X-PDF

Познавательная статья:Арт -терапия: Искусство быть

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ШОВГЕНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

 

 

 

 

 

 

Арт-терапия:Искусство быть

 

 

 

 

 

Подготовила:

 Дзыбова СаидаРуслановна,

преподаватель поклассу фортепиано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а. Хакуринохабль

2023 г.

 

 

 

 

 

       Творческие люди обладаютособым даром: создавая произведение искусства, они имеют возможностьотстраниться от пережитого, переосмыслить его. Метод арт-терапии позволяеткаждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье,рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение. Реализовать свойпотенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому – длязанятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

        Впервые термин «арт-терапия»стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл (Adrian Hill). В 40-егоды прошлого века, работая с больными в госпиталях Великобритании в качествеарт-   педагога, он заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов оттяжелых переживаний и помогают справляться с болезнью.

        Классическая арт-терапияпредполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику,фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие видыискусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия,маскотерапия, музыкотерапия.

        Терапия искусством опираетсяна позиции психоанализа, согласно которым создаваемые нами художественныеобразы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символическийязык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты,воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая их таким образом,мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними. С помощьюискусства глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во времярациональной психотерапии. Они не вытесняются, а сублимируются (переводятся) втворчество. Возможно, поэтому нередко искусство оказывается единственныминструментом, проясняющим неосознаваемые чувства и переживания.

       Арт-терапия позволяет отыгратьлюбые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность илигиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру. Арт-терапия помогаетпонять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценитьвозможность перемен. И когда проблемы становятся яснее, можно переходить нановый этап – создавать новый рисунок, спектакль или сказку на тему «Как будетвыглядеть моя новая жизнь».

Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

       Комментировать спецификупсихологической работы с малышами 3 — 6 лет излишне. Замечу лишь, что в этойобласти диагностика и коррекция тесно связаны между собой. Детей принятоприводить к психологу или психотерапевту только после обнаружения у нихкаких-либо видимых проблем или отклонений, то есть в процессе диагностикиличности ребенка почти всегда стоит цель последующей коррекции.

       Проблемы могут быть различными– вызванными физическими отклонениями (нарушений речи) или внешними социальнымифакторами (замкнутость, агрессия, фобии ребенка вследствие неблагополучныхотношений в семье).

       Для коррекции детской личностии отдельных психических функций западные специалисты сегодня все чаще прибегаютк арт-терапии. На счету арт-терапевтов, практикующих с детьми, множествослучаев улучшения психического здоровья школьников, снижения уровняагрессивности, налаживания эмоциональных контактов с семьей.

      Многие знают арт-терапию кактерапию рисунком, лепкой и т.п. Помимо творческого самовыражения с помощьюматериала, в арт-терапии приветствуются и игровые приемы коррекции —сказкотерапия, психодрама. Эффективностью работы последних очень заинтересованысегодня отечественные психологи. Так как, российские дети более восприимчивы кигровым видам коррекции.

       Одним из главных моментоварт-терапии, влияющим на ее эффективность, является личность арт-терапевта(педагога). Здесь важны и непринужденная атмосфера, и эмпатия (умениепереживать и сопереживать чувствам другого человека), и одновременнорациональное анализирующее мышление. Одно из главных качеств педагога —способность установить с ребенком контакт, быть на его стороне, говорить с нимв одной плоскости.

        Сказки – это удивительныйжанр. Русский философ Ильи сказал, что сказка — это сон, приснившийся нации».Действительно, в сновидениях иногда люди видят сюжеты, похожие на фрагментысказок или на какие-то древние ритуалы. Исследователи фольклора считают, чтознакомые нам с детства сюжеты волшебных сказок действительно имеют отношение кдревнейшим обрядам и ритуалам. А природа этих древних ритуалов связана сглубинными механизмами формирования символического поведения и образногомышления.

       Сказки, как и сновидения, внекотором смысле обращаются непосредственно к механизмам бессознательного. Вэтом их большая сила. И в то же время это выразительные, художественные тексты,которые доставляют при чтении эстетическое удовольствие.

