Утверждаю: Директор ГБПОУ СТС ______________Д.В. Раздобреев « __ »__________ 202___ г. |
Методическиеуказания по выполнению
практических работ
Подисциплине: ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДННИЯ
Попрофессии СПО 29.01.07 Портной
г. Южно –Сахалинск
2022
Методическиеуказания для выполнения практических работ
по профессии СПО 29.01.07 «Портной»разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы ОП 03 «Основыматериаловедения»
Организация-разработчик: ГБПОУ СПО«Сахалинский техникум сервиса». Автор-составитель: Сухарева Ирина Михайловна,преподаватель, мастер производственного обучения. ГБПОУ СПО «Сахалинскийтехникум сервиса».
РАССМОТРЕНО
назаседании ПЦК «Сервис и дизайн» Протокол № 1
«27» сентября 2021 г.
Председатель ПЦК «Сервис и дизайн»__________________Белякова Е.В.
Пояснительная записка
Настоящиеметодические указания по выполнению практических и предназначены дляобучающихся по ОП 03 «Основы материаловедения» по профессии СПО 29.01.07«Портной».
Данныеметодические указания для студентов разработаны в соответствии с Федеральнымгосударственным образовательным стандартом по профессии СПО 29.01.07 «Портной».
1. Содержаниепрактических работ направлено на:
— обобщение,систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретнымтемам дисциплины;
— формированиеумений применять полученные знания на практике, реализацию единстваинтеллектуальной и практической деятельности;
— развитиеинтеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных,конструктивных;
— выработкупри решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность,точность, творческая инициатива.
2. Представленныепрактические работы ОП 03 «Основы материаловедения» выполняются после изучениятеоретического учебного материала разделов проектирования одежды.
3. Методические указания по проведению практических работ
ориентированына достижение следующих целей:
— экспериментальноеподтверждение и проверку существенных теоретических положений, закономерностей;
— формированиепрактических умений и навыков обращения с различными инструментами иприспособлениями, которые составляют часть профессиональной практическойподготовки;
— развитиеисследовательских умений (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливатьзависимость. делать выводы и обобщения, оформлять результаты).
Ониохватывают весь круг профессиональных умений, на которые ориентирована даннаядисциплина.
Напрактических работах обучающиеся овладевают первоначальными профессиональнымиумениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются совершенствуются впроцессе учебной и профессиональной практики.
Передвыполнением практических работ осуществляется проверка знаний, обучающихся ихтеоретическая готовность к выполнению заданий, а также инструктаж по выполнениюэтих заданий.
Поокончанию работ проводится обсуждение итогов выполнения работ.
Формыорганизации обучающихся на практических работах фронтальная, групповая,индивидуальная.
Оценкиза выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе (или вформе зачета) и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.
Требованияк оформлению практических работ.
Выполнениепрактических работ позволяет реализовать требования к уровню подготовки выпускников,предъявляемых соответствующих стандартов.
Практическиеработы значительно повышают качественный уровень знаний, повышают мотивацию кизучению дисциплины, дают возможность обучающимся более полно осознатьнеобходимость практической значимости приобретен умений, навыков, а такжеиспользование их в профессиональной деятельности.
Выполнениепрактических работ направлено на формирование об компетенций и профессиональныхкомпетенций, предусмотренных в ФГОС СПО по всем специальностям:
Код |
Профессиональные компетенции |
ПК 1.1 |
Проверять наличие деталей кроя в соответствии с эскизом |
ПК 1.2. |
Определять свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп |
ПК 1.4 |
Выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах или вручную с разделением труда и индивидуально |
ПК 1.5 |
Формировать объемную форму полуфабриката изделия с использованием оборудования для влажно- тепловой обработки. |
ПК 1.6. |
Соблюдать правила безопасности труда |
OK0l |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 02 |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. |
ОК 03 |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 04 |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных заданий |
ОК 05 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 06 |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 07 |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
В результате выполнения практических занятий обучающийся должен
уметь:
-подбиратьматериалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
-применять материалы при выполнении работ.
Дляподготовки к выполнению практических работ рекомендуется следующая литература:
Основные источники:
К.А.Гурович., «Основы материаловедения швейного производства»: учебникдля студ. высш. учеб. заведений / К.А. Гурович., 2-еиздание, стер – М, : ИЦ Академия, 2019. – 208 с.
БузовБ.А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейноепроизводство): Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б.А. Бузов, Н.Д.Алыменкова: Под. Ред. Б.А. Бузова. – М.: ИЦ Академия, 2019. – 448 с.
Дополнительные источники:
Учебники и пособия
1. КрючковаГ.А, Технология и материалы швейного производства,— М.:ОИЦ «Академия», 2005 г.
2. СавостицкийН.А., Материаловедение швейного производства, — М.:ОИЦ «Академия», 2006 г.
3. УстиноваС.А. Общие сведения о швейные материалы. — М.:ОИЦ «Академия», 2008 г.
4. Мальцева,Е.П. Материаловедение швейного производства 1986.
Мн.: Легпромбытиздат,
Амирова Э.К
Интернетресурсы:
http://shveyp.ru/category/materialovedenie-shvejnogo-proizvodstva/- Швейное производствоhttp://msd.com.ua/shvejnoe-proizvodstvo/klei-i-kleevye-prokladochnye-materialyprimenyaemye-v-shvejnom-proizvodstve/- Клеи и клеевые прокладочные материалы, применяемые в швейном производстве
http://www.mashyk.ru/press2.shtml- Технология производства трикотажных изделий
http://www.mosoblpress.ru/ramensk/show.shtml?d_id.
http://www.devichnik.ru/9912/moda.htm
http://www.kid.ru/problems/182.php3
http://xray1.nm.ru/book/psiholog/182.htm
http://www.dommod.ru/CoolSTG.R_1.T_49.html
http://www.topwords.com.ua/Allforwomen/6.htm
http://www.ria.ua/view.php?id=4391
Общиеуказания к выполнению практических работ.
1.Каждая практическая работа рассчитана на 2 академических часа занятий иобязательную предварительную домашнюю подготовку по теоретической части.
2.Подготовленность учащегося к практической работе проверяется на семинаре передвыполнением работы и проводится путем опроса. Учащиеся, неподготовленные квыполнению практических работ к занятиям не допускаются.
3.Каждый учащиеся после выполнения работы должен представить отчет по проделаннойработе
4.Отчет оформляется в тетради и должен содержать: название темы, цель работы ипорядок ее выполнения; -рисунки (или схемы); -приклеенные образцы материалов, скоторыми проводится работа; — выводы по проведенной работе
5.После оформления отчета и защиты учащийся получает зачет по выполненной работе,если: — работа выполнена в полном объеме; — сделан вывод по работе; — учащийсяможет пояснить выполнение любого этапа работы; — отчет выполнен в соответствиес требованиями к выполнению работы
Критерииоценки к практическим работам.
Отметка «5» ставится,если:
— работавыполнена полностью, в логических рассуждениях и обосновании решения нетпробелов и ошибок; — в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, неявляющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
— Отметка«4» ставится, если:
— работавыполнена полностью, но обоснование шагов решения недостаточны, если умениеобосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); — допущенаодна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, таблицах или схемах (еслиэти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
— Отметка«3» ставится, если:
— допущеныболее одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, таблицах или схемах, ноучащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
— Отметка«2» ставится, если:
— допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся невладеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Инструкция по технике безопасности и противопожарнойтехнике при выполнении практических работ
1. Во избежание несчастных случаев влаборатории обучающийся должен знать следующие:
а) действие электрического тока можетвызвать ожог, электрический шок;
б) небрежное отношение с утюгамиможет привести к ожогам;
в) действие химических веществ можетвызвать отравления и ожоги.
2. Длинные волосы должны бытьзаколоты или убраны под косынку.
3. В случае возникновения пожаранеобходимо очаг возгорания засыпать песком.
4. При тушении пожара в электроустановкахследует применять огнетушитель только с углекислотой.
5. При выполнении работы обучающийсядолжен быть внимательным и дисциплинированны, точно выполнять указанияпреподавателя.
6. Приступать к выполнению работытолько с разрешения преподавателя.
7. Размещать материалы, оборудованиена своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение илиопрокидывание.
8. Перед выполнением работывнимательно изучить её содержание и ход выполнения.
9. Обо всех замеченных неполадкахнеобходимо сообщить преподавателю.
10. По окончанию работы обучающийсядолжен привести в порядок рабочее место.
11. Обучающиеся не выполняющиеинструкции, не допускаются к занятиям.
Название раздела |
№ работы |
Название работы |
Количество часов |
Раздел 1. Основы художественного проектирования одежды |
1 |
Распознавание различных видов волокон по образцам. |
2 |
|
2 |
Распознавание различных пороков прядения, ткачества, отделки тканей. |
2 |
|
3 |
Определение волокнистого состава тканей по образцам. |
2 |
|
4 |
Определение механических, технологических и гигиенических свойств ткани по образцам. |
2 |
|
5 |
Определение сорта ткани по дефектам внешнего вида, показателям механических свойств, стойкости окраски. |
2 |
|
6 |
Определение вида и составление характеристики ткани. |
2 |
|
7 |
Изучение ассортимента новых видов тканей. |
2 |
|
8 |
Определение класса трикотажного переплетения. Классификация трикотажа: по способу вязания, по составу сырья, по способу отделки. |
2 |
|
9 |
Определение структуры и свойства нетканых материалов. Представленная информация была полезной? ДА 58.74% НЕТ 41.26% Проголосовало: 1076 |
2 |
|
10 |
Определение вида отделки в соответствии с характеристикой кожи. |
2 |
|
11 |
Определение классификации швейных ниток. Определение видов клеевых материалов. |
2 |
|
|
ИТОГО |
22 |
Практическая работа № 1
ТЕМА:Распознаваниеразличных видов волокон по образцам.
ЦЕЛЬ:Изучение методов распознавания волокон в образцах изделий.
Оснащение: образцыволокон и изделий (тканей); микроскопы с принадлежностями.
СОДЕРЖАНИЕРАБОТЫ:
1. Определить характер горения проб предложенных волокон и материала.
2. Изучить продольный и поперечный срез волокон и нитейисследуемых проб методом световой микроскопии.
3. Провести характерные химические реакции для определенияволокнистого состава материала.
ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ
1. Особенности горения волокон,характер остатка после сгорания.
2. Действие каких химическихреагентов можно использовать для распознавания натуральных волокон различныхвидов в сочетании с химическими?
3. Какие химические реакциипозволяют распознавать различные виды искусственных и синтетических волокон?
4. С помощью каких реактивовможно отличить вискозное волокно от ацетатного и ацетатное от триацетатного?
МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ
o В настоящее время применяютряд методов распознавания волокнистого состава: определение характера горения;микроскопические исследования; проведение химических испытаний; анализ спомощью люминесценции и ультрафиолетовых лучей, двойного лучепреломления и т.д.
Обычно распознаваниеволокнистого состава текстильных полотен проводят несколькими методами вопределенной последовательности. Вначале органолептически определяютпринадлежность полотна к ассортименту хлопчатобумажных, льняных, шерстяных илишелковых текстильных полотен. Затем готовят пробы материала (для тканейраздельно пробы основных и уточных нитей) с целью определения характерагорения, микроскопических исследований и химических испытаний.
При сжиганиипробы отличают ее поведение при поднесении к пламени, внесении в пламя иудалении из него, запах при горении и вид остатка после сжигания. Так,хлопковые, льняные, вискозные, полинозные, сиблоновые и медно-аммиачные волокнагорят без плавления с запахом жженой бумаги, образуя пепел серого цвета.Натуральный шелк и шерсть горят медленно, расплавляясь и скручиваясь внаправлении от пламени, с запахом жженого рога; после сжигания они образуютхрупкую, черную массу, легко растирающуюся в порошок.
