X-PDF

Практико-значимый проект по методике преподавания изобразительного искусства

Поделиться статьей

 

 

ГБОУ ВО  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГОУПРАВЛЕНИЯ»

Кафедраметодики преподавания гуманитарных и художественноэстетических дисциплин

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВАЯ ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА

 

 

«Сценарные планы уроков изобразительного искусства сприменением интерактивных методик развития процессов восприятия иассоциативно-образного мышления школьников на примере изучения произведенийизобразительного искусства»

 

МухинойГалины Юрьевны, учителя изобразительного искусства, слушателя курсов повышенияквалификации 2018/2019 учебного года

 

«Интерактивныйподход к преподаванию предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мироваяхудожественная культура» в общеобразовательных организациях»  (вариативныйкафедральный  модуль 72 час.)

 

 

 

 

 

Руководитель курсов: Ибрагимова О.В.,к.п.н., доцент кафедры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2018

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение                                                                                  3- 4

 

Содержательная часть                                                             5- 14

 

Теоретическое обоснование                                                     5- 6

 

Сценарный план урока в 5-ом классе                                       7- 9

 

Сценарный план урока в 3-ем классе                                      9- 12

 

Сценарный план внеклассногомероприятия                         12 — 14

 

Заключение                                                                                15

 

Список используемых источников                                            16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         Модернизация школьногообразования, реализуемая в настоящее время в рамках  Федеральныхгосударственных образовательных стандартов общего образования, на первое местовыдвигает требования к результатам образования, которые должны быть значимы запределами системы образования. Поэтому цель российского школьного образованияXXI века – не только создание условий для самореализации ученика в учебномпроцессе, но и его общекультурное, личностное и познавательное развитие,обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Художественное образованиеявляется эффективным средством всестороннего и гармоничного развития личности.В современном образовании в основу обучения, в том числе ихудожественно-эстетического, положены подходы, одним из которых являетсякомпетентностный. Компетенция – это «знание в действии», совокупностьвзаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков и способовдеятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов ипроцессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать поотношению к ним. Компетентность – это владение, обладание человекомкомпетенциями, включающими его личностное отношение к ним и предметудеятельности.  Профессиональная компетентность — это сумма знаний и умений,которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств. 

 Цель учебногопредмета «Изобразительное искусство» в соответствии с требованиями Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования –формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культурыдуховно-нравственной, развитие визуально-пространственного мышления учащихсякак формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формысамовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространствекультуры.

 В  условиях ФГОСучителю необходимо организовать урок так, чтобы каждый ученик не просто усвоилряд понятий и правил, получил от своего труда  радость творческого познания, нои смог  применять   в  другой практической или учебной ситуации приобретенныезнания. Учитель перестает быть носителем «объективного знания», котороепытается передать учащимся. Его главной задачей становится мотивироватьучащегося на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организоватьсамостоятельную деятельность учащегося, в которой каждый мог бы реализоватьсвои способности и интересы. Учитель – создатель условий «развивающей среды», вкоторой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития егоинтеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций. В этом естьбазовая профессиональная компетентность учителя. 

Меняетсяструктура урока и технологии его проведения, деятельность учителя и ученика,характер взаимоотношений между учителем и учеником. Сама развивающая системапредполагает использование различных современных технологий, подчиняющихсяпредметным, метапредметным и личностным результатам.

Базовые технологии стандартов второго поколения:

       Личностно-ориентированное обучение;

       Технология развития ассоциативно-образного мышления;

       Технология проблемного обучения;

       Диалоговые методы обучения;

       ИКТ технологии;

       Технологии проектной деятельности.  

Цель проекта:систематизация и обобщение педагогического опыта коллег в реализации ФГОС ООО,внедрение в работу материалов курса, повышение профессиональной компетентностиучителя изобразительного искусства.

Для достижения поставленной цели необходимо решениеследующих задач:

1.   Изучениетеоретических материалов курса;

2.   ИзучениеКонцепции духовно-нравственного развития и воспитания личности (авторы

А.Л. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков);

3.  Обобщение собственного педагогического опыта и систематизациядидактического материала по применению интерактивных методик и ИКТ на уроках иво внеурочной деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Я работаю по программе Б.М,Неменского «Изобразительное искусство» 5-9 классы. Основная цель предмета -развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формыэмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыраженияи ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Основныеформы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредствомовладения художественными материалами, зрительское восприятие произведенийискусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. 