       Сюжеты волшебных сказокстранны с точки зрения рационального сознания. Действие их происходит в особомпространстве — «в некотором царстве, в некотором государстве…» изакономерности их невозможны в привычном мире — в них животные разговаривают,Баба-Яга пытается съесть Ивана царевича, героя можно сварить в котле — и послеэтого он остается жив… И это рассказывается как подлинная история, а не каксравнение или метафора…

       То есть существует мир,который функционирует по таким правилам. Отчасти это правила функционированияобразных структур бессознательного, но такое объяснение всегда оказываетсянедостаточным и остается некоторая тайна…

 

СТРАТЕГИИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ

 

В практической психологии можновстретить несколько способов работы со сказками:

1. Использование сказки как метафоры.Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личнойпсихической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.

2. Рисование по мотивам сказки.Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет сграфическим материалом.

3. «Почему герой так поступил?» —тоесть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивовперсонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятсяоценки и критерии «хорошо» — «плохо».

4. Проигрывание эпизодов сказки.Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствоватьнекоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции. Важны интонации,мимика, жесты, сопровождающие речь, открытые позы (грудь открыта – рукиразведены).

        Сказочный фонд мировойкультуры един, есть, например, «Золушка» французская, уральская и китайская…Правда, исследователям известно, что именно в России сохранились наиболеедревние сюжеты сказок в их первозданном виде, и в этом смысле отечественнаякультура уникальна.

Народные сказки необходимо разделитьна несколько групп:

1. Бытовые сказки, сказки-басни,истории о жизни. Например, «Лиса и Журавель».

2. Сказки-загадки, истории насообразительность, истории о хитрецах.

3. Сказки-басни, поясняющиекакую-либо ситуацию или моральную норму.

4. Притчи — истории о мудрых людяхили о занимательных ситуациях.

5. Сказки о животных (иногда ониоказываются в разделе басен).

6. Мифологические сюжеты, в том числеистории про героев.

7. Волшебные сказки («Гуси-лебеди»,«Крошечка-Хаврошечка», «Золушка»).

        Волшебные сказки наиболеезадевают воображение и остаются в памяти с детства на всю жизнь. Именно всюжетах «ВОЛШЕБНЫХ» сказок наиболее устойчиво сохраняются воспоминания одревних ритуалах и тайнах мира. Некоторые гениальные писатели интуитивночувствовали эту тайну и их «сказки» воспроизводили «подлинность» формы. Врусской культуре это Пушкин и Ершов, во Франции – Шарль Перро.

        Наиболее удобны для проекцийобыденного психологического материала басни, бытовые истории. Чем болееиррациональный материал, то есть, чем ближе текст к волшебной сказке — темболее сложные связи устанавливаются между индивидуальным опытом иархетипическим (трансперсональным, общим для всех людей) опытом. Именно здесьначинает проявляться возможный конфликт между индивидуальным пониманием того,как нужно жить, и универсальным глубинным опытом. Глубинный опыт – опирающийсяна ритуалы – относится к уровню мифологического сознания.

        При погружении на чувственномплане в мир образов волшебной сказки на первом плане оказывается«необходимость», связанная с глубинным механизмом переживания. Создаетсявпечатление, что некоторые сюжеты удивительным образом воспроизводят типыпереживаний человека при прохождении возрастных кризисов (конфликтов) исодержат своего рода символические «подсказки» для более благополучного«правильного» прохождения этих кризисов.

Первый Уровень: События сказкизадевают эмоции, герои и их отношения между собой «проецируются» на обыденную жизнь,ситуация кажется похожей и узнаваемой «по ассоциации».

Второй Уровень: Сказка напоминает оважных социальных и моральных нормах, в жизни, в отношениях между людьми, втом, что такое «хорошо» и «плохо».

Третий Уровень: Сказка задеваетглубинные механизмы подсознания, сохранившие архаические элементы, частонепривычные для разума.

        Арт-терапия — методпсихотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы итворчество.

        Спектр проблем, при решениикоторых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри-и межличностные конфликты, кризисные состояния, возрастные кризисы, травмы,потери, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства,развитие креативности и многое другое.

        Метод не имеет ограничений ипротивопоказаний. Его можно отнести к наиболее древним и естественным формамкоррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуютсясамостоятельно для того, чтобы снять накопленное психическое напряжение,успокоиться, сосредоточиться.

         Арт-терапия привлекает ксебе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Трудно назвать ещёкакое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь жебольшие возможности не только для исцеления отдельных лиц и групп,но и для социальной адаптации.

       Арт-терапевтическая работаможет помочь наладить более тесный контакт с маленькими детьми и подростками,научить лучше понимать и принимать их. Она позволяет совершенствовать внимание,память, мышление.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет