наблюдения выявлятьразнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития;
• Способность оказать адресную помощьребенку своими педагогическими приемами;
• Умение отслеживать динамику развитияребенка;
• Знание общих закономерностей развитияличности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизациии кризисов развития, возрастных особенностей учащихся;
• Умение использовать в практике совейработы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный иразвивающий;
• Умение проектировать психологическибезопасную и комфортную образовательную среду;
• Умение (совместно с психологом)осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ОП;
• Владение элементарными приемамипсиходиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся;
• Умение разрабатывать образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся;
• Умение формировать и развивать УУД,образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в соц.сетях,толерантность и др.;
• Владение психолого-педагогическимитехнологиями, необходимыми для работы с различными детьми: одаренные дети,социально уязвимые дети, дети-сироты, дети с девиациями поведения и др.;
• Знание основных закономерностей семейныхотношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Личностно-профессиональноесаморазвитие педагога представляет со бой многомерный и многоуровневый процесс,в котором происходит самодеятельное изменение внутреннего мира педагога черездуховно практическую деятельность, а также осуществляется непрерывныйнравственный выбор, основанный на системе ценностных установок, творческойактивности личности молодого профессионала, рефлексии его инновационнойдеятельности и личностно-профессионального саморазвития. На наш взглядличностно-профессиональное саморазвитие педагога может осуществляться лишь приусловии, что у него имеется богатый личностный потенциал, позволяющийрассматривать возможности не только каковыми они есть сейчас, но и с позицииих формирования и перспектив развития. Таким образом, под личностнымпотенциалом педагога мы будем понимать способности и синтез его определенныхкачеств и свойств.