Аннотация к практическим работам
Сотни лет при выполнении громоздкиходнотипных расчётов используются таблицы. В наши дни электронные таблицыявляются одним из программных продуктов, наиболее широко используемых напрактике. предназначенные для организации табличных вычислений на компьютере.
Для организации вычислений в электронныхтаблицах используются формулы, которые могут включать в себя ссылки и функции…
«Мой ОфисТаблица» – это приложение для быстрой и удобной работы с электронными таблицамии анализа данных. Продукт поддерживает расширенный набор формул и средств дляобработки данных.
В 9 классе учащиеся изучают темы,связанные с обработкой числовой информации в электронных таблицах и выполняютпрактические работы. В интернете очень много готовых работ, я предлагаю своюподборку заданий на выполнение практических работ в электронных таблицах.
Номер практической работы |
Наименование практической работы |
Практическая работа № 1 |
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
Практическая работа № 2 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАНДАРТНЫХ ФУНКЦИЙ. АДРЕСАЦИЯ. |
Практическая работа № 3 |
ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ В ЯЧЕЙКАХ. АДРЕСАЦИЯ. |
Практическая работа № 4 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. |
Практическая работа № 5 |
ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ И ГРАФИКОВ. |
Практическая работа № 1
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Цель работы:
1) получить навыки практической работы по созданию и форматированиюЭТ.
2) научиться вводить и копировать формулы. План работы:
1. Вводданных в таблицу.
2. Форматированиеданных.
3. Выполнениезачетного задания.
Теоретические сведения
Электронные таблицы –прикладная программа, предназначенная для организации табличных вычислений накомпьютере. «Мой Офис Таблица» – редактор электронных таблиц.
Ячейка — наименьшаяструктурная единица электронной таблицы, образуемая на пересечении столбцаи строки. Содержимым ячейки может быть текст, число, формула.
Тексты (надписи, заголовки, пояснения)нужны для оформления таблицы. Числовые данные, введённые в ячейки таблицы,являются исходными данными для проведения вычислений. В ячейках с формуламиотображаются результаты вычислений. При вводе в ячейку нового значения пересчётдокумента осуществляется автоматически.
Формулой вэлектронной таблице называют арифметические и логические выражения. Формулавсегда начинается со знака равенства (=) и может содержать константы –числа или текст (в двойных кавычках), ссылки на ячейки, знаки арифметических,логических и других операций, встроенные функции, скобки и т.д. При вычисленияхс помощью формул соблюдается принятый в математике порядок выполненияарифметических операций.
Запуск программы: ПускàПрограммыàМой офис. Таблица. или ищем на Рабочем столе ярлыкà Мой офис. Таблица.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Вводданных в таблицу. Составьте смету расходов покупок на «Листе 1».
1.1. Запустите программныйпродукт «Мой офис-Таблица».
1.2. Занесите исходныеданные в соответствии с рис.1
1.3. В ячейку E2введите формулу для расчета расходов покупки =C2*D2 и нажмите на Enter– в ячейке E2 произойдет отображение результата вычисления по этойформуле.
1.4. Выделите ячейку E2.
1.5. Скопируйтесодержимое ячейки E2 в блок E3:E5 с помощью маркера заполнения {Небольшой черный прямоугольник или плюсик вправом нижнем углу активной ячейки или диапазона называется маркеромзаполнения.} (рис.2).
1.6. Рассчитайте общиерасходы. (=E2+E3+ E4+E5)
1.7. При измененииисходных значений в ячейках, на которые ссылается формула, результат пересчитываетсянемедленно:
• измените содержимое ячейки C5, например, введите число 60;
• сравните результат.
2. Форматированиеданных.
2.1. Дляформатирования любых данных в «Мой офис-Таблица» выберите меню «Формат»,которое содержит следующие команды. Установите к своей работе след. формат:
• вкладкуШрифт – установите начертание полужирный, размер 12
• выберитевкладку Выравнивание – установите выравнивание по центру
2.2. Оформите таблицу врамку. Для этого:
• выделите таблицу;
• выполните команды «Все границы»
• выберите тип линии – жирную и щелкните по кнопке внешние• установите тип линии – двойнуюи щелкните по кнопке внутренние
• нажмите ОК.
2.3. Раздел «Оформление» включаетследующие команды:
Цвет выделения текста – выделить фрагменттекста выбранным цветом (по типу маркера)
Цвет текста – форматировать выделенныйфрагмент текста в соответствии с выбранным цветом шрифта
Цвет заливки – выбрать цвет заполнениявыделенной ячейки
Объединить ячейки– объединить или разъединить выделенные ячейки 2.4. Раздел «Расположение»включает следующие команды:
Выровнять текст по левомукраю – выровнять текст по левому краю ячейки;
По центру – выровнять текст по центру ячейки;
Выровнять текст поправому краю – выровнять текст по правому краю ячейки; Выровнятьтекст по ширине – выровнять текст по ширине ячейки.
По верхнему краю – выровнять текст поверхнему краю ячейки;
Выровнять текст по центру– выровнять текст по середине ячейки; Выровнять по нижнему краю –выровнять текст по нижнему краю ячейки.
Поворот текста – указать угол поворота текста в выделеннойстроке/столбце, ячейке или диапазоне ячеек.
Перенос по словам – расположить текст в выделенной ячейкепо ширине столбца
3. Выполнение зачетного задания.
Выполните зачетное задание ипредъявите преподавателю результат, сохранив его в папке своего класса подсвоей Фамилией и Именем.
Файлà Сохранить какà ДокументыàпапкаклассаàДать имя документу
(Работа 1_Фамилия Имя)
ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ.
Задана сводная ведомость продаж.Подведите итог по каждому магазину за день и общий итог.
Для решения:
• перейти на Лист 2;
• введите исходные данные так, как показано на рис.4;
• посчитайте сумму;
• сохраните документ.
Практическаяработа № 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕСТАНДАРТНЫХ ФУНКЦИЙ. АДРЕСАЦИЯ.
Цель работы:
1) научитьсяиспользовать стандартные функции при решении задач.
2) ознакомитьсяс методами фильтрации и сортировки данных.
3) ознакомитьсясо способами адресации и методами сортировки. План работы:
1. Использованиестандартных функций.
2. Фильтрация(выборка) данных с использованием автофильтра, сортировка данных, адресация данных.
3. Выполнениезачетного задания.
Теоретические сведения
Функция представляет собой программу суникальным именем, для которой пользователь должен задать конкретные значенияаргументов. Все функции имеют одинаковый формат и включают в себя имя функции инаходящийся в круглых скобках перечень аргументов. Функции, в которых вкачестве аргумента используется другая функция, называются вложенными.
ЭТ содержат 400 встроенных функций,условно разделённых на несколько категорий:
• математическиеи тригонометрические; • информационные;
• статистические; • функциидаты и времени; • финансовые; • функцииуправления БД списками и др.
• логические;инженерные;
Адресация– это обращение к ячейкам или диапазонам для их дальнейшего использования ввычислениях. Адреса (также – ссылки), бывают трех видов:
‒ Относительные – этот вид ссылокизменяется при копировании или автозаполнении. По умолчанию все ссылки вредакторе принимают вид относительных.
‒ Абсолютные – этот вид ссылок неизменяется при копировании или автозаполнении. Поэтому их необходимоиспользовать для формул, в которых есть постоянные величины, например,процентная ставка.
‒ Смешанные – этот вид ссылок позволяетсочетать как абсолютный, так и относительный адрес. Например, в ссылке В$5,D$12 не меняется номер строки, но может меняться наименование столбца.
Ссылка на диапазон формируется по двум егоугловым ячейкам: Начальная ячейка – левый верхний угол диапазона; Конечнаяячейка – правый нижний угол диапазона. Начальная и конечная ячейка разделяютсяоператором «:». Например: B4:D6.
Сортировка– это способ упорядочивания ячеек по значениям. Данные в электронных таблицахможно сортировать по возрастанию или убыванию в алфавитном порядке, по датамили по величине чисел.
Запуск программы: ПускàПрограммыà Мой офис. Таблица. или ищем на Рабочемстоле ярлыкà Мой офис. Таблица.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Использованиестандартных функций. Откройте файл заготовкаПр.р.2.
Дана таблица на«Листе 1». Определите наименьшее, наибольшее и среднее значения баллов попредметам. Для решения используйте статистические функции. Вчастности ():
МИН– вычисление минимального значения среди аргументов;
МАКС– вычисление максимального значения среди аргументов; СРЗНАЧ –вычисление среднего арифметического аргументов.
Чтобы ввести функцию с помощьюинструментов ячейки или строки формул, выполните следующие действия:
1. Выделите ячейку, в которую необходимо ввести функцию.
2. В ячейке или строке формул введите «=».
3. Начните вводить название функции, чтобы вызвать списокс подсказками
4. Выберите изпредложенного списка необходимую функцию выделите требуемую функцию в спискещелчком мыши. При необходимости прочтите описание функции. Для этого вовсплывающей подсказке нажмите кнопку справа от названия функции.
5. Введите аргументы функции.
6. Чтобы завершить ввод функции, нажмите кнопку в строкеформул или клавишу Enter на клавиатуре. Чтобы отменить ввод функции, нажмитекнопку в строке формул.
2.Фильтрация (выборка) данных сиспользованием автофильтра. Оставтена «Листе 2» только предмет «информатика».
Дляавтоопределения диапазона выполните следующие действия:
1. Выделитепустую ячейку, граничащую с диапазоном.
2. Напанели инструментов нажмите кнопку «Сортировка и фильтр», в появившемся спискевыберите нужные вам пункты пункты.
3. Сортировкаданных. Отсортируйте на «Листе 3» только предметыпо убыванию.
При сортировкевыбранные значения располагаются в столбце (от А к Я) или (от Я к А).
Чтобыотсортировать данные в столбце, выполните следующие действия:
1. Выделитепустую ячейку, граничащую с диапазоном.
2. Вокне настройки фильтрации и сортировки выберите способ сортировки:
‒По возрастанию, чтобы отсортировать данные по возрастанию значений, (от А к Я);‒ По убыванию, чтобы отсортировать данные по убыванию значений, (от Я к А).
4.Выполнение зачетного задания.
Выполните зачетноезадание и предъявите преподавателю результат, сохранив его в папке своегокласса под своей Фамилией и Именем.
Файлà Сохранить какàДокументыàпапка классаàДать имя документу
(Работа 2_Фамилия Имя)
ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ.
Каковаминимальная, максимальная и средняя калорийность продуктов? Ответ на этотвопрос и подсчитайте с точностью не менее двухзнаков после запятой (числовой формат). Для решения: перейтина Лист 4.
Практическаяработа № 3
ФОРМАТПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ В ЯЧЕЙКАХ. АДРЕСАЦИЯ.
Цель работы: получитьпрактические навыки работы в программе/
1. Научитьсяустанавливать различный формат отображения чисел;
2. Научитьсяразличать, и использовать различные виды адресации. План работы:
1. Применитьразличные параметры условного формата
2. Применитьразличные виды адресация данных.
3. Выполнениезачетного задания.
Теоретические сведения
Форматынужны для правильной интерпретации данных при операциях в приложении, например,при вычислениях в формулах. Общий формат присваивается всем ячейкам поумолчанию в момент создания листа. Общий формат – универсальный, он можетиспользоваться во всех формулах и функциях. Формат Число являетсяосновным форматом для вывода чисел. Для формата Число можно настроить следующиепараметры:
‒ отображение разделителя группразрядов;
‒ количество знаков, отображаемыхпосле запятой; ‒ тип представления отрицательных чисел.
Адресация— это указание на данные находящиеся в определённой ячейке. Использованиеадресации облегчает расчёты в таблицах примерно в 2 раза. При копированииформул:
Относительная — адреса изменяются,относительно текущего положения ячейки.
Абсолютная — адрес не изменяется.
Смешанная — один адрес изменяется,другой нет.
Запуск программы: ПускàПрограммыà Мой офис. Таблица. или ищем на Рабочемстоле ярлыкà Мой офис. Таблица.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Использование различных форматов данныхв ячейках. Откройте файл заготовка Пр.р.3. ИЛИ На«Листе 1». Создать таблицу по образцу и заполнить её самостоятельно.
Приложение«МойОфис Таблица» предоставляет возможность настроить отображение данных вформатах Число, Денежный, Финансовый, Дата и/или Время и Процентный. Длянастройки выполните следующие действия:
1. Выделитеодну или несколько ячеек, для которых требуется настроить отображение данных.
2. Откройтеокно настройки форматов одним из следующих способов:
‒ Выберите пункткомандного меню Формат→ Числовой формат;
‒ Щелкните повыделенным ячейкам правой кнопкой мыши и выполните команду контекстного менюЧисловой формат. В окне Числовой формат, в списке слева выберите требуемыйформат.
2. Использованиеотносительных адресов при расчетах.
На «Листе 2».В ячейку А4 впишите свое имя. В ячейку В4 впишите свой возраст. Найдите возрасткаждого в месяцах, днях, часах, минутах, секундах.
Для расчетов возьмитеследующие величины: 1 год = 12 месяцев
1 год = 365 дней(високосные не учитываем)
1 день = 24 часа
1 час = 60 минут
1 минута = 60секунд
3. Использованиеабсолютных адресов при расчетах. На«Листе 3». Найдите цену товара в рублях за 1штуку каждого наименования товара, и цену за упаковку в рублях.
4. Выполнение зачетного задания.
Выполните зачетноезадание и предъявите преподавателю результат, сохранив его в папке своегокласса под своей Фамилией и Именем.
Файлà Сохранить какàДокументыàпапка классаàДать имя документу
(Работа 3_Фамилия Имя)
ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ.
На «Листе 4». Таблицаумножения. Напишите формулу в ячейке В2 содержащую смешанную адресацию, ископируйте ее во все остальные ячейки.
Практическаяработа № 4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.
Цель работы: создатьусловия для формирования понятия использования логических функций в ЭТ.
1. Сформироватьнавык применения знаний логических высказываний для решения задач с помощью ЭТ;2.Знакомствос логическими функциями: И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ. План работы:
1. Научитьсяприменять различные логические функции при решении задач.
2. Научитьсяприменять функции подсчёта количества значений.
3. Выполнениезачетного задания.
Теоретические сведения
Логическиевысказывания – это повествовательное предложение, вотношении которого имеет смысл говорить о его истинности или ложности (поАристотелю, основателю логики как науки). При работе с функциями ЭТчасто приходится использовать различные логические условия. В зависимости отсоблюдения или не соблюдения таких условий меняется возвращаемый результатвычислений.
Операторысравнения применяются для сравнения двух значений. Сравниватьможно любые типы данных: числа, даты, строки символов.
Результат операции сравнения – одно излогических значений:
‒ ИСТИНА – записанное выражение верно; ‒ЛОЖЬ – записанное выражение неверно
Некоторыевысказывания могут содержать несколько ложных и/или истинных высказываний,которые соединяются между собой словами и, но, или, а, не. Такие логическиевысказывания являются составными от простых высказываний, а слова, соединяющиепростые высказывания в сложные, образуют логические операции.
Логика изучает такиеоперации над высказываниями, в результате которых снова получаетсявысказывание. Язык логики больше похож на математические формулы, в которыхпеременные – это простые логические высказывания, а символы между ними –логические операции.