    Основными задачами предмета являются:

      Формированиеопыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия реальности ипроизведений искусства;

      Освоениехудожественной культуры как формы материального выражения в пространственныхформах духовных ценностей;

      Развитиетворческого опыта как способности  к самостоятельным действиям в ситуациинеопределенности;

      Формированиеактивного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой,эстетической и личностно-значимой ценности;

      Воспитаниеуважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в развитии способностиориентироваться в мире современной художественной культуры; архитектуре,изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной ипространственной среды и понимании красоты человека;

      Овладениеосновами практической работы различными художественными материалами иинструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой ипроизводственной среды.

     Исходя из требований времени,меняется подход к современному уроку.  Как выстраивается современный урок? Должен ли он отражать  классическую  структуру    или  строится  на фонеактивного применения собственных творческих наработок? Я считаю, чтопрофессиональная компетентность учителя – главный ресурс образовательногопроцесса.   Мастер педагогического труда — это, прежде всего, высококомпетентныйв психологопедагогической и собственной предметной области специалист, умеющийрепродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки,умения  А.А. Крылов.       Что же такое «профессиональная компетентностьпедагога»? Способность педагога превращать специальность, носителем которой онявляется в средства формирования личности обучающегося.         Компетентностисовременного учителя — это синтез профессионализма, (специальная, методическая,психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самогопроцесса обучения, оптимальное использование средств, приѐмов, методовобучения) и искусства (актѐрство и ораторство).

Профессиональныекомпетентности учителя изобразительного искусства:

     Психолого — педагогическая 

     Общехудожественная 

     Методическая

     Просветительская 

     Исследовательская  

     Информационно – коммуникационная 

     Инновационная 

     Креативная

           Разрабатывая урок, не всегда можешь предположить, каким будет его ход ирезультат.  Ведь    они зависит от многих факторов:  настроения обучающихся, уровня их подготовленности,  развития творческих способностей. 

         Чтобы достигнутьзапланированной цели урока  в своей педагогической деятельности,  вместе  сдругими  приѐмами и методами я  применяю  интерактивные методы обучения.Во-первых, это интересно детям в любом возрасте,  во-вторых, это помогаетповысить учебную мотивацию:

     Активизация мышления независимо от желания школьника;

      Самостоятельнаятворческая выработка решений, добывание и интерпритация ответа;

      Длительноевовлечение в учебный процесс (несколько заданий, обсуждение и т.д.);

      Высокаястепень мотивации и эмоциональности; Высокая результативность. 

         Эта форма организацииучебного процесса охватывает все этапы урока и помогает успешно реализоватьглавный принцип обучения – учение в действии,  сформировать  у учащихсяличностные, метапредметные и предметные результаты. 

 В следующей части проекта япредставлю вашему вниманию сценарии уроков  изобразительного искусства.

       

 

 

 

Сценарный план урока изобразительногоискусства в 5-ом классе по теме «О чем рассказывают гербы и эмблемы» сиспользованием интерактивных методов и различных видов самостоятельнойдеятельности учащихся.

Цели: формироватьпредставление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества,символизирующем отличие от других общностей; 

Задачи: Образовательные -познакомиться основными частями классического герба, символическим значениемцвета, формы и изображений на гербах, углубить знания детей о месте и ролидекоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

Развивающие — научитьобучающихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступномуровне;

Воспитательные — формироватьуважительное и доброжелательное отношение к культуре, религии и традициям,воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическоеотношение к миру и искусству, любовь к Родине, ее истории, культуре; развиватьтворческий интерес, познавательную активность, фантазию, ассоциативно-образноемышление, навыки работы с художественными материалами, применять творческий подходк выполнению задания.

Ход урока

I этап урока.

Слайд 1-2. Звучит музыка Ж. БезеСюита. Марш Тореадор» из оперы «Кармен». Учитель начинает рассказ о жизнисредневекового рыцаря.

  Представьтесебе средневекового рыцаря. Он с ног до головы закован в броню, только узкаяпрорезь оставлена для глаз. Чье же лицо скрыто за этим забралом? Может этославный рыцарь времен короля Артура? Или странствующий рыцарь из испанскогогорода Толедо? А может, один из героев знаменитой «Песни о Роланде» французскийрыцарь?

Или немецкий?

Постановка проблемного вопроса:

  Что нам поможетузнать об этом человеке? Откуда он?