Ацетатные, триацетатные исинтетические волокна горят с плавлением, но при этом ацетатные и триацетатныеволокна создают запах уксусной кислоты, поливинилхлоридные – запах хлора,полиамидные – запах сургуча с выделением белого дымка; при горении полиэфирныхволокон наблюдается черный дым с копотью. После сгорания ацетатных, триацетатныхи полиакрилонитрильных волокон образуется черный шарик неправильной формы,легко раздавливаемый пальцами. Остаток после сжигания полиамидных волокон –твердый шарик серого цвета, который невозможно раздавить пальцами; уполиэфирных волокон он черного цвета, а у полиолефиновых – желто-коричневогоцвета. Из-за идентичности характера горения волокон различных видов ивозможности влияния на него заключительной отделки волокон (отделкатермопластичными и термореактивными смолами) такое распознавание являетсяориентировочным.
Микроскопические исследованияпозволяют установить однородность или неоднородность материала по волокнистомусоставу, а также количество компонентов, входящих в состав. Распознавание можнопроизвести только тех волокон и нитей, которые имеют характерное строениепродольного вида и форму поперечного сечения, поэтому окончательноустанавливают вид волокна при химических испытаниях.
Распознавание волокнистогосостава изделий хлопчатобумажного ассортимента. Смешанные хлопчатобумажные текстильные полотна вырабатываются изпряжи, полученной из хлопка в смеси с другими волокнами, или изхлопчатобумажной пряжи в сочетании с другими видами нитей. Они могут содержатьвискозные обычные и модифицированные волокна и нити, капроновые, ацетатные, лавсановые,нитроновые волокна.
Пробу материала помещают впробирки с медно-аммиачным комплексом, в котором пробы хлопчатобумажных ихлопковискозных изделий плотностью растворяются. В случае полного растворенияпробы для выяснения наличия в ткани вискозных волокон или нитей готовятповторную пробу, которую обрабатывают 37%-ным раствором соляной кислоты втечение 30 мин. В этих условиях вискозные волокна полностью растворяются, анерастворившийся осадок представляет собой хлопковое волокно. Вид вискозного волокна(обычное, сиблон, полинозное) определяют по форме поперечного среза.
При неполномрастворении пробы в медно-аммиачном комплексе остаток нерастворившихся волоконпромывают дистиллированной водой и помещают в пробирку с ацетоном. Прирастворении волокон в ацетоне – ткань выработана из хлопковых и вискозныхволокон.
При устойчивости исследуемыхволокон к действию ацетона их опять тщательно промывают в дистиллированной водеи воздействуют на них соляной кислотой. Если в смеси присутствуют капроновыеволокна, происходит их полное разрушение, а при разбавлении раствора водойобразуется белый осадок. Наличие нитронового волокна проверяютконцентрированной азотной кислотой, которая их разрушает. Если остаток неразрушен, то можно предположить, что в ткани находятся лавсановые волокна,которые разрушаются под воздействием 97-98%-ной серной кислоты.
Распознавание волокнистогосостава изделий льняного ассортимента.Основной ассортимент льняных текстильных материалов
– ткани, которые в большинствесвоем неоднородны по волокнистому составу. Значительную удельную долю вассортименте составляют полульняные ткани с хлопком. Для их выработкииспользуют хлопчатобумажную пряжу в основе и льняную в утке. Из химическихволокон применяют вискозные и лавсановые. В некоторых тканях присутствуетсмешанная льнолавсановая пряжа, скрученная с комплексной лавсановой иливискозной нитью.
При исследовании данные,полученные изучением характера горения и микроскопическими исследованиями проб,подтверждают химическими испытаниями.