Запуск программы: ПускàПрограммыà Мой офис. Таблица. или ищем на Рабочемстоле ярлыкà Мой офис. Таблица.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Использованиелогических функций и подсчета количества значений.
На«Листе 1» (Заготовка Пр.р.4.)Создать таблицу по образцу и заполнить её самостоятельно. Разработатьтаблицу, содержащую следующие сведения о школьниках: фамилия, оценки заэкзамены по математике, русскому и двум другим выбранным предметампо выбору, средний бал по всем экзаменам и информация о зачислении: еслисредний бал равен или больше проходному баллу и оценка за экзамен поматематике – 4 или 5, то абитуриент зачислен в учебное заведение, аесли меньше, то нет.
В табличных процессорах сначала записывается имя логической функции, потом в скобках имя лог. операции (и, или, не), а затем в круглыхскобках перечисляются логические операнды, разделенные «;»,например, картинка справа:
Функция ЕСЛИпроверяет, выполняется условие или нет. Возвращает одно значение, еслиуказанное условие дает в результате значение ИСТИНА, и другое значение, еслиусловие дает значение ЛОЖЬ. Форма записи: ЕСЛИ (логическоевыражение; [значение если истина]; [значение если ложь]).
СРЗНАЧ– вычисление среднего арифметического аргументов.
ФункцияСЧЁТЕСЛИ подсчитывает количество ячеек в диапазоне, которыесоответствуют одному условию. Форма записи: СЧЁТЕСЛИ (диапазон;критерий).
2. Использованиелогических функций и подсчета количества значений. На«Листе 2». Составить таблицу, содержащуюследующие данные о школьниках: фамилия, возраст и рост. Кто из студентов можетзаниматься в спортивной секции, если туда принимают учеников с ростом не менее160см? Возраст не должен превышать 13 лет.
3. Работа с функциями Год и Сегодня.
На «Листе 3».Создатьтаблицу по образцу. Вычислить количество лет, которые ученик посещает школу поформуле:
=ГОД(СЕГОДНЯ()-Дата приема в школу)-1900
4. Выполнение зачетного задания.
Выполните зачетноезадание и предъявите преподавателю результат, сохранив его в папке своегокласса под своей Фамилией и Именем.
Файлà Сохранить какàДокументыàпапка классаàДать имя документу
(Работа 4_Фамилия Имя)
ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ.
На«Листе 4». В электронную таблицу занесли результатытестирования учащихся по математике и физике. На рисунке приведены первыестроки получившейся таблицы.
В столбце A указаныфамилия и имя учащегося; в столбце B — район города, в котором расположенашкола учащегося; в столбцах C, D — баллы, полученные по математике и физике. Покаждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную таблицубыли занесены данные по 1000 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Сколькопроцентов от общего числа участников составили ученики Майского района?
Ответ с точностью доодного знака после запятой запишите в ячейку G2 таблицы.
Практическаяработа № 5
ПОСТРОЕНИЕДИАГРАММ И ГРАФИКОВ.
Цель работы: Научитьсястроить, форматировать и редактировать диаграммы и графики. План работы:
1. Научитьсястроить диаграммы и графики с нужными параметрами.
2. Научитьсяредактировать диаграммы и графики.
3. Выполнениезачетного задания.
Теоретические сведения
Диаграмма– это графический объект наглядного представления данных. Назначениедиаграмм — облегчение сравнений, выявление закономерностей.
Основные типы диаграмм: круговая,гистограмма, линейчатая, график, точечная”.
1. Гистограмма, отображает значенияразличных категорий, позволяет показать несколько рядов данных.
2. Линейчатая, отображает также значениядля различных категорий, отличается ориентацией осей Ох и Оу.
3. Круговая диаграмма служит длясравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины всумме составляют нечто целое (100%).