Учащиеся рассматривают иллюстрацию напрезентации и слушают ответы одноклассников.

3 слайд  Работа с учебником. Найти в текстепонятия: герб, герольд, геральдика. 

II этап урока.

Представление результатов работыпоисковой группы: презентация и сопроводительный текст.

4 -5   слайды. Изначально гербыпомещались на боевом щите,  имевшем  итальянскую, варяжскую, исландскую,немецкую, английскую формы.   Герб мог быть квадратным, овальным, в видеромба. 

6                   слайд. Геральдический знак описывает не отдельную личность, асемью. Это описание сделано сложным закодированным языком.  Например, цвет имелсимволическое значение. Золото считалось символом богатства и власти,  серебро– символом невинности и чистоты. Самыми распространенными были червлѐный(темно-красный) – любовь и смелость; голубой или синий – символ красоты,величия, чести, возвышенности; зеленый означал изобилие и свободу;

пурпурный (красный с оттенкомсинего) – символ благородства, достоинства, величия, могущества, власти; черный– мудрость.

До сих пор эти обозначения цветов используются вгербах и флагах многих государств.

7                   – 8  слайды. На гербах изображались животные и растения. Этиизображения не считались геральдическими, но несли в себе определенныйсимволический смысл.

9 -10 слайды. Одно из заданий заключалось в том, чтобы найти изображение гербаВоскресенского муниципального района и объяснить символическое значениеизображенных элементов. 

Описаниегерба: «В пурпуре золотой  тарч, увенчанный таковой же княжеской шапкой».

         Во второй половине XVI столетиясело Марчуги, находящееся на территории современного Воскресенскогомуниципального района было пожаловано в наследственное владение князю МихаилуФѐдоровичу Пожарскому, который женился в 1571 году на дочери владельцасоседнего села Петровское Ефросинье Беклемишевой. Эти земли унаследовал их сын- Дмитрий Пожарский, ставший впоследствии знаменитым полководцем и снискавшимславу освободителя Отечества. Это историческое событие отражено в гербеВоскресенского муниципального района: в пурпурном поле изображѐн золотой щит(тарч — круглый щит) Дмитрия Пожарского. Изображение щита, рельефно украшенноголиком Спасителя и орнаментом, перекликается со щитом с памятника Минину иПожарскому, установленному на Красной площади в Москве. В геральдике щит -символ защиты, стойкости, покровительства. Княжеская шапка и пурпурное полесимволизирует княжеское достоинство Дмитрия Пожарского и высокий статус егоземель. 

Герб украшает лента с девизом.Девиз – это краткое изречение, подчеркивающее достоинство и жизненные ценностивладельца.

11 слайд. Работа с учебником:рассмотреть иллюстрации и найти на слайде  элементы герба.

III этап урока.

12 слайд. Творческое задание погруппам: 1-ая группа – создает эскиз собственного герба; 2-ая группа -выполняет эскиз  эмблемы  для школьного кабинета (изобразительное искусство,технология, биология, спортзал, библиотека и др.); 3-я группа — разгадываетгеральдический кроссворд и оформляет его в виде герба; 4-ая группа — рисуетэскиз герба по заданным параметрам.

IV  этап урока.Представление и защита работ группами.

V     этапурока. 13 слайд. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

       Сценарный план урока изобразительного искусства в3-ем классе по теме

«Картина-пейзаж»

Цели урока:  познакомить  сжанром изобразительного искусства – пейзажем;  показать роль искусства впонимании красоты природы.

Задачи: образовательные:знать картины и имена крупнейших русских художников — пейзажистов И. Левитана,А. Саврасова, И.Шишкина, А.Куинджи, В.Серова, И. Репина, К.Маковского, овладениеэлементарными практическими умениями и навыками в рисунке; эстетическая оценкаявлений природы.

Развивающие: развитие наблюдательности,творческой фантазии.

Воспитательные: воспитывать любовь ибережное отношение к природе.   

Ход урока:

I     этапурока.

Мотивация учебной деятельности.  Звучиттихая музыка  А. Вивальди «Времена года» из цикла «Весна» — (Слайд 2) – картиныменяются под тихую музыку, обучающиеся читают стихотворения о природе А.Плещеева, А. Блока. Вопросы учителя об услышанных стихах. Слайд 3 Игра «Уберилишнее» (необходимо убрать натюрморт, портрет, анималистический жанр).

II  этап урока.