Льнохлопковые ткани. Пробыосновных нитей состоят из хлопковых, а уточных – из льняных волокон. Если этипробы обработать раствором азотнокислого серебра, то они почернеют. При ихпоследующей обработке слабым раствором азотной кислоты хлопок посветлеет, а леностанется в виде черных цилиндров. Наличие вискозных волокон в ткани можноопределить по их разрушению в 37%-ной соляной кислоте при комнатнойтемпературе. Хлопковые, льняные и лавсановые волокна в такой кислоте неразрушаются.
Если характер горения или просмотрпродольного вида и поперечного среза под микроскопом прогнозируют содержаниеполиэфирного волокна, пробу помещают в концентрированную азотную кислоту,которая растворяет все виды волокон, кроме лавсановых и хлориновых.
Распознавание волокнистогосостава изделий шерстяного ассортимента. Исследование сырьевого состава материала проводят на основезнания химических свойств волокон. Пробы материала помещают в 5%-ный растворедкого натра. Если они полностью растворяются, то материал содержит 100%шерстяных волокон.
При работе с неоднородным поволокнистому составу двух- или многокомпонентным материалом полученный остатокволокон промывают дистиллированной водой и обрабатывают 85%-ным раствороммуравьиной кислоты, которая разрушает капроновые волокна, но не разрушаетвискозных, лавсановых и нитроновых. При полном разрушении остатка можно сделатьвывод, что ткань двухкомпонентная шерстокапроновая.
Параллельно остаток другойпробы этого же материала после действия щелочи обрабатывают 37%-ной солянойкислотой. Полное разрушение остатка пробы свидетельствует о том, чтотекстильное изделий шерстовискозное или шерстовискозно-капроновое. Полученныйраствор разбавляют водой. Образование белого осадка свидетельствует оприсутствии капроновых волокон.
При наличии остатканеразрушенных волокон после последовательного воздействия на пробы материалаедким натром, муравьиной и соляной кислотой приступают к проверке вложения всмесь лавсановых, нитроновых или поливинилхлоридных волокон. При образованииостатка волокон после действия азотной кислоты его промывают дистиллированнойводой и обрабатывают холодной серной кислотой. Разрушение остатка волоконподтверждает присутствие лавсановых волокон, а образование остаткасвидетельствует о наличии поливинилхлоридных волокон.
Распознавание волокнистогосостава изделий шелкового ассортимента. Шелковые текстильные полотна вырабатывают из нитей натуральногошелка, искусственных, синтетических нитей и их различных сочетаний изхимических волокон и их смесей, а также смесей с хлопковыми волокнами.
Изучив характер горения пробматериала, приступают к их микроскопическому исследованию. Устанавливаютоднородность текстильного полотна по волокнистому составу или определяютколичество компонентов в смешанном материале. Далее предположительнопрогнозируют вид химических волокон, после чего приступают к химическимиспытаниям.
Ткани из натурального шелка вотличие от других тканей шелкового ассортимента растворяются в 5%-ном раствореNaOH или 40%-ном растворе КОН.
Так как значительное количествотекстильных полотен вырабатывается вискозно-капроновыми, ацетатно- илитриацетатно-капроновыми, вискозно-триацетатно-капроновыми ивискозно-нитрокапроновыми, наличие капроновых волокон проверяют воздействиемсоляной кислоты с последующим разбавлением водой. Появление белого осадкасвидетельствует о содержании в ткани капроновых волокон.
Вискозныеткани, в отличие от ацетатных, устойчивы к действию диметилформамида и 65%-нойкислоты. Чтобы отличить ацетатную ткань от триацетатной, ее надо поместить вацетон или метиленхлорид. Ацетатная ткань растворится в метилхлориде и нерастворится в ацетоне. Муравьиная и уксусная кислота в шелковых материалахрастворяют только капроновые и ацетатные волокна. Чтобы различить их междусобой на пробы воздействуют ацетоном, растворяющим только ацетатные волокна.
Распознавание волокнистогосостава изделий шелкового ассортимента отечественного производства можнопровести по схеме, приведенной в таблице 1.