4. График представлен в виде точекданных, соединенных тонкой линией, позволяет проследить изменения предложенныхданных и показать несколько рядов данных.
Табличный редактор предоставляетвозможность создания и редактирования диаграмм и графиков различного типа. Чтобысоздать диаграмму или график, выполните следующие действия:
1. Выделитедиапазон, по данным которого необходимо построить диаграмму или график.
2. Выполните команду вставки диаграммы/график одним изследующих способов: ü Выберите пункт командногоменю Вставка → Диаграмма
üНапанели инструментов, в разделе Вставка нажмите кнопку (Диаграмма).
üНапанели инструментов, в разделе Вставка нажмите кнопку . На отобразившейсяпанели вставки наведите курсор мыши на кнопку (Диаграмма).
В открывшемся подменю выберите требуемыйтип диаграммы или графика. График/диаграмма сформируетсяавтоматически по центру видимой области таблицы. Данные, используемые дляпостроения, подсвечиваются на листе цветами, которые соответствуют рядам данныхдиаграммы. Если требуется изменить тип созданной диаграммы, выделите ее. Напанели инструментов, в разделе Диаграмма нажмите на кнопку, соответствующуютребуемому типу диаграммы.
Чтобы перейти к настройкам диаграммы,выполните следующие действия:
1. Выделитедиаграмму.
2. Откройтеокно Настройки диаграммы. Щелкните по диаграмме правой кнопкой мыши и выполнитекоманду контекстного меню Настроить диаграмму.
Запуск программы: ПускàПрограммыà Мой офис. Таблица. или ищем на Рабочемстоле ярлыкà Мой офис. Таблица.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Построение круговой диаграммы.
На «Листе 1» (ЗаготовкаПр.р.5). В медицинском кабинетеизмеряли рост и вес учеников с 5 по 11 классы. Результаты занесли в электроннуютаблицу. Каждая строка таблицы содержит запись об одном ученике. В столбце Азаписана фамилия, в столбце В — имя; в столбце С — класс; в столбце D — рост, встолбце Е — вес учеников. Всего в электронную таблицу были занесены данные по211 ученикам в алфавитном порядке.
Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение учеников из классов 7, 8 и 9.Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6 и переименуйте имялиста на «Круговая диаграмма»
2. Построение гистограммы по заданной таблицезначений
На «Листе 2»дополните таблицу. Постройте гистограмму по данным. Передпостроением диаграммы отсортируйте (упорядочите по алфавиту) данные по столбцу«Вид интересов». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки F7 ипереименуйте имя листа на «Гистограмма».
3. Построение линейчатой диаграммы.
На «Лист 3»скопируйте данные с «Листа 2». Постройте линейчатуюдиаграмму по данным. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки F2 ипереименуйте имя листа на «Линейчатая».
4. Построение графика.
На «Листе 4».Переименуйте его имя на «График».
Для построения графика функции f(x)=7x2+2x+15на некотором отрезке [-2,2], необходимо подготовить данные. Дляэтого создайте таблицу, содержащую столбец значений независимо переменной х,изменяющейся от -2 до 2 с некоторым шагом h=0,5 и столбецзначений функции f(x).
5. Выполнение зачетного задания.
Выполните зачетное задание и предъявитепреподавателю результат, сохранив его в папке своего класса под своей Фамилиейи Именем.
Файлà Сохранить какàДокументыàпапка классаàДать имя документу
(Работа 5_Фамилия Имя)
ЗАЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ.
5.1. На«Листе 5». Наглядно представить долю стоимостикаждого устройства в общей стоимости компьютера.
Левый верхний угол диаграммы разместитевблизи таблицы и переименуйте имя листа на «5.1»
5.2. На«Листе 6». Левый верхний угол диаграммы разместитевблизи таблицы и переименуйте имя листа на «5.2»
Постройтеи отформатируйте графики функции f(x)=Sin(x) иf(x)=Cos(x) на отрезке [-10,10] с шагом 0,2.