Постановка учебной задачи. Необходимо определить тему нашего сегодняшнего урока, отгадав вопрос постихотворению (Слайд 4). 

Если видишь, на картине               Или снежнаяравнина

Нарисованарека,                            Или поле и шалаш,- Или ель и белый иней,                   Обязательно картина

Или сад и облака,                           Называется…(Пейзаж).

III               этап урока. Изучение нового материала. Итак, что такоепейзаж? Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу.Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17вв. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то времяособенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи былисозданы в 19 веке. А кто может  назвать художников этого времени? Это  А. К.Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природысодержательны и поэтичны. Художник-пейзажист передает в картине образ природы,ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустноеи тревожное.

А вы наблюдали за природой? Замечалиее красоту и настроение? А как меняется? Что вы наблюдали?

На какие виды делится жанр пейзажа (Слайд 5).

      Сельский (рисуются поля, деревенские дома);

      Городской  (изображение различных улиц, видов города, домов);

       Морской(рисуются виды моря) он ещѐ называется маринисткой, а художники –маринисты.    

IV               этап урока. Видеофрагмент «Образы природы в произведенияхЛевитана с обсуждением. Учащиеся должны определить отношение  художника кизображаемому, какие средства и приемы позволили художнику выразить настроениеприроды.  

Физкультминутка.

V  этапурока. Творческая практическая деятельность учащихся. Как правильнопостроить пейзаж? Предлагаю Вам на выбор 2 варианта – смотрим видеоурок илирисую я, а Вы смотрите и повторяете за мной.

В случае выбора первого варианта –включаю Видеофрагмент – «Рисуем горный пейзаж», если выбран второй вариант –рисую на листе формата А3, параллельно комментирую этапы построения по приведенномуниже алгоритму.

Этапы построения:

1.Выбор уголка природы. Работа выполняется снатуры  или по  представлению.

2.Работа начинается с наброска карандашом.

3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.

4.Используем 2 закона: линейной и воздушнойперспективы.

  Законыперспективы.                                                                       

1.  Все ближние предметывоспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно.                              

2.  Все ближние предметывоспринимаются четко, а удаленные –неопределенно.                              

3.  Набольшом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлееближних.                                                         

4.  Всеближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся намобъемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.  

5.  На цвет предметов впространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше.

6.  В зависимости отвремени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.

VI этап урока.  Выставка, анализ и оценкаработ самими учащимися.

Рефлексия (Слайд 7)  Что мы изучали науроке?  Предлагаю закончить предложение:

 «За этот урок я понял, что…», «Мнепонравилось…», «Я не напрасно провел этот урок, потому что…», «Главным дляменя было…», «Урок дал мне для жизни…».

      Внеурочнаядеятельность должна быть интересна учащимся. Это мир творчества, проявления ираскрытия каждым ребѐнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».Предлагаю сценарий внеклассного мероприятия с использованием интерактивныхметодик и ИКТ.

Сценарный планвнеклассного мероприятия. КВН «Фестиваль искусства» для учащихся 5-6-хклассов

Цель: созданиеблагоприятной атмосферы для творческой деятельности и эстетического воспитанияучащихся через разные виды искусства.

Задачи: 

-активизировать познавательнуюдеятельность учащихся, развить интерес к учебным предметам искусства;

  воспитыватьнравственно — эстетическое отношение к миру; 

  способствоватьразвитию навыков: слушать и видеть, сопоставлять услышанное/увиденное спроизведениями искусства.

Продолжительность мероприятия 45 минут

Звучит музыка“Мы начинаем КВН”, команды занимают свои места. (слайд 1) — Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас! Сегодня самым весѐлым инаходчивым предстоит проявить себя во всех сферах искусства и показать, кто вочто горазд!!!

  Команды готовы кигре?

  Итак, мы начинаем!

Домашним заданием для команд было:придумать название и девиз команды, связанные с искусством.

 «Приветствие» (слайд 2)

Командыдемонстрируют домашнюю заготовку (название команды, песня, девиз, эмблема – всѐдолжно быть связано с ИЗО или музыкой). 

Жюри изстаршеклассников и учителей пишут название команд на доске и выставляют первыеоценки за конкурс.

―Разминка‖ (слайд 3)

Конкурс пройдѐт по принципу ―Цветных вопросов‖

Каждой команде поочереди ведущий называет предмет или явление. Задача – найти ему свой цвет –тот, который уже нашѐл народ и вставил в поговорки. Например: лиса — рыжая,волк — серый.