Таблица 1 |
|||||
Послед-ть обработок |
Химический реагент |
Вид волокон |
|||
Растворяются |
Не растворяются |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
Едкий натр 50%-й или едкое кали 40%-е |
Натуральный шелк, шерсть |
Ацетатные, полиамидные, полиэфирные, поливинилхлоридные, полиакрилонитрильные |
||
2 |
Уксусная кислота ледяная |
Ацетатные |
Полиамидные, полиэфирные, поливинилхлоридные, полиакрилонитрильные |
||
3 |
Соляная кислота (6н. раствор) холодная |
Капроновые (при разбавлении раствора водой образуется осадок) |
Полиэфирные, поливинилхлоридные, полиакрилонитрильные |
||
4 |
Азотная кислота концентрированная холодная |
Нитроновые |
Полиэфирные, поливинилхлоридные |
||
5 |
Серная кислота концентрированная холодная |
Лавсановые |
Поливинилхлоридные |
||
План отчета
Даннаялабораторная работа проводится в два этапа. Вначале определяются различные волокнаразличными методами, а затем определяют волокнистый состав образца изделия,например, ткани. Работа по второму этапу заключается в том, что отделив изобразца изделия (ткани) несколько нитей основы и утка, определяют ихволокнистый состав, используя вышеуказанные методы. Распознавание волоконосуществляется тремя методами:
· по горению;
· микроскопией;
· химическими реактивами.
По первомуметоду различные волокна подвергаются горению.
Результатыисследования на горение заносятся в таблицу 2.
Таблица 2 |
|||||||
Вид волокон |
Проверка волокон на горение |
||||||
Поведение волокон при поднесении к пламени |
Характер горения |
Запах при горении |
Поведение Волокон при вынесении из пламени |
Вид золы (остаток) |
|||
Целлюлозные: лен ацетатное |
|||||||
Белковые: шерсть шелк нат. |
|||||||
Синтетические: капрон лавсан нитрон хлорин |
|||||||
Минеральные: стеклянное асбест |
|||||||
По второму методу волокнараспознают путем рассматривания их продольного и поперечного видов известныхволокон, устанавливают вид изучаемого волокна.
Далее таким же образом потретьему методу, исследования проводят, применяя химические реагенты.
Рекомендуется применятьмедно-аммиачный комплекс для распознавания хлопковых, льняных, шелковых икапроновых волокон; ацетон – для вискозных и ацетатных; фенол – для капроновыхи лавсановых. Результаты испытаний для волокон представить в виде таблицы 3.
Действие на волокна химических реагентов Таблица 3 |
||||||||
Наименованиеволокна |
Действие химических реактивов |
|||||||
медно-аммиачный |
ацетона |
фенола |
||||||
характер набухания |
растворение |
характер набухания |
растворение |
характер набухания |
растворение |
|||
Хлопковое |
||||||||
Льняное |
||||||||
Шелковое |
||||||||
Капроновое |
||||||||
Ацетатное |
||||||||
Лавсановое |
||||||||
и т.д. |
||||||||
-В отчете следует отметитьосновные признаки, проявленные нитями при горении, дать продольный и поперечныйвиды нитей и указать действие на них химических реактивов. Сводная таблицадолжна иметь следующую форму.
Таблица 4
Распознаваниеволокнистого состава образца ткани
Образец |
Признаки |
Продольный |
Поперечный |
Действие |
ткани |
при пробе |
вид нитей |
вид нитей |
хим. |
на горение |
реактивов |
|||
В концеотчета следует сделать вывод о том, каков волокнистый состав исследуемогообразца ткани.
Практическая работа №2
ТЕМА: Распознаваниеразличных пороках прядения, ткачества, отделки тканей.
ЦЕЛЬ: Приобрестипрактические навыки в распознавании различных пороках прядения, ткачества, отделкитканей
Оснащение: образцытканей различающихся по видам пороков, клей, лупа.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Определить вид порока ткани наобразце
Заполнить таблицу 1
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К РАБОТ
Установите соответствие порокамвнешнего вида ткани и его описанием