                Тоска….(зелѐная – ужасная тоска).

                Мечты…(розовые – представляют все в приятном виде, отсекаютплохое).

                Кровь…(голубая – дворянское происхождение).

                Девица …(красная — красивая).

                Середина… (золотая – образ действий, при котором избегаюткрайностей, риска, смелых решений).

                Кость… (белая — дворяне).

                Список… (черный — список чего-либо запретного).

                Руки… (золотые — умелые руки мастера).

Конкурс «Живая картина» (слайд 4)

Теперь каждому капитану предстоитстать скульптором и из членов своей команды изобразить картину (Васнецов«Богатыри», «Алѐнушка на камне» — задание пробное и может не оцениватьсяжюри (слайд 5); Суриков «Взятие снежного городка», Репин «Письмо турецкомусултану» (слайд 6).

Музыкальный конкурс (слайд 7).

Спеть куплет песни, в названии или тексте которойесть цвет.

Конкурс ―Найди пару‖ (слайд 8).

Подберите стихи к произведению искусства.

Перед командамирасположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон «Конец зимы. Полдень»; И.Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г.Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».

Учащиеся должныподобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображениемзимнего пейзажа, объяснить свой выбор.

Приготовилась зима:                         Зорям —алые чернила,

Краски выбрала сама.                       Всемдеревьям — чистые

Полю — лучшие белила,                    Блесткисеребристые.

                                                   В. Фетисов

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит,                  Неподвижною,немою,

И под снежной бахромою,          Чудной жизнью онблестит.

                                                              Ф.Тютчев

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.     А. Пушкин

В январе, в январе                                 Солнце в небе голубом.

Много снегу на дворе.                            Внашем доме топят печки.

Снегна крыше, на крылечке,                 В небо дым идет столбом     С.Маршак

        

            Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.     С. Есенин

Подведение итогов

Итак, подошел к концу нашКВН, и пока идѐт подсчѐт голосов болельщикам предлагается ещѐ немногопозабавиться и разыграть песню «Вдруг как в сказке скрипнула дверь».  

Слово жюри: оглашение результатов инаграждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Системно-деятельностныйподход дает широкие полномочия учителю включать в урок многообразиеразличных видов самостоятельной художественно-творческой деятельностиучащихся.  Учителю предоставляется возможность построить урок с учетомактивного участия обучающихся в самостоятельном добывании новых знаний,формировании активной позиции, инициативности, коммуникабельности, креативностии умения сотрудничать в творческом коллективе, а включениеинформационно-коммуникационных технологий позволяет не только сделать болеенаглядным демонстрационный материал, но и разнообразить задания. Благодаря  интерактивным методикам и ИКТ я стараюсь активизировать познавательные интересышкольников, выявить их художественные предпочтения, побудить к совместнойдеятельности, то есть дать возможность учиться с удовольствием.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.  ВведениеФедеральных образовательных стандартов основного общего и среднего общегообразования. Музыка (5 – 7 классы). Изобразительное искусство (5 – 7 классы).Искусство (8 – 9 классы). Мировая художественная культура (10 – 11 классы).Дистанционное консультирование. Поликультурное воспитание средствами фольклора:методические рекомендации/под ред. Г.П. Сергеевой. – Наро-Фоминск: МАОУ ДПО(повышение квалификации) специалистов «Учебно-методический центр», 2014. – 90с., с. 12.

2.  Данилюк, А. Я. Концепция духовно — нравственного развитияи воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков,В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. – 23 с. — (Стандарты второго поколения).

3.  Изобразительноеискусство. Планируемые результаты. Система заданий 5-8 классы: пособие дляучителей общеобразовательных учреждений / И.Э. Кашекова, Е.П. Олесина; под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.  – М.: Просвещение, 2013. – 128с.

4.  Профессиональныекомпетентности педагогов: теория и практика. Образовательная область«Искусство»: коллективная монография / под ред. Д.В. Корнева, Г.П. Сергеевой. –М.: ГБОУ ВО МО АСОУ, 2015. – 124 .

5.  Формированиеценностных ориентаций школьников 6-8 классов в процессе комплексного освоенияразличных видов искусства. Автореферат. Ибрагимова О.В. — М.: 2002. – 21 с.

6.  Примерные программыпо учебным предметам. Изобразительное искусство.5-7 классы.

Музыка.5-7 классы. Искусство.8-9 классы.- М.:Просвещение, 2011.-176 с